4.3.33. Эксплуатационные испытания котла для составления режимной карты. Режимная карта котла


Режимная карта котла - наглядный образец и пример составления

04.12.2014

Любой технический прибор требует аккуратного к себе отношения, что возможно лишь при добросовестном соблюдении инструкций пользователя, разработанных производителями. По этой причине не стоит выбрасывать ничего, что входит в комплект с новым прибором – если вы сами не сможете сделать то, что написано в инструкции, то эта информация потребуется по крайней пере специалистам, которые будут вам помогать. Это в особенности качается той техники, срок использования которой довольно большой – стиралок, телевизоров, отопительных котлов и так далее. И одним из таких документов, касающихся к этой категории приборов, является режимная карта котла.

режимная карта котла

Содержание статьи:

Именно из-за этой бумажки возможна правильная и, что самое главное, эффективная работа техники, предназначающейся для нагрева воды. Она составляется по стандартной форме, принятой еще при СССР в 84-м году.

Скачать образец в формате pdf

Что должна отображаться в режимной карте?

Практически все показатели, из которых, собственно, и состоит режимная карта котла, показаны в процентах. Такие показатели демонстрируют нам следующие данные.

  1. Соотношение следующих газов в процентах: оксиген, угарный газ, углерод.
  2. Объем газа, находящегося вне устройства котла.
  3. КПД отопительного прибора (брутто, нетто).
  4. Каковы теплопотери, сопровождающие процесс сжигания топлива (в частности, газа).
  5. Каковы теплопотери, причиной которых являются химические недожеги.
  6. Наконец, какой процент тепла теряется при функционировании нагревателей.

Это лишь основные показатели в карте, но существует и ряд дополнительных.

  1. Объем пара, образованного за определенный промежуток времени.
  2. Какова температура этого пара при выходе.
  3. Каково давление воздуха, находящегося в горелках.
  4. Каково давление газа.

Читайте так же про ионные котлы отопления

Для каждого показателя есть свои единицы измерения – градусы, например, паскали и прочее. Характерно, что режимная карта должна быть у каждого котла.

основные показатели

Кликните по изображению, для увеличения

Важно! Режимные карты необходимы для правильной эксплуатации газовых или паровых приборов, а также водонагревателей.

Главным же достоинством карта, позволяющим контролировать работоспособность котла, можно назвать то, что при эксплуатации вы сможете лично наблюдать за всеми функциональными изменениями. К примеру, вы сможете определить, давление воздуха какой степени требуется для того или иного рода нагрузки на оборудование. Вместе с тем, должно иметь место полное сгорание топлива, а также абсолютна безопасность техники.

карта режимов работы котла

пример

О процедуре заполнения режимных карт

Для заполнения подобного рода документации следует провести довольно много испытаний и измерений, и проводятся они еще при изготовлении и вводе в использование. Существуют специальные фирмы, специальность которых – пуско-наладочные работы. Именно они должны заниматься испытаниями. Это проводится раз в три года, но возможны и другие дополнительные вычисления.

Сама режимная карта является, по сути, обыкновенной таблицей, состоящей из определенного числа колонок (от двух до пяти). Число колонок зависит только от того, к каким именно эксплуатационным режимам будет приспособлена конкретная модель котла. Таких режимов может быть четыре:

Относительно же числа строчек, то точно указать его достаточно трудно, так как в них будут прописываться все указанные ранее показатели по отдельности.

Важно! Единица измерения при указании параметров находится в первом столбе, она не нуждается в отдельно стоящей колонке.

Помимо того, режимная карта котла может существовать в виде графика, но встречается она, разумеется, нечасто ввиду специфичности и, возможно, неудобности.

Карты не изготавливаются в единичном экземпляре. Их должно существовать минимум два, можно и больше, и один из них должен сопровождать котел, нередко в виде наклейки на нем. Если же у вас имеются сомнения по поводу сохранности документа, то можете сделать себе несколько его ксерокопий. А для того, чтобы доверие пользователя к карте было стопроцентным, на документе должна стоять еще и печать фирмы, производившей пусконаладочные процедуры, или, в крайнем случае, знак этой фирмы.

Как мы уже отмечали выше, в карте указываются не только основные показатели, есть также несколько дополнительных – зависимость давления газа, к примеру, взаимосвязь этого давления с давлением воздуха, производительность прибора и прочее. Все это требуется, дабы владелец либо специалист, проводящий установку котла, смог максимально точно отрегулировать его функционирование строго по карте, но с учетом промежуточных нагрузок.

