|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Судовые утилизационные котлы, назначение, устройство. Котлы судовыеСУДОРЕМОНТ ОТ А ДО Я.: Принцип действия паровых котлов.Судовые утилизационные котлы, назначение, устройствоВ утилизационных котлах используется тепло отходящих газов от двигателей внутреннего сгорания и газовых турбин. Использование отходящих газов в котлах повышает экономичность всей установки. Кроме этого, применение утилизационных котлов позволяет избежать установки специальных глушителей, искроулавливателей или искрогасителей на главных двигателях. Целесообразно использовать тепло отходящих газов от двигателей мощностью от 800 л. с. и выше. Температура отходящих газов, используемых в утилизационных котлах четырехтактных двигателей составляет 370—425° С, от двухтактных двигателей с наддувом 250—380° С, от газовых турбин 240—260° С. В зависимости от температуры отходящих газов давление пара, получаемого в утилизационных котлах, составляет 3—5 ати и не превышает 8 ати. Понятие принципа использования отходящих газов показано на схеме комплексной утилизационной теплоэнергоустановки, рис. 95.
В схеме показан котел «Ла-Монт», выполненный как утилизационный. Котлы этого типа установлены на судах типа теплоходов «Андижан», «Волголес», «Омск» и др. Вместо сложного циркуляционного насоса применен водоструйный эжектор А. Работает эжектор за счет напора питательного насоса и создает в системе котла четырех-пятикратную циркуляцию воды. Полученный пар в пароперегревателе на 15—20° С выше температуры насыщения и используется в турбогенераторе. Для отопления и хозяйственно-бытовых нужд судна используется горячая вода, подогретая в водоподогревателе. Кроме турбогенератора, пар можно использовать в палубных механизмах, на подогрев топлива и другие нужды. Применение такой схемы дает возможность сэкономить 8—10% топлива, расходуемого на ДВС. Наиболее часто находят применение вспомогательные утилизационные котлы с наперсткообразными трубами и котлы с вертикальными трубами. Котел с наперсткообразными трубами или котел типа «Кларксон» показан на рис. 96. Котел состоит из наружного вертикального барабана и внутреннего цилиндра (или жаровая труба), являющегося трубной решеткой, в которую ввальцованы наперсткообразные трубы диаметром 52—44,5 мм и длиной 140—380 мм. Трубы имеют глухие концы и расположены в шахматном порядке.
Наперсткообразные трубы образуют водогрейный пучок. Разная длина труб позволяет более полно заполнить ими газовое пространство. Коническая форма придана трубам для более свободного отвода пара. Установленный внутри цилиндра обтекатель направляет газы по кольцевому каналу, в котором расположены наперсткообразные трубы. Для доступа внутрь котла в корпусе предусматривается один-два лаза. Трубы больших котлов очищают от накипи вручную, а небольших — путем «холодного душа» (как в испарителях) с использованием тепла отходящих газов. Котлы типа «Кларксон» надежны в эксплуатации и установлены на многих судах отечественной и иностранной постройки. Производительность этих котлов составляет 0,5—2 т/ч, рабочее давление 5—8 ати, к. п. д. — 70—88%. На судах также нашли применение утилизационные котлы с вертикальными трубами, имеющие значительно большую производительность. Утилизационный котел с вертикальными трубами показан нарис. 97. Поток газов омывает водогрейные трубы в поперечном направлении. Газопровод двигателя присоединяется к котлу при помощи колена. Пучок водогрейных труб образует циркуляционный контур, по которому циркулирует вода. Первые ряды труб, омываемые более горячими газами, являются подъемными, а остальные трубы пучка — опускными. На специальном фундаменте установлены две опоры, поддерживающие пароводяной коллектор. В таких котлах используются отходящие газы от ДВС большой мощности. Поверхность нагрева составляет 450—500 м2, рабочее давление 5 ати, производительность 3,5—4 т/ч, к.п.д. 70—88%.
