УСЛОВИЯ РАБОТЫ ВОЗДУХОПОДОГРЕВАТЕЛЕЙ. Воздухоподогреватель котла принцип работы


УСЛОВИЯ РАБОТЫ ВОЗДУХОПОДОГРЕВАТЕЛЕЙ

Предупреждение АВАРИЙ ПАРОВЫХ КОТЛОВ

Воздухоподогреватель — это устройство для подогрева воздуха продуктами сгорания топлива перед подачей в топку стационарного котла. Современный котел немыслим без воздухоподогревателя.

Воздухоподогреватели располагаются в зонах наиболее низких температур дымовых газов, особенно та часть их поверхности нагрева, куда поступает воздух (входная часть воздухоподогревателя).

Низкие температуры стенок поверхностей нагрева дела­ют их наиболее уязвимыми в отношении коррозии металла вследствие конденсации на них водяных паров из дымовых газов.

Одновременно в этих зонах происходит усиленное ув­лажнение золы и уноса и налипание их на стенки труб или пластин воздухоподогревателей.

Уменьшение сечений для прохода дымовых газов в ре­зультате отложений вызывает сопротивление и может быть причиной ограничения тяги и снижения паропроизводи - тельности котла. Кроме того, увеличение скорости газов в газоходе при уменьшении проходных сечений ведет к усиле­нию износа поверхностей нагрева.

Воздухоподогреватели всех типов работают в условиях значительных перепадов давления между воздушной и га­зовой сторонами.

Неплотности в воздухоподогревателе, вызывающие пе­реток воздуха на сторону дымовых газов, отрицательно вли­яют на режим работы котла, так как ухудшаются подача воздуха в топку и тяга котла. Особенно остро эта особен­ность воздухоподогревателей проявляется в случаях заго­рания горючих отложений на их поверхностях нагрева, так как перетекающий воздух интенсифицирует их горение.

Температура газов за экономайзером мощных котлов со­ставляет 350—400 °С, в воздухоподогревателе температура газов снижается до 140—160 °С. Теплота, отданная газами воздуху, возвращается в топку котла. При подаче в топку подогретого воздуха ухудшается процес горения топлива (особенно влажного и многозольного), снижаются расход

12-640

Топлива и потери теплоты с уходящими газами, повышав ются экономичность и КПД.

Кроме того, вследствие подогрева воздуха повышаются температура в топке и температурные напоры в тракте кот­ла, а значит, уменьшается масса дорогостоящих поверх­ностей нагрева, работающих под давлением.

Если учесть, что снижение температуры уходящих газов на,20 °С повышает КПД котла на 1 %, то становится оче­видным, насколько важна надёжная работа воздухоподо­гревателя при;возможно большем снижении температуры уходящих Г;а5о;в.

Воздухоподогреватели по принципу передачи теплоты от газов к воздуху делятся на рекуперативные и регенератив­ные. В рекуперативном воздухоподогревателе передача теплоты от газов к воздуху осуществляется непосредствен­но через разделительную стенку, а в регенеративном — че­рез промежуточное тело или среду (металл, жидкость и др.) путем последовательного нагревания его газами, а за­тем охлаждения воздухом.

V Регенеративные воздухоподогреватели вследствие сво­ей компактности получили большое распространение на мощных энергоблоках. Значительными преимуществами ре­генеративных воздухоподогревателей являются сравнитель­но малые затраты металла, и габариты, а также меньшее аэродинамическое сопротивление по газам, воздуху и ус­тойчивость к коррозии. Их главные недостатки заключают­ся в более высокой стоимости изготовления и пониженной герметичности, вследствие чего более 10 % воздуха перете­кает внутри воздухоподогревателя в газовый тракт и, не совершая полезной работы, увеличивает нагрузку дутьевых вентиляторов и дымососов.

