Виды предпусковых подогревателей двигателя и принцип их работы. Котел предпускового подогрева двигателя


Система предпускового подогрева двигателя

Зимой — холодно. Наши автомобили, даром, что железные, переносят холод ничуть не легче нас. Особенно при запуске в мороз. Ведь приятно же морозным утром сесть в теплый салон, без проблем запустить двигатель и спокойно, никуда не спеша, ехать по своим делам. Не только приятно, но и полезно. Здоровье автомобиля во многомзависит от условий его пуска в мороз, а наше здоровье — от того, насколько комфортно в автомобиле. И пускай это звучит несколько пафосно, но именно предпусковой подогреватель способен избавить и машину, и нас от многих болячек. В том числе и нервных.

Зачем нужен предпусковой подогреватель?

Холодный пуск двигателя возможен, и тысячи автомобилистов в этом убеждаются каждый божий день. Не всегда, правда, это заканчивается победой над замерзшим двигателем, но попытки холодного запуска мы предпринимаем регулярно. И вредим тем самым двигателю. Дело в том, что холодный пуск двигателя, дизельного или бензинового,без разницы, сокращает его ресурс минимум на 400-500 км. Каждый из пусков. Это ж страшная цифра, получается. Для этого умельцы и изобретатели начали создавать разные устройства, которые не давали бы двигателю остывать в мороз за ночь.

Самым радикальным методом стоит признать способ, широко распространенный у дизелистов Архангельской области и тех краев, где ночная температура щекочет 30-градусную отметку термометра. Они просто не глушат машины на ночь,потому что запустить задубевший от холода КрАЗ или Магирус — дело непростое и без паяльной лампы тут не обойтись. Паяльная лампа — не слишком прогрессивный метод запуска по понятным причинам, поэтому предпусковые подогреватели, которые стали обычным явлением в холодной Финляндии и Швеции, плавно оккупируют витрины наших автомагазинов. Что это за штука такая и какие они бывают, разберемся прямо сейчас.

Электрические предпусковые подогреватели на 220 Вольт

Тюнинг, говорите? Кожаный салон и карбоновая пленка? Первый тюнинг, который просто обязан сделать каждый водитель, который эксплуатирует машину всю зиму напролет, это установка предпускового подогревателя двигателя, своими руками или силами СТО — не суть важно. Устройство не просто снимет вопрос о невозможности запускамотора, но и уменьшит расход топлива, и увеличит ресурс двигателя. Осталось решить, как выбрать предпусковой подогреватель правильно, исходя из условий запуска автомобиля. Одно правило — никаких Синь-Джи и прочих китайских подогревателей.

Для начала, предположим, что мы храним автомобиль в непосредственной близости от розетки. В гараже, к примеру. В этом случае можно воспользоваться простым и недорогим электрическим предпусковым подогревателем на 220 В. Самые простые модели таких подогревателей разработаны под впечатлением инженеров от обычного бытового кипятильника. В принципе, ничего сложного. Нагревательный элемент интегрируется в систему охлаждения, провода выводятся наружу, а в любой момент мы сможем подключить его к обычной розетке и прогреть двигатель путем нагревания антифириза.

Вся Северная Европа сидит на таких подогревателях, а распространены они так, что на каждой Богом забытой стоянке обязательно установлена бесплатная розетка для подключения устройства. Установка предпускового подогревателя на 220 вольт, точнее, сложность выполнения монтажа, зависит от количества элементов, входящих всистему. Как правило, купить предпусковой подогреватель в Украине или в РФ — не проблема. Проблема — выбрать. Вот только основной перечень элементов, которые могут входить в состав системы электрического подогрева двигателя:

  • нагревательный элемент;
  • коммутация кабеля подключения к сети;
  • узел подогрева охлаждающей жидкости;
  • блок обогревателя салона;
  • пульт управления базовый;
  • дистанционный пульт управления;
  • устройство для подзарядки аккумулятора автомобиля.

И это еще не самый сложный вариант. Есть и электрический предпусковой подогреватель с помпой, которая также встраивается в систему охлаждения и прогоняет теплый антифриз по двигателю. В принципе — это классическая схема устройства для бензинового двигателя. Однако, можно купить электрический предпусковой подогреватель для дизеля и он будет несколько отличаться по конструкции и сложности инсталляции. Дело в том, что устройства для моторов на солярке прогревают не только антифриз и салон, они обязаны подогревать еще и топливо, иначе оно на морозепревратится в кисель и откажется закачиваться в систему питания двигателя. Такие устройства выпускаются как в Европе, так и в СНГ. Самый именитый бренд — норвежские предпусковые подогреватели Defa. Выпускают их и в РФ, контора называется «Северс».

Устройства, работающие от электрической сети, не слишком дорого стоят, просты в установке и их работа не зависит от заряда аккумулятора, топливо не расходуется при прогреве, но они не могут работать автономно. Розетки у нас стоят не на каждой парковке.

Автономная система предпускового подогрева двигателя

Одним из самых распространенных предпусковых подогревателей считается жидкостный отопитель. По сути — это та же автомобильная печка, только в роли источника тепла выступает не двигатель автомобиля, а автономная камера сгорания. Устройство может работать на том топливе, которое используется в автомобиле, а расход его можетсоставлять до 0,4-0,5 литра в час. Принцип действия такого устройства не так сложен, как кажется — отдельный насос закачивает бензин или солярку в камеру сгорания, где они попадают в зону действия керамического зажигательного элемента.

Можно было бы, в принципе, пользоваться и металлическим запалом по принципу работы дизельных свечей подогрева, но металл потребляет слишком много электрической энергии. Таким образом, при совсем небольшом токе потребления,мы получаем воспламенение топливо-воздушной смеси. При помощи встроенной гидравлической помпы система прокачивает охлаждающую жидкость и прогревает ее до заданной температуры. Как только температура поднимется довыставленной отметки, включается вентилятор штатной печки. Воздух в салоне прогревается до определенной температуры, после чего топливный насос выключается и система остывает. Как только срабатывает термодатчик, система автоматически активируется снова.

Кроме того, такая система может иметь и летний режим рециркуляции, при котором без особого труда удается профильтровать воздух, поступающий в салон, и понизить температуру, как минимум, до уличной. Но это, как приятная бесплатная опция, а включаться такая система может несколькими способами. Каждый производительпредлагает свою, и каждая из них стоит по-разному. Дешевле всего купить предпусковой подогреватель двигателя с системой запуска от таймера. Он программируется на определенное время и на определенную температуру в салонеили продолжительность работы.

Более продвинутые системы управления предпусковыми подогревателями подразумевают наличие дистанционного управления. Как правило, они снабжены GSM-модулем, который может управляться с мобильного телефона. Прелесть в том, что для управления системой совсем необязательно находиться в радиусе километра, как в случае с SM-модулями. Позвонить и прогреть свой автомобиль можно из другого города, главное, чтобы было покрытие сети. Также есть масса устройств, которые работают на другой частоте и могут реагировать на сигнал в зоне от 1000 до 5000 метров.

Несомненные преимущества таких устройств — полная автономность, независимость от источников энергии, кроме, естественно, наличия топлива в баке автомобиля. Это самые эффективные устройства, могут работать долго и строго соблюдать режим включения и выключения, что полностью исключает человеческий фактор. Безусловные минусы — цена не слишком греет, работа таких устройств невозможна при усаженном аккумуляторе, а установка предпускового подогревателя автономного типа своими руками практически невозможна.

Системы предпускового подогрева двигателя своими руками: установка и настройка

Народные умельцы и просто изобретательные автолюбители уже давно положили глаз на предпусковые подогреватели. Однако, при таком изобилии на рынке, едва ли стоит рисковать, особенно, когда речь идет об электрических подогревателях на 220 Вольт. Некоторые умудряются устанавливать предпусковой подогреватель масла, а конструкциявыглядит, как нихромовая спираль или гибкие греющие пластины. Ничего хорошего о таких устройствах сказать нельзя, поскольку самодельный предпусковой подогреватель, который греет задубевшее масло с минимальной теплопроводностью — полнейшая околесица. Самодельные устройства высаживают АКБ очень быстро, а толку отместного прогрева масла невероятно мало. Не говоря уже о коротком замыкании или пожаре. Так что с подобной самодеятельностью лучше быть осторожным.

Вместо этого рассмотрим несколько популярных моделей устройств, которые наиболее часто устанавливают в автомобили и большую часть — своими руками.