Похожие статьиmirmarine.net Судовые котлы
Предлагаемое читателю справочное пособие посвящено конструктивным особенностям и эксплуатационным характеристикам вспомогательных, утилизационных и комбинированных котлов применяемых на морских судах. Представленный материал в достаточной степени освещает арматуру и элементы указанных котлов, водные режимы, водоконтроль, водообработку котельной и питательной воды, а также освидетельствование котлов классификационными обществами. В целом справочное пособие «Вспомогательные, утилизационные, термомаслянные котлы морских судов» является актуальным и весьма полезным для судовых механиков, позволяет дополнить имеющиеся знания и особенно важно - оперативно освоить конкретную котельную установку. Учитывая, что в данном справочном пособии рассмотрены конструкции вспомогательных и утилизационных котлов с дизельными установками, выпускающимися различными заводами-изготовителями, приведены основные данные о наиболее распространенных системах глубокой утилизации тепла выпускных газов дизелей.
ОГЛАВЛЕНИЕВведение..................................................................................................................... 9 ГЛАВА I Раздел 1.Основные понятия и определения............................................... 10 Раздел 2.Конструкция горизонтальных огнетрубных котлов............. 11 2.1. Горизонтально-огнетрубные котлы.................................................. 11 2.2. Котлоагрегаты типа «СТИМБЛОК»................................................. 14 2.3. Котлоагрегаты типа «ЧИФТЕЙН».................................................... 16 2.4. 0гнетрубные горизонтальные котлы фирмы «СПАННЕР»........ 19 2.5. Вспомогательный огнетрубный котел типа «КВА-0,5/5»........ 19 2.6. Водогрейный горизонтальный котел марки «КОАВ-200»...... 20 2.7. Горизонтальный парогенератор низкого давления..................... 22 Раздел 3. Вертикальные огнетрубные и водотрубные котлы цилиндрической формы........ 22 3.1. Огнетрубный вертикальный котел «КОВ-8»..................................... 22 3.2. Вертикальный водотрубный котел марки «КВЦ-15-8»............. 24 3.3. Вертикальный огнетрубный цилиндрический котел типа «КОХРАН»............................. 25 3.4. Котлоагрегаты типа «ЛИНДХОЛОМЕН» и польской постройки типа «VX»................. 27 3.5. Котел типа «ОЛЬБОРГ AQ-3, AQ-9»............................................... 27 3.6. Котлы «САНРОД» и их модификация............................................. 31 3.7. Вертикальные котлы фирмы «СПЭННЕР».................................... 34 3.8. Котлы «КЛАРКСОН» с наперсткообразными трубами........... 35 3.9. Вертикальные огнетрубные котлы типа «УБИГАУ».................. 36 3.10. Вертикальный парогенератор низкого давления........................ 38 Раздел 4.Вспомогательные водотрубные однонроточные котлы...................... 40 4.1 .Общие сведения.......................................................................... 40 4.2. Водотрубный однопроточный котел типа «КВВА-1,5/5»....... 40 4.3. Водотрубный котел типа «ВАГНЕР».............................................. 42 4.4. Водотрубный котел марки «КВКА 6/5»......................................... 44 4.5. Водотрубный котел «ВЭПОРАКС» фирмы «Вэнсон»............ 46 4.6. Водотрубный котел «СТОУН-ВЭПОР»......................................... 47 4.7. Водотрубный котел «КЛЕЙТОН».................................................... 48 4.8. Котлы «МИУРА» типа VWS и VW................................................... 50 4.9. Водотрубный котел марки «КВВА 12/15», «КВ1-1», «КВ-2» 52 4.10. Водотрубные котлы фирмы «ФОСТЕР УИЛЛЕР» и «БАБКОК» «ВИЛЬКОКС»... 54 4.11. Секционные и углотрубные котлы.................................................. 58 Раздел б.Водотрубные двухконтурные котлы.......................................... 60 5.1.Общие сведения............................................................................................. 60 5.2. Двухконтурный паровой котел типа «ОЛЬБОРГАТ-4»........... 62 Раздел 6. Котлы с принудительной циркуляцией воды......................... 64 6.1.Общие сведения............................................................................................. 64 6.2. Котлы системы «ЛА-МОНТ» с принудительной циркуляцией воды.................... 65 6.3. Водотрубный котел «ЛЕФЛЕРА» с принудительной циркуляцией пара............... 70 6.4. Термомасляный котел с принудительной циркуляцией рабочей среды (масло).............................. 71 6.4.1. Термомасляный утилизационный котел с принудительной циркуляцией фирмы «WIESLOCH»..... 