Верхние Котлы. Церковь николая чудотворца в верхних котлах


Электролитный проезд. Церковь Николая Чудотворца в Верхних Котлах

Электролитный проезд. Церковь Николая Чудотворца в Верхних Котлах

02-го августа 2006

Станция метро «Нагорная», Электролитный проезд. Заводы, склады, базы… Скучная современная промзона на высоком берегу оврага. На его дне – речка Котловка, а на другом берегу – большой жилой район вокруг Нагорной улицы. Поблизости – учреждение с замечательным названием: «Помологический рассадник им. Ленина».

Церковь Николая Чудотворца в Верхних Котл

Эта местность вошла в черту города в первой половине ХХ века, прежде здесь находилось село Верхние Котлы - промышленное, как и многие села близ московских застав и большой дороги – Варшавского шоссе. В 1850-е годы на 49 дворов и почти триста жителей было 4 завода. В XIX веке заводом могли назвать и небольшую по современным меркам мастерскую с несколькими рабочими.

Населенный пункт Верхние Котлы...762В

На высоком берегу Котловки стояла небольшая церковь, освященная во имя святителя Николая и Знамения Богородицы. Предшественник существовавшего здания, деревянный храм, стоял здесь уже в 1646 году: «село Никольское, что было пустошь Козино, Копытово тож, на речке Котле. А в селе церковь Николы Чудотворца да Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, у церкви во дворе поп Сидор Спиридонов, двор церковного бобыля; на другой стороне речки Котла двор вотчинников с деловыми его людьми». Вотчинником тогда был окольничий Афанасий Осипович Прончищев (умер в 1660 г.). Он и построил деревянный храм.

В действительности, село и...762В

Интересно, что посвящение престолов в середине XVII века было иное, вместо Знаменского был во имя Зосимы и Савватия.

Учитывая, что село было...762В

Каменную церковь, дошедшую до ХХ века, построил в 1677 году сын Афанасия Осиповича, Иван Афанасьевич Прончищев (умер в 1687 г.). Холодная (неотапливаемая) церковь имела два престола. Причем, располагались они рядом друг с другом и выглядели абсолютно равнозначными. Нельзя было сказать, какой из них главный, а какой придельный. Кстати, на то же указывает и название села в 1670-е годы: село Знаменское, Никольское, Козино тож». Иконостасы у обоих престолов составляли единую стену с двумя царскими вратами.

Никольская церковь была небольшим кубическим храмом, настолько простым и суровым, что документально подтвержденная датировка его 1677 годом кажется ошибкой, такое здание вполне могло быть возведено в XVI веке. В России XVII века церкви украшали затейливыми наличниками, сложными карнизами. Углы часто обрабатывали пучками полуколонок. А здесь ничего этого нет. Правда, нам неизвестно о первоначальном завершении Никольской церкви. Единственное, что без сомнения существовало – это звонница, стоявшая на южной стене. Сохранялось ее основание и внутристенная лестница с окошком наверху, по которой поднимался звонарь. Поскольку в Никольском храме было два равнозначных престола, а стены членились на две части, то и в завершении храма могло быть две главы. В русской архитектуре есть примеры подобных решений.

Неподалеку, всего в нескольких километрах, в селе Борисове, до конца XIX века стояла маленькая каменная кубическая церковь во имя Св. Троицы, построенной в 1710 году. Одноглавая, с высокой четырехскатной крышей и каменной звонницей на стене, она могла быть аналогом Никольского храма. Если так, то у церкви Николы была одна глава.

Интерьеры церкви Николая Чудотворца в Верхних Котлах

Никольский храм ремонтировался и перестраивался между 1760 - 1810 годами. В этот период селом владели Голицыны: Анна Александровна Голицына, урожденная Головина; муж ее сестры, гофмаршал Николай Михайлович Голицын; Александр Николаевич Голицын. При них появился широкий деревянный купол с четырьмя очень маленькими круглыми окнами. В завершении четырехгранного купола – маленький восьмигранный барабан с главой на очень тонкой шее.

Голицыны пристроили к храму с запада невысокую двухъярусную колокольню. Она отличалась подчеркнутой скромностью архитектуры. Видимо, одновременно с ее строительством была разобрана настенная звонница.

В XVIII веке появился в храме новый, белый с золочеными деталями, иконостас. Уникальный, редчайший для русской архитектуры - в виде системы из двух стоящих рядом наборов концентрических арок, в центре каждой – царские врата. Фактически единый иконостас образован из двух самостоятельных. Интересно, что боковые иконы каждого из них при такой композиции принимали форму наклонных овалов.

В 1874–1875 годах к Никольской церкви пристроили трапезную с теплым приделом во имя Ильи Пророка.

В 1907–1911 годах, прихожане решили провести большой ремонт. Перечень намеченных работ дает представление как о состоянии храма, так и о взглядах прихожан на вопросы сохранения древних памятников. Кроме внешнего ремонта предполагалось устроить духовое отопление всего здания, в западной стене пробить большую арку чтоб соединить теплый храм с холодным, переделать колоды окон и дверей, установить двойные рамы, перестелить полы в алтарях, в храме вместо деревянного пола положить метлахскую плитку, возобновить иконостас без изменения формы и вида, стены окрасить маслом и расписать, надстроить колокольню на один ярус, покрыть крышу новым железом.

Предполагаемые изменения послужили поводом для обследования церкви специалистами Московского Археологического общества. Императорская Археологическая комиссия не возражала против ремонта, поставив два условия. Первое – сохранить обнаруженные следы древних пристроек с севера и юга, а также остатки звонницы с лестницей к ней. Второе – сохранить росписи, если они будут найдены во время ремонта. В опубликованном протоколе заседания комиссии с грустью констатируется: «В общем, храм не нашел защитников».

Подрядчики для производства работ выбирались поблизости. Подрядчиком каменных и строительных работ