  • Подогреватель Теплостар 14ТС 10, инструкция к которому говорит о возможности запуска с расстояния 150 метров, представитель самых неприхотливых устройств. Система, правда, не имеет обратной связи, так что водитель дистанционно не может контролировать процесс прогрева. Собирается прибор в Самаре, а купить такое устройство можно за 24 000 рублей в РФ. Применяется для дизельных двигателей грузовых автомобилей и автобусов. Судя по отзывам, прибор работает стабильно, единственный недостаток — отсутствие обратной связи.
  • Более продвинутая модель бензинового подогревателя — Бинар 5. Но и цена у него соответствующая — около 30 тысяч рублей, плюс 10 тысяч за установку у официального дилера. Есть как дизельные, так и бензиновые модели. Питаетсяустройство от 12 вольт, а работает на бензине или солярке, в зависимости от модификации. Огромный плюс — наличие GSM-модуля.
  • Простой и надежный электроподогреватель на 220 вольт — Атлант. Аппарат расходует 1,5 кВт, монтируется элементарно своими руками, поддерживает температуру антифриза до 85 градусов. Поддерживает принудительную циркуляцию, в состав конструкции входит жидкостная помпа.
  • Маленький обзор мы завершим самым простым устройством — Магнум 3. Подогреватель представляет собой простейший нагреватель в корпусе, к которому подключаются патрубки системы охлаждения. Циркуляция охлаждающей жидкости — естественная термосифонная. Мощность прибора — 1000 Вт. Термодатчик срабатывает при температуре антифриза 95 градусов, а нижний порог — 60 градусов. Цена прибора — 1500 рублей.

Этот материал — повод задуматься над тем, нужен ли в автомобиле предпусковой подогреватель, стоит ли изобретать его своими руками, и какой из типов и моделей наиболее подходит к условиям эксплуатации автомобиля? Не надо мерзнуть и жалеть денег на хорошие приборы, которые продлевают срок службы двигателя и делают эксплуатацию автомобиля комфортной и безопасной!

А вдруг и это будет интересно:

myfords.ru

Лучшие модели предпусковых подогревателей для двигателя

В северных регионах проблема запуска мотора на холоде актуальна всегда – мороз сгущает масло, усложняя проворачивание коленвала и ухудшает испаряемость топлива, снижает токоотдачу аккумулятора. Даже разница в тепловом расширении отдельных деталей играет роль: поршень с плавающей посадкой пальца на холоде закусывает его, а нижняя головка стального шатуна сжимается сильнее, чем чугунный коленвал.

Предпусковой электроподогреватель двигателя

Поэтому, заведя двигатель, приходится его прогревать, чтобы не рисковать поломкой при начале движения. Здесь раскрывается минус уже дизельных двигателей: на холостом ходу они медленно нагреваются даже летом, зимой же разогреть дизель на морзе  невозможно. Прогазовки на холоде – немалый риск проворота вкладышей коленвала, задира постелей распредвалов.

Практика предварительного нагрева двигателя так же стара, как и сами автомобили – и сейчас можно увидеть, как мотор подогревают паяльной лампой. Но такой способ неудобен и небезопасен. Так что и самодельные, и заводские системы предпускового подогревателя двигателя появились давно и продолжают сохранять актуальность.

Содержание статьи

Принцип действия

Идея предпускового подогревателя двигателя проста: так как мотор заполнен антифризом, то, нагревая антифриз от постороннего источника, удастся равномерно подогреть и сам двигатель. Рабочие зазоры между деталями придут в норму, разогреются масло (оно нагреется в поддоне от тепла картера и на многих машинах после запуска начнет проходить через тосольно-масляный теплообменник) и впускной коллектор. Для дизелей и моторов с распределенным впрыском это менее актуально, карбюраторному мотору разогрев коллектора и самого карбюратора в районе жиклеров системы холостого хода необходим. Часть тепла мотор отдаст и коробке передач, что тоже немаловажно. Сев в машину, можно сразу включить печку и разморозить стекла.

Предпусковые подогревателя делятся на две категории

  1. Электрические.
  2. Автономные.

принцип работыПростейшие предпусковые электроподогреватели – это ТЭНы в металлических патрубках, врезаемые в нижний патрубок радиатора. Такие конструкции самодельные благодаря простоте, в северных районах России можно увидеть машины с вилкой 220В, торчащей из-под капота. В Северной Европе же можно даже найти парковки, где у каждого машиноместа стоит столбик с розеткой.

Понятен и минус этого – подогрев идет медленно из-за отсутствия принудительного движения жидкости в контуре. Его избегают, вводя в контур охлаждения дополнительный электронасос, но необходимость каждый раз подключать предпусковой подогреватель к внешнему источнику тока остается. Но популярности электроподогреватели не теряют, есть интересные модели, которые прогревают мотор и одновременно подзаряжают аккумулятор.

устройство и принцип работы автономного подогревателя

Жидкостный (автономный) подогреватель подсоединяется к электросистеме, топливной магистрали и системе охлаждения.

Но как подогреть мотор, когда розетки рядом нет? Вариант только один – жечь собственное топливо. Так устроены автономные предпусковые подогреватели: это небольшие печки, сжигающие топливо, забираемое из бака, и греющие встроенный теплообменник. Такой предпусковой подогреватель легко автоматизировать – подключить к нему таймер, выход управления от сигнализации. Благодаря этому на коммерческом транспорте подобные модели, у которых можно даже задавать недельное расписание подогрева, ставятся с завода, а название производителя автономных подогревателей Webasto повторило судьбу «Ксерокса», став в разговорном языке синонимом систем предпускового подогрева.схема

Конечно, есть у автономных подогревателей свои минусы:

  1. Во-первых, им нужно топливо – при почти пустом баке Вы останетесь с холодным автомобилем.
  2. Точно так же нужен и заряд аккумулятора – со старой батареей мотор-то прогреется, а вот стартер его уже не прокрутит.

Поэтому многие системы подогрева, интегрируемые с бортовой электроникой, при снижении уровня топлива или заряда аккумулятора ниже критического автоматически блокируются.

На этом фантазия не ограничивается, но прочие ее плоды считаются скорее курьезами. Например, изобретены тепловые аккумуляторы – это термосы, в которых хранится некоторый объем охлаждающей жидкости. Пока мотор работает, тепловой аккумулятор включен в общий контур и разогрет до рабочей температуры, при глушении мотора отключается, сохраняя в себе тепло. Заводя холодный мотор, водитель вновь получает дозу сохранившего тепло антифриза. Серьезно относиться к таким разработкам сложно  из-за малого «срока хранения» запаса тепла  и из-за габаритов. Но они умудряются продаваться – это  и канадские системы Centaur, и российские «АвтоТерм».

Если вспомнить однозначно бесполезные устройства, то это подогреватели масла, вставляющиеся через щуп. Не говоря уже о малоэффективности нагрева масла в поддоне, так и мощность у таких «подогревателей» настолько мизерная, что нагреть масло они не могут, бесполезно высаживая аккумулятор.

Установка

Схема установки Бинар-5

Простейшие электроподогреватели устанавливаются просто – сливаем антифриз, вырезаем участок нижнего патрубка радиатора по нужной длине, вставляем в разрезанный патрубок подогреватель, затягиваем хомуты и заново заливаем антифриз. Остается протянуть провода так, чтобы автомобиль было легко «подключать к розетке».

Почему электроподогреватель врезается в нижний патрубок? Это ускоряет подогрев за счет тепловой конвекции – так же работают системы отопления без принудительной циркуляции. При врезке в верхний патрубок  греется антифриз в радиаторе, а не в моторе – закрытый термостат не даст жидкости поступать за счет конвекции в блок.

Видео: Изготовление подогревателя дизельного топлива типа «наружный змеевик» своими руками

Если же у Вас не дешевый российский ТЭН, а более совершенное устройство, то врезается он в патрубок, идущий на печку. Такие устройства – это моноблок, объединяющий предпусковой нагреватель с помпой небольшой мощности, поэтому в основную магистраль охлаждения, имеющую большое проходное сечение, включаться не могут. Зато прогрев мотора с ними быстрее, а при этом одновременно разогревается и салонная печка.

Для ряда моторов электроподогреватели выпускаются с расчетом на установку вместо технологических заглушек мотора – для их установки потребуются уже слесарные навыки, так как придется сначала извлечь из мотора нужную заглушку, а затем герметично установить в отверстие блока подогреватель.  Лучше это  доверить профессионалам, как и установку автономного подогревателя – здесь потребуется вмешательство и в топливную систему двигателя, и грамотное размещение выхлопа подогревателя.

Лучшие модели электрических предпусковых подогревателей

Defa

Defa

Норвежская фирма —  ведущий производитель нагревателей такого типа. Выпускает  электроподогреватели, которые и врезаются в блок,  и устанавливаются в контур охлаждения. Главное преимущество систем Defa – это модульность:  подогреватель дополняют зарядным устройством для аккумулятора, автономным вентилятором для салона, таймером включения. При желании выбирают модель подогревателя с термостатом – такой подогреватель оставляют постоянно включенным, не рискуя перегреть мотор и экономя электроэнергию, так как при достижении заданной температуры подогреватель автоматически отключится.

Calix

Еще одна скандинавская фирма. В ее модельном ряду универсальные подогреватели, врезаемые в патрубки, они просты, надежны и эффективны. Также используется модульное проектирование: покупатель может сам сконфигурировать нужную системы, к подходящему подогревателю докупив дополнительные устройства управления, зарядки для аккумуляторов. Владельцы дизельных автомобилей оценят наличие в модельном ряду Calix удобных в монтаже электроподогревателей бака.