74 6.4.2. Конструкции и назначение узлов и элементов термомаслянной котельной установки........... 76 6.4.3.Особенности эксплуатации термомаслянного котла................... 77 ГЛАВА II Раздел 7.Конструкции утилизационных паровых котлов..................... 79 7.1.Общие сведения............................................................................................. 79 7.2. Котлы обычного типа (без газового регулирования)................. 81 7.3. Котлы с газовым регулированием...................................................... 85 7.4. Котлы с полным газовым регулированием..................................... 87 7.5. Сепараторы пара котлов с принудительной циркуляцией........ 89 7.6. Вертикальные сепараторы..................................................................... 90 7.7. Горизонтальный сепаратор................................................................... 94 Раздел 8.Конструкция водотрубных утилизационных котлов....96 8.1. Водотрубные утилизационные котлы с естественной циркуляцией воды............................ 96 8.2. Водотрубные змеевиковые утилизационные котлы «ЛАМОНТ»............... 97 Раздел 9.Консгрукция котлов с комбинированным отоплением..................... 101 9.1.Общие сведения...................................................................... 101 9.2. Комбинированные котлы типа «КОХРАН»................................ 101 9.3. Комбинированные котлы типа «КОММОДОР»........................ 102 9.4. Комбинированный котел типа «ОЛЬБОРГ AQ-5»................... 103 9.5. Комбинированный котел типа «СПАННЕР»............................. 104 9.6. Комбинированный водотрубный котел с раздельными поверхностями нагрева........................ 104 Раздел 10.Системы глубокой утилизации теплоты выпускных газов дизелей 108 ГЛАВА III Раздел 11. Арматура и контрольно-измерительные приборы вспомогательных котлов 116 11.1. Общие сведения.................................................................................... 116 11.2. Конструкции запорных клапанов................................................... 118 11.3 Конструкции питательных клапанов котлов 120 11.4. Предохранительные клапана........................................................... 123 11.5. Контроль за состоянием уплотняющих поверхностей обычных и предохранительных клапанов и их гнезд.............................................................. 129 11.6. Эксплуатация и регулирование предохранительных клапанов...... 131 Раздел 12.Водоуказателы1ые приборы.................................................... 133 12.1.Общие сведения........................................................................................ 133 12.2. Приборы дистанционного указателя уровня воды в котле... 135 12.3. Устройства защиты и сигнализации по нижнему уровню воды в котле................ 138 Раздел 13.Регуляторы уровня воды в котле............................................ 140 13.1. Внутрибарабанные паросепарирующие устройства............... 146 ГЛАВА IV Раздел 14.Топочные устройства котлов, форсунки.............................. 149 14.1.Общие сведения........................................................................................ 149 14.2. Топочные устройства для сжигания мазута............................... 151 Раздел 15.Мазутные форсунки котлов...................................................... 157 15.1.Общие сведения........................................................................................ 157 15.2. Форсунки и воздухонаправляющие устройства....................... 159 Раздел 16.Водный режим вспомогательных и утилизационных котлов........................ 166 16.1.Общие сведения........................................................................................ 166 16.2. Координированная водообоработка котловой воды и водный режим котлов. Рекомендованные нормы качества котловой воды паровых котлов 168 16.3. Водоконтроль режима водообработки....................................... 169 16.4. Судовая экспресс-лаборатория «SPECTRAPAC».................. 171 16.5.Отбор проб и проведение анализа.................................................... 173 16.5.1. Методы анализа котловой воды, рекомендованные фирмой «NALFLEET» судовой лаборатории МО 380 TEST KIT.............................. 177 16.5.2. Анализ котловой воды на Р щелочность (РALKALINITY).............. 177 16.5.3. Анализ котловой воды на содержание хлоридов................. 177 16.5.4. Анализ на pH..................................................................................... 178 16.5.5. Анализ на нитраты (NaN02).......................................................... 