правильное оформление

Возможно вас так же заинтересует как сделать твердотопливный котел своими руками. Об этом читайте тут

Можно ли по-другому составить такого рода документ?

Но представленный нами способ оформления документа не является единственным. Так называемая вспомогательная форма карты используется в тех случаях, если горелка, используемая в котле, является горизонтально-щелевой, или, иными словами, инжекторной. И сама структура документа несколько изменена – привычное давление воздуха заменено месторасположением отдельных узлов. К таким узлам относятся устройства, регулирующие поступление воздуха:

  • Заслонка регулировки воздуха.
  • Шторные зазоры, находящиеся на поддувальном листе.

Более того, указывается и размещение профильных заслонок, а также воздушного пропорционизатора на окне байпаса.

Большая часть общих режимных карт сопровождается еще и картами экономайзеров. Подобные карты нужны лишь при испытании экономайзеров, после чего составляется специальная ведомость, демонстрирующая результаты абсолютно всех испытаний и замеров. Чтобы описание возможностей и характеристики отопительного прибора было максимально полным (собственно, это необходимо и для того, чтобы при ремонтных и наладочных работах вы смогли хорошо во всем разобраться), проводится составление полного технического отчета.  Такой отчет зависит лишь того, какие замеры и исследования, или, возможно, дополнительные процедуры, были произведены.

временная режимная карта котла

Если какое-либо устройство имеет новую комплектацию, и было осуществлено переоборудование, в техническом отчете следует указать, насколько полученные результаты видоизменений соответствуют предварительным задачам модернизации. Желательно, чтобы были проанализированы при этом все проведенные процедуры.

В качестве заключения

В итоге хотелось бы добавить, что грамотно составленная режимная карта котла необходима для того, чтобы паровое, газовое или любое иное водонагревательное оборудование функционировало максимально качественно и эффективно. Рекомендуется, чтобы данная карта постоянно находилась рядом с котлом – так вы не сможете повредить устройство при использовании и не перепутаете какие бы то ни были показатели. Собственно, на этом все, используйте котлы правильно и будьте осторожны!

Вам может понравиться

v-teplo.ru

Режимная карта котла: составление документации

Режимная карта котла: составление документацииРежимная карта котла составляется для обеспечения правильной эксплуатации газовых и паровых котлов. Желательно, чтобы эта документация всегда находилась под рукой, тогда значительно снизится вероятность того, что вы повредите оборудование, перепутав его показатели. Форма является стандартной, она не изменялась с момента своего утверждения в 1984 году.

Параметры, указанные в режимной карте

Основные параметры (измеряются в процентах):

  • количество тепла, выделенного при сжигании газа;
  • количество тепла, выделенного нагревателями;
  • потери тепла с уходящими газами;
  • потери тепла от химического недожега;
  • потери тепла в окружающую среду;
  • содержание газов за котлом;
  • КПД нетто;
  • КПД брутто;
  • процентное соотношение кислорода, углерода и угарного газа.

Остальные параметры (измеряются в градусах, килоПаскалях и других соответсвующих единицах):

  • давление газа на горелках;
  • давление воздуха на горелках;
  • паропроизводительность;
  • температура на выходе образовавшихся паров.

Режимная карта котла составляется таким образом, что с ее помощью можно следить за всеми происходящими изменениями в показателях оборудования.

Составление документации

Для создания такой документации требуется немалое количество измерений, которые проводят еще перед введением оборудования в эксплуатацию. Измерения и испытания - задача компаний, занимающихся пусконаладочными работами. При этом контрольные измерения проводят раз в 3 года. Раньше срока карты пересматривают в случаях поломки оборудования, а также при его реконструкции, изменении вида топлива или основных параметров (давление, производительность, температура перегрева пара). Документ оформляют в виде таблицы из 2-5 колонок, что зависит от эксплуатационного режима (30, 50, 70 или 100 процентный). Гораздо реже встречаются режимные карты в виде графиков.

Документ производят в нескольких экземплярах. Одна из копий обязательно должна находиться возле котла, а наличие на ней фирменного знака организации, производившей испытательные работы, свидетельствует о том, что вы можете быть уверенными в правильности указанных параметров.

Для удобства регулировки котла помимо всех вышеописанных показателей в документации размещают график зависимости давления газа от давления воздуха и от производительности оборудования. Это значительно упрощает работу мастера-наладчика при промежуточных значениях нагрузки.