Северс

А это уже продукция  ЗАО «Лидер». При всех достоинствах европейских подогревателей недостатком остается цена, так что предложения  российского производителя будут не лишними.

В модельном ряду есть простые конвекционные нагреватели и модели «Северс+» с принудительной циркуляцией. Подогреватель дополняют таймером  и зарядным устройством для аккумулятора.

Популярные автономные предпусковые подогреватели

Webasto

Webasto

Немецкий концерн с вековой историей известен в первую очередь автономными подогревателями. Выпускаются  OEM-модели, устанавливаемые на конвейерах самими автозаводами, и наборы для самостоятельного монтажа.

Каждый такой набор создается под конкретную машину и поэтому встает с минимумом возможных доработок. Для управления используются собственные блоки, сопрягаемые с подогревателем фирменной цифровой шиной. Она используется совместно с современными сигнализациями – например, системы StarLine умели управлять Webasto еще в прошлом поколении. Таким образом, запуск подогревателя осуществляются  по таймеру и по команде с брелока сигнализации и мобильного телефона.

Eberspacher

Второй немецкий «титан», марка которого не стала именем нарицательным разве что из-за труднопроизносимости для русского языка. Фирменные подогреватели Hydronic – это универсальные блоки, комплектуемые для конкретной модели автомобиля своим установочным набором. Отдельно для кабин выпускаются воздушные подогреватели Airtronic – они актуальны для коммерческого транспорта, где водитель может ночевать в кабине зимой, при этом тратить топливо на постоянный подогрев мотора всю ночь нет смысла.

Теплостар

Самарский производитель заинтересует многих: цены на продукцию Webasto или Eberspacher и до кризиса были немалыми, теперь же выросли  вдвое. В модельном ряду «Теплостара» есть модели предпусковых подогревателей, рассчитанных на разный объем двигателя, на разное топливо и напряжение бортсети. Интересная особенность фирмы – это то, что подогреватели комплектуются GSM-модулями: включить подогреватель можно при желании с собственного телефона.

Видео: Установка помпового подогревателя двигателя «Лунфэй»

avtocity365.ru

Предпусковой подогреватель двигателя - электрический, автономный, тепловой: принцип работы

На место небезопасных методов прогрева авто при помощи открытых источников пламени и лампы паяльника уже давно пришел предпусковой подогреватель двигателя. Данный агрегат позволяет предварительно перед запуском мотора в холодное время года прогреть его, а также нагреть воздух в салоне и разморозить лобовое стекло. Таким образом аппарат нагрева ДВС дает возможность увеличить эксплуатационный срок силового агрегата. Запатентованные агрегаты работают в температурном режиме от 0° до -45°С.

Предпусковой подогреватель двигателя

Особенности устройства

Предпусковые подогреватели для автомобилей представляют собой небольшие приборы, предназначением которых является предварительный прогрев мотора без его запуска. Также благодаря данному устройству осуществляется подогрев салона, размораживание лобового стекла, дворников.

Предпусковой подогреватель двигателя

Принцип работы любого устройства

В конструкцию аппарата входят следующие детали:

  • топливная помпа;
  • теплообменник;
  • термическая камера;
  • циркуляционный жидкостный насос;
  • топливный привод.

Цель каждого составляющего элемента жидкостных предпусковых подогревателей одна – прогон по охладительной системе нагретого теплоносителя для разогрева двигателя.

Помимо данных деталей, комплектацией предусматривается наличие термореле, активизирующее функционирование встроенного вентилятора, электронный модуль управления, включатель.

Наиболее полная комплектация ППД

Наиболее полная комплектация ППД

Монтаж прибора осуществляется в подкапотном пространстве авто. Установить предпусковой подогреватель достаточно легко:

  • теплообменник крепится к малому контуру охладительной системы мотора;
  • электронный модуль присоединяется к электрической сети авто.

Несмотря на легкость в монтаже, данное дело рекомендуется поручить сертифицированному специалисту. Дело в гарантии, она прекратит свое действие, если установкой будет заниматься человек, который не имеет на данные работы разрешения или соответствующего документа. В первую очередь данные нюансы касаются продукции российского производства.

ВИДЕО: О пользе предпускового подогревателя двигателя

Разновидности приборов

Сложно переоценить всю необходимость нагревателя для автомобиля, применяемого в российском зимнем климате. Особенно востребованным аппарат будет для дизельных моторов, когда при понижении температуры топливо обретает густую желеобразную консистенцию. Но для владельцев авто, функционирующих на бензине, устройство тоже будет не лишним. Агрегат облегчает первое заведение мотора в холодных условиях и предостережет его от скорого износа.

Электрические 220В

Электрический предпусковой подогреватель двигателя не относится к классу автономных устройств. Прибор фиксируется вместо одного из болтов цилиндрического блока мотора, а функционирует устройство только при подключении к источнику электроэнергии с напряжением в 220 В. Большинство современных авто уже имеют данное дополнение в комплектации, но как правило, оно отличается пониженной мощностью, что заставляет автовладельцев прибегать к установке еще одного устройства.

Электрический ППД, работающий от стандартной электросети

Электрический ППД, работающий от стандартной электросети

Наиболее востребован этот вид предпусковых подогревателей в северных странах, таких как Канада, Скандинавия и др. Дело в том, что в европейских республиках инфраструктура немного лучше развита, чем в России. Там практически каждая парковка имеет отдельные розетки, что так необходимо для работы агрегата.

Оборудование для легковых авто обладает сложной конструкцией, в которую входит:

  • нагревательный элемент с показателем мощности 500-5000 Вт;
  • электронный блок управления, оборудованный таймером;
  • модуль заряда аккумуляторов, если имеется в комплектации;
  • вентилятор – нужен для подогрева салона или подкапотной области;
  • помпа – присутствует не во всех модификациях и применяется для усиленной циркуляции теплоносителя для равномерного прогрева.

Разобраться, как работает предпусковой подогреватель, не сложно – принцип основан на простейших законах физики, когда теплая жидкость за счет разницы температур начинает циркулировать по магистрали.

Нагревательный элемент предпускового подогревателя дизельного двигателя передает тепловую энергию жидкости, в тот момент, когда она циркулирует по системе. ТЭН в данном случае монтируется в самой нижней области охладительной системы, чтобы нагретый антифриз поднимался вверх, а охлажденный при этом спускался вниз.

Если комплектацией предусмотрено наличие жидкостной помпы, место установки не принципиально.

Предпусковые подогреватели автономного типа

Автономные предпусковые подогреватели двигателя монтируются в подкапотном пространстве авто и функционируют при помощи следующих разновидностей горючего:

  • бензин;
  • дизель;
  • газ.

Бинар Б5-Д5 12В - автономный агрегат

Бинар Б5-Д5 12В - автономный агрегат

В конструкцию автономного предпускового подогревателя двигателя входят следующие детали:

  • управляющий модуль, контролирующий температурный режим, уровень подачи горючего, кислорода, газа;
  • топливная помпа;
  • нагнетатель кислорода;
  • миниатюрный котел со встроенным резервуаром сгорания;
  • жидкостный насос;
  • возможно наличие реле, таймера, устройства ДУ или др.

Принцип работы предпускового подогревателя заключается в нескольких шагах:

  • система включается одним из способов запуска;
  • срабатывает топливный насос, передающий в камеру сгорания бензин, ДТ или газ;
  • свеча зажигания способствует воспламенению поступающего горючего;
  • пламя нагревает ОЖ;
  • теплоноситель циркулирует по системе за счет работы насоса.

Таким образом работает автономный жидкостный подогреватель двигателя

Таким образом работает автономный жидкостный подогреватель двигателя

Когда температурный режим антифриза доходит до нужного показателя, в салоне авто запускается вентилятор. В среднем расход горючего при применении автономного жидкостного предпускового подогревателя равен 500 мл/ч.

Минусы прибора заключаются в большом расходе электроэнергии. А поскольку аппарат функционирует от аккумулятора авто, есть вероятность, что на утро он может полностью разрядиться.

Тепловой аккумулятор

Это достаточно новое изобретение, которое можно лицезреть в такой модели авто, как Тойота Приус. Аппарат представляет собой термос, в котором накапливается нужный объем нагретой ОЖ. На момент запуска двигателя данная жидкость поступает в охладительную систему, что дает немного разбавить холодный антифриз или тосол.

Термос для мотора

Термос для мотора

В общих чертах, таким способом получается повысить температурный режим антифриза на 10-20°С. Это позволяет эксплуатировать автомобиль без особой нагрузки на двигатель.

Подобные аккумуляторы могут удерживать тепло до двух дней. Малоэффективный, но очень удобный метод разогрева мотора не требует для работы применения топлива или электричества.

Лучшие модели предпусковых подогревателей двигателя

Чтобы точно определиться, какой предпусковой подогреватель двигателя лучше, рекомендуется сравнить устройства наиболее популярных брендов.