178 ГЛАВА V Раздел 17.Группа В. Химические препараты, применяемые для обработки котловой и питательной воды 179 17.1.Общие сведения....................................................................................... 179 17.2. Признаки отклонения от нормальной работы котла 180 17.3. Химические препараты фирмы «UNITOR» для обработки котловой воды паровых котлов........ 183 17.3.1. COMBITREAT - универсальная кондиционирующая присадка к котловой воде котлов низкого давления (до 20 бар)..................................... 183 17.3.2. LIQU1TREAT - универсальная жидкая кондиционирующая присадка для котловой воды котлов давлением до 30 бар............................ 185 17.3.3. AUTOTREAT - кондиционер для обработки воды в котлах с давлением выше 30 бар..... 187 17.3.4. HARDNESS CONTROL - фосфатная присадка для котловой воды............ 189 17.3.5. ALKALINITY CONTROL - концентрированная бесцветная жидкая щелочь для обработки котловой воды................................................... 191 17.3.6.0XYGEN CONTROL - гидразиновый раствор для кислородной очистки котлов 194 17.3.7.САТ SULPHITE L (CSL) - катализаторная сульфитная жидкость для быстрой кислородной очистки в котельных системах 197 17.3.8.0XYGEN SCAVENGER PLUS - катализированный диэтилгидроксиламиновый (DEHA) раствор для удаления кислорода из котельной воды 199 17.3.9. CATALYSED SODIUM SULPHITE (CSL) - катализаторный сульфат натрия для быстрой кислородной очистки котловой воды.......... 200 17.3.10. CONDENSATE CONTROL - жидкий препарат коррозионного контроля для котельных систем............................................... 201 17.3.11. BOILER COAGULANT - кондиционная присадка для предотвращения образования отложений в котельной воде......................... 202 17.4. Химимческие препараты фирмы «NALFLEET» для обработки котловой воды паровых котлов............ 203 17.4.1. MULTI-PLUS 79601 — универсальный жидкий мультифункциональный препарат, предназначенный для водообработки паровых котлов давлением до 30 бар 203 17.4.2. D.W.T. LIQUID - хим.препарат для водообработки котельной воды, в котлах до 15 бар...... 205 17.4.3.0XYTREAT 79600 - гидразиновый раствор для защиты металлических поверхностей парового котла от кислородной коррозии 206 17.4.4. CONDENSATE TREATMENT (9-150) - препарат для обработки конденсата....... 207 17.4.5. В.W.T. CONDITIONER - химпрепарат, предназначенный для уменьшения солей жесткости и накипи в паровых котлах..................................... 208 17.5. Химические препараты фирмы «DREW AMER01D» для обработки котловой воды паровых котлов................................................................. 209 17.5.1. AMEROID AGK-100 - жидкая кондиционирующая присадка для котловой воды вспомогательных и утилизационных котлов....................... 209 17.5.2. ADJUNCT В - фосфатная присадка для котловой воды............ 209 17.5.3. AMEROID GC - жидкость щелочного состава для обработки котловой воды........... 210 17.5.4. AMERZIN - гидразиновый раствор для кислородной очистки котлов.............. 210 17.5.5. AMEROID SLCC-A - химпродукт для защиты системы конденсата от коррозии........... 211 17.5.6. LIQU1D COAGULANT - кондиционная присадка для предотвращения образования масляных отложений.............................................. 211 17.6. Удаление накипи в котлах в судовом оборудовании................. 212 17.7. Технология процесса удаления накипи в котлах............................. 213 17.8.0чистка и обезжиривание котлов............................................................. 214 ГЛАВА VI Раздел 18.Эксплуатация вспомогательных и утилизационных котлов 215 Раздел 19.Возможныс неисправности работе котлов................................ 220 19.1. Повреждения и неисправности вертикальных цилиндрических котлов....................... 223 19.1.1. Общие сведения...................................................................................... 223 19.1.2. Повреждения вертикальных цилиндрических котлов............... 224 Приложение, Скачать книгу в формате PDFneva-diesel.com Комбинированные и вспомогательные котлы | Комбинированные котлы объединяют элементы вспомогательных котел к утилизационным котлам, что позволяет их эксплуатировать как на ходовом режиме работы, так и на стоянке судна (табл. 8.13). В настоящее время широко применяют комбинированные котлы зарубежных фирм: «Кохран», «Линдхольмен», «Сунрод», «Спаннер». Газотрубный котел «Кохран» является ВК смешанного типа (с общей поверхностью нагрева и комбинированной, т. е. с раздельными поверхностями нагрева).