Статья подготовлена на основе материалов с сайта 1poteply.ru

globalsuntech.com

38. Назначение, требования к содержанию и разработке режимных карт котла.

Основная цель режимных карт обеспечить в регулировочном, диапазоне нагрузок надежную и экономичную работу котла с минимальными выбросами в атмосферу вредных веществ (окислов азота), на которые можно влиять режимом работы топки. Эти требования часто вступают в противоречие между собой и с величиной регулировочного диапазона нагрузок. Поэтому режимные указания предполагают наличие некоторых компромиссов. Однако приоритет должен быть отдан надежности, под которой понимается:

- пожаро- и взрывобезопасность;

- выдерживание приемлемых температур пара и металла поверхностей нагрева;

- отсутствие интенсивного шлакования поверхностей нагрева или затруднений с выходом жидкого шлака;

- отсутствие интенсивной коррозии воздухоподогревателя;

- обеспечение желаемого диапазона нагрузок с минимальным использованием в дополнение к твердому топливу газа или мазута. Ограничения, обусловленные этими обстоятельствами, должны быть указаны в режимной карте [8]. Далее приведён пример режимной карты для котла, работающего на природном газе.

ПРИМЕР РЕЖИМНОЙ КАРТЫ ДЛЯ КОТЛА Дном = 670 т/ч, РАБОТАЮЩЕГО

НА ПРИРОДНОМ ГАЗЕ

Наименование параметра

Обозначение

Размерность

Нагрузка котла, т/ч

270

330

400

460

530

600

670

1. Пароводяной тракт

1.1. Давление перегретого пара за котлом

Рпе

кгс/см2

135

135

135

135

135

135

135

135

1.2. Температура перегретого пара высокого давления

tпе

°С

555

555

555

555

555

555

555

555

1.3. Температура пара промперегрева

tп.пе

°С

555

555

555

555

555

555

555

555

1.4. Температура по пароводяному тракту котла и по промежуточному пароперегревателю в местах, определяющих надежность работы поверхностей нагрева

t

°С

1.5. Снижение температуры пара (расход воды на впрыск) в пароохладителях каждой ступени

1.6. Степень открытия устройств, регулирующих температуру пара промперегрева

2. Топливный тракт

2.1. Расход газа

Qгаз

тыс.нм3/ч

21,5

26,5

32,0

36,5

42,0

47,5

53,0

2.2. Давление газа после регулирующего клапана

кгс/см2

0,07

0,1

0,14

0,19

0,25

0,32

0,4

2.3. Давление газа перед горелками

кгс/см2

3. Тракт газов рециркуляции

3.1. Расход газов рециркуляции (перепад на дроссельном устройстве, УП направляющих аппаратов ДРГ)

Qрец

тыс.нм3/ч

140

140

140

140

140

140

140

3.2. Ток, потребляемый электродвигателями ДРГ

Iдрг

А

4. Воздушный тракт, избыток воздуха в дымовых газах

4.1. Расход воздуха на котел (перепад на дроссельном устройстве на стороне всасывания вентиляторов)

Qобщ

тыс.нм3/ч

230

250

270

320

380

430

490

4.2. Перепад давлений на воздухоподогревателе

Pвп

кгс/м2

26

29

31

42

58

77

100

4.3. Содержание О2и избыток воздуха в контрольном сечении (за первой поверхностью нагрева в опускном газоходе)

О2/к.c

%/-

9,5/1,82

7,7/1,58

4,8/1,3

4,6/1,28

4,2/1,25

3,8/1,22

3,5/1,2

4.4. Давление воздуха за воздухоподогревателем

кгс/м2

85

100

115

145

190

135

180

225

4.5. Давление смеси воздуха и газов рециркуляции в общем коробе перед горелками

кгс/м2

65

75

85

110

145

100

140

175

4.6. Степень открытия общих шиберов на сопла второй ступени

УП общ.

сопл

%

0

0

0

0

0

80

70

60

4.7. Давление воздуха на сопла второй ступени

кгс/м2

-15

-15

-15

-15

-15

85

85

85

4.8. Количество работающих дутьевых вентиляторов

n

шт.

1

1

1

1

1

2

2

2

5. Газовый тракт

5.1. Температура газов в поворотной камере

Тпк

°С

5.2. Температура уходящих газов

Тух

°С

5.3. Разрежение за воздухоподогревателем

кгс/м2

5.4. Количество работающих дымососов

n

шт.

