|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Клоп (балет). Балет клопБалет Леонида Якобсона «Клоп» (The Bedbug)The BedbugХореографический плакат в 2 актах. Композиторы Ф. Отказов и Г. Фиртич, сценарист (по произведениям В. Маяковского) и балетмейстер Л. Якобсон, художники А. Гончаров, Ф. Збарский, Б. Мессерер, Т. Сильвинская, дирижер Ю. Гамалей. Премьера состоялась 24 июня 1962 года в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова. Сюжет1. Спектакль открывает сам Поэт. Перед зрителем проходят его воспоминания о Первой мировой войне («Выбежала Смерть и затанцевала на падали»), о революционном штурме Зимнего Дворца. Бегут в панике помещики и попы, купцы и заводчики. Совсем такие, как в Окнах РОСТА, рисованных Маяковским и его товарищами. Под «Левый марш» идут отряды рабочих и солдат, с ними Поэт. «Кто там шагает правой»? Это примазавшийся к победителям, неистребимый как клоп, некто Присыпкин. Хвастаясь своими мнимыми подвигами, он соблазняет чистую и наивную девушку Зою Березкину. Поэт вмешивается и бьет пошляка наотмашь. А Присыпкина уже влечет другая — дочка частника-парикмахера Эльзевира Ренесанс. Они нашли друг друга. А что же Зоя? «Наша любовь ликвидирована», — говорит Присыпкин. Поэт негодует. 2. Еще висят последние плакаты Гражданской войны, но уже начинается нэп. Помолвка Пьера Скрипкина (бывшего Присыпкина) и Эльзевиры. Зоя увидела и поняла, что приняла клопа за человека. Невозможно жить с таким грузом. Поэт бросается на помощь, но поздно — девушка мертва. Мастер «нового быта» Олег Баян организует роскошную «красную свадьбу» Эльзевиры и Пьера. Под звуки тапера лихо отплясывают мамаша и папаша Ренесансы и их гости. Молодых ведут к гигантской кровати. Начинается пьяная драка, в результате которой в кровати оказываются и все остальные. И тогда приходит Поэт. Он содрогается от отвращения. Закурив, он подносит спичку к кисейным занавескам — усладе нэпманских глаз. Горят, корчатся люди-клопы. Все ярче светлое пламя революции. Апофеоз спектакля. Проходят незадачливые военачальники Антанты. Они пигмеи и лилипуты рядом с революционной Россией. Начинается великая стройка. И всходит огромное в полсцены солнце. Светить — и никаких гвоздей!Вот лозунг мой — и солнца! В аннотации к премьере хореограф писал: «Спектакль „Клоп", это, по замыслу, новый жанр в балетном театре — жанр хореографического плаката... Язык спектакля не тот, к которому привыкли зрители балетного театра. Это не классика моего же балета „Шурале", это не пластика античной фрески „Спартака", — это графический рисунок, напоминающий плакаты Маяковского. Он лаконичен, скуп, сатиричен, поэтому для некоторых звучит непривычно. Но я надеюсь, что все, знающие сатиру Маяковского, читавшие стихи и пьесы поэта, поймут, что только „шершавым языком плаката" можно было создать подобный спектакль-гротеск... Время зовет к новому, смелому». Новое пробивало себе дорогу с трудом: первая заявка Якобсона помечена 1957 годом. В поставленном спектакле смущал не только танцующий Маяковский, но желание автора балета не ограничиться основной темой перерождения Присыпкина, а показать его на фоне исторических событий молодой республики. Зрелище то и дело распадалось на отдельные эпизоды, по сути хореографические миниатюры, сочинениями которых славился балетмейстер. Цельности не способствовала и музыка. Композитор Олег Каравайчук сочинил (точнее сымпровизировал) ряд ярких номеров. Среди них выделялась, построенная на пошловатом фокстроте, «красная свадьба». В процессе работы между хореографом и композитором произошел разлад, в результате которого музыкант не только отказался от дальнейшей работы, но и запретил ставить свое имя на афише. Так появился таинственный Ф. Отказов. Оркестровать и дописывать музыку выпало на долю другого ленинградского композитора Геннадия Фиртича. В неровном спектакле были превосходные фрагменты, подкрепленные редкостными актерскими удачами. В роли Поэта Якобсону виделся Аскольд Макаров, ранее удачно сотрудничавший с хореографом в партиях Али Батыра («Шурале») и Спартака. По замыслу балетмейстера, Маяковский как бы выдумывал персонажей спектакля прямо на сцене. Их образы, порожденные фантазией Поэта, начинали жить на сцене своей «реальной» жизнью, порой удивляя создателя. Богатырская