При эксплуатации котлов типа ПТВМ основными при­чинами неполадок и отказов в работе являются: Нарушения правил технической эксплуатации (работа с отключенными технологическими защитами, без режим­ных карт, с поврежденной обмуровкой и со …

На котле ТП-30 с шахтной топкой при сжигании под­московного угля воздухоподогреватель систематически за­бивался летучей золой и уносом. При этом сопротивление его по газу резко увеличивалось. Из-за плохой работы воз­духоподогревателя температура …

Аварии котлов из-за отложения внутритрубных образо­ваний, как правило, возникают при существенных повреж­дениях элементов котлов. Кроме того, внутритрубные отло­жения на стенках поверхностей нагрева вызывают большой пережог топлива. В период освоения энергоблока …

msd.com.ua

1.5.4.4. Воздухоподогреватели

По принципу действия воздухоподогреватели делятся на рекуперативные и регенеративные. В рекуперативном типе воздухоподогревателей передача теплоты от газов к воздуху осуществляется непосредственно через разделяющую их стенку, а в регенеративном ― через промежуточное тело (например, через стенку трубок). Регенеративный подогреватель, как правило, эксплуатируется только как вращающийся, а рекуперативный ― как неподвижный.

Основным видом рекуперативных воздухоподогревателей является трубчатый воздухоподогреватель с вертикально расположенной трубной системой (рис.26).

Рис.26 Трубчатый воздухоподогреватель:

1―стальные трубы 40×1,5 мм;

2, 6―верхняя и нижняя трубные доски толщиной 20÷25 мм; 3―компенсатор тепловых расширений; 4―воздухоперепускной короб; 5―промежуточная трубная доска;

7, 8―опорная рама и колонны.

Трубы прямые и вертикальные, концы которых приварены к трубным доскам и расположены в шахматном порядке. Воздухоподогреватель выполняется в виде отдельных кубов (секций), которые очень удобны для транспорта и монтажа. Секции подобраны для каждого котла так, что они заполняют всё сечение газохода. Трубная система от температуры газов расширяется в основном вверх, поэтому для возможности её перемещения и для обеспечения плотности газохода применяются компенсаторы. Трубные доски секций также уплотняют линзовыми компенсаторами.

Преимущества трубчатых воздухоподогревателей заключаются в том, что они просты по конструкции, надёжны в работе, значительно более плотны по сравнению с воздухоподогревателями других систем, требуют сравнительно небольших расходов металла.

Однако имеются и недостатки: они в большей мере подвергаются коррозии, в результате чего в трубах появляются свищи, через которые воздух утекает в газоход котла. Поэтому рекуперативные воздухоподогреватели применяются на котлах производительностью до 130 кг/с.

Основным типом регенеративного воздухоподогревателя электростанций являются вращающиеся воздухоподогреватели, у которых поверхностью теплообмена служит набивка из тонких гофрированных и плоских стальных листов, которые образуют небольшой диаметр (8÷10 мм) для прохода продуктов сгорания и воздуха (рис.27).

Металлическая набивка в виде секций заполняет цилиндрический пустотелый ротор, который разделён перегородками на изолированные друг от друга секций.

Рис.27 Схема работы регенеративного воздухоподогревателя:

а―общий вид аппарата; б―пластины металлической набивки; 1―вал; 2 и 3―верхняя и нижняя опоры; 4―секция ротора; 5―верхнее переферийное уплотнение; 6―зубья привода; 7―наружная металлическая обшивка (кожух).

Движение газового и воздушного потоков непрерывное и раздельное, а набивка ротора попеременно проходит эти потоки. В газовой части воздухоподогревателя металлическая набивка секторов аккумулирует теплоту, полученную от дымовых газов, а затем отдаёт её воздушному потоку. В конечном счёте происходит непрерывный нагрев воздуха переносом теплоты, которая аккумулирована в газовом потоке. Движение дымовых газов и воздуха – противоточное.

К набивкам предъявляются такие требования, как возможно большая интенсивность теплообмена между воздухом и дымовыми газами и минимальное аэродинамическое сопротивление с той и с другой стороны.

