Начальная

Windows Commander

Far
WinNavigator
Frigate
Norton Commander
WinNC
Dos Navigator
Servant Salamander
Turbo Browser

Winamp, Skins, Plugins
Необходимые Утилиты
Текстовые редакторы
Юмор

File managers and best utilites

Энергия-М Котельное оборудование в Москве. Котел шухова


Плата за тепло инженера Шухова

Плата за тепло инженера Шухова

Об унижении русского инженерного гения

9 апреля 2014 Иван Куликов

С подачи Министерства связи Россия уничтожает самое известное творение великого русского инженера Владимира Шухова ― ажурную башню на Шаболовке. Унижает русский инженерный гений ― вопреки декларируемому патриотическому подъёму. Специалисты бьют тревогу: в силу конструктивных особенностей легендарное сооружение будет невозможно собрать заново после его демонтажа. Демонтаж, напоминает нам пресса, запланирован министерством в ходе реконструкции подведомственной ему территории и реновации памятника.

Шуховская башня в Москве, единственная из всех инженерных открытий Владимира Григорьевича, стала мировым памятником техники подобно Эйфелевой башне в Париже. Именно Шухов первым придумал использовать форму гиперболоида для создания сетчатых строительных конструкций. В наше время они становятся даже более популярными, чем в ХХ веке.

Владимир Шухов. В рабочем кабинете в "Строительной конторе инженера А.В. Бари", 1903

 

Мы не вспоминаем инженера Шухова, когда идём мимо котельной или заправляемся на АЗС. Но именно Шухов придумал и как согреть Россию, и как снабдить её топливом. А затем эти изобретения ушли в мир, не принеся их автору особых дивидендов. И они работают!

Итак, именно Владимир Григорьевич Шухов изобрёл…

 

1. …как правильно сжигать мазут

Самое первое изобретение Шухова ― форсунка для распыления тяжёлых фракций нефти, прежде всего мазута. До 70-х годов XIX века мазут никак не мог конкурировать с керосином, который широко использовался в качестве топлива в осветительных и нагревательных приборах. Не мог конкурировать из-за густой консистенции, а в жидком виде поджечь мазут довольно трудно. В «керосиновую эпоху» мазут, получаемый в процессе перегонки нефти, долгое время считался отходом и сливался в естественные водоёмы и специально вырытые пруды. В 1866 году русский инженер Александр Шпаковский, изобретатель регулируемой дуговой лампы, предложил распылять жидкое топливо с помощью пульверизатора собственной конструкции, который он встроил в паровой котёл. В начале 70-х Шухов, тогда студент Императорского московского технического училища (ныне Московский государственный технический университет имени Баумана), предложил более простое и надёжное решение для распыления мазута ― форсунку.

В конце 70-х брат Альфреда Нобеля Людвиг приобрёл у Шухова патент на производство форсунки и стал оснащать ею паровые двигатели нефтяных танкеров. С этого момента благодаря форсунке Шухова мазут стал широко использоваться как судовое топливо. Не случайно Дмитрий Менделеев, большой «энтузиаст мазута», увековечил изображение форсунки на обложке своей книги «Основы фабрично-заводской промышленности». Он хорошо понимал значение шуховского изобретения. Конструкция форсунки оказалась столь удачной, что с некоторыми модификациями её используют до сих пор. Форсунки в системе впрыска современных автомобильных двигателей ― тоже родственники шуховской форсунки.

 

2. …как транспортировать нефть по трубам

Первый российский нефтепровод Балаханы -- Чёрный город конструкции Шухова. // Wikimedia

 

Форсункой вклад Шухова в мировой прогресс не исчерпывается. Во второй половине 70-х годов молодой Шухов устраивается на работу в Строительную контору инженера А.В. Бари ― одного из подрядчиков нобелевской компании в Баку. В то время производство керосина «Товариществом Братьев Нобель» представляло собой довольно странное, если не сказать мучительное, зрелище. Между районом добычи нефти в Балаханах и Чёрным городом, где нефть перегоняли в специальных кубах, мало чем отличавшихся от самогонных, курсировала бесконечная череда осликов и мулов, запряжённых в бочки, в которых и перевозили полезное ископаемое. К концу 1878 года предприятие Нобелей стало приобретать более современные очертания: Шухов построил для компании первый в мире многокилометровый нефтепровод, впоследствии ещё несколько, а также первый в мире мазутопровод с подогревом. Книгой «Трубопроводы и их применение в нефтяной промышленности» (1895) Шухов заложил теоретические основы гидравлики нефтепроводов. Его формулы для описания процессов протекания нефти, керосина и мазута по трубопроводам используются до сих пор.