5.5. Ток, потребляемый электродвигателями дымососов

Iдым

А

6. Экономические и экологические показатели котла

6.1. Потери тепла с уходящими газами

q2

%

6.2. КПД брутто котла

бр

%

6.3. Содержание NOxв дымовых газах (приведенное к= 1,4)

NOx

мг/нм3

.

Примечания: 1. Режимная карта составлена применительно к номинальной температуре питательной воды. При пониженной температуре значения Дк, принятые в режимной карте, корректируются согласно графику (Дк)t=f(Дк)номпри разных значенияхtп.в. Аналогично согласно графикуtпп=f(tп.в) корректируется величина снижения температуры пара в пароохладителе.

2. При всех нагрузках в работе находятся все горелки. Шиберы перед горелками на газовоздушной смеси полностью открыты.

3. Разрежение в верху топки поддерживается на 1-2 кгс/м2больше значения, при котором происходят выбросы дымовых газов через неплотности потолка топки.

4. Температуру на входе в воздухоподогреватель поддерживать на уровне 30°С.

В соответствие с требованиями ПТЭ (4.3.20.), режим работы котла должен строго соответствовать режимной карте, составленной на основе испытания оборудования и инструкции по эксплуатации. В случае реконструкции котла и изменения марки и качества топлива режимная карта должна быть скорректирована.

Эксплуатационные испытания котла для составления режимной карты и корректировки инструкции по эксплуатации должны проводиться:

- при вводе котла в эксплуатацию;

- после внесения конструктивных изменений;

- при переходе на другой вид или марку топлива, а также для выяснения причин отклонения параметров от заданных режимной картой.

Котлы должны быть оборудованы необходимыми приспособлениями для проведения эксплуатационных испытаний. Определяя программу испытаний, необходимо выявить возможность максимального сокращения экспериментальных работ. Для этого следует использовать имеющиеся материалы по аналогичным котлам или топливам.

Значение каждого параметра внесённого в режимную карту должно быть установлено для каждого значения паровой нагрузки, приняв, например, четыре ее значения — 100, 85, 70 и 60% от номинальной.

Эксплуатационный персонал должен выполнять требования режимных карт, за исключением переменных режимов, где для повышения надёжности обслуживания оборудования могут быть допущены отклонения (О2,,tпп,tпе, перегрузка механизмов и т.д.). Во всех случаях при достижении заданной нагрузки котла должна осуществляться стабилизация режима и обеспечение значений регулируемых параметров в соответствии с режимной картой.

studfiles.net

4.3.20. Режим работы котла должен строго соответствовать режимной карте

составленной на основе испытания оборудования и инструкции по эксплуатации. В случае реконструкции котла и изменении марки и качества топлива режимная карта должна быть скорректирована.Режимная карта является руководством для обслуживающего персонала по ведению режима работы котла и вспомогательного оборудования. Она составляется на основании результатов режимно-наладочных или балансовых испытаний котла. При наличии на электростанции нескольких однотипных котлов, работающих на одинаковом топливе, испытания в полном объеме могут быть проведены на одном из этих котлов. Для остальных котлов этой серии по результатам нескольких опытов в режимную карту вносятся необходимые уточнения.Режимно-наладочные испытания вновь введенного в эксплуатацию котла выполняются сразу же после окончания первичной наладки режима. На период первичной наладки обслуживающему персоналу выдаются временные режимные указания. Режимная карта требует замены или корректировки при переходе на сжигание нового вида или марки топлива, после реконструкции топочной камеры изменения компоновки поверхностей нагрева. Отдельные коррективы вносятся в режимную карту после выполнения таких ремонтных работ, как уплотнение топки и газоходов, замена кубов или набивки воздухоподогревателей, установка дополнительных средств очистки поверхностей нагрева, замена или наплавка изношенных лопаток дымососа и др.Режимная карта составляется для тепловых нагрузок, охватывающих полный диапазон допустимых нагрузок котла. В ней должны быть указаны значения основных параметров котла: температуры питательной воды, свежего пара и пара промперегрева, пара перед впрысками, уходящих газов, подогрева мазута для мазутных котлов, воздуха перед воздухоподогревателем для сернистых и влажных топлив и давления в коробе первичного воздуха для пылеугольных котлов.Одним из основных показателей, характеризующих режим работы котла, является избыток воздуха в продуктах сгорания, поэтому в режимной карте для каждой нагрузки котла должно быть указано значение содержания кислорода или углекислого газа в дымовых газах за пароперегревателем. Кроме того, в режимной карте даются указания о количестве и режиме работы горелок или форсунок, расходе топлива (на газомазутных котлах), количестве и загрузке включенных в работу тягодутьевых машин. Целесообразно включать в режимную карту некоторые показатели, облегчающие поддержание оптимального режима, например температуру газов в поворотной камере, давление воздуха за воздухоподогревателем, сопротивление воздухоподогревателя, расход воздуха на мельницы и др.В режимной карте указывается, для каких условий работы котла она составлена (основные характеристики топлива, наличие подсветки факела мазутом или газом, реочистки поверхностей нагрева, положение регулирующих органов на воздухопроводах перед горелками и на линиях рециркуляции газов и т.д.).Для систем пылеприготовления с промежуточным бункером пыли составляется отдельная режимная карта, в которой указываются оптимальные параметры системы пылеприготовления (шаровая загрузка мельницы, тонкость и влажность пыли, разрежение перед мельницей, ее аэродинамическое сопротивление, температура сушильного агента за мельницей, расход вентилирующего воздуха и загрузка мельничного вентилятора). Основные параметры работы мельничных систем в схемах прямого вдувания также вносятся в режимную карту котла.Настройка системы автоматического регулирования котла должна соответствовать указаниям режимной карты.