Применение гофрированных листов (рис.27б) обеспечивает интенсивный конвективный теплообмен и соответственно более быстрый нагрев металлической набивки, а затем более глубокое её охлаждение.

В отличие от рекуперативных в регенеративных подогревателях в условиях вращающегося ротора имеют место перетоки воздуха по радиусу ротора, потери воздуха в воздушной части ротора и присосы воздуха в газовый поток. Утечки воздуха и присосы его в газовый поток примерно одинаковы, поэтому их можно рассматривать как перетоки.

Защита от перетоков достигается установкой в верхней и нижней частях ротора кольцевых и радиальных уплотнений.

Регенеративные воздухоподогреватели нашли широкое применение в энергетике на крупных энергоблоках. По конструкции эти подогреватели сложнее рекуперативных, но они компактны, требуют меньшего расхода металла, имеют невысокое аэродинамическое сопротивление и устойчивость к коррозии.

studfiles.net

Типы и конструкции воздухоподогревателей

Котельные установки

По месту установки различают воздухоподогреватели центральные и индивидуальные. У нас в России приняты только индивидуальные воздухопо­догреватели. Поэтому в дальнейшем мы только их и будем рассматривать. В зависимости от применяемого материала для изготовления различают сталь­ные, чугунные и стеклянные воздухоподогреватели.

По принципу действия воздухоподогреватели разделяют на регенера­тивные и рекуперативные.

В рекуперативных воздухоподогревателях передача тепла происходит через неподвижную металлическую стенку.

Рекуперативные воздухоподогреватели, в свою очередь, разделяют на пластинчатые, трубчатые и чугунно-ребристые.

В регенеративных воздухоподогревателях передача тепла от газа к воз­духу осуществляется через промежуточное тело, которое попеременно то ра­зогревается газами, то охлаждается воздухом. До последнего времени такие воздухоподогреватели широко применяли в печном хозяйстве, а в последние годы начинают применять и в котлах.

Рассмотрим по порядку все перечисленные типы воздухоподогревателей.

Газы

О-

0

Газы

'ях

Б)

Рис. 14.1. Компоновка низкотемпературных поверхностей нагрева:

Сі - одноступенчатая; б - двухступенчатая; 1 и 3 - первая и вторая ступени воздухоподогревателя; 2 - 4 - первая и вторая ступени экономайзера

Рис. 14.2. Изменение температуры газа и рабочего тела вдоль низкотемпературных поверхностей нагрева

Воздухоподогреватели располагают, как правило, за водяным экономай­зером, ""утилизируя" тепло уходящих газов. Поскольку температура питатель­ной воды в котлах высокого давления превышает 200 °С, охладить уходящие газы до нужной температуры невозможно. Однако при размещении воздухо­подогревателей учитывается еще и то, что воздух нагревается быстрее, чем охлаждаются дымовые газы, и температурный напор (At) уменьшается. Учи­тывая это, при подогреве воздуха до температуры 300-350 °С применяют од­ноступенчатую компоновку воздухоподогревателя (рис. 14.1, а), при более вы­соком подогреве часть воздухоподогревателя переносится в зону более высо­ких температур. Для этого водный экономайзер разделяется на две части: I и II ступени (рис. 14.1, б), а в промежуток между ступенями экономайзера монти­руется II ступень воздухоподогревателя. Изменение температур газов, воды и воздуха по ступеням представлено на рис. 14.2. По графику видно, как увели­чивается температурный напор во II ступени воздухоподогревателя при таком расположении поверхностей нагрева.

Котлы на твердом топливе – греемся и экономим!

Собираетесь приобретать оборудование для обогрева? Присмотритесь к твердотопливным котлам – технике, работающей на самом недорогом и доступном топливе.