Webasto Termo top Е

Самый востребованный бренд, поскольку устройства данного производителя способны разогревать не только ОЖ, но и мотор, салон. Немецкая модификация Termo top Е – жидкостный аппарат, оснащённый таймером.

Webasto Termo top Е

Webasto Termo top Е

При температуре -15°С агрегат исправно выполняет функции не более чем за 25 мин. Главный минус прибора – цена, которая составляет 40 000 руб.

Теплостар 04 ТС

Агрегат отечественного изготовителя может прогревать ОЖ и салон. В комплектации предусмотрен пульт ДУ, функционирующий в радиусе 150 м. Главный недостаток такого – отсутствие обратной связи. Если подробнее, то при сбое в работе подогревателя водитель не узнает об этом до момента, пока не обнаружит, что авто просто не заводится.

Теплостар 04 ТС

Теплостар 04 ТС

Изготовитель уделил особое внимание системе безопасности, которая контролирует процесс функционирования всего устройства. При обнаружении неисправности, аппарат сообщит об этом владельцу кодом ошибки.

Северс 103-37-41

Неавтономный агрегат функционирует только от напряжения в 220 В. Прибор оснащен терморегулятором. Подогрев до температуры 60°С требует одного часа работы оборудования.

Польза предпусковых подогревателей

Профессиональные водители уже давно не ставят под сомнение обязательную комплектацию любого автомобиля предпусковым подогревателем двигателя, независимо от разновидности последнего. И если в Европе данный тип оборудования используется уже больше 20 лет, то в России только сейчас он стал приобретать массовый характер. Ранее его использовали в основном водители большегрузов и дизельных автомобилей.

Польза ПППД безусловна и для самого мотора, и для водителя, в частности, снижается утомляемость, улучшается комфорт эксплуатации, исключается необходимость ежедневного «колдовства» в виде паяльных ламп, снятых аккумуляторов и прочих манипуляций.

Самое главное, что устройство увеличивает эксплуатационный ресурс авто – один холодный запуск двигателя равняется, в среднем, 100-120 км пробега в теплое время года.

Итак, если кратко описать плюсы применения ПППД, то можно сформировать следующие тезисы:

  1. Сокращение объема потребляемого топлива. В среднем, за зиму авто запускается 300-500 раз в зависимости от вида работы. Один холодный пуск расходует до 500 мл топлива, соответственно, только за 3 месяца зимы можно сэкономить около 150 литров топлива (5500-6000 руб.).
  2. Уменьшение нагрузки на силовой агрегат. Более 80% нагрузки на двигатель приходится на момент его холодного запуска, когда вязкость масла очень высока, оно не успевает вовремя смазывать детали, соответственно, трение подвижных деталей происходит всухую. В среднем, один холодный запуск соответствует 100 км пробега в нормальных условиях. Учитывая то, что их за зиму более 300, несложно подсчитать, какой километраж «намотает» ваше авто всего лишь за один сезон.
  3. Увеличение безопасности эксплуатации автомобилем. При минусовых температурах теплоотдача человека увеличивается. Его клонит в сон, повышается утомляемость, рассеивается внимание. Все это – прямая дорога к ДТП, когда невозможно вовремя среагировать на риск. Теплый салон, чистое лобовое стекло, подогретые сидения – залог не просто комфортной, но здоровой езды в любое время года.

ВИДЕО: Изучаем ассортимент – что лучше выбрать?

www.portaltepla.ru

Предпусковой подогреватель

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Текущее обслуживание

Предпусковой подогреватель

Предпусковой подогреватель предназначается для предпускового разогрева холодного дизеля жидкостного охлаждения. Разогрев двигателя обеспечивается в основном путем нагрева жидкости в системе охлаждения двигателя. Некоторые подогреватели осуществляют еще и подогрев масла в картере двигателя. Некоторые подогреватели обеспечивают, кроме разогрева двигателя, отопление кабин грузовых автомобилей и салонов автобусов независимо от работы дизеля.

Подогреватель ПЖД-30 (устанавливается на автомобилях КамАЗ) обеспечивает разогрев охлаждающей жидкости и масла в поддоне картера двигателя. Разогрев обеспечивается за счет выделения тепла при сгорании топливовоздушной смеси в горелке котла подогревателя. Тепло от котла подогревателя передается циркулирующей вокруг него в теплообменнике жидкости системы охлаждения. Теплообменник подсоединен к системе охлаждения двигателя. Циркуляция жидкости по теплообменнику обеспечивается насосом.

Топливо к горелке котла подается под давлением топливным насосом шестеренного типа через электромагнитный клапан и форсунку, которая обеспечивает его распыливание. Имеется электронагреватель, обеспечивающий подогрев поступающего в форсунку топлива. Для обеспечения сгорания топлива в горелку вентилятором подается воздух.

Топливная смесь в горелке подогревателя воспламеняется электрической искрой, возникающей между электродами свечи под действием высокого напряжения. Высокое напряжение на электродах свечи создается индукционной катушкой и транзисторным коммутатором.

Продукты сгорания топлива через выпускную трубу направляются под масляный поддон двигателя и обеспечивают его подогрев.

Рис. 1. Схема предпускового подогревателя ПЖД-30

Циркуляционный жидкостный насос, вентилятор, подающий воздух в горелку, и топливный насос приводятся в действие электродвигателем и представляют вместе с ним единую конструкцию, которая называется насосным агрегатом.

Для управления работой подогревателя в кабине установлен переключатель (рис. 1), имеющий четыре положения: О — все отключено; I — включены элекродвигатель насосного агрегата, электромагнитный топливный клапан и схема электроискрового розжига, состоящая из транзисторного коммутатора с катушкой зажигания и свечи зажигания 8; II — включены электродвигатель насосного агрегата и электромагнитный клапан; III — включены электродвигатель насосного агрегата и электронагреватель топлива.

Для подготовки подогревателя к работе переключатель устанавливают в положение III. При этом замыкаются контакты реле, питание через замкнутые контакты реле подается на электронагреватель и осуществляется подогрев топлива. Одновременно включается электродвигатель насосного агрегата, начинает циркулировать жидкость в системе охлаждения, и вентилятор производит продувку котла. Топливо в форсунку при этом не поступает, так как электромагнитный клапан закрыт.

При переводе переключателя в положение размыкаются контакты реле, отключая электронагреватель, открывается электромагнитный клапан и питание подается на схему электроискрового розжига. Так как место расположения источника высокого напряжения (коммутатора с катушкой зажигания) непосредственно на подогревателе неблагоприятно с учетом возможности попадания влаги, вся схема транзисторного коммутатора залита эпоксидной смолой. Поэтому его конструкция неразборная и нере-монтируемая. Транзисторный коммутатор обеспечивает замыкание и размыкание цепи первичной обмотки катушки зажигания. При размыкании во вторичной обмотке катушки (как и в системе зажигания) индуктируются импульсы высокого напряжения, которые, поступая на свечу, вызывают искрообразование между ее электродами.

При открытии топливного клапана топливо поступает в форсунку, распыляется ею и воспламеняется искрами между электродами свечи зажигания.

После воспламенения топлива его горение может поддерживаться самопроизвольно и переключатель переводят в положение II.

Жидкостные подогреватели типа 15.8106 имеют наиболее совершенную конструкцию. Они обеспечивают автоматическое поддержание теплового состояния дизелей жидкостного охлаждения независимо от работы самого дизеля.

Подогреватель состоит из двух основных частей: теплообменника и камеры сгорания с горелкой. Теплообменник имеет два патрубка для подачи и выпуска подогреваемой жидкости. Внутри камеры сгорания происходит непосредственное горение топлива. Продукты сгорания через патрубок отводятся наружу. На корпусе теплообменника установлены под пластмассовым кожухом термопредохранитель (В2) и датчик температуры (В1).

Горелка состоит из вентилятора, топливного насоса, форсунки, электромагнитного клапана 6 (Y), индикатора пламени 12 (BL) и двух электродов зажигания (F).

Вентилятор приводится во вращение электродвигателем (М2) и служит для создания необходимого для горения и продувки потока воздуха. Засасывается воздух через специальный патрубок.

Топливный насос приводится во вращение от электродвигателя через зубчатую передачу.

Электромагнитный клапан управляет работой форсунки (открывает или закрывает ее) по командам блока управления (БУ).

Индикатор пламени смонтирован в непосредственной близости от форсунки и факела пламени. В зависимости от освещенности, которую создает пламя горелки, он передает информацию о наличии или отсутствии пламени блоку управления, который включает или отключает высоковольтный источник напряжения.

Рис. 2. Схема предпускового подогревателя 15.8106

Два электрода зажигания расположены перед форсункой и обеспечивают зажигание топлива за счет искры между ними при подаче высокого напряжения от источника напряжения.

Источник высокого напряжения закреплен сверху на пластмассовом кожухе, которым закрыт электродвигатель. Сбоку на этом же кожухе установлен блок управления работой подогревателя.