стать и своеобразный артистизм Макарова убеждали многих. Поэтесса Ольга Берггольц писала: «Я узнала его. Ну, конечно, это тот Маяковский, Маяковский нашей юности — озорной, веселый, доверчивый, смелый, грубиян и нежнейший лирик». Лирическая тема в «Клопе» была воплощена в образе Зои Березкиной. Безусловно, даже поклонники молодой Наташи Макаровой не могли и предположить ее будущую мировую славу, но ее незаурядный талант сверкнул именно в партии Зои. Изящная, чуть манерная, даже кокетливая девушка с детской мечтой о дружеской поддержке «настоящего мужчины». Увлечение дарит надежду, измена близкого человека губит. Голова в воображаемой петле и покачивающееся на ветру тело — такой финал обжигал зрителя. Исполнитель роли Присыпкина Константин Рассадин также ранее встречался с хореографией Якобсона. Его Подхалим стал одной из удач спектакля «Хореографические миниатюры» (I960). Новый «герой» — многоликий приспособленец: от участника революционных баталий в первом акте до любителя «изящной жизни» в финале. Пылкий влюбленный с Зоей и льстивый ухажер с Эльзевирой. Незабываема последняя сцена в брачной постели: Пьер, подобно шустрому насекомому, ползает под одеялом, а кокетливая невеста ждет, когда жених сорвет с ее груди бумажные «цветы удовольствия». Гротескная сцена «красной свадьбы» эффектно завершала второй акт. В образе жеманно томящейся и сексуально озабоченной невесты удивляла Нонна Ястребова — признанная героиня классических балетов. Пальцы Тапера (Эдуард Михасев) все время как бы перебирали клавиши — в воздухе или на груди своей дамы. Он был неистовым мотором мещанского веселья. Сатирическая сила обличения мещанства делала из обычных обывателей гадливых персонажей, которым не должно быть места в грядущем. Спектакль «Клоп» имел большой общественный резонанс. Критики спорили, публика не без интереса посещала яркое представление. Балет прошел в Кировском театре 15 раз и, казалось, остался лишь в анналах истории. Однако, в 1974 году Якобсон решил реанимировать «Клопа» в своей труппе «Хореографические миниатюры». Действие было сокращено до одного акта и сосредоточено на судьбе главных героев. Новый музыкальный материал из сочинений раннего Шостаковича (в том числе фрагменты из одноименного спектакля Всеволода Мейерхольда 1929 года) оказался удивительно созвучным свободной пластике персонажей. И хотя в новом спектакле прежних мастеров заменила малоизвестная молодежь, число успешных представлений перевалило за две сотни. А в 2001 году и Мариинский театр решил включить нового «Клопа» в свой репертуар. А. Деген, И. Ступников Фото: yacobsonballet.ru Я рекомендую Это интересно Твитнуть вам может быть интересноwww.belcanto.ru Клоп (балет) - это... Что такое Клоп (балет)?У этого термина существуют и другие значения, см. Клоп.«Клоп» — балет. Либретто Леонида Якобсона по мотивам одноимённой пьесы Владимира Маяковского[1]. История созданияПервоначальную заявку на балет на темы Владимира Маяковского Леонид Якобсон подал в дирекцию Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова в мае 1957 года. Балетмейстер планировал масштабный спектакль под названием «Мистерия-Буфф», объединяющий героев многих произведений поэта. К 1960 году замысел конкретизировался: «Идея этого произведения подсказана образами Маяковского. Не одним его конкретным произведением, хотя видимую сюжетную основу составляет "Клоп". Но всем строем его стихов, всей гражданской широтой, всем поэтическим охватом времени, всем духом самого современного современника — Маяковского.» — Леонид Якобсон[2] Композитором, сочинявшим музыку к новому балету, стал Олег Каравайчук. Работал талантливый композитор крайне медленно и клавир балета для включения постановки в план театра ждали много месяцев. Потерявший терпение Якобсон привлёк к работе другого композитора — Георгия Фиртича, который превращал в ноты записанные на магнитофон наброски Каравайчука. На этом этапе подключился дирижёр-постановщик спектакля Юрий Гамалей, исправлявший клавир Фиртича, так как по его мнению, в аранжировке Георгия Фиртича пропадали очень важные для Якобсона «изюминки» Каравайчука. Когда клавир 1-го акта был готов, Леонид Якобсон отнёс его в дирекцию театра для заключения авторского договора. Вот как описывает дальнейшее один из художников