Твердотопливные котлы: преимущества и разновидности

Без высокопроизводительных и эффективных твердотопливных отопительных котлов невозможно представить себе жизнь ни одного современного человека. В настоящее время потребительский рынок предлагает широкий ассортимент печных агрегатов например на сайте santehhaus.com.ua, использующих …

Газовый котел “Tiberis Cube 24F”

Котел включает в себя два независимых пластинчатых теплообменника и трехходовой клапан с электроприводом, что увеличивает скорость нагрева горячей сантехнической воды.

msd.com.ua

ПОВРЕЖДЕНИЯ ВОЗДУХОПОДОГРЕВАТЕЛЕЙ

Предупреждение АВАРИЙ ПАРОВЫХ КОТЛОВ

Повреждения стальных трубчатых воздухоподогревате­лей могут быть вызваны коррозией поверхностей нагрева, износом летучей зОлой газоходов, пережогом поверхностей нагрева, перетеканием воздуха в газовый тракт и присоса - ми воздуха через неплотности обмуровки и обшивки возду­хоподогревателя.

Входные участки труб воздухоподогревателей на длине 250 мм от трубной доски подвержены интенсивному золово - му износу, изнашивается также трубная доска.

При недостаточном внимании обслуживающего персо­нала в период эксплуатации к поддержанию нормального избытка воздуха в топке и плотности газоходов, скорость газов возрастает и износ усиливается. Возрастают также местные скорости при неравномерности поля скоростей в газоходе.

Рис. 7.1. Защита труб возд; догревателя от износа и изс трубной доски:

Трубная доска; 3 — защитная гая втулка; 4 — тепловая и п] износная защита трубной доек наблюдающиеся места золовогс са труб и доски; 6 — проволочи

; — труба воздухоподогревател5

На рис. 7.1 показаны вариант защиты от износа труб посредством установки разрезных стальных втулок и тор­кретирование трубной доски от воздействия высокой тем­пературы дымовых газов.

Загорание сажи и отложений уноса. Повреждения стальных воздухоподогревателей могут быть при загорании сажи и отложений уноса в газоходах. Если загорание не будет вовремя замечено персоналом, возможен выход из строя воздухоподогревателя из-за сплавления металла. Причиной аварии бывает неправильный топочный режим: с дымлением и уносом в газоходы несгоревших частиц топ­лива и сажи образующиеся на поверхностях нагрева и своевременно не сдуваемые отложения создают очаги тле­ния.

Пережоги воздухоподогревателей происходят в резуль­тате горения в газоходах отложений несгоревших частиц топлива и сажи. При повышении их температуры, появле­нии искры отложения воспламеняются и горят. Температу­ра в газоходах быстро повышается, и, если не принять срочных мер, может произойти повреждение воздухоподо­гревателя и дымососа. При скоплении в газоходах большого количества отложений и попадании в них искры может произойти взрыв газов, приводящий к разрушению обору­дования.

Признаками воспламенения отложений в газоходах мо - гут быть повышение температуры продуктов горения послеэкономайзера и воздухоподогревателя против обычной для данной нагрузки котла, разогрев обшивки газохода, а так­же появление дыма/ пламени из гляделок (люков) газо­ходов, уплотнений валов дымососа, в некоторых случаях — искр и пламени из дымовой трубы. При этом необходимо срочно остановить котел, прекратить подачу воздуха и уменьшить тягу, одновременно подав насыщенный пар в газоход.

Наиболее часты загорания воздухоподогревателей при работе на мазуте, а также в период пусковых работ при не­достаточно подготовленном обслуживающем персонале.

Неполное горение, с дымлением и большим уносом, про­исходит при сжигании в камерных топках пыли с подсве­чиванием мазутом; подсвечивание производится обычно при малой нагрузке или при работе на топливе плохого качества, когда затруднительно установить устойчивое и экономичное горение.

Котлы с топками, оборудованными мазутными форсун­ками, должны иметь эффективную обдувку воздухоподо­гревателей и сигнализацию предельно допустимой темпе­ратуры уходящих газов.

При эксплуатации котла надзор и уход за воздухоподо­гревателем заключается в контроле температуры газов по­сле него, газового сопротивления и отсутствия присоса, а также в регулярной обдувке и наружном осмотре.