Электрическая схема подогревателя содержит следующие основные узлы и элементы: блок управления подогревателем БУ, электродвигатель М2, высоковольтный блок V, электроды зажигания F, термопредохранитель В2, индикатор пламени BL, датчик температуры В1, электромагнитный клапан У. Все указанные элементы схемы являются принадлежностью подогревателя. Кроме них, в схеме устанавливаются: контрольная лампа подогревателя Н, электродвигатель Ml циркуляционного насоса, выключатель S1 подогревателя, выключатель S2 с приводом от жидкостного крана.

Перед включением подогревателя необходимо открыть жидкостный кран в системе охлаждения. При этом замкнутся контакты выключателя S2.

Для включения подогревателя замыкаются контакты выключателя S1. Если при этом температура охлаждающей жидкости ниже 65 °С, то .контакты датчика температуры В1 замкнуты, блок управления включит электродвигатели Ml и М2 и загорится контрольная лампа Н. Примерно через с блок управления включит высоковольтный блок V и электромагнитный клапан У. Через форсунку будет распыливаться топливо, а между электродами F появится искра, и топливо воспламенится. При образовании устойчивого факела индикатор пламени BL подаст сигнал на блок управления, и он отключит высоковольтный блок.

При нагреве жидкости до температуры около 80 °С контакты датчика В1 разомкнутся. При этом разомкнётся цепь питания обмотки электромагнитного клапана, подача топлива и горение прекратятся. Примерно через 2,5 мин блок управления отключит питание электродвигателя М2.

При снижении температуры жидкости ниже 65 °С контакты датчика В1 замкнутся и произойдет розжиг подогревателя, как было показано выше.

Если в момент замыкания контактов выключателя S1 контакты датчика В1 разомкнуты . (температура жидкости выше 65 °С), включится только электродвигатель Ml и загорится лампочка Н. Розжиг произойдет при снижении температуры жидкости ниже 65 °С.

Если при замыкании контактов выключателя S1 (при включении подогревателя) или при замыкании контактов датчика В1 розжиг по каким-то причинам не произойдет, через 10 с блок управления автоматически выключает высоковольтный блок и электромагнитный клапан. При этом лампочка Н гаснет, а через 2,5 мин выключатся электродвигатели Ml и М2. Для повторного включения необходимо разомкнуть, а затем вновь замкнуть контакты выключателя S1.

Если при работе подогревателя температура жидкости превысит 112 °С, что возможно при отказе датчика В1, то произойдет размыкание термопредохранителя В2. При этом отключается обмотка клапана, подача и горение топлива прекращаются. В этом случае необходимо устранить неисправность и после остывания термопредохранителя до температуры около 30 °С замкнуть контакты термопредохранителя нажатием на кнопку, расположенную на его корпусе.

Если при замкнутых контактах выключателя S1 лампа Н гаснет, это означает неисправность подогревателя.

Для выключения подогревателя размыкаются контакты выключателя S1. При этом гаснет лампа Н, закрывается электромагнитный клапан и горение прекращается. Затем через 2,5 мин выключаются электродвигатели Ml и М2.

Предпусковой подогреватель работает на дизельном топливе и подключен к системе питания двигателя (рис. 3). При сгорание топлива выделяемое тепло уносится жидкостью, которая с помощью насоса прогоняется через водяные рубашки систем охлаждения подогревателя и двигателя, после чего снова возвращается в котел подогревателя (рис. 56). Горячие газы, образующиеся в.-результате сгорания топлива, через жаровую трубу подводятся к поддону картера двигателя для разогрева масла.

Рис. 3. Установка предпускового подогревателя двигателя: 1 — рама автомобиля, 2— поддон картера двигателя, 3 — кожух поддона, 4 — жаровая труба, 5 — предпусковой подогреватель, 6 — трубопровод подвода жидкости к подогревателю, 7 — трубопровод подвода нагретой жидкости к двигателю

Таким образом,, при работе предпускового подогревателя разогреваются охлаждающая жидкость системы охлаждения и масло в картере двигателя.

Уход за предпусковым подогревателем заключается в проверке отсутствия подтекания охлаждающей жидкости и топлива, периодической проверке и подтяжке болтов крепления подогревателя и насосного агрегата. После каждых 100—150 пусков необходимо очищать от нагара свечу накаливания, форсунку и горелку, а также промывать фильтр электромагнитного клапана и прочищать дренажное отверстие топливного насоса.

Если подогреватель не пускается из-за отсутствия подачи топлива, необходимо: .промыть или сменить фильтр, продуть сжатым воздухом, проверить затяжку наконечников проводов на зажимах, степень зарядки аккумуляторных батарей, исправность предохранителя на 2А.

Рис. 4. Предпусковой подогреватель: 1 — топливный насос, 2 — электродвигатель, 3 — вентилятор, 4 — циркуляционный насос, 5 — наружная рубашка, 6 — внутренняя рубашка, 7 — наружный цилиндр камеры сгорания, 8 — сливной краник, 9 — выхлопной патрубок, 10 — внутренний цилиндр камеры сгорания, 11 — свеча накаливания, 12 — завихрнтель, 13 — форсунка, 14 —- электромагнитный клапан, 15 — топливная трубка

Если причиной является засорение центрального отверстия форсунки, то нужно снять и разобрать форсунку, промыть все детали в дизельном топливе, прочистить отверстие в камере и центральное отверстие в корпусе, затем включить подогреватель и проверить форсунку на распыл, не вворачивая ее в горелку.

Причиной неисправности может явиться также наличие воздуха в топливной магистрали, либо отказ электродвигателя нагнетателя. Цепь электродвигателя проверяют с помощью лампочки. Если не работает свеча накаливания, то следует подтянуть крепление наконечников зажимов и проверить заряд аккумуляторной батареи, либо заменить спираль или свечу.

Причинами дымления подогревателя могут явиться: недостаточная подача воздуха нагнетателем из-за малой частоты вращения электродвигателя, засорение отверстий форсунки, нагар в камере сгорания, наличие грязи в выпускной трубе или сетке для забора воздуха. Если электромагнитный клапан не перекрывает подачу топлива, следует снять штепсельный разъем, вывернуть, клапан из основания, промыть его и продуть сжатым воздухом.

Предпусковой подогреватель служит для предварительного прогрева двигателя перед пуском в холодное время года. На автомобилях обычно устанавливают подогреватель, работающий на том же топливе, что и двигатель. Предпусковой подогреватель двигателя, ЗИЛ-130 состоит из котла, постоянно соединенного трубопроводами и с системой охлаждения двигателя, топливного бачка, электродвигателя с вентилятором, регулятора подачи топлива с электромагнитным клапаном и пульта управления, расположенного на щитке двигателя.

В камеру сгорания неразборного котла из бачка по трубке самотеком подается топливо, а через воронку по трубе в котел подогревателя заливают 1,5—2 л воды. Электромагнитный клапан и регулятор обеспечивают дозирование необходимого количества топлива. Они собраны в одном топливодози-рующем устройстве, включающем в себя поплавковую камеру с поплавком, жиклер и регулировочную иглу. Воздух в камеру сгорания подается вентилятором по шлангу. Образовавшаяся горючая смесь первоначально воспламеняется свечой, включаемой дистанционно выключателем, работу которой можно контролировать по каналу контрольной спирали, установленной на пульте управления с подведенными к нему электропроводами. Как только в камере сгорания горение смеси станет устойчивым (без дыма и копоти), свечу выключают переключателем и дальнейшее воспламенение топлива происходит от горячей смеси. Через 1—2 мин после начала работы подогревателя в котел дополнительно наливают 6—8 л воды. Закрывают пробку воронки и продолжают прогрев двигателя.

Нагретая вода по трубопроводу и патрубкам поступает в жидкостную рубашку охлаждения правого и левого рядов цилиндров, прогревает его и в виде конденсата снова поступает к котлу через трубопровод. Газы, выходящие из котла по патрубку, направляются под поддон картера для Прогрева масла.

После прогрева двигателя пусковой рукояткой проворачивают коленчатый вал несколько раз для распределения смазочного материала по подшипникам. Свободное вращение коленчатого вала будет свидетельствовать о готовности двигателя к пуску стартером.

Когда ручка переключателя вдвинута до отказа, система подогрева не работает, если она вытянута на половину хода, включается электродвигатель вентилятора, а если вытянута до отказа, то дополнительно включается электромагнитный клапан. При температуре — 25 °С подогреватель обеспечивает прогрев двигателя за 15—20 мин.

Рис. 5. Предпусковой подогреватель

Для прекращения работы подогревателя необходимо переключателем включить электромагнитный клапан, закрыть кран бачка, а затем через 1—2 мин выключить вентилятор.

Если в систему охлаждения залита низкозамерзающая смесь (ТОСОЛ А-40, ТОСОЛ А-65), то, прежде чем пользоваться предпусковым подогревателем, необходимо убедиться, что она не превратилась в густую массу, и строго соблюдать заводскую Инструкцию по подготовке пуска двигателя с низко-замерзающей жидкостью.