foraenergy.ru

Режимная карта котла

Режимная карта котла

Featured Image

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                                       «УТВЕРЖДАЮ»

котла (сер. №) по адресу: 

НАИМЕНОВАНИЕ

Единицы

измерения

нагрузка

48%

90%

Теплопроизводительность

кВт

Теплопроизводительность Гкал/ч
Температура воды на входе в котел оС
Температура воды на выходе из котла оС
Нагрев воды в котле оС
Давление воды в котловом контуре бар
Давление газа перед двойным магнитным клапаном горелки мбар
Давление газа после двойного магнитного клапана горелки мбар
Давление воздуха на горелке мбар
Давление в топке котла мбар
Содержание в дымовых газах:
СО2 %
О2 %
СО ррм
NОх

ррм

Температура дымовых газов за котлом оС
Коэффициент избытка воздуха
Приведенный расход газа м3/ч
КПД котла “брутто” %
Удельный расход условного топлива

кг у.т./Гкал

  1. Теплота сгорания топлива.
  2. Горелочное устройство.
  3. Температура воздуха на горение.
  4. Срок действия режимной карты 3 года.

Составил

energolife-spb.ru

Некоторые вопросы энергетического обследования котельной

Журнал Новости теплоснабжения Некоторые аспекты энергетического обследования котельной. Н.Д. Денисов-Винский, В.А. Афанасьев. Журнал "Новости теплоснабжения".№11 (135) | Ноябрь, 2011 год | стр. 34 - 35

   статья

   Для того чтобы разработать перечь типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и провести их стоимостную оценку, необходимо иметь наиболее качественную и полную картину работы оборудования котельной, в частности работы котлоагрегатов. Энергетическое обследование котлоагрегатов в основном сводится к составлению теплового баланса и определения их КПД. Первая сложность, с которой может столкнуться энергоаудитор, это отсутствие счетчика природного газа на каждый котел и, вследствие, отсутствие данных по потреблению природного газа каждым котлоагрегатом. В такой ситуации составление теплового баланса котельного агрегата, при его параллельной работе с другими котлами становится затруднительным. Необходимо ответить на вопрос, как определить количество газа, потребленное каждым котлом при наличии только общего расходомера.

   Основным документом, определяющим порядок эксплуатации котлоагрегата является режимная карта, которая составляется организацией, имеющей на то полномочия, после проведения режимно-наладочных испытаний. В соответствии с «Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок» периодичность проведения таких испытаний для газовых котельных составляет три года. В таблице №1 в качестве примера представлена режимная карта парового котла ДКВр-6,5/13, установленного в одной из котельных, где проводилось энергетическое обследование.