спектакля Борис Мессерер: «Хочется вспомнить историю, которая имела место быть в момент окончания работы над спектаклем. Дело в том, что музыку к этому спектаклю написал композитор Олег Каравайчук, музыку, на мой взгляд, очень хорошую и выразительную. Но существовал только клавир — партитура не была готова. Каравайчук был известен в музыкальном мире своими скандальными выходками. Исключительно талантливый композитор, но страшно неорганизованный, всегда нарушавший сроки сдачи работ. И в связи с тем, что он не сдал партитуру в срок, Якобсон предложил композитору Фиртичу завершить эту работу. И на афише возникли две фамилии: “О. Каравайчук и Г. Фиртич”. Когда за несколько дней до премьеры Олег узнал об этом, он был безумно возмущен и прислал в театр телеграмму с требованием продлить работу над спектаклем. В свое время я читал эту телеграмму, а сейчас воспроизвожу ее по памяти: “Роден четыре раза откладывал сдачу своего Бальзака. Я требую отложить премьеру “Клопа” на четыре месяца. О. Каравайчук”. Театр не мог выполнить это требование, спектакль должен был выйти в назначенный срок. В результате конфликта Олег Каравайчук решил заменить свою фамилию псевдонимом Ф. Отказов. По его требованию на афише спектакля появились фамилии композиторов: Ф. Отказов и Г. Фиртич.»[3] По мнению исследователя творчества Леонида Якобсона Галины Добровольской, музыка балета, сочинённая «в три руки», мешала восприятию спектакля: «... Это сказалось на качестве партитуры: музыка не помогала развитию хореографического действия, а сама нуждалась в организации.»[4] Якобсон прекрасно понимал это и когда готовил новую, 2-ю редакцию балета «Клоп», уже в собственной труппе «Хореографические миниатюры», то использовал другую музыку — Дмитрия Шостаковича. Музыкальную основу одноактной версии «Клопа» составила написанная Шостаковичем в 1929 году музыка к знаменитому спектаклю Всеволода Мейерхольда. Композитор успел увидеть премьеру балета и написал: «Незабываемый вечер! Мне казалось, что мы с Якобсоном впервые родились в искусстве, и моя музыка звучала по-новому в хореографической интерпретации».[5] Действующие лица
Сценическая жизньХореографический плакат в 2 актах Ф. Отказова и Г. Фиртича24 июня 1962 года — премьера в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова Балетмейстер-постановщик Леонид Якобсон, художники-постановщики Андрей Гончаров, Лев Збарский, Борис Мессерер, Татьяна Сельвинская, дирижёр-постановщик Юрий Гамалей Действующие лица
Последнее представление 26 мая 1965 года Одноактный балет-буффонада на музыку Дмитрия Шостаковича20 июля 1974 — премьера в Труппе «Хореографические миниатюры» Автор либретто и балетмейстер-постановщик Леонид Якобсон, художник-постановщик Борис Мессерер, дирижёр-постановщик Тимур Коган Действующие лица
30 мая 2001 год — возобновление в Мариинском театре Воссоздание версии Леонида Якобсона — Александр Степин, дирижёр-постановщик Александр Поляничко Действующие лица
26 января 2004 год — возобновление в Санкт-Петербургском театре балета имени Леонида Якобсона[6] Действующие лица
Библиография
Примечания
Ссылки
med.academic.ru Клоп (балет) ВикипедияУ этого термина существуют и другие значения, см. Клоп.«Клоп» — балет. Либретто Леонида Якобсона по мотивам одноимённой пьесы Владимира Маяковского[1]. История созданияПервоначальную заявку на балет на темы Владимира Маяковского Леонид Якобсон подал в дирекцию Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова в мае 1957 года. Балетмейстер планировал масштабный спектакль под названием «Мистерия-Буфф», объединяющий героев многих произведений поэта. К 1960 году замысел конкретизировался: «Идея этого произведения подсказана образами Маяковского. Не одним его конкретным произведением, хотя видимую сюжетную основу составляет "Клоп". Но всем строем его стихов, всей гражданской широтой, всем поэтическим охватом времени, всем духом самого современного современника — Маяковского.» — Леонид Якобсон[2] Композитором, сочинявшим музыку к новому балету, стал Олег Каравайчук. Работал талантливый композитор крайне медленно и клавир балета для включения постановки в план театра ждали много месяцев. Потерявший терпение Якобсон привлёк к работе другого композитора — Георгия Фиртича, который превращал в ноты записанные на