 

3. …как хранить нефтепродукты

Старинный клёпаный резервуар Шухова на жезнодорожной станции города Владимир, 2007 // Wikimedia

К виду стальных цилиндрических резервуаров с нефтью и нефтепродуктами высотой с многоэтажный дом все давно привыкли ― по всему миру таких понастроено сотни тысяч. В некотором смысле они стали символами благополучия экономик, опирающихся на добычу нефти. Между тем это ещё одно изобретение инженера Шухова. Заказчиками выступили всё те же братья Нобель. Они несли большие издержки от потерь нефти (прежде всего из-за пожаров), которая хранилась под открытым небом в специально вырытых прудах. Во всём мире нефть в то время хранили в огромных железных резервуарах прямоугольной формы, поставленных на мощные фундаменты. Шухов предложил и реализовал более дешёвое, надёжное и изящное решение ― лёгкий металлический цилиндр с переменной толщиной стенок (ниже, где давление больше, стенки были толще), поставленный на песочную «подушку». Очень скоро дизайн Шухова стал стандартом: к 1917 году контора Бари построит 20 тысяч таких резервуаров, которые полностью вытеснят прямоугольные. Стандартом он остаётся и до сих пор. Именно в таких хранилищах красноармеец Сухов прятал восемь жен бандита Абдуллы.      

 

4. …как получать бензин в больших количествах

Крекинг-установка системы Шухова

Топливная форсунка, нефтепровод, цилиндрические резервуары ― лишь прелюдия к одному из главных изобретений Шухова, которым мы, садясь в автомобили, продолжаем пользоваться до сих пор. Ко второй половине XIX века технология переработки нефти в перегонных кубах, работавших по тому же принципу, что и самогонные, перестала обеспечивать промышленные нужды. Она отличалась небольшим выходом керосина, сложностью, нестабильностью и ненадёжностью. А уж о том, чтобы получать из нефти широкий набор других продуктов (топлив, масел, растворителей, ароматических соединений) речь вообще не шла. Совершенствовать простую перегонку можно было до определённого предела, к которому приблизилась так называемая «батарея Нобеля» ― система непрерывной переработки нефти в сообщающихся перегонных кубах, которая была изобретена и сконструирована Шуховым в начале 80-х годов XIX века. «Батарея Нобеля», которую правильнее, конечно, называть «Шуховской», получила широкое распространение и эксплуатировалась во всем мире вплоть до 30-х годов прошлого века. Между тем, понимая, что технология простой перегонки себя исчерпывает, Шухов совместно со своим помощником инженером Гавриловым изобретает установку для ещё более глубокой переработки нефти. В ней использовался совершенно другой принцип ― термический крекинг, при котором более тяжёлые составляющие нефти химически трансформируются в более лёгкие при высоких температуре и давлении. Как выяснилось, и это шуховское изобретение сильно опередило время ― установка позволяла получать из нефти большое количество продуктов, которые в то время просто не были востребованы. Среди них и бензин, который, как когда-то и мазут, нефтезаводчики долгое время просто сливали. Использовать бензин в качестве топлива для светильников и паровых котлов было неудобно и опасно, а бум двигателей внутреннего сгорания был ещё впереди. Собственно, с началом этого бума и вспомнили про крекинг-установку Шухова, которая позволяла получать бензина в 10 раз больше, чем при перегонке. Вспомнили американцы. В 1923 году в Москву приехали представители компании «Синклер Ойл», недовольные бензиновой монополией Рокфеллера, который купил американский патент 1912 года с описанием крекинг-процесса. Инженер Шухов, сравнив свой патент 1891 года с американским, показал, что в последнем нет ничего принципиально нового. А ещё через два года Международный патентный суд в Гааге признал Шухова и Гаврилова изобретателями процесса, который лёг в основу современной схемы термического крекинга. Так что бензин, который мы заливаем в баки своих авто, тоже можно назвать «Шуховским».