Читать далее: Уход за электромагнитными муфтами привода вентиляторов

Категория: - Текущее обслуживание

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Трактор ДТ-75М. Система предпускового подогрева двигателя А-41

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

Трактор ДТ-75М. Система предпускового подогрева двигателя А-41

 

Для подготовки двигателя к запуску при температуре окружающего воздуха ниже — 5°С на тракторе может быть установлен предпусковой подогреватель марки ПЖБ-200.

Система предпускового подогрева двигателя (рис. 65) состоит из котла подогревателя 1, заливной трубы 2 с крышкой, электромагнитного клапана 3, топливного бачка 4, трубопроводов 6 для соединения котла подогревателя с водяной рубашкой двигателя, пульта управления 5, вентилятора 7 с заслонкой, воздуховода 8, кожуха поддона 9, электропроводов 10 и топливопроводов 11.

Котел 1 подогревателя устанавливается в литой полости груза рамы трактора под нижним баком водяного радиатора. Он состоит из наружной и внутренней водяных рубашек и горелки, соединенных между собой откидными болтами. Горелка имеет

направляющий аппарат для завихрения воздушного потока и свечу накаливания для воспламенения горючего.

Заливная труба 2 установлена на промежуточном патрубке, соединяющем нижний бак водяного радиатора с водяным насосом двигателя.

Электромагнитный клапан 3 служит для электрической блокировки системы питания^ котла и препятствует поступлению топлива к горелке котла при выключенном вентиляторе. Клапан имеет регулировочную иглу для дозировки количества подаваемого в горелку топлива.

Топливный бачок 4 имеет заливную горловину с крышкой и фильтр — отстойник с краном.

 

 

 

 

 

Рис. 65. Трактор ДТ-75М. Схема предпускового подогрева двигателя: 1 — котел-подогреватель; 2 — труба заливная; 3 — клапан электромагнитный; 4 — бачок топливный; 5 — пульт управления; 6 — трубопроводы; 7 — вентилятор; 8 — воздуховод; 9 — кожух поддона; 10 — электропровода; 11 — топливопроводы

 

 

 

 

Рис. 66. Пульт управления ПЖБ-200: 1 — спираль контрольная; 2 — выключатель свечи накаливания; 3 — переключатель П305

 

 

 

 

 

Рис. 67. Трактор ДТ-75М. Схема электрооборудования подогревателя ПЖБ-200 (дополнение к схеме 1-электрооборудования трактора): электромагнитный клапан; 2 — переключатель П305 1 — 4 клеммы; 3 — спираль контрольная

4-выключатель свечи накаливания; 5 — свеча накаливания; 6 — электродвигатель привода вентилятора

 

 

 

 

Пульт управления 5 (рис. 66) представляет собой щиток, на котором смонтированы контрольная спираль 1, переключатель 3 и выключатель свечи накаливания 2.

Переключатель имеет три фиксированных положения:

«Нейтральное» — движок переключателя утоплен, все приборы выключены;

«Продувка котла» — движок выдвинут на половину хода, включен электродвигатель вентилятора;

«Рабочее» — движок выдвинут полностью, включен вентилятор и электромагнитный клапан.

Подогреватель работает следующим образом.

В камеру сгорания котла топливо поступает самотеком через электромагнитный клапан, воздух нагнетается вентилятором. Для первоначального воспламенения топлива служит свеча накаливания. В электрическую цепь свечи последовательно включена контрольная сиираль, по накалу которой судят об исправности свечи. При достижении светло-красного каления спирали топливо в камере сгорания воспламеняется, при этом слышен хлопок. Когда установится устойчивое горение, свечу выключают, и горение поддерживается ранее зажженным пламенем.

Горячие газы вихревым потоком проходят по газоходу, образуемому внутренней и наружной водяными рубашками, отдают тепло подогреваемой воде, а затем отводятся для подогрева кар-терного масла в зазор между поддоном двигателя и кожухом.

Пар и горячая вода из котла подогревателя подаются по трубопроводу в водяную рубашку основного двигателя через отверстие в цилиндре пускового двигателя, а из водяной рубашки конденсат пара сливается в котеЛ по трубопроводу 6 (рис. 65).

Воду из системы охлаждения двигателя при установке подогревателя сливают через краник в нижнем баке радиатора и сливной краник котла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

sinref.ru

Разогрев двигателя с помощью индивидуального подогревателя, установленного на автомобиле

При использовании автомобилей в отрыве от баз, особенно при работе в длительных рейсах, необходимо оборудовать их индивидуальными средствами облегчения пуска двигателя.

Индивидуальный подогреватель, работающий на жидком топливе путем разогрева жидкости в системе охлаждения и масла в картере двигателя, является одним из средств тепловой подготовки двигателя к пуску.

Применение индивидуальных предпусковых подогревателей имеет два основных преимущества:

  • Во-первых, наличие на автомобиле включенного в его конструкцию подогревателя обеспечивает возможность разогрева двигателя в любых условиях хранения автомобиля независимо от внешних источников энергии.
  • Во-вторых, подогреватель позволяет широко использовать низкозамерзающие жидкости, что устраняет необходимость в ежедневной заправке и сливе воды из системы охлаждения двигателя.

Как правило, индивидуальный подогреватель работает на том же виде топлива, что и двигатель, — бензине или дизельном топливе.

Масло в картере двигателя разогревается направленным на него потоком газов, имеющих при выходе из выпускного патрубка жаровой камеры котла подогревателя температуру порядка 250—300° С.

В НАМИ и других проектно-конструкторских и исследовательских организациях были проведены работы по созданию жидкостных бензиновых подогревателей ПЖБ-12 и ПЖБ-6, обеспечивающих надежный пуск карбюраторных двигателей при зимнем безгаражном хранении автомобилей.

Подогреватель ПЖБ-12 устанавливают на автомобилях ГАЗ-63А, ГАЗ-63С.

Подогреватель ПЖБ-6, предназначенный для автомобилей «Москвич-408», ГАЗ-24 «Волга» и ВАЗ-2105 «Жигули», имеет конструкцию, аналогичную подогревателю ПЖБ-12; в отличие от последнего вместо электромагнитного клапана применена регулировочная игла.

Котел подогревателя неразборной конструкции состоит из четырех цилиндров. Два внутренних цилиндра образуют внутреннюю рубашку охлаждения, а наружный цилиндр и цилиндр, расположенный под ним, — наружную. Внутренняя и наружная рубашки охлаждения соединены между собой в задней части котла двумя трубками, а в передней части котла — кольцевой щелью. В передней расширенной части внутренней рубашки охлаждения устанавливается съемная горелка. Внутренний цилиндр котла является газоходом, а наружный газоход котла образуется между внутренней и наружной рубашками охлаждения. В передней части наружной рубашки охлаждения имеется патрубок отвода отработавших газов.

Такая конструкция котла обеспечивает относительно высокую поверхность нагрева на единицу объема котла.

В передней части горелки установлен лопаточный направляющий аппарат, создающий вращательное движение воздуха, подаваемого в горелку вентилятором. В испарительной камере горелки бензин смешивается с воздухом и воспламеняется, а через диффузор горящая бензовоздушная смесь подается в завихряющее устройство, состоящее из конуса-рассекателя и криволинейных лопаток, с помощью которых газы и бензовоздушная смесь направляется по касательной к поверхности нагрева.

По внутреннему и наружному газоходам горячие газы проходят вращающимся потоком, что обеспечивает высокую скорость движения газов и у поверхности теплообмена при относительно невысокой их средней скорости. Бензин подается в горелку из специального топливного бачка самотеком и воспламеняется с помощью свечи накаливания.

После начала устойчивого режима работы подогревателя свеча отключается.

Подогреватель можно разжечь в течение 15—90 сек в зависимости от температуры окружающего воздуха. Детали котла изготовляются из листовой нержавеющей стали, а детали горелки — из листовой жаростойкой стали.

Котел подогревателя устанавливается на автомобиле, ниже рубашки охлаждения блока цилиндра двигателя. В котле подогревателя нагревается охлаждающая жидкость (вода или антифриз), находящаяся в системе охлаждения двигателя. Котел подогревателя и рубашка охлаждения блока цилиндров соединяются между собой с помощью труб и дюритовых шлангов. Жидкость между подогревателем и системой охлаждения двигателя циркулирует по принципу термосифона. Отработавшие газы подогревателя по газоотводящей трубе направляются под поддон картера двигателя для подогрева масла при пуске. В автомобилях, работающих в условиях Крайнего Севера и снабженных подогревателем, систему охлаждения двигателя следует заполнять антифризом марки 65 ГОСТ 159—52.

Испытания подогревателя ПЖБ-12-показали, что для подогрева двигателя при температуре окружающего воздуха минус 58—63° С затрачивается 34—37 мин.

Применение подогревателей ПЖБ способствует повышению долговечности двигателей и облегчает труд водителей.