Таблица №1. Режимная карта парового котла ДКВр-6,5/13

Image61.jpg

   В режимной карте котла приводятся значения основных параметров котлоагрегата для работы на различных уровнях мощности при максимальной эффективности. Для того чтобы определить КПД котлоагрегата при его работе на определенной мощности (т.е. с определенном расходом топлива) можно воспользоваться данными режимной карты. Для удобства следует найти функциональную зависимость между расходом топлива и КПД котлоагрегата (рисунок №1). Если организован периодический (с периодом, например, 1 ч) учет потребляемого газа, то вопрос определения КПД котельного агрегата решен.

Image63.jpg

Рисунок №1. Функциональна зависимость между расходом топлива и 

КПД котлоагрегата ДКВр-6,5/13.

   Приведенные рассуждения относятся к одному котлу. В котельной же устанавливается несколько котлоагрегатов (как минимум два). При наличии расходомера для каждого котла (что бывает очень и очень редко) вопрос решается, как и для одного котла. При наличии же одного общего расходомера задача определения КПД для каждого котельного агрегата может быть решена при применении данных давления газа перед горелками котельного агрегата.

   Суть методики заключается в определении доли потребления природного газа каждым котлом за заданный промежуток времени согласно данным режимной карты и суточной ведомости котлов при их параллельной работе и последующем расчете количества природного газа, фактически потребленного каждым котлов за тот же промежуток времени. По данным, приведённым в режимной карте, необходимо найти функциональную зависимость. Для котла ДКВр-6,5/13 она представлена на рисунке №2.

Image64.jpg

Рисунок №2. Зависимость расхода природного газа от давления газа перед горелками

согласно режимной карте котла.

   Следующим шагом к определению доли потребления природного газа каждым котлом за заданный промежуток времени является вычисление среднего значения давления газа перед горелкой согласно суточным ведомостям работы котлов. Здесь следует ввести основное ограничение описываемой методики, которое заключается в том, что все приведенные выводы справедливы для котлов, у которых режимные карты в первом приближении совпадают.

   В таблице №2 приведены данные из суточных ведомостей двух параллельно работающих котлов ДКВр-6,5/13. Среднее значение давления за указанный промежуток времени для первого котла составляет 73,9 кгс/м², для второго - 86,9 кгс/м². Согласно этим величинам и представленному выше уравнению можно найти средний удельный расход природного газа для каждого котла: 551,27 м³/ч - для первого котла; 598,3 м³/ч - для второго котла. На основании полученных данных можно определить долевое потребление природного газа первым и вторым котлом соответственно:

g1=551,27/(551,27+598,3)=0,4795

g2=598,3/(551,27+598,3)=0,5205

Таблица №2. Данные из суточных ведомостей 

двух параллельно работающих котлов ДКВр-6,5/13

Image62.jpg

   Таким образом, согласно вычислениям, первый котел потребил 47,95%, а второй - 52,05% общего объема природного газа, израсходованного котельной (по фактическим данным счетчика газа) за период времени, указанный в таблице №2. Для рассматриваемой котельной при работе двух котлов в параллельном режиме за 10 ч было потреблено 10 114 м³ природного газа, следовательно первый котел потребил за этот промежуток времени 4 849,6 м³ природного газа, а второй - 5 264,3 м³.

   В результате, зная какое количество теплоты было получено при работе каждого котла за заданный промежуток времени (по данным приборов учета тепловой энергии), а также зная теплотворную способность природного газа, можно определить средний КПД каждого котла, соответствующий рассматриваемому промежутку времени. Также определить КПД можно воспользовавшись зависимостью указанной выше (рисунок №2) на основании данных среднего расхода газа (484,96 и 526,43 м³/ч для первого и второго котла соответственно). Таким образом, для первого котла искомый КПД в рассматриваемый период равен 89,7%, а для второго котла - 90,5%.

   После определения КПД котлов и составления теплового баланса котельной становится возможна оценка эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и, в дальнейшем, осуществление энергосберегающих мероприятий.