магнитофон наброски Каравайчука. На этом этапе подключился дирижёр-постановщик спектакля Юрий Гамалей, исправлявший клавир Фиртича, так как по его мнению, в аранжировке Георгия Фиртича пропадали очень важные для Якобсона «изюминки» Каравайчука. Когда клавир 1-го акта был готов, Леонид Якобсон отнёс его в дирекцию театра для заключения авторского договора. Вот как описывает дальнейшее один из художников спектакля Борис Мессерер: «Хочется вспомнить историю, которая имела место быть в момент окончания работы над спектаклем. Дело в том, что музыку к этому спектаклю написал композитор Олег Каравайчук, музыку, на мой взгляд, очень хорошую и выразительную. Но существовал только клавир — партитура не была готова. Каравайчук был известен в музыкальном мире своими скандальными выходками. Исключительно талантливый композитор, но страшно неорганизованный, всегда нарушавший сроки сдачи работ. И в связи с тем, что он не сдал партитуру в срок, Якобсон предложил композитору Фиртичу завершить эту работу. И на афише возникли две фамилии: “О. Каравайчук и Г. Фиртич”. Когда за несколько дней до премьеры Олег узнал об этом, он был безумно возмущен и прислал в театр телеграмму с требованием продлить работу над спектаклем. В своё время я читал эту телеграмму, а сейчас воспроизвожу её по памяти: “Роден четыре раза откладывал сдачу своего Бальзака. Я требую отложить премьеру “Клопа” на четыре месяца. О. Каравайчук”. Театр не мог выполнить это требование, спектакль должен был выйти в назначенный срок. В результате конфликта Олег Каравайчук решил заменить свою фамилию псевдонимом Ф. Отказов. По его требованию на афише спектакля появились фамилии композиторов: Ф. Отказов и Г. Фиртич.»[3] По мнению исследователя творчества Леонида Якобсона Галины Добровольской, музыка балета, сочинённая «в три руки», мешала восприятию спектакля: «... Это сказалось на качестве партитуры: музыка не помогала развитию хореографического действия, а сама нуждалась в организации.»[4] Якобсон прекрасно понимал это и когда готовил новую, 2-ю редакцию балета «Клоп», уже в собственной труппе «Хореографические миниатюры», то использовал другую музыку — Дмитрия Шостаковича. Музыкальную основу одноактной версии «Клопа» составила написанная Шостаковичем в 1929 году музыка к знаменитому спектаклю Всеволода Мейерхольда. Композитор успел увидеть премьеру балета и написал: «Незабываемый вечер! Мне казалось, что мы с Якобсоном впервые родились в искусстве, и моя музыка звучала по-новому в хореографической интерпретации».[5] Действующие лица
Сценическая жизньХореографический плакат в 2 актах Ф. Отказова и Г. Фиртича24 июня 1962 года — премьера в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова Балетмейстер-постановщик Леонид Якобсон, художники-постановщики Андрей Гончаров, Лев Збарский, Борис Мессерер, Татьяна Сельвинская, дирижёр-постановщик Юрий Гамалей Действующие лицаПоследнее представление 26 мая 1965 года Одноактный балет-буффонада на музыку Дмитрия Шостаковича20 июля 1974 — премьера в Труппе «Хореографические миниатюры» Автор либретто и балетмейстер-постановщик Леонид Якобсон, художник-постановщик Борис Мессерер, дирижёр-постановщик Тимур Коган Действующие лица
30 мая 2001 год — возобновление в Мариинском театре Воссоздание версии Леонида Якобсона — Александр Степин, дирижёр-постановщик Александр Поляничко Действующие лица
26 января 2004 год — возобновление в Санкт-Петербургском театре балета имени Леонида Якобсона[6] Действующие лица
Библиография
Примечания
Ссылки
wikiredia.ru Клоп (балет) — ВикипедияУ этого термина существуют и другие значения, см. Клоп.«Клоп» — балет. Либретто Леонида Якобсона по мотивам одноимённой пьесы Владимира Маяковского[1]. Первоначальную заявку на балет на темы Владимира Маяковского Леонид Якобсон подал в дирекцию Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова в мае 1957 года. Балетмейстер планировал масштабный спектакль под названием «Мистерия-Буфф», объединяющий героев многих произведений поэта. К 1960 году замысел конкретизировался: «Идея этого произведения подсказана образами Маяковского. Не одним его конкретным произведением, хотя видимую сюжетную основу составляет "Клоп". Но всем строем его стихов, всей гражданской широтой, всем поэтическим охватом времени, всем духом самого