- 8 (495) 7487600
- 8 (495) 7487600
- 8 (925) 5552040
- 8 (925) 5552040
- Напишите нам
- Обратный звонок
Интернет магазин оборудования насосной, отопительной и водонагревательной техники №1
Схема движения воды в котле ПТВМ-50. Котел птвм расшифровка
Схема движения воды в котле ПТВМ-50
а-основной режим; б-пиковый режим; 1-подводящие и отводящие коллекторы; 2-соединительные трубы; 3-фронтальный экран; 4-конвективный пучок труб; 5, 6-левый и правый боковые экраны; 7-задний экран; 8-коллекторы контуров; — движение воды.
Вода в котле циркулирует с помощью насосов. Расход воды зависит от режима работы отопительного котла: при работе в зимний период применяется четырехходовая схема циркуляции воды по основному режиму, а в летний — двухходовая по пиковому режиму.
При четырехходовой схеме циркуляции вода в отопительном котле из теплосети подводится в один нижний коллектор и последовательно проходит через все элементы поверхности нагрева котла, преодолевая подъемы и опуски, после чего вода также через нижний коллектор отводится в тепловую сеть.
При двухходовой схеме вода в отопительном котле поступает одновременно в два нижних коллектора и, перемещаясь по поверхности нагрева, нагревается, после чего отводится в тепловую сеть. При двухходовой схеме циркуляции через котел пропускается почти вдвое больше воды, чем при четырехходовой схеме. Это объясняется тем, что при летнем режиме работы котла нагревается большее, чем в зимний период, количество воды и она поступает в отопительный котел с более высокой температурой (ПО вместо 70 °С).
Жаротрубные котлы
По конструкции является противоположностью водотрубному котлу.Котёл газотрубный — паровой или водогрейный котёл, у которого поверхность нагрева состоит из трубок небольшого диаметра, внутри которых движутся горячие продукты сгорания топлива.Теплообмен происходит посредством нагрева теплоносителя (как правило, это вода или масло), который находится снаружи трубок. Согласно ГОСТ 23172-78, различают жаротрубные, дымогарные и жаротрубно-дымогарные котлы: в жаровых трубах происходит горение, в дымогарных только движутся продукты сгорания. Обычно жаровые трубы толще и их количество меньше. Наиболее распространенная конструкция жаротрубных котлов — цилиндрический корпус, расположенный горизонтально.
Внутри корпуса у водогрейных котлов находится горячая вода, у паровых водяной и паровые объемы. В переднем торце каждой жаровой трубы устанавливается наддувная горелка, рассчитанная на сжигании газообразного или жидкого топлива. Таким образом, жаровая труба является топочной камерой, в которой сгорает почти все топливо. Агрегат состоит из металлического барабана цилиндрической формы с жаровой трубой, в которой устроена топка. Нагретый внутри газ выходит из трубы и обогревает боковые поверхности барабана котла, далее направляется в экономайзер или непосредственно в дымовую трубу. Существуют модели с двумя трубами, крайне редко — с тремя и более. Современные одножаротрубные котлы изготавливаются с поверхностями нагрева от 30 до 50 метров квадратных, нагреваемая плоскость двухжаротрубных котлов составляет от 80 до 100 метров квадратных. Отопительные агрегаты такого типа просты в изготовлении, потому и цена на них минимальна. Устройство жаротрубных котлов позволяет применять их в отопительных и водоснабжающих системах жилых объектов и промышленных предприятий. Максимальный КПД, высокую надежность функционирования и хорошие теплотехнические показатели такое оборудование демонстрирует при использовании газового топлива. Однако имеются и недостатки: значительный нагрев насадок у горелок, также может наблюдаться пульсирующее горение, которому сопутствуют выброс пламени и хлопки. Как правило, в большинстве случаев возможно устранение этих недостатков. Важным для сохранения работоспособности агрегата является соответствие диаметра форсунок конструкционным особенностям инжекционных горелок среднего давления, в противном случае полное сжигание газа не может быть достигнуто. Конструктивное устройство жаротрубного котла требует наличия узла редуцирования давления, поскольку агрегат снабжается газом от сетей среднего или высокого давления.
К минусам конструкции жаротрубных котлов относятся:
§ большие габариты;
§ значительная металлоемкость;
§ высокие требования внутренних топок к качеству топлива;
§ взрывоопасность.
Однако точное соблюдение инструкций производителя по эксплуатации котлов и правил техники безопасности полностью исключает возможность возникновения нештатных ситуаций.