 

5. …как паровым котлом отопить Россию

Макет водотрубного горизонтального парового котла системы В.Г.Шухова. Учебная модель, М 1:10. 1930-е гг

До возникновения в XX веке системы центрального отопления Россия согревалась теплом от больших паровых котлов, работавших на угле. Впрочем, и после того, как страна покрылась сетью ТЭЦ, небольшие котельные продолжают оставаться частью сельского и городского российского ландшафта, отапливая производства и жилые дома, которые из-за удалённости или по каким-то другим причинам не подключены к теплоцентрали. Постепенно они модернизируются, но и сейчас, войдя внутрь какой-нибудь старой прокопчённой котельной, мы с большой вероятностью обнаружим внутри ещё одно изобретение создателя башни на Шаболовке ― котёл Шухова. Инженер запатентовал конструкцию своего котла в 1896 году. По его словам, источником вдохновения послужил для него русский самовар. Уже к концу XIX века более удобные и надёжные шуховские котлы полностью вытеснили из России некогда популярные американские. Шуховские собирались из стандартизованных деталей (русский инженер в отличие от американцев, которые строили котлы на глазок, сделал необходимые расчёты), были менее аварийными и, главное, их было удобно очищать от накипи ― головной боли всех котельщиков. Шуховские котлы производились в России вплоть до конца 30-х годов, когда и были усовершенствованы ― котёл Шухова-Берлина. А по некоторым данным ― даже до 50-х годов прошлого века. Не будет преувеличением сказать, что инженер Шухов согрел Россию: больше ста лет тепло производится в котлах именно его конструкции.

www.kultpro.ru

Русский Эдисон: изобретения инженера Шухова

Он проектировал паровые котлы и газгольдеры, хлебные элеваторы и трамвайные парки, маяки и воздушно-канатные дороги. Так, например, сетчатые башни, разработанные по проекту Владимира Шухова, стоят сегодня по всему миру, а в нефтедобывающий отрасли до сих пор используются его проекты. 

Русский Эдисон: изобретения инженера Шухова

Шуховская башня

До Владимира Шухова так ещё никто не делал: русский инженер первым в мире использовал в архитектуре гиперболоидную форму конструкции. В 1896 году специально для Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде Шухов построил в городе стальную сетчатую башню в форме гиперболоида вращения. Башня эта, кстати, сохранилась и до нашего времени, а всего в мире было построено более 200 таких же конструкций.

Изображение 1.jpgШуховская башня в Москве (возведена в 1919—1922 годах)

Самая большая из них — радиобашня на Шабаловке в Москве, которая по первоначальному проекту должна была быть на 50 метров выше Эйфелевой башни и втрое легче. Однако такому грандиозному проекту помешала острая нехватка металла в стране. К слову, именно нестандартная гиперболоидная конструкция Шухова вдохновила писателя Алексея Толстого написать роман «Гиперболоид инженера Гарина».

Первый русский танкер

Можно только удивляться многогранности таланта Шухова: он мог спроектировать как уникальное здание, так и настоящий танкер, аналогов которому в мире ещё не было. Примерно с 1885 года Шухов в Царицине проектировал нефтеналивные баржи специальной формы, которая была приспособлена к плаванию по течению.

1.5.jpg

Нефтеналивная баржа конструкции Шухова

Крыша ГУМа

С ещё одним новшеством талантливого инженера знаком чуть ли не каждый, кто бывал в Москве. Крыша Главного универсального магазина выполнена по уникальному проекту Шухова. Полукруглая крыша устроена таким образом, что она кажется очень лёгкой, однако на самом деле весит больше 800 тонн.

Изображение 2.jpgМеталло-стеклянные перекрытия ГУМа конструкции Шухова

Нефтепровод

С именем Шухова связано большинство грандиозных строек первых пятилеток: Челябинский тракторный завод, Магнитка, Кузнецкстрой и многие другие. Помимо этого, Шухов занимался восстановлением разрушенных в гражданскую войну объектов. С помощью его инженерной мысли в России были построены первый трубопровод и нефтепровод, насос для перекачки нефти, резервуары для хранения нефтепродуктов. Его же называют создателем крекинга — переработки нефти и её фракций. Даже сегодня специалисты признают, что нефтедобывающая промышленность во многом держится на открытиях и изобретениях Владимира Шухова.

3.jpgНефтепровод конструкции Шухова

Паровой котёл

До сих пор в старых котельных у нас зачастую можно увидеть паровой котёл, разработанный по проекту Шухова. В 1896 году появились шуховские котлы, которые буквально за несколько лет смогли вытеснить с рынка популярные американские аналоги.

4.jpgГоризонтальный паровой котёл Шухова

Главные их преимущества были в том, что с ними практически не происходило аварий и их можно было легко отчистить от накипи. Паровые котлы Шухова не производятся примерно с середины XX века, однако некоторые из них работают и до сих пор.