На ряде судов используют комбинированный вертикально-водотрубный котел с естественной циркуляцией. Он разделен сплошной перегородкой на топливную и утилизационную части. Перегородка приварена к пароводяному коллектору, который соединен трубными пучками с водяными коллекторами. Утилизационный пучок состоит из рядов трубок диаметром 29?2,5 мм. Вспомогательные котлы устанавливают на теплоходах для получения насыщенного пара, используемого потребителями различного назначения (системы теплоснабжения, подогрева груза, топлива и др.). Выбор вспомогательных котел определяется необходимыми паропроизводительностью и давлением пара. Системы горячего водоснабжения оборудуют автоматизированными водогрейными котлами типа КОАВ (табл. 8.14). На крупных теплоходах применяют более мощные котлы типа коленчатого вала (табл. 8.15), которые имеют воздухоподогреватель, экономайзер или пароподогреватель. Котел типа КВ-1 установлен на теплоходе «Борис Бутома». Хвостовые поверхности нагрева (экономайзер, газовый воздухоподогреватель) позволили снизить температуру уходящих газов до 145—150 СС и повысить КПД котла до 95 %. У модернизированного котла КВ 1-1 имеется вертикальный пароподогреватель, экономайзер и внутриколлекторный подогреватель воды сняты. Для танкеров типа «Победа» создан вспомогательных котел типа КВ-2, предназначенный для образования слабоперегретого пара, а также выполняющий функции генератора инертных газов (Dк = 25 т/ч, рк = 1,75 МПа, tп.п = 225 °С, tг. в = 195 °С, tп.в = 40 °С, ?к = 84 %, ?рг = 2,3 кПа, масса вспомогательных котел сухого ~55 т, с водой ~60 т, габариты 4750?6300?8300 мм). Для обеспечения паром хозяйственно-бытовых нужд судов всех классов разработаны котлы типа КВВА паропроизводительностью от 1 до 12 т/ч (кроме КВВА 12/28, который выдает слабоперегретый пар). Эти котлы полностью заменяются автоматизированными вспомогательными типа КВА (табл. 8.16) (DK = 1,6?16 т/ч). Управление котлами полностью автоматизировано в диапазоне нагрузок от 0 до 100 % и не требует постоянной вахты. Некоторые суда оборудованы огнетрубными паровыми котлами марок КОВ-2, КОВ-4, КОВ-11 (котел огнетрубный вертикальный). Если эти котлы снабжены средствами автоматики, им присваивается марка КОВА-8, КОВА-11. Котлы КВС-30/ПА (вертикальные, трехбарабанные, водотрубные с естественной циркуляцией) отличаются по конструкции от котлов КВВА в основном наличием двух водяных барабанов. Котлы зарубежной постройки весьма разнообразны по конструкции. К ним относятся: двухбарабанные и однобарабанные водотрубные, однопроточные «Роуэн», «Ваходаг», «Вагнер», большинство из которых имеют хвостовые поверхности нагрева и оборудуются автоматизированными форсунками типа «Монарх» либо центробежными форсунками типа «Сааке» или «Ваходаг»; вертикальные огнетрубные цилиндрические котлы типов «Кохран», «Линдхольмен», «Сунрод», «Крупп» и др.; горизонтальные огнетрубные котлы типов «Стимблок», «Паксман», «Спаннер», «Чифтейн»; вертикальные огнетрубно-водотрубные котлы типов «Флеминг», «Альборг», «Кларксон», «Хеншел», УХ, которые обычно снабжаются механическими форсунками типа «Монарх»; котлы с принудительной циркуляцией типов «Ла Монт» (ВНР), «Клейтон», «Стоун» (США). Показатели вспомогательных котлов типа VХ (ПНР) приведены в табл. 8.17. Котлы типа VХ-525 устанавливаются на судах типа «Профессор Щеголев» для учебных целей (меньшего размера). Это цилиндрические, вертикальные огнетрубно-водотрубные котлы со сферической топкой, без хвостовых поверхностей нагрева (рис. 8.31, а). Паропроизводительность этих котлов (0,6?2,5)?103 кг/ч, а КПД составляет 75—79 %. Фирма «Раума-Репола» (Финляндия) выпускает вспомогательных котлов типа UNEX NA (рис. 8.31, б) паропроизводительностыо от 1100 до 5500 кг/ч, ?к = 0,85, рк = 0,7?1,6 МПа (табл. 8.18). Совместная работа утилизационных котлов и вспомогательных котлов осуществлена на танкерах типа «Ленинакан». Как правило, в качестве паросборника утилизационных котлов используется В. Совместная работа утилизационных котлов и вспомогательных котлов с паросепаратором применена на отечественных танкерах типа «Зоя Космодемьянская» как исключение. |
|
..:::Счетчики:::.. |
|
|
|
|