Паровые жаротрубные котлы. Обмуровка одножаротрубных и двухжаротрубных котлов выполняется однообразно, видоизменяясь только в своей верхней части, в зависимости от того, работает ли котел как паровой или водогрейный. Этот тип обмуровки признается наилучшим; газоходы доступны для чистки и достаточно вместительны, в них может отлагаться летучая зола, не загромождая собой путь для газов. Топочные газы, пройдя жаровые трубы, попадают в поворотную камеру, размеры которой по ширине не следует обуживать, так как в этой камере собирается большая часть летучей золы. Минуя поворотную камеру, газы проходят по второму газоходу, не доходя до фронта котла, поворачиваются и идут по третьему—последнему газоходу, направляясь к общему сборному борову. В пределах поворотной камеры газы проходят особым каналом, разобщающим третий газоход от пространства поворотной камеры. Стены обмуровки выкладывают в 2 кирпича. Верхняя часть газохода не доходит 100 мм до наинизшего уровня воды в котле; это — требование Котлонадзора.
Снизу в газоходах поставлены кирпичные перегородки (дефлекторы), выкладываемые насухо для возможности их разборки при чистке золы, когда они могут помешать проникнуть в газоход. Назначение дефлекторов—повысить скорость газов в газоходе и тем увеличить коэффициент теплопередачи, так как последний растет с повышением скорости. Следует отметить, что коэффициенты теплопередачи в боковых газоходах цилиндрических котлов вообще высоки, но это происходит главным образом вследствие косвенного излучения накаленных стен обмуровки на поверхность нагрева, а также излучения значительного по толщине газового слоя; поэтому и отсутствие дефлекторов не очень существенно скажется на снижении коэффициента теплопередачи. |
Котел опирается на чугунные опоры, которые и передают его вес на кладку фундамента, выкладываемую на цементном растворе, в то время как вся обмуровка выполняется на простой глине или шамотной — в тех местах, где имеется огнеупорная футеровка.
Огнеупорным кирпичом футеруют газоходы, по которым проходят газы с высокими температурами. Чтобы ориентироваться, какого класса огнеупорный кирпич следует применить, пользуются указаниями ГОСТ 4385-48, по которому шамотные изделия подразделяются на три класса: класс А — огнеупорность не ниже 1730˚С, Б – 1670˚С, В – 1580°С
Топки для мазута и газа футеруются огнеупорным кирпичом класса А; топки для слоевого сжигания топлива футеруются кирпичом класса Б и котельные газоходы — кирпичом класса В.
Последние газоходы котлов иногда футеруются тугоплавким кирпичом (гжельским), огнестойкость которого по ГОСТ 881-41 равняется для I сорта 1400°С, II сорта — 1300°С. Сборные борова, экономайзеры, а также частично и последние газоходы котлов выкладывают красным кирпичом без футеровки.
Футеровка огнеупорным или тугоплавким кирпичом с остальной кладкой из красного кирпича выкладывается вперевязь; это распространяется не только на котельные газоходы, но и на топки. Топки больших котлов футеруют огнеупорным кирпичом, не перевязывая его с остальной кладкой, чтобы лучше обеспечить свободное расширение футеровки при нагревании. Для устойчивости футеровка в таких случаях делается наклонной, а стена несколько утолщается книзу или же прихватывается металлическими скобами (кляммерами) к основной кладке.
Чтобы котел при его разогревании и температурных деформациях не перемещался по опорам, что может вызвать их перекашивание и износ котельной стенки, опоры следует делать подвижными, оставляя только одну неподвижной. Неподвижную опору желательно относить ближе к поворотной камере, тогда перемещение днища котла в местах непосредственного соприкосновения со сводами, перекрывающими поворотную камеру, достигнет минимальных значений. В противном случае это место приходится закладывать асбестом, чтобы создать известную эластичность. Асбест вообще прокладывают в местах непосредственного соприкосновения металлических стенок котла с кладкой. Это позволяет котлу свободно расширяться, причем он предохраняется от механических повреждений.
Обмуровка котла скрепляется металлическим каркасом. Стойки каркаса располагаются таким образом, чтобы при выпучивании нагретой обмуровки они были нагружены в направлении их наибольшего момента сопротивления.