современного современника — Маяковского.» — Леонид Якобсон[2] Композитором, сочинявшим музыку к новому балету, стал Олег Каравайчук. Работал талантливый композитор крайне медленно и клавир балета для включения постановки в план театра ждали много месяцев. Потерявший терпение Якобсон привлёк к работе другого композитора — Георгия Фиртича, который превращал в ноты записанные на магнитофон наброски Каравайчука. На этом этапе подключился дирижёр-постановщик спектакля Юрий Гамалей, исправлявший клавир Фиртича, так как по его мнению, в аранжировке Георгия Фиртича пропадали очень важные для Якобсона «изюминки» Каравайчука. Когда клавир 1-го акта был готов, Леонид Якобсон отнёс его в дирекцию театра для заключения авторского договора. Вот как описывает дальнейшее один из художников спектакля Борис Мессерер: «Хочется вспомнить историю, которая имела место быть в момент окончания работы над спектаклем. Дело в том, что музыку к этому спектаклю написал композитор Олег Каравайчук, музыку, на мой взгляд, очень хорошую и выразительную. Но существовал только клавир — партитура не была готова. Каравайчук был известен в музыкальном мире своими скандальными выходками. Исключительно талантливый композитор, но страшно неорганизованный, всегда нарушавший сроки сдачи работ. И в связи с тем, что он не сдал партитуру в срок, Якобсон предложил композитору Фиртичу завершить эту работу. И на афише возникли две фамилии: “О. Каравайчук и Г. Фиртич”. Когда за несколько дней до премьеры Олег узнал об этом, он был безумно возмущен и прислал в театр телеграмму с требованием продлить работу над спектаклем. В своё время я читал эту телеграмму, а сейчас воспроизвожу её по памяти: “Роден четыре раза откладывал сдачу своего Бальзака. Я требую отложить премьеру “Клопа” на четыре месяца. О. Каравайчук”. Театр не мог выполнить это требование, спектакль должен был выйти в назначенный срок. В результате конфликта Олег Каравайчук решил заменить свою фамилию псевдонимом Ф. Отказов. По его требованию на афише спектакля появились фамилии композиторов: Ф. Отказов и Г. Фиртич.»[3] По мнению исследователя творчества Леонида Якобсона Галины Добровольской, музыка балета, сочинённая «в три руки», мешала восприятию спектакля: «... Это сказалось на качестве партитуры: музыка не помогала развитию хореографического действия, а сама нуждалась в организации.»[4] Якобсон прекрасно понимал это и когда готовил новую, 2-ю редакцию балета «Клоп», уже в собственной труппе «Хореографические миниатюры», то использовал другую музыку — Дмитрия Шостаковича. Музыкальную основу одноактной версии «Клопа» составила написанная Шостаковичем в 1929 году музыка к знаменитому спектаклю Всеволода Мейерхольда. Композитор успел увидеть премьеру балета и написал: «Незабываемый вечер! Мне казалось, что мы с Якобсоном впервые родились в искусстве, и моя музыка звучала по-новому в хореографической интерпретации».[5]
Хореографический плакат в 2 актах Ф. Отказова и Г. Фиртича[править | править код]24 июня 1962 года — премьера в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова Балетмейстер-постановщик Леонид Якобсон, художники-постановщики Андрей Гончаров, Лев Збарский, Борис Мессерер, Татьяна Сельвинская, дирижёр-постановщик Юрий Гамалей Действующие лицаПоследнее представление 26 мая 1965 года Одноактный балет-буффонада на музыку Дмитрия Шостаковича[править | править код]20 июля 1974 — премьера в Труппе «Хореографические миниатюры» Автор либретто и балетмейстер-постановщик Леонид Якобсон, художник-постановщик Борис Мессерер, дирижёр-постановщик Тимур Коган Действующие лица
30 мая 2001 год — возобновление в Мариинском театре Воссоздание версии Леонида Якобсона — Александр Степин, дирижёр-постановщик Александр Поляничко Действующие лица
26 января 2004 год — возобновление в Санкт-Петербургском театре балета имени Леонида Якобсона[6] Действующие лица