© Н.Д. Денисов-Винский

Line

www.denisov-vinskiy.ru

4.3.33. Эксплуатационные испытания котла для составления режимной карты

и корректировки инструкции по эксплуатации должны проводиться при вводе его в эксплуатацию, после внесения конструктивных изменений, при переходе на другой вид или марку топлива,для выяснения причин отклонения параметров от заданных.Котлы должны быть оборудованы необходимыми приспособлениями для проведения эксплуатационных испытаний.Эксплуатационные (режимно-наладочные) испытания серийных котлов обычно проводятся силами самих электростанций или наладочными группами АО-энерго. В полном объеме испытания проводятся при вводе в эксплуатацию первого из серии одинаковых для данной электростанции котлов. Целью этих испытаний является разработка режимной карты и составление нормативной характеристики.Испытаниям предшествует наладка котла и вспомогательного оборудования (настройка топочного режима, режимов работы пылеприготовительных установок, золоулавливания и золоудаления, проверка температурных условий работы пароводяного тракта, наладка калориферов, средств очистки поверхностей нагрева и др.). Программа испытаний включает несколько серий опытов, имеющих целью определение влияния различных режимных факторов (схемы включения горелок, избытка воздуха, тонкости пыли и др.) на тепловые потери и КПД котла, а также на расход электроэнергии на собственные нужды. Эти опыты проводятся при номинальной или близкой к ней нагрузке. При найденном таким образом оптимальном режиме проводятся опыты при нескольких нагрузках, которые служат основой для составления режимной карты. При испытании газомазутных котлов оптимальный избыток воздуха определяется при нескольких нагрузках.При выборе оптимального режима кроме экономичности котла следует учитывать и такие факторы, как обеспечение допустимых температур металла труб поверхностей нагрева, нормального выхода жидкого шлака, длительной бесшлаковочной работы котла и отсутствие условий, способствующих развитию высоко- и низкотемпературной коррозии.На последующих однотипных котлах электростанции испытания могут проводиться по сокращенной программе для возможной корректировки режимной карты и нормативной характеристики, составленной для первого котла.Если на котлах электростанции попеременно сжигается несколько видов топлива, испытания проводятся на каждом из них. При необходимости одновременного сжигания двух видов топлива (например, угля и газа) проводятся специальные испытания для определения оптимального режима сжигания смеси топлив (распределения топлива и воздуха между горелками, избытка воздуха и др.). Перед переходом на сжигание другого вида топлива на остановленном котле производится внутренний осмотр топки и газоходов. Так, при переходе с газообразного топлива на АШ или тощий уголь проверяется состояние горелок, зажигательного пояса (шипов и футеровки), системы охлаждения леток, шлакоудаляющих устройств, золоуловителей, средств очистки поверхностей нагрева. При переходе на сжигание нового (непроектного) вида топлива проводятся также испытания котла для составления режимной карты и нормативной характеристики. Во всех случаях перехода на новый вид топлива проверяется работа пароводяного тракта, для чего организуются специальные измерения тепловосприятия элементов этого тракта, на основании которых определяется объем необходимой реконструкции. При переходе на сжигание более реакционного топлива (с большим выходом летучих) предусматривается решение вопросов обеспечения взрывобезопасности его размола и сжигания. При переходе на сжигание топлива с более легкоплавкой золой решаются вопросы обеспечения бесшлаковочной работы котла.Повторные эксплуатационные испытания котла после внесения конструктивных поправок проводятся только в том случае, если последние могут изменить экономические показатели котла, диапазон допустимых нагрузок и потребовать корректировки режимной карты. Так, например, реконструкция горелок может привести к изменению значения оптимального избытка воздуха, потерь тепла от механической и химической неполноты сгорания; реконструкция конвективных поверхностей нагрева может изменить потери тепла с уходящими газами, условия их очистки и т.д.Необходимость проведения внеочередных испытаний может возникнуть также в процессе эксплуатации при отклонении основных параметров от нормальных значений. Целью таких испытаний является определение причин, вызвавших эти отклонения, и разработка мероприятий по их устранению. На основании проведенных режимных испытаний вносятся коррективы в инструкцию по эксплуатации котла.Необходимые приспособления для проведения испытаний следует устанавливать при изготовлении и монтаже котла.В распоряжении цеха наладки или режимной группы должен быть исправный парк приборов, необходимый для проведения эксплуатационных испытаний и наладочных работ. Необходимый парк приборов и приспособлений приведен в нормативах оснащения лабораторным и сервисным оборудованием тепловых подразделений ТЭС.

4.3.34. При выводе котла в резерв или ремонтдолжны быть приняты меры для консервации поверхностей нагрева котла и калориферов в соответствии с действующими указаниями по консервации теплоэнергетического оборудования.Стояночная коррозия вызывается агрессивным действием кислорода воздуха, контактирующего с влажной поверхностью пароводяного тракта при выводе котла в резерв или ремонт. Стояночная коррозия поражает практически все поверхности котла от экономайзера до пароперегревателя, особенно участки труб, образующие петли, где скапливается конденсат. Характерная особенность стояночной коррозии — образование на поверхности металла язвин, накопление продуктов коррозии, что интенсифицирует коррозионные процессы при последующей эксплуатации оборудования.Для предотвращения стояночной коррозии применяются различные методы консервации в зависимости от характера и длительности простоя, а также типа и конструктивных особенностей оборудования.