Следует также воспринять распор от сводов, перекрывающих поворотную камеру, при помощи горизонтально расположенных швеллеров. Подобно тому, как это делалось в топках, перекрывающий поворотную камеру свод часто защищают сверху сводом разгрузочным; это мероприятие увеличивает срок службы первого свода и облегчает ремонт
В жаровых трубах за топкой иногда располагают вертикальные кирпичные перегородки, предложенные проф. К. В. Киршем с целью повышения коэффициента теплопередачи в жаровых трубах за счет восприятия излучения от накаленных кирпичей. Практически такие перегородки оказались малоудобными, так как затрудняют чистку жаровой трубы при сжигании зольных топлив. Летучая зола осаждается в местах, образуемых этими перегородками при стыке с жаровой трубой. В итоге значительная часть поверхности нагрева выключается из работы.
В обмуровке котла оставлены два лаза с фронта, дающие возможность проникнуть в газоходы при их чистке. Во избежание излишних присосов воздуха лазы не только имеют хорошо прикрывающуюся крышку (желательно с асбестовой прокладкой), но в них дополнительно еще выкладывается стенка из кирпича, разбираемая в периоды чисток. С целью борьбы с присо-сами воздуха через тонкую часть кладки во фронтовой стенке, рядом со спускным краном, следует снаружи поставить стальной лист. Также много присасывается в газоходы воздуха через щели у шибера за котлом. При установке над шибером стального кожуха вместо широкой щели в верхней части кожуха остается только круглое отверстие для пропуска троса, поднимающего шибер. Поворотные шиберы следует предпочесть «задвижкам» как не требующие значительных усилий при открывании, а также не дающие сколько-нибудь значительного присоса воздуха. Сзади котла, напротив жаровых труб, иногда располагают гляделки, отверстия которых перекрывают слюдой или стеклом. Сверху парового жаротрубного котла иногда устанавливают сухопарник, ооновное назначение которого — уменьшить влажность пара, так как при малых скоростях и достаточной высоте подъема из него выпадают капли воды, уносимые с паром. Сухопарник создает некоторое удобство в эксплуатации, позволяя концентрированно располагать на нем патрубки для крепления к ним вентилей паропроводов, а также предохранительных клапанов.
Питание котла осуществляется через специальные патрубки, располагаемые на цилиндрической части котла или на днище барабана. По правилам Котлонадзора для вновь изготовляемых котлов при производительности их более 4 т/час обязательно устройство двух питательных линий и не менее двух вводов питания в котел.
Снизу котла, ближе к фронту, помещается патрубок для продувочного вентиля, через который периодически спускается скопив шаяся внизу грязь, а также за счет частичного обмена котловой воды уменьшается
степень насыщения водяного объема котларастворенными в нем солями накипеобразователей.
С целью улучшения условий циркуляции одножаротрубные котлы часто изготовлялись с жаровой трубой, сдвинутой вбок. При таком расположении в узком пространстве между трубой и корпусом барабана, обогреваемом с двух сторон, больше образуется паровых пузырей, чем с противоположной стороны, что вызовет усиленную циркуляцию, указанную на чертеже стрелкой.
Водогрейные жаротрубные котлы. В отличие от парового котла, где запрещается обогревать газами паровое пространство, чтобы не вызвать чрезмерного нагрева стенки, обмуровка водогрейного котла предусматривает полное обогревание цилиндрического корпуса котла. Газы проводятся аналогично предыдущей обмуровке по трем газоходам, причем разобщение второго газохода от третьего, как и в паровом котле, произведено снизу вертикальной стенкой в 2 кирпича, а сверху — утолщением в замке перекрывающего котел свода. Над упомянутым сводом для его разгрузки желательно иметь второй свод. В остальном детали обмуровки те же. Отвод горячей воды производится сверху котла, вблизи его фронта. Подача питательной воды выполняется сверху котла, ближе к поворотной камере, в отличие от довольно часто встречающегося на практике питания водогрейных котлов снизу, что не рекомендуется. Не следует забывать, что водогрейный котел является в сущности экономайзером, только снабженным самостоятельной топкой, и, как во всяком экономайзере, температура воды в нем всюду разная, постепенно повышающаяся от температуры питательной воды до горячей. В паровом же котле температура воды вследствие хорошей циркуляции всюду одинаковая, соответствующая тому давлению пара, с которым работает котел. Поэтому вода в котле даже при небольшом давлении имеет во всех пунктах температуру во всяком случае не ниже 100°, и паровой котел не боится росы, которая может выпасть в отходящих газах при местном их переохлаждении.
При подводе воды в водогрейный котел снизу вода будет постепенно подогреваться, причем наиболее холодная вода останется внизу барабана, где и будет наблюдаться внешняя коррозия из-за появления росы. При питании сверху холодная вода как более тяжелая тонет в общей массе подогретой воды, лучше происходит перемешивание, и в котле исчезают участки, омываемые наиболее холодной водой.