ru.bywiki.com Клоп (балет) — ВикипедияУ этого термина существуют и другие значения, см. Клоп.«Клоп» — балет. Либретто Леонида Якобсона по мотивам одноимённой пьесы Владимира Маяковского[1]. История создания[править]Первоначальную заявку на балет на темы Владимира Маяковского Леонид Якобсон подал в дирекцию Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова в мае 1957 года. Балетмейстер планировал масштабный спектакль под названием «Мистерия-Буфф», объединяющий героев многих произведений поэта. К 1960 году замысел конкретизировался:«Идея этого произведения подсказана образами Маяковского. Не одним его конкретным произведением, хотя видимую сюжетную основу составляет "Клоп". Но всем строем его стихов, всей гражданской широтой, всем поэтическим охватом времени, всем духом самого современного современника — Маяковского.» — Леонид Якобсон[2] Композитором, сочинявшим музыку к новому балету, стал Олег Каравайчук. Работал талантливый композитор крайне медленно и клавир балета для включения постановки в план театра ждали много месяцев. Потерявший терпение Якобсон привлёк к работе другого композитора — Георгия Фиртича, который превращал в ноты записанные на магнитофон наброски Каравайчука. На этом этапе подключился дирижёр-постановщик спектакля Юрий Гамалей, исправлявший клавир Фиртича, так как по его мнению, в аранжировке Георгия Фиртича пропадали очень важные для Якобсона «изюминки» Каравайчука. Когда клавир 1-го акта был готов, Леонид Якобсон отнёс его в дирекцию театра для заключения авторского договора. Вот как описывает дальнейшее один из художников спектакля Борис Мессерер: «Хочется вспомнить историю, которая имела место быть в момент окончания работы над спектаклем. Дело в том, что музыку к этому спектаклю написал композитор Олег Каравайчук, музыку, на мой взгляд, очень хорошую и выразительную. Но существовал только клавир — партитура не была готова. Каравайчук был известен в музыкальном мире своими скандальными выходками. Исключительно талантливый композитор, но страшно неорганизованный, всегда нарушавший сроки сдачи работ. И в связи с тем, что он не сдал партитуру в срок, Якобсон предложил композитору Фиртичу завершить эту работу. И на афише возникли две фамилии: “О. Каравайчук и Г. Фиртич”. Когда за несколько дней до премьеры Олег узнал об этом, он был безумно возмущен и прислал в театр телеграмму с требованием продлить работу над спектаклем. В свое время я читал эту телеграмму, а сейчас воспроизвожу её по памяти: “Роден четыре раза откладывал сдачу своего Бальзака. Я требую отложить премьеру “Клопа” на четыре месяца. О. Каравайчук”. Театр не мог выполнить это требование, спектакль должен был выйти в назначенный срок. В результате конфликта Олег Каравайчук решил заменить свою фамилию псевдонимом Ф. Отказов. По его требованию на афише спектакля появились фамилии композиторов: Ф. Отказов и Г. Фиртич.»[3] По мнению исследователя творчества Леонида Якобсона Галины Добровольской, музыка балета, сочинённая «в три руки», мешала восприятию спектакля: «... Это сказалось на качестве партитуры: музыка не помогала развитию хореографического действия, а сама нуждалась в организации.»[4]Якобсон прекрасно понимал это и когда готовил новую, 2-ю редакцию балета «Клоп», уже в собственной труппе «Хореографические миниатюры», то использовал другую музыку — Дмитрия Шостаковича. Музыкальную основу одноактной версии «Клопа» составила написанная Шостаковичем в 1929 году музыка к знаменитому спектаклю Всеволода Мейерхольда. Композитор успел увидеть премьеру балета и написал: «Незабываемый вечер! Мне казалось, что мы с Якобсоном впервые родились в искусстве, и моя музыка звучала по-новому в хореографической интерпретации».[5]</blockquote> Действующие лица[править]
Сценическая жизнь[править]Хореографический плакат в 2 актах Ф. Отказова и Г. Фиртича[править]24 июня 1962 года — премьера в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова Балетмейстер-постановщик Леонид Якобсон, художники-постановщики Андрей Гончаров, Лев Збарский, Борис Мессерер, Татьяна Сельвинская, дирижёр-постановщик Юрий Гамалей Действующие лицаПоследнее представление 26 мая 1965 года Одноактный балет-буффонада на музыку Дмитрия Шостаковича[править]20 июля 1974 — премьера в Труппе «Хореографические миниатюры» Автор либретто и балетмейстер-постановщик Леонид Якобсон, художник-постановщик Борис Мессерер, дирижёр-постановщик Тимур Коган Действующие лица
30 мая 2001 год — возобновление в Мариинском театре Воссоздание версии Леонида Якобсона — Александр Степин, дирижёр-постановщик Александр Поляничко Действующие лица
26 января 2004 год — возобновление в Санкт-Петербургском театре балета имени Леонида Якобсона[6] Действующие лица