Для обеспечения надежного пуска дизелей зимой при безгаражном хранении автомобилей НАМИ совместно с МАЗом, КрАЗом, ШААЗом, ИИИАП и другими организациями разработал пусковые жидкостные дизельные подогреватели типа ПЖД трех моделей:

  • ПЖД-22
  • ПЖД-44
  • ПЖД-70

Подогреватель типа ПЖД для автомобильных дизелей

Рис. Подогреватель типа ПЖД для автомобильных дизелей: А — поступление охлаждающей жидкости в котел подогревателя; Б — поступление отработавших газов к поддону картера двигателя

Подогреватели ПЖД состоят из котла подогревателя с горелкой в сборе, насосного агрегата, электромагнитного топливного клапана и щитка управления.

Котлы подогревателей ПЖД-44 и ПЖД-70 цилиндрической формы, имеют одинаковую конструкцию и различаются между собой только размерами. Котел подогревателя состоит из четырех цилиндров, которые образуют рубашку охлаждения: наружную —15 и внутреннюю —16, соединенные между собой трубками и кольцевой щелью. Передняя часть внутреннего цилиндра расширена и в ней установлена съемная горелка. Внутренний цилиндр котла 14 является газоходом. Полость между внутренним цилиндром и рубашками охлаждения образует наружный газоход 17.

Насосный агрегат подогревателя состоит из вентилятора 3, жидкостного 4 и шестеренчатого 1 топливных насосов, приводимых в движение электродвигателем 2.

Охлаждающая жидкость поступает из двигателя через патрубок 5 жидкостного насоса, откуда принудительно подводится к нижней части котла через подводящий патрубок 18. В котле жидкость проходит двумя потоками по внутренней 16 и наружной 15 рубашкам охлаждения и из отводящего патрубка 13, расположенного в верхней части котла, поступает в рубашку охлаждения блока цилиндров двигателя. Из котла подогревателя жидкость сливается через краник 19.

Воздух в горелку подается вентилятором 3 через воздухоподводящий патрубок. Горелка имеет внутренний 11 и наружный 12 цилиндры. Между крышкой горелки и внутренним цилиндром установлен лопаточный направляющий аппарат 10 для создания вращательного потока воздуха внутри горелки.

Вторичный воздух проходит в горелку между наружным и внутренним цилиндрами и подается в зону горения топлива через три ряда отверстий, расположенных во внутреннем цилиндре горелки. Топливо подается топливным насосом 1 через топливопровод 7 и электромагнитный клапан 8 в горелку, где распыляется с помощью форсунки 9 центробежного типа. Остатки несгоревшего топлива удаляются через дренажную трубку 21.

Для розжига подогревателя сначала включается свеча 6, установленная в горелке. После накала свечи включаются насосный агрегат и электромагнитный топливный клапан, обеспечивая подачу в горелку топлива и воздуха.

После того как установится устойчивое горение, свеча отключается. Подогреватель приводится в действие в течение 0,5—2,5 мин в зависимости от температуры воздуха. Отработавшие газы подогревателя через патрубок 20 по газопроводу направляются под поддон картера двигателя для подогрева масла.

Котел подогревателей изготовляется из листовой нержавеющей стали, а детали горелки — из листовой жаростойкой стали. Система подогрева двигателей с жидкостным охлаждением с помощью подогревателей типа ПЖД может работать как при заправке антифризом, так и водой. В условиях Крайнего Севера рекомендуется заполнять систему охлаждения двигателей на автомобилях антифризом марки 65 ГОСТ 159—52.

Подогреватели ПЖД работают на жидком топливе. Температурные пределы применения различных видов топлива определяются температурой их помутнения (выпадания парафинов в осадок). Исходя из этого, рекомендуется применять следующие сорта топлив:

  • дизельное зимнее — до минус 30° С;
  • дизельное арктическое — до минус 45° С;
  • керосин марки ТС-1 — ниже минус 45° С.

Испытания подогревателя ПЖД-44 показали, что подогрев, пуск и подготовка двигателя при температурах до минус 60° С осуществляются приблизительно за 30 мин.

Подогреватели ПЖД обеспечивают надежный пуск двигателя, повышение долговечности двигателя (снижаются износы трущихся деталей при пуске), повышение производительности автомобилей.

Кроме указанного семейства подогревателей ПЖ, выпускаются разработанные ранее бензиновые подогреватели П-100 (ЗИЛ-130, Урал-375С, ЛиАЗ-677 и др.) теплопроизводительностью 14 000 ккал/ч.

 Подогреватель П-100

Рис. Подогреватель П-100:1 — трубопровод к компрессору; 2 — трубопровод подачи горячей воды; 3 — заливная воронка; 4 — тройник; 5 — топливопровод; 6 — кран; 7 — топливный бачок; 8 — пробка; 9 — включатель свечи; 10— пульт управления; И — контрольная спираль; 12 — переключатель; 13—кронштейн; 14—экран; 15—вентилятор; 16—воздухопровод; 17—регулятор подачи топлива; 18 — электромагнитный клапан; 19 — свеча накаливания; 20 — сливной кран; 21 — лоток; 22— трубопровод для подачи холодной воды в котел; 23 — атмосферная трубка; 24 — котел

Отличительными особенностями подогревателя П-100 являются: новый принцип сжигания топлива и оригинальная схема теплообменника, что обеспечивает надежность его в работе. Подогреватель не имеет форсунок для распыления топлива, подверженных засорению, бензин подается самотеком в камеру сгорания через жиклер диаметром 2 мм. Интенсивное перемешивание бензина с воздухом и эффективное сжигание смеси достигаются благодаря вихревой камере сгорания с асбестовой футеровкой.

Схема котла подогревателя П-100

Рис. Схема котла подогревателя П-100:1 — жаровая труба; 2 — камера сгорания; 3 — выпускной патрубок; 4 — газоход; 5 — жидкостные полости котла

Котел подогревателя состоит из четырех концентрично расположенных цилиндров. Они образуют центральную жаровую трубу, газоход и две жидкостные полости. Горячие газы из жаровой трубы после поворота на 180° проходят по газоходу к выпускному патрубку. Такой котел дает возможность при сравнительно небольших габаритах получить значительные поверхности нагрева, увеличить к. п. д. подогревателя, а также устранить выбрасывание открытого пламени. Он обеспечивает интенсивную циркуляцию нагреваемой жидкости не только благодаря гравитационному напору (термосифона), но также благодаря пародинамическому эффекту, при котором пузырьки воздуха и пара, имея свободный выход, усиливают циркуляцию.

Воздух в камеру горения подогревателя нагнетается центробежным вентилятором, имеющим привод от электродвигателя постоянного тока ПЭ-210 напряжением 12 в, в результате чего обеспечивается хорошее перемешивание бензина с воздухом. Смесь воспламеняется свечой накаливания, которая отключается после того, как установится устойчивое горение. Благодаря вихревому характеру движения пламени, а также наличию диффузора обеспечивается полное сгорание и высокий коэффициент теплопередачи. Процесс сгорания при этом подобран так, что подогреватель, работая с относительно высоким к. п. д. по нагреву жидкости (68%), имеет одновременно высокую температуру уходящих газов, достаточную для эффективного нагрева масла в поддоне картера двигателя.

Управление индивидуальным предпусковым подогревателем дистанционное, обеспечивающее пуск в действие и прекращение работы подогревателя из кабины автомобиля. Подогреватель пускают нажатием кнопки запальной свечи, пуск занимает не более 30 сек. Качество работы свечи определяется визуально по накалу контрольного сопротивления, установленного на пульте управления подогревателем. Двухпозиционный переключатель П-44 дает возможность при выключении подогревателя продуть его от паров бензина, что гарантирует безопасность последующего пуска подогревателя.

Установка подогревателя П-100 на автомобиле требует незначительных конструктивных изменений в двигателе, что дает возможность производить его монтаж в автотранспортных предприятиях. Подогреватель к двигателю подключают двумя трубопроводами и шлангами, что позволяет вести эффективный подогрев двигателя как в случае заполнения его систем охлаждения низкозамерзающей-жидкостью, так и водой. При использовании воды ее заливают в систему через закрепленную на подогревателе воронку.

Эффективность применения подогревателя П-100 для предпускового разогрева характеризуется данными НАМИ, полученными при испытаниях восьмицилиндрового V-образного двигателя автомобиля Урал-375 с рабочим объемом 7 л в холодильной камере при наружной температуре минус 40° С с системой охлаждения, заполненной низкозамерзающей жидкостью.

Эффективность применения подогревателя П-100

Рис. Эффективность применения подогревателя П-100 при разогреве двигателя автомобиля Урал-375:1 — температура головки цилиндров; 2 — температура масла в картере двигателя; 3 — температура масла в масляной магистрали; 4 — температура коренных подшипников

Время подготовки двигателя к пуску индивидуальным подогревателем при температуре минус 40° С составляет в среднем 20 мин; тепловая производительность подогревателя 14 000 ккал/ч; расход бензина 2 кг/ч; мощность электродвигателя 30 вт. На время испытания двигатель был установлен в камере без капота. Как видно из графика, даже в этих искусственных условиях двигатель разогревался весьма интенсивно. Через 26 мин после включения подогревателя температура головки цилиндров достигла максимальной, а температура масла в картере двигателя достигла 88° С. За указанное время температура масла в масляной магистрали, а также коренных подшипников, за исключением четвертого, достигла положительных значений, что свидетельствует о достаточности прогрева и полной подготовленности двигателя к пуску.