Указанное относится к отопительным котлам, когда температура обратной воды, идущей из системы отопления, обычно не снижается ниже 30°. Еще более тяжелые условия получаются, когда жаротрубные котлы используются для нагревания воды горячего водоснабжения. В этом случае температура входящей в котел водопроводной воды в зимнее время не превышает 5—7°, стенки котла начинают покрываться росой, ржавеют и котлы быстро выходят из строя. Поэтому в настоящее время для целей горячего водоснабжения применяются паровые котлы. Пар из котлов направляется в поверхностные теплообменники, в которых и приготовляется горячая вода.
Характерной особенностью жаротрубных котлов является внутренняя топка. В этом отношении жаротрубный котел является прототипом котлов с экранированными топками. Сжигая в жаровой трубе антрацит на колосниковой решетке или нефтяные остатки, достигают максимального развития прямой отдачи и, следовательно, наилучшего использования поверхностей нагрева. Однако жаровая труба при сжигании в ней кускового топлива часто ограничивает развитие зеркала горения; кроме того, при засоренных сортах топлива осложняется чистка шлака и сокращаются периоды между чистками. Такое топливо, как торф или подмосковный уголь, вообще не удается сколько-нибудь эффективно сжигать непосредственно в жаровой трубе, так как наряду с повышенной зольностью большая влажность вынуждает снижать прямую отдачу, а низкая теплотворная способность приводит к необходимости увеличивать зеркало горения.
В таких случаях переходят к выносным топкам, однако они плохо комбинируются с жаротрубными котлами, загромождают доступ к арматуре котла, занимают много места перед фронтом и в большинстве случаев чрезмерно уменьшают прямую отдачу, увеличивая температуру газов за котлом.
Таким образом, жаротрубные котлы удобны и экономичны при сжигании в них только высококалорийного топлива, например, нефтяных остатков, газа или антрацита.
Жаротрубные котлы вмещают большой объем воды; это позволяет поддерживать постоянное давление в котле даже при резко переменном расходе пара. Большой объем воды, нагретой до состояния кипения, является мощным аккумулятором тепла. Даже при незначительном понижении давления из водяного объема котла дополнительно выделяется много пара, и, наоборот, при повышении давления значительная часть тепла, выделяемого топкой, расходуется на нагревание воды до температурного уровня, соответствующего новому давлению.
Большой объем воды в паровом котле еще может иметь значение, например, для механических прачечных, где приходится считаться с сильно колеблющейся нагрузкой по па-роснабжению стиральных машин, бучильников и прочего оборудования. В более крупных предприятиях бумажной, текстильной промышленности, в паровых кузницах и т. п., где применяются котлы большой мощности, для уменьшения колебаний давления пара устававливают дополнительно паровые аккумуляторы.
Значительный вес 1 м2 поверхности нагрева, примерно превышающий в 2 раза вес водотрубного котла, является основным недостатком жаротрубных котлов, побуждающим переходить к иным конструкциям, расходующим меньше металла.
ПРИНЦИП РАБОТЫ ЖАРОТРУБНЫХ КОТЛОВ:
Обратная вода из тепловой сети циркуляционным насосом подается через входной патрубок в пространство между трубными досками задней части котла на газе и жидком топливе и нагревается, омывая участок трубного пучка (дымогарных трубок) и торцевую стенку топки. Далее вода по внутренней перемычке попадает в основной объем котла, омывает жаровую трубу и дымогарные трубки конвективного пучка, нагревается до заданной температуры и отводится в систему теплоснабжения через патрубок, расположенный в передней верхней части котла. Процесс горения происходит в топочной камере (жаровой трубе) газового котла или котла на жидком топливе. Движение дымовых газов в топке реверсное. Продукты сгорания, отдав часть тепла в топочной камере, разворачиваются, возвращаются к дверце и, проходя по дымогарным трубкам конвективного пучка, отдают основную часть тепла. Для интенсификации процесса теплообмена в дымогарных трубках установлены завихрители. Далее дымовые газы собираются во внутренней полости задней крышки и удаляются из газового котла или котла на жидком топливе через газоход в дымовую трубу котельной.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОТЛОВ НА ГАЗЕ И ЖИДКОМ ТОПЛИВЕ:
Наименование параметра | Ед. изм. | Типоразмер котла | |||||||
ЖК-0,1 | ЖК-0,25 | ЖК-0,4 | ЖК-0,63 | ЖК-0,8 | ЖК-1,0 | ЖК-1,6 | ЖК-2,0 | ||
Номинальная теплопроизводительность: | МВт (Гкал/ч) | 0,1 (0,086) | 0,25 (0,215) | 0,4 (0,34) | 0,63 (0,54) | 0,8 (0,69) | 1,0 (0,86) | 1,6 (1,38) | 2,0 (1,72) |
КПД котла на газе и жидком топливе, не менее | % | ||||||||
Поверхность нагрева | м2 | 4,95 | 9,78 | 23,1 | 30,8 | 36,1 | 58,6 | 67,6 | |
Температура воды на выходе, не более | °C | 95/115 | 95/115 | 95/115 | 95/115 | 95/115 | 95/115 | 95/115 | 95/115 |
Температура воды на входе, не менее | °C | ||||||||
Температура уходящих газов за котлом, не более | °C | ||||||||
Рабочее давление воды, не более | МПа (кгс/см2) | 0,6 (6) | 0,6 (6) | 0,6 (6) | 0,6 (6) | 0,6 (6) | 0,6 (6) | 0,6 (6) | 0,6 (6) |
Минимальное давление воды в котле при температуре горячей воды 95°С | МПа (кгс/см2) | 0,15 (1,5) | 0,15 (1,5) | 0,15 (1,5) | 0,15 (1,5) | 0,15 (1,5) | 0,15 (1,5) | 0,15 (1,5) | 0,15 (1,5) |
Расход воды через котел при температуре горячей воды 95°С | т/ч | 3,44 | 8,6 | 13,8 | 21,7 | 27,6 | 34,5 | ||
Гидравлическое сопротивление котла при номинальном расходе воды, не более | кПа | 8-10 | 8-10 | 8-10 | 8-10 | 8-10 | 8-10 | 8-10 | 8-10 |
Водяной объем жаротрубного котла | м3 | 0,25 | 0,377 | 1,01 | 1,3 | 1,534 | 1,53 | 3,38 | 3,21 |
Аэродинамическое сопротивление, не более | кПа | 0,1 | 0,12 | 0,2 | 0,2 | 0,4 | 0,4 | 0,6 | 0,6 |
Расход газа при теплоте сгорания 8200 ккал | м3/час | 11,4 | 28,5 | 45,6 | 71,8 | 91,2 | 182,4 | ||
Присоединительные размеры котла: — трубопроводы на входе и выходе котла — газоход | Dу мм | 50 200 | 65 200 | 100 400 | 100 400 | 100 400 | 100 400 | 150 550 | 150 550 |
Габаритные размеры жаротрубного котла (длина х ширина х высота) | мм | 1546х 905х 1060 | 2190х 1020х 1161 | 2580х 1310х 1494 | 2784х 1505х 1725 | 2884х 1555х 1745 | 3064х 1605х 1795 | 3760х 1815х 2030 | 3864х 1815х 2030 |
Габариты жаровой трубы — длина — диаметр | мм | 840 420 | 1500 500 | 1800 700 | 2000 900 | 2000 900 | 2200 1000 | 2950 1000 | 2950 1000 |
Масса котла на газе и жидком топливе | кг | ||||||||
. Топливоснабжение
4.1. Газоснабжение
Схема газоснабжения котельной, приведенная на рис. 4.1, может применяться для систем газоснабжения как низкого, так и среднего давления газа, но только после газорегуляторного пункта (ГРП). Если система газоснабжения котельной предусматривает устройство газорегуляторной установки (ГРУ), то она монтируется в схему между отключающим устройством 2 и пунктом измерения расхода газа 7.
Выбор схемы обвязочных газопроводов котлов зависит от их числа, мощности, горелочных устройств, вида отключающих устройств, типа автоматики.
На рис. 4.2 приведена схема газопроводов для котлов, оборудованных горелками с принудительной подачей воздуха и отключающими устройствами-задвижками [9].
На ответвлении от газопровода котла установлена общая задвижка 2 для отключения подачи газа при останове и аварийном положении. Далее расположен клапан-отсекатель 3, являющийся исполнительным органом автоматики безопасности. После клапана-отсекателя устанавливается поворотная заслонка 4, являющаяся исполнительным органом автоматики регулирования. К газовому коллектору 5 через штуцер при помощи шланга подключен ручной запальник 7 для розжига горелок. В конце коллектора находится продувочный газопровод 8 и штуцер с краном 9 для проверки качества продувки.