Предварительный подогрев воздуха. Во избежание кор­розии и больших отложений золы на поверхностях нагрева воздухоподогревателя обеспечивают требуемую температу­ру воздуха на его входе. Надлежащий температурный ре­жим металла воздухоподогревателей может быть обеспе­чен с помощью предварительного подогрева холодного воздуха. Если требуется подогрев холодного воздуха на 30—50 °С, то простым и надежным способом является ре­циркуляция части горячего или подогретого воздуха во входной участок воздухоподогревателя.

При подогреве подаваемого в воздухоподогреватель воз­духа внешним источником теплоты температура уходящих газов несколько возрастает и экономичность установки немного уменьшается.

Из рассмотренных в [30] схем наиболее экономичными являются схемы подачи части горячего воздуха специаль­ным вентилятором в напорный входной короб воздухоподо­гревателя.

ВТИ предложил схему рециркуляции горячего воздуха, отличающуюся значительной экономичностью по сравне­нию с известными — горячий воздух направляется специ­альным вентилятором не в напорный короб для подогре­ва холодного воздуха, поступающего в РВП, а в ту часть набивки (примерно один сектор), которая покидает воз­душную часть воздухоподогревателя. Остальная набивка омывается холодным воздухом.

Проведенный расчетный анализ изменения температуры поверхностного слоя отложений при подогреве холодного воздуха до 60 °С (доля рециркуляции 20%) и при секци­онном подогреве набивки (доля рециркуляции 15%) по­казал, что при входе в газовый поток температура поверх­ности отложений при их толщине 0,9 мм в последнем слу­чае (при температуре холодного воздуха 10—40 °С) на 20—30 °С выше. Применение новой схемы рециркуляции горячего воздуха позволяет примерно на 10 °С снизить температуру уходящих газов за счет увеличения темпера­турного напора РВП. Теплосъем в выделенном секторе РВП по данным промышленных испытаний составил око­ло 2%.

Промышленные испытания схемы, которые проводились на котле ПК-47-1, подтвердили ее экономичность по срав­нению с ранее применяемой схемой рециркуляции горяче­го воздуха в напорный короб холодного воздуха. Кроме того, наблюдалось небольшое снижение золового заноса набивки РВП.

Причинами заноса золой могут быть нерациональная конфигурация газового тракта, несимметричное расположе­ние всасывающего короба дымососа и наличие большого количества застойных углов. Значительные отложения не - сгоревшего топлива в газоходах возникают также из-за плохого распыления мазута, недостаточных нагрева и дав­ления мазута перед форсунками, резких снижений нагрузок котла, неправильного режима топки.

Твердое топливо следует оберегать от увлажнения при хранении и подаче к котлам.

При сжигании топлива, содержащего серу, коррозия воз­духоподогревателей усиливается при увеличении влажности дымовых газов, поэтому предпочтительнее механическое распыление мазута, а не паровое; при сливе и дальнейшей подготовке мазута к сжиганию необходимо свести к мини­муму его увлажнение.

Отложения золы особенно значительны при движении га­зов в воздухоподогревателе снизу вверх.

Наиболее распространенным средством предупреждения золового заноса и коррозии воздухоподогревателей за рубе­жом и в нашей стране является предварительный подогрев холодного воздуха в паровых и водяных калориферах. Этот способ более экономичен, чем рециркуляция горячего возду­ха или снижение температуры уходящих газов котла за счет развития поверхности нагрева воздухоподогревателя. Кро­ме того, за счет повышения температуры уходящих газов устраняется коррозия металлических газоходов, дымососов, дымовой трубы, улучшаются условия очистки воздухоподо­гревателя и рассеивания выбросов в окружающую среду.

Температура подогрева воздуха выбирается в зависимо­сти от способа сжигайия и вида топлива. При сжигании ка­менных углей и антрацитов в слоевых топках температура подогрева не должна превышать 200 °С, а для бурых углей необходим подогрев до 150—200 °С. Рекомендуемые темпе­ратуры подогрева воздуха при камерном сжигании различ­ных топлив приведены в табл. 7.1.