Способы консервации барабанных котлов 1. Сухой останов котла.Сухой останов применяется для котлов любых давлений при отсутствии в них вальцовочных соединений труб с барабаном и производится при плановом останове в резерв или ремонт на срок до 30 сут, а также при аварийном останове.Методика сухого останова заключается в следующем.После останова котла в процессе его естественного остывания или расхолаживания дренирование начинается при давлении 0,8 — 1,0 МПа. Промежуточный пароперегреватель обеспаривается на конденсатор. После дренирования закрываются все вентили и задвижки пароводяной схемы котла.Дренирование котла при давлении 0,8— 1,0 МПа позволяет после опорожнения за счет тепла, аккумулированного металлом, обмуровкой и изоляцией, сохранить температуру металла в котле выше температуры насыщения при атмосферном давлении. При этом происходит подсушка внутренних поверхностей барабана, коллекторов и труб.2. Поддержание в котле избыточного давления.Поддержание в котле давления выше атмосферногопредотвращает доступ в него кислорода воздуха. Избыточное давление поддерживается при протоке через котел деаэрированной воды. Консервация при поддержании избыточного давления применяется для котлов любых типов и давлений. Этот способ осуществляется при выводе котла в резерв или ремонт, не связанный с работами на поверхностях нагрева, на срок до 10 сут. На котлах с вальцовочными соединениями труб с барабаном допускается применение избыточного давления на срок до 30 сут.3. Кроме указанных способов консервации на барабанных котлах применяются:— гидразинная обработка поверхностей нагрева прирабочих параметрах котла;— гидразинная обработка при пониженных параметрах пара;— гидразинная “выварка” поверхностей нагрева котла;— трилонная обработка поверхностей нагрева котла;— фосфатно-аммиачная “выварка”;— заполнение поверхностей нагрева котла защитнымищелочными растворами;— заполнение поверхностей нагрева котла азотом;— консервация котла контактным ингибитором.Способы консервации прямоточных котлов1. Сухой останов котла.Сухой останов применяется на всех прямоточных котлах независимо от принятого водно-химического режима. Он производится при любых плановых и аварийных остановах на срок до 30 сут. Пар из котла через ПСБУ частично выпускается в конденсатор так, чтобы в течение 20 — 30 мин

давление в котле понизилось до 30 — 40 кгс/см2 (3 — 4 МПа! при этом ВЗ остаются открытыми. Открываются дренажные устройства входных коллекторов НРЧ и экономайзера, закрываются ПСБУ. При понижении давления до нуля котел обеспаривается на конденсатор. Вакуум поддерживается не менее 15 мин.2. Гидразинная и кислородная обработка поверхностей нагрева при рабочих параметрах котла.Гидразинная и кислородная обработка производится в сочетании с сухим остановом. Методика проведения гидразинной обработки прямоточного котла такая же, как и барабанного.3. Заполнение поверхностей нагрева котла азотом.Заполнение котла азотом осуществляется при избыточном давлении в поверхностях нагрева. Консервация азотом применяется на котлах любых давлений на электростанциях, имеющих азот от собственных установок.4. Консервация котла контактным ингибитором.Консервация котла контактным ингибитором применяется для любых типов котлов независимо от применяемого водно-химического режима и проводится при выводе котла в резерв или ремонт на срок от 1 мес до 2 лет.Способы консервации водогрейных котлов1. Консервация раствором гидроксида кальция.Защитная пленка сохраняется в течение 2 — 3 мес при опорожнении котла от раствора после 3 — 4 недель контакта или более. Гидроксид кальция применяется для консервации водогрейных котлов любых типов на электростанциях, имеющих водоподготовительные установки с известковым хозяйством. Данный способ консервации регламентирован [14].2. Консервация раствором силиката натрия.Силикат натрия применяется для консервации водогрейных котлов любых видов при выводе котла в резерв на срок до 6 мес или выводе котла в ремонт на срок до 2 мес.Подробные указания по способам и методике выполнения консервации для характерных условий простоя содержатся в [15].

foraenergy.ru


Смотрите также