'+$(this).find('.num-quest').html()+'. '+ $(this).find('.x_big-i').html() +'

diletant.media

Вертикальные котлы

Вертикальные котлы

Котлы системы Шухова с поверхностями нагрева 10, 16,5, 19,5, 25 и 35 м2 на давление 8 ати состоят из вертикальных цилиндрических барабанов, имеющих внутреннюю цилиндрическую топку, в стенки которой, соответственно в этих пунктах сплюснутой, и ввальцовываются пучки труб (рис. 162). В последнее время трубы завальцовывали прямо в круглом корпусе, без сплющивания. Против труб в цилиндрическом корпусе котла оставляются отверстия, закрываемые лазами. Вертикальные котлы Шухова компакны, совершенно не имеют обмуровки, хорошо используют естественную тягу, так как имеется только один вертикальный газоход, на который сверху наращивается стальная дымовая труба. Вертикальные котлы Шухова удобны для использования во временных установках, например, на строительных площадках.

Рис. 162

Но, как всякий котел с внутренней топкой, вертикальные котлы удобны для сжигания только высокосортного топлива.

При сжигании под такими котлами низкосортного влажного топлива приходится переходить к выносным топкам, и в таком случае котел надо поднимать кверху, располагая под ним топку, как это указано на рис. 163.

Рис. 163

На рис. 164 приводится установка двух вертикальных котлов Шухова, снабженных выносными топками.

Рис. 164

По правилам Котлонадзора не допускается обогревание газами парового пространства котла. Исключение делается только для вертикальных котлов, водотрубных и газотрубных, имеющих газоотводящие трубы в самом корпусе котла. Наинизший уровень воды должен быть выше верхней стенки топочной камеры по крайней мере на 100 мм. Это требование распространяется также на жаротрубные котлы и водотрубные котлы.

Пучки труб расположены так, чтобы ими по возможности перекрывалось все поперечное сечение котла (рис. 162), однако при движении газов они проходят по линиям наименьшего сопротивления и центральная часть котла плохо омывается газами. В результате повышается температура газов за котлом и вместе с ней - потеря с отходящими газами.

Канд. техн. наук А. И. Сараф видоизменил конструкцию вертикального котла Шухова. Он убрал часть нижних пучков, чем увеличил объем топочного пространства, экранированного жаровой трубой. Далее, он лучше распределил трубы в пучках, по возможности выравняв газовое сопротивление в различных пунктах по сечению. В итоге при уменьшенной поверхности нагрева потеря с отходящими газами не изменилась по сравнению с потерей в котле Шухова. В котле Шухова-Сарафа (рис. 165) предусматривается обдувка газохода путем введения в отверстие обдувочной трубы, присоединяемой на гибком шланге к паропроводу.

Существенным недостатком вертикальных котлов является затруднительность очистки накипи в топочной части. Специально предусматриваемые для этих операций люки (рис. 165, 166, 167) не позволяют достаточно хорошо очистить от накипи все пункты топочной камеры.

Рис. 165

На рис. 165 указана возможность присоединения к вертикальному котлу воздухоподогревателя. Подогрев воздуха при сильно экранированной топке существенно улучшит условия сгорания всех родов твердого топлива за исключением антрацита, когда в результате повышения теоретической температуры горения будет быстро изнашиваться полотно колосниковой решетки.

Бийским котлостроительным заводом выпущен котел БК-1м (рис. 166), в котором используются вертикально расположенные дымогарные трубы. Грязь и накипь, отлагающиеся на верхней плоской части топочной камеры, обычно при эксплуатации вызывают нагревание стенки с развальцованными в ней трубами, в результате чего в местах развальцовок часто появляется течь.

Рис. 165

В вертикальном котле ВГД (водотрубно-газотрубный Добрита), показанном на рис. 167, ЭТОТ недостаток несколько уменьшен путем включения в первый газоход водотрубной части.

Рис. 167-168

В табл. 36 приводятся основные характеристики вертикальных котлов. 

На подвижных паровых кранах часто используется вертикальный паровой котел типа котла Шухова, но с заменой пучка труб одной трубой большого диаметра, привариваемой к корпусу топочной камеры (рис. 168). Поверхность нагрева указанных котлов небольшая - измеряется единицами квадратных метров.

Таблица

kotel-kvr.su


Смотрите также

 

..:::Новинки:::..

Windows Commander 5.11 Свежая версия.

Новая версия
IrfanView 3.75 (рус)

Обновление текстового редактора TextEd, уже 1.75a

System mechanic 3.7f
Новая версия

Обновление плагинов для WC, смотрим :-)

Весь Winamp
Посетите новый сайт.

WinRaR 3.00
Релиз уже здесь

PowerDesk 4.0 free
Просто - напросто сильный upgrade проводника.

..:::Счетчики:::..