Таблица 7.1. Рекомендуемая температура подогрева воздуха при камерном сжигании топлива

Наименование

Топливо

Температура воздуха, °С

Топки с твердым шлакоудале-

Нием при замкнутой схеме ны-

Леприготовления:

300—350

С воздушной сушкой

Каменные и тощие угли,

Бурые угли

350—400

Фрезерный торф

Сланцы

250—300

С сушкой топлива. газами

Бурые угли

300—350

При небольших температурах подогрева воздуха выгод­но располагать сначала экономайзер, считая по ходу газов, затем воздухоподогреватель. При нагревании воздуха вы­ше 300 °С экономайзер и воздухоподогреватель следует* по­менять местами, но в таком случае интервал между темпе­ратурой питательной воды и температурой газов остается весьма малым. Экономайзер будет поставлен в менее вы­годные условия в отношении температурного напора, и не удастся глубоко охладить уходящие газы. В таких случаях экономайзер целесообразно устанавливать в рассечку меж­ду двумя ступенями воздухоподогревателя.

Необходимо иметь в виду, что предварительным подогре­вом холодного возуха нельзя полностью исключить корро­зию и золовой занос возухоподогревателя, особенно трубча­того (при сжигании сернистого мазута), в котором воздух должен подогреваться до температуры не ниже 110 °С. По­этому предварительный подогрев холодного воздуха целе­сообразно сочетать с другими средствами защиты воздухо­подогревателя от коррозии.

Для уменьшения' потерь от низкотемпературной корро­зии применяют разные присадки к топливу. На отечествен­ных электростанциях положительно зарекомендовали себя газообразный аммиак, вводимый в дымовые газы, и разра­ботанная ВТИ водорастворимая присадка на основе хло­ристого магния, подаваемая вместе с топливом, а также присадки, разработанные Всесоюзным научно-исследова­тельским институтом нефтяной промышленности (ВНИИНП) и выпускаемые в различных модифика­циях (ВНИИНП-102, ВНИИНП-103, ВНИИНП-104, ВНИИНП-105, ВНИИНП-106).

При сжигании высокосернистых мазутов следует при­менять жидкие, минеральные и газообразные присадки.

Испытания присадок на котлах паропроизводитель - иостыо 20 т/ч и ниже дали положительные результаты — уменьшилась интенсивность коррозии и золовых отложений при прогреве воздуха перед воздухоподогревателем до 80— 90 °С

Испытания присадок ВНИИНП-102, ВНИИНП-103 на энергетических котлах паропроизводительностыо от 100 до 500 т/ч показали, что присадки не повлияли на интенсив­ность коррозии. В отдельных случаях ввод присадок способ­ствовал некоторому улучшению структуры золовых отло­жений на пароперегревателе и экономайзере.

В СССР большое распространение получили жидкие при­садки, вводимые в мазут перед подачей в топку в количестве до 2 кг на 1 т. Ограниченное применение на котлах с труб­чатыми воздухоподогревателями нашла присадка аммиака.

При эксплуатации котлов типа ПТВМ основными при­чинами неполадок и отказов в работе являются: Нарушения правил технической эксплуатации (работа с отключенными технологическими защитами, без режим­ных карт, с поврежденной обмуровкой и со …

На котле ТП-30 с шахтной топкой при сжигании под­московного угля воздухоподогреватель систематически за­бивался летучей золой и уносом. При этом сопротивление его по газу резко увеличивалось. Из-за плохой работы воз­духоподогревателя температура …

Аварии котлов из-за отложения внутритрубных образо­ваний, как правило, возникают при существенных повреж­дениях элементов котлов. Кроме того, внутритрубные отло­жения на стенках поверхностей нагрева вызывают большой пережог топлива. В период освоения энергоблока …

msd.com.ua