Схема приведена для варианта с двумя горелками. К каждой горелке подходят ответвления газопровода, на которых установлены две задвижки: первая по ходу газа - контрольная 10, вторая - рабочая 12. Контрольная работает в режиме «открыто-закрыто». Рабочая обеспечивает ручной розжиг и вывод горелки на рабочий режим, а также обеспечивает регулирование расхода при неработающей автоматике. Газопровод между контрольной и рабочей задвижками соединен с трубопроводом безопасности 6, предназначенным для предотвращения попадания горючего газа в топку при остановах, пусках и нерабочем состоянии котла. Трубопровод безопасности выведен наружу выше карниза крыш. При неработающей горелке кран на трубопроводе всегда открыт. Воздух на горелки подается вентилятором 16 по воздуховодам 14. На общем воздуховоде установлена поворотная задвижка 15, являющаяся исполнительным органом автоматики горения. Перед горелками имеется шибер (заслонка) 13 для регулирования подачи воздуха при розжиге горелки и отключения неработающей горелки. Перед каждой горелкой для оперативного контроля установлены манометры 17,18.
В зависимости от типа котла, его горелок, вида автоматики и количества зон регулирования, типа отключающих устройств, давления газа должны разрабатываться свои индивидуальные схемы обвязки.
Рис. 4.1. Схема газопроводов котельной:
1 – футляр; 2 – общая отключающая задвижка; 3 – манометр; 4 – байпас счетчика; 5 – термометр; 6 – фильтр; 7 – газовый ротационный счетчик; 8 – угольник; 9 – газовый коллектор котельной; 10 – отключающее устройство на ответвление к котельной; 11 – продувочный газопровод; 12 – штуцер с краном для взятия проб
Рис. 4.2. Схема обвязочных газопроводов:
1 – газопровод котельной; 2 – общая задвижка; 3 – клапан -отсекатель; 4,15 – поворотные заслонки; 5 – газовый коллектор; 6 – трубопровод безопасности; 7 – переносный запальник; 8 – продувочный газопровод; 9 – кран с пробкой для взятия проб на качество продувки; 10 – контрольная задвижка; 11 – штуцер с пробкой для проверки плотности задвижек; 12 – задвижки; 13 – шибер; 14 – воздухопровод; 16 – вентилятор; 17,18 – манометры; 19 – горелка с принудительной подачей воздуха; 20 – резиновотканный шланг; 21 - тягонапоромер
Похожие статьи:
poznayka.org
Водогрейные котлы серии ПТВМ
Котлы серии ПТВМ предназначены для получения горячей воды с температурой до 150 °С в отдельно стоящих котельных для использования в системах отопления, вентиляции и горячего водоснабжения объектов промышленного и бытового назначений и на ТЭЦ.
Водогрейный отопительный котел ПТВМ — пиковый теплофикационный водогрейный газомазутный, т.е. может быть использован для покрытия пиковой части графика тепловых нагрузок.
Изначально расшифровывался как — «пиковый теплофикационный водогрейный на мазуте», однако в последствии все эти котлы были переведены и на газ.
Котлы серии ПТВМ имеют следующие модификации: ПТВМ-30, ПТВМ-50, ПТВМ-60, ПТВМ-100 и ПТВМ-180, соответственно возрастающей теплопроизводительности (Гкал/час).
Все котлы ПТВМ, в основном, аналогичны между собой по конструкции, имеют башенную компоновку и выполнены в виде прямоугольной шахты, в нижней части которой находится полностью экранированная камерная топка.
Котлы собираются или из одинаковых, или из подобных элементов, что обеспечивает унификацию их производства. Конструкция этих агрегатов допускает полуоткрытую установку. В этом случае, в помещение заключена только нижняя часть котла, где расположены горелочные устройства, арматура, автоматика и дутьевые вентиляторы. Это снижает затраты на строительство здания теплостанции и создает удобства для летних ремонтов.
Для всех котлов, кроме ПТВМ-180, предусмотрена возможность их установки как со стальной дымовой трубой, непосредственно опирающейся на каркас котла, так и с отдельно стоящей железобетонной или кирпичной дымовой трубой.
ПТВМ-30 и ПТВМ-50 устанавливаются на районных тепловых станциях (РТС). ПТВМ-50 являются основным оборудованием РТС московского топливно-энергетического комплекса (по крайней мере до 2000г.). Более мощные ПТВМ-100 установливаются как на РТС, так и на ТЭЦ. И наконец, мощные ПТВМ-180 только на ТЭЦ.
bzk22.ru
Схема движения воды в отопительном котле ПТВМ-50
а-основной режим; б-пиковый режим; 1-подводящие и отводящие коллекторы; 2-соединительные трубы; 3-фронтальный экран; 4-конвективный пучок труб; 5, 6-левый и правый боковые экраны; 7-задний экран; 8-коллекторы контуров; — движение воды.