wp.wiki-wiki.ru Клоп (балет) ру викиПервоначальную заявку на балет на темы Владимира Маяковского Леонид Якобсон подал в дирекцию Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова в мае 1957 года. Балетмейстер планировал масштабный спектакль под названием «Мистерия-Буфф», объединяющий героев многих произведений поэта. К 1960 году замысел конкретизировался: «Идея этого произведения подсказана образами Маяковского. Не одним его конкретным произведением, хотя видимую сюжетную основу составляет "Клоп". Но всем строем его стихов, всей гражданской широтой, всем поэтическим охватом времени, всем духом самого современного современника — Маяковского.» — Леонид Якобсон[2] Композитором, сочинявшим музыку к новому балету, стал Олег Каравайчук. Работал талантливый композитор крайне медленно и клавир балета для включения постановки в план театра ждали много месяцев. Потерявший терпение Якобсон привлёк к работе другого композитора — Георгия Фиртича, который превращал в ноты записанные на магнитофон наброски Каравайчука. На этом этапе подключился дирижёр-постановщик спектакля Юрий Гамалей, исправлявший клавир Фиртича, так как по его мнению, в аранжировке Георгия Фиртича пропадали очень важные для Якобсона «изюминки» Каравайчука. Когда клавир 1-го акта был готов, Леонид Якобсон отнёс его в дирекцию театра для заключения авторского договора. Вот как описывает дальнейшее один из художников спектакля Борис Мессерер: «Хочется вспомнить историю, которая имела место быть в момент окончания работы над спектаклем. Дело в том, что музыку к этому спектаклю написал композитор Олег Каравайчук, музыку, на мой взгляд, очень хорошую и выразительную. Но существовал только клавир — партитура не была готова. Каравайчук был известен в музыкальном мире своими скандальными выходками. Исключительно талантливый композитор, но страшно неорганизованный, всегда нарушавший сроки сдачи работ. И в связи с тем, что он не сдал партитуру в срок, Якобсон предложил композитору Фиртичу завершить эту работу. И на афише возникли две фамилии: “О. Каравайчук и Г. Фиртич”. Когда за несколько дней до премьеры Олег узнал об этом, он был безумно возмущен и прислал в театр телеграмму с требованием продлить работу над спектаклем. В своё время я читал эту телеграмму, а сейчас воспроизвожу её по памяти: “Роден четыре раза откладывал сдачу своего Бальзака. Я требую отложить премьеру “Клопа” на четыре месяца. О. Каравайчук”. Театр не мог выполнить это требование, спектакль должен был выйти в назначенный срок. В результате конфликта Олег Каравайчук решил заменить свою фамилию псевдонимом Ф. Отказов. По его требованию на афише спектакля появились фамилии композиторов: Ф. Отказов и Г. Фиртич.»[3] По мнению исследователя творчества Леонида Якобсона Галины Добровольской, музыка балета, сочинённая «в три руки», мешала восприятию спектакля: «... Это сказалось на качестве партитуры: музыка не помогала развитию хореографического действия, а сама нуждалась в организации.»[4] Якобсон прекрасно понимал это и когда готовил новую, 2-ю редакцию балета «Клоп», уже в собственной труппе
Сценическая жизньХореографический плакат в 2 актах24 июня 1962 года — премьера в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова Балетмейстер-постановщик Леонид Якобсон, художники-постановщики Андрей Гончаров, Лев Збарский, Борис Мессерер, Татьяна Сельвинская, дирижёр-постановщик Юрий Гамалей Действующие лицаПоследнее представление 26 мая 1965 года Одноактный балет-буффонада на музыку20 июля 1974 — премьера в Труппе «Хореографические миниатюры» Автор либретто и балетмейстер-постановщик Леонид Якобсон, художник-постановщик Борис Мессерер, дирижёр-постановщик Тимур Коган Действующие лица
30 мая 2001 год — возобновление в Мариинском театре Воссоздание версии Леонида Якобсона — Александр Степин, дирижёр-постановщик Александр Поляничко Действующие лица
26 января 2004 год — возобновление в Санкт-Петербургском театре балета имени Леонида Якобсона[6] Действующие лица
Библиография