Долговечность и надежность подогревателя составляет около 1000 разогревов двигателя, т. е. не менее 5 лет.

Подогреватели ПЖ-200 работают по схеме, аналогичной подогревателям П-100. Если подогреватели П-100 имеют неразборную конструкцию, то подогреватели ПЖ-200 — разборную: внутренняя рубашка охлаждения крепится к наружной болтами, и при необходимости одна из рубашек может быть заменена.

На базе подогревателя П-100 разработана модель подогревателя П-16, в которую внесен ряд конструктивных элементов, унифицированных с подогревателями ПЖ (котел цилиндрической формы вместо конической, соединение рубашек охлаждения котла двумя трубками вместо щелевых каналов, исключение поплавковой камеры). Это повышает технологичность и долговечность подогревателя, а также облегчает дальнейшую полную унификацию конструкций близких по теплопроизводительности подогревателей.

Индивидуальные подогреватели целесообразно применять в районах со средней температурой января ниже минус 10° С, но они пока не нашли широкого применения из-за недостаточной надежности в работе и-пожароопасности вследствие возможного выброса пламени наружу. Кроме того, при очень низких температурах, когда аккумуляторная батарея имеет пониженную емкость, затрудняется пуск индивидуальных подогревателей, особенно работающих на дизельном топливе.

ustroistvo-avtomobilya.ru

Установка предпусковых подогревателей двигателя

Подготовка автомобиля к эксплуатации в зимний период в разных климатических зонах осуществляется по-разному. Если в южных регионах России достаточно сменить резину и залить незамерзающую жидкость в бачок стеклоомывателя, то на севере или в Сибири, где температура -40 градусов – вполне нормальное явление, не лишним будет установить электрический или автономный предпусковой подогреватель двигателя. Без этого устройства запустить мотор в мороз будет очень затруднительно, если вообще возможно.

Что такое предпусковой подогреватель

Впервые подобные устройства появились в странах Скандинавского полуострова и северной Европы, несколько лет спустя преимущества, которые они дают, смогли оценить российские автовладельцы, и установка подогревателей пошла полным ходом. Предпусковой подогреватель предназначен для облегчения запуска двигателя в мороз. Принцип работы данного приспособления основан либо на естественной циркуляции антифриза в системе охлаждения, либо на принудительной прокачке охлаждающей жидкости при помощи насоса.установленный подогреватель

В первом случае подогреватель нужно подключить к системе охлаждения двигателя, и он будет разогревать антифриз, который по мере нагрева поднимается вверх, а его место занимает холодная охлаждающая жидкость. Во втором случае антифриз нагревается в теплообменнике, и насосом прокачивается по малому кругу системы охлаждения, в результате чего происходит довольно быстрый нагрев антифриза и, соответственно, мотора.

Существует два вида предпусковых подогревателей: электрические и автономные.

  1. Электрический в качестве источника энергии использует электроэнергию, и подключается к любой розетке с напряжением 220 В.
  2. Автономный работает на топливе из бака автомобиля.

Устройство электрического предпускового подогревателя

Данный вид подогревателей в простейшем виде представляет собой нагреваемую спираль, которая монтируется в блок цилиндров двигателя вместо противоледной заглушки, закрывающей доступ к системе охлаждения. Принцип ее работы ничем не отличается от домашнего прибора: спираль нагревается и нагревает антифриз вокруг себя.

пример установки

Современные устройства комплектуются различными дополнительными модулями, такими как:

  • тепловентилятор для обогрева салона;
  • зарядное устройство для аккумуляторной батареи;
  • таймер, позволяющий поддерживать определенную температуру антифриза;
  • пульт дистанционного управления.

Разумеется, чем больше опций, тем выше стоимость покупки и установки комплекта.

Основное достоинство подобных предпусковых подогревателей – отсутствие вредных выбросов. Кроме того, если применять их на дизельных моторах, помимо прогрева силового агрегата, разогревается еще и дизтопливо в системе зажигания, что существенно облегчает запуск двигателя.электрический подогреватель

Не лишен электрический предпусковой подогреватель и недостатков. Главных среди них два:

  • для работы ему требуется электрическая розетка, что существенно ограничивает возможности по его применению;
  • высокое энергопотребление такой установки (до 10 кВт за одну ночь).

Устройство автономного предпускового подогревателя

Как уже было сказано, автономный предпусковой подогреватель двигателя потому так и называется, что ему не требуется внешний источник энергии. Это намного удобнее, так как автомобиль оказывается не привязанным к электрической розетке. Данный вид подогревателей делится на две категории: жидкостные, об установке которых речь пойдет дальше, и воздушные, предназначенные только для обогрева салона автомобиля.

Такое устройство необходимо подключить к трем системам автомобиля: бортовой электросети, топливной магистрали и системе охлаждения. При этом не имеет значения, дизельный или бензиновый силовой агрегат установлен на машине.

устройство

Принцип его работы следующий. В камеру сгорания, размещенную внутри теплообменника, при помощи насоса подается топливо из бака автомобиля. Внутри камеры сгорания находится штифт накаливания, который запитывается от бортовой электросети. Топливо сгорает, антифриз, находящийся в теплообменнике, при помощи насоса перекачивается в водяную рубашку двигателя, вместо него в теплообменник попадает холодная жидкость – так образуется замкнутый цикл.

Еще одно достоинство автономного предпускового подогревателя – возможность его установки в любое удобное место своими руками, так как он не встраивается в конструкцию авто.

Схема одного из вариантов установки и подключения выглядит следующим образом:Как и электрические, автономные жидкостные подогреватели оснащаются множеством дополнительных опций, таких как таймер, беспроводное управление, управление с мобильного телефона, а некоторые модели имеют обратную связь.

Эта категория подогревателей имеет два основных недостатка: первый – высокая цена, второй – более сложная установка.

Монтаж предпускового подогревателя

Для установки данного устройства, не обязательно ехать в мастерскую и расставаться с немалой суммой денег. Его вполне можно подключить своими руками, даже не имея каких-либо специфических познаний. К каждому прибору обязательно прилагается схема подключения, которой нужно следовать.

Прежде всего, необходимо определиться, в какое место лучше монтировать его элементы. Если устанавливается электрический подогреватель, предварительно нужно размотать провода и убедиться, что их длины достаточно, чтобы соединить между собой все элементы.автономный подогреватель

Затем нужно выбрать в салоне место для монтажа пульта управления подогревателем. Скорее всего, придется частично разбирать переднюю панель автомобиля. Непосредственно перед началом работ, нужно слить антифриз из системы охлаждения. Кроме того, необходимо учитывать, что после установки потребуется долить еще около литра охлаждающей жидкости к штатному объему, так как увеличится объем системы охлаждения, поэтому нужно заранее запастись антифризом.

Следующий этап установки автономного предпускового подогревателя двигателя – монтаж топливного насоса. Его необходимо разместить возле топливного бака, причем так, чтобы он был как можно лучше защищен от внешних негативных факторов.

Основание для монтажа камеры сгорания должно быть максимально надежным. Важно, чтобы вокруг нее было достаточно много свободного пространства, а все подведенные к ней шланги и провода были защищены от случайного контакта с движущимися деталями. Также следует обратить внимание на то, чтобы шланги нигде не перегибались, в противном случае антифриз не сможет нормально циркулировать.

Общая схема подключения автономного подогревателя выглядит так: охлаждающая жидкость забирается из печки, подается на помпу подогревателя, затем в водяную рубашку двигателя и обратно в печку. Помпа должна быть нижней точкой жидкостного контура, а штуцер нужно направить вверх, это позволит избежать образования воздушных пробок.

Выхлопную трубу нужно обернуть теплоизоляционным материалом во избежание пожара. Выхлоп должен быть направлен не в подкапотное пространство, чтобы выхлопные газы не попадали в салон. По возможности лучше направить его на поддон картера двигателя, таким нехитрым способом можно дополнительно разогреть масло и максимально облегчить работу стартеру.схема подключения

Самодельный предпусковой подогреватель

Некоторые автовладельцы, не желая тратиться на приобретение сертифицированного устройства в магазине, предпочитают сделать предпусковой подогреватель двигателя своими руками. Проблему запуска мотора в мороз гаражные умельцы решают самыми разными способами: кто-то греет поддон картера паяльной лампой, кто-то ставит самодельные спирали или применяет еще более изощренные средства.самодельный предпусковой подогреватель

Следует отметить, что какой бы самодельный подогреватель двигателя ни был выбран, недостатки будут одни и те же. Прежде всего, это пожароопасность, особенно в случае с паяльной лампой. Кроме того, эффективность приспособлений, изготовленных своими руками, оставляет желать лучшего. Поэтому, если необходимость в подогреве мотора имеется, лучше не жадничать, потому как самодельный прибор может обойтись не в пример дороже магазинного, особенно, если установить и подключить его не правильно.

znanieavto.ru