Вода в отопительном котле циркулирует с помощью насосов. Расход воды зависит от режима работы отопительного котла: при работе в зимний период применяется четырехходовая схема циркуляции воды по основному режиму, а в летний — двухходовая по пиковому режиму.При четырехходовой схеме циркуляции вода в отопительном котле из теплосети подводится в один нижний коллектор и последовательно проходит через все элементы поверхности нагрева котла, преодолевая подъемы и опуски, после чего вода также через нижний коллектор отводится в тепловую сеть. t воды на входе должна быть не менее 700С (на 10 больше температуры точки росы- защита от коррозии, регулирование t входящей воды в котел за счет перемычки между прямым и обратным трубопроводами на которых установлены насос и регулятор.
При двухходовой схеме вода в отопительном котле поступает одновременно в два нижних коллектора и, перемещаясь по поверхности нагрева, нагревается, после чего отводится в тепловую сеть. При двухходовой схеме циркуляции через котел пропускается почти вдвое больше воды, чем при четырехходовой схеме. Это объясняется тем, что при летнем режиме работы котла нагревается большее, чем в зимний период, количество воды и она поступает в отопительный котел с более высокой температурой (1100 С, а не 700С)
Изменение теплопроизводительности котла достигается изменением числа работающих горелок при постоянном расходе сетевой воды и переменном температурном перепаде.
Дымовые газы с расчетной температурой 1060°С при сжигании мазута и 1245°С - газа выходят из топки, пройдя фестон, направляются в конвективный пучок, омываемый поперечным потоком, и, охладившись, до температуры 162°С при работе на газе и до 230°С при работе на мазуте, отводятся в атмосферу.
Котлы ПТВМ -100 устройство и принцип работы анологично, конвективная поверхность состоит из 8ми пакетов и 16 горелок по 8 на каждой стороне.
ЧУГУННЫЕ КОТЛЫ
1.окно для чистки, 2. фланец, 3.свеча безопасности ,4.тройник верхний, 5. противовес, 6.блок для шибера, 7.секция средняя, 8. болт стяжной, 9. ниппель, 10.изоляционная мастика,11. дымовой боров, 12 трос стальной, 13.взрывной клапан с защитным кожухом, 14.тройник нижний, 15.шибер, 16. кирпич красный 17.кирпич шамотный, 18.кран свечи безопасности, 19.переносной запальник, 20. задвижка контрольная газовая, 21.задвижка рабочая газовая, 22.газопровод к котлу, 23. горелка газовая, 24. тягонапорометр, 25.жидкостный манометр
Применяются в отопительных котельных малой мощности. Чугунно-секшюнные котлы по назначению делятся на водогрейные с температурой воды на выходе не выше 115°С (давление до 6 кгс/см2) и паровые с давлением пара не выше 0,7 кгс/см2.
Основные элементы котла: топка, поверхность нагрева (чугунные секции), каркас, обмуровка, арматура, КИП, гаходы. Для сжигания природного газа используются котлы с внутренними и внешними топками. В топках устанавливаются колосниковые чугунные решетки. При сжигании природного газа через колосниковую решетку в топку подается воздух, необходимый для горения.
Водогрейный чугунно-секционный котел состоит из 2-х пакетов. Пакет собирается из чугунных пустотелых ребристых секций с помощью конических ниппелей, вставленных в ниппельные отверстия секций, и стяжных болтов.
Рис. Схема чугунного секционного котла
1 - чугунная секция; 2 - обмуровка; 3 - колосниковая решетка; 4 - горизонтальный газоход; 5 - ребро (прилив) секции; 6 - стяжной болт; 7 - ниппель.
Зазор между ниппелем и ниппельным отверстием секции уплотняют графитовой пастой с подмоткой асбестового шнура, пропитанного суриком, замешанным на натуральной олифе. Пакеты образуют топку в виде шатра, закрытую с торцов специальными лобовыми секциями или обмуровкой (зависит от типа котла). Часть фундамента котла, обращенная в топку, выкладывается из огнеупорного кирпича и называется футеровкой. В качестве огнеупорного кирпича применяется шамотный кирпич (температура деформации шамотного кирпича 1735°С). Снаружи пакеты обмуровываются красным кирпичом (тяжелая обмуровка) или теплоизоляционным материалом (облегченная обмуровка). Для уменьшения теплопотерь в окружающую среду между пакетами и обмуровкой ставятся асбестовые листы. Температура наружной поверхности обмуровки не должна превышать 55°С, в местах постоянного нахождения персонала 45°С. Для прочности пакеты с обмуровкой укрепляют металлическим каркасом. В нижней части котла выкладываются горизонтальные газоходы из красного кирпича. Каждый пакет секций имеет свой горизонтальный газоход, который присоединяется к общему газоходу котельной. Пространства между парами секций называется вертикальными газоходами котла. Общий газоход котельной соединен с дымовой трубой. При работе котла дымовые газы поднимаются вверх под потолок шатра топки, затем по вертикальным газоходам опускаются и по горизонтальным газоходам отводятся в дымовую трубу. Тяга в топке регулируется двумя шиберами, установленными на горизонтальных газоходах. Управление шиберами выведено на фронт котла через систему блоков с тросами и противовесами. Если котел работает на газообразном топливе, то шибер должен иметь круглое отверстие диаметром не менее 50 мм для естественной вентиляции топки неработающего котла. На фронте котла имеются фиксаторы для закрепления тросов с противовесами, чтобы не было самопроизвольного перемещения; шиберов. Секции имеют ребра и пережимы для увеличения поверхности \ нагрева и равномерного распределения потока воды внутри секции. Вода поступает в котел через тройник, соединенный с нижними ниппельными отверстиями обоих пакетов за котлом, и параллельными потоками проходит через внутренние полости секций. Нагретая вода через верхний тройник на фронте котла поступает в тепловую сеть. Циркуляция воды через водогрейный котел и трубопроводы теплосети обеспечивается сетевыми или циркуляционными насосами (принудительная циркуляция).
На колосниковой решетке выкладывается щель из огнеупорного кирпича и устанавливается горелка (см. тему: "Горелочные устройства").
Арматура водогрейного чугунно-секционного котла: задвижка на входе воды; задвижка на выходе воды; предохранительные рычаж-но-грузовые клапаны; краны (вентили) на дренажных трубопроводах.
КИП котлов: пружинный манометр; термомегр.
Гарнитура котла: фронтовая плита; противовесы (грузы) с тросами, блоками и шиберами тяги; металлические балки с колосниковой решеткой; каркас; предохранительный взрывной клапан; люки; лючки; гляделки.
Обмуровка ограждает топку и газоходы котла от окружающей среды. Основные требования к обмуровке: минимальные потери тепла в окружающую среду; плотность, исключающая подсос воздуха в топку и газоходы и поступление продуктов сгорания в помещение котельной.
В отопительных котельных малой мощности используются чугунно-секционные котлы типа "Универсал", "Тула' "Энергия", "Минск",
МГ-2 и др. Эти типы котлов имели несколько модификаций. Современные чугунно-секционные котлы типа "Братск", "Факел".
Различные типы и модификации котлов отличаются формой и размерами секций, движением воды и дымовых газов в котле.
Рис. Котел "Факел"
1 - ниппель; 2 - крышка; 3 - газоход; 4 - топка; 5 - каналы; 6 - ребра секций; 7 - завихрители: 8 - стяжной болт.
Котел "Факел" предназначен для сжигания газового и жидкого топлива. Форма внутренней топки эллипсовидная (рис ). Имеет два вида
секций - средние и крайние. Секции собирают на конических ниппелях и стягивают болтами. Устанавливают котел на основание.
Для работы на газовом топливе котел комплектуют газогорелочным блоком Л1-Н. Особенностью этих котлов является высокий теплосъем с 1 м2 поверхности нагрева, достигаемый за счет усложнения пути движения продуктов сгорания и наличия на секциях специальных приливов для тур-булизации потока.
Основные технические данные котла "Факел-Г" приведены ниже.
Число секций, шт 20 Теплопроизводителъность, МВт 1 КПД,% 91 Номинальное давление газа перед котлом, кПа 2,75 Температура уходящих газов, °С 182 Требуемое разрежение за котлом, Па 300 Гидравлическое сопротивление, кПа 30 Габарит (без шкафа управления), мм 3460х 1100x2200 Масса, кг 4280 Диаметр присоединительных патрубков по воде, мм 100 Установленная мощность токоприемников, кВт 1.1 |
В комплект поставки котла "Факел-Г" входят: пакет котла, газогоре-лочный блок Л-1н, автоматика АМКО или КСУ, запорная и регулирующая арматура, контрольно—измерительные приборы.
Похожие статьи:
poznayka.org