ruwikiorg.ru Клоп (балет) — ВикипедияПервоначальную заявку на балет на темы Владимира Маяковского Леонид Якобсон подал в дирекцию Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова в мае 1957 года. Балетмейстер планировал масштабный спектакль под названием «Мистерия-Буфф», объединяющий героев многих произведений поэта. К 1960 году замысел конкретизировался: «Идея этого произведения подсказана образами Маяковского. Не одним его конкретным произведением, хотя видимую сюжетную основу составляет "Клоп". Но всем строем его стихов, всей гражданской широтой, всем поэтическим охватом времени, всем духом самого современного современника — Маяковского.» — Леонид Якобсон[2] Композитором, сочинявшим музыку к новому балету, стал Олег Каравайчук. Работал талантливый композитор крайне медленно и клавир балета для включения постановки в план театра ждали много месяцев. Потерявший терпение Якобсон привлёк к работе другого композитора — Георгия Фиртича, который превращал в ноты записанные на магнитофон наброски Каравайчука. На этом этапе подключился дирижёр-постановщик спектакля Юрий Гамалей, исправлявший клавир Фиртича, так как по его мнению, в аранжировке Георгия Фиртича пропадали очень важные для Якобсона «изюминки» Каравайчука. Когда клавир 1-го акта был готов, Леонид Якобсон отнёс его в дирекцию театра для заключения авторского договора. Вот как описывает дальнейшее один из художников спектакля Борис Мессерер: «Хочется вспомнить историю, которая имела место быть в момент окончания работы над спектаклем. Дело в том, что музыку к этому спектаклю написал композитор Олег Каравайчук, музыку, на мой взгляд, очень хорошую и выразительную. Но существовал только клавир — партитура не была готова. Каравайчук был известен в музыкальном мире своими скандальными выходками. Исключительно талантливый композитор, но страшно неорганизованный, всегда нарушавший сроки сдачи работ. И в связи с тем, что он не сдал партитуру в срок, Якобсон предложил композитору Фиртичу завершить эту работу. И на афише возникли две фамилии: “О. Каравайчук и Г. Фиртич”. Когда за несколько дней до премьеры Олег узнал об этом, он был безумно возмущен и прислал в театр телеграмму с требованием продлить работу над спектаклем. В своё время я читал эту телеграмму, а сейчас воспроизвожу её по памяти: “Роден четыре раза откладывал сдачу своего Бальзака. Я требую отложить премьеру “Клопа” на четыре месяца. О. Каравайчук”. Театр не мог выполнить это требование, спектакль должен был выйти в назначенный срок. В результате конфликта Олег Каравайчук решил заменить свою фамилию псевдонимом Ф. Отказов. По его требованию на афише спектакля появились фамилии композиторов: Ф. Отказов и Г. Фиртич.»[3] По мнению исследователя творчества Леонида Якобсона Галины Добровольской, музыка балета, сочинённая «в три руки», мешала восприятию спектакля: «... Это сказалось на качестве партитуры: музыка не помогала развитию хореографического действия, а сама нуждалась в организации.»[4] Якобсон прекрасно понимал это и когда готовил новую, 2-ю редакцию балета «Клоп», уже в собственной труппе «Хореографические миниатюры», то использовал другую музыку — Дмитрия Шостаковича. Музыкальную основу одноактной версии «Клопа» составила написанная Шостаковичем в 1929 году музыка к знаменитому спектаклю Всеволода Мейерхольда. Композитор успел увидеть премьеру балета и написал: «Незабываемый вечер! Мне казалось, что мы с Якобсоном впервые родились в искусстве, и моя музыка звучала по-новому в хореографической интерпретации».[5] Хореографический плакат в 2 актах Ф. Отказова и Г. ФиртичаПравить24 июня 1962 года — премьера в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова Балетмейстер-постановщик Леонид Якобсон, художники-постановщики Андрей Гончаров, Лев Збарский, Борис Мессерер, Татьяна Сельвинская, дирижёр-постановщик Юрий Гамалей Действующие лицаПоследнее представление 26 мая 1965 года Одноактный балет-буффонада на музыку Дмитрия ШостаковичаПравить20 июля 1974 — премьера в Труппе «Хореографические миниатюры» Автор либретто и балетмейстер-постановщик Леонид Якобсон, художник-постановщик Борис Мессерер, дирижёр-постановщик Тимур Коган Действующие лица
30 мая 2001 год — возобновление в Мариинском театре Воссоздание версии Леонида Якобсона — Александр Степин, дирижёр-постановщик Александр Поляничко Действующие лица
26 января 2004 год — возобновление в Санкт-Петербургском театре балета имени Леонида Якобсона[6] Действующие лица
ru-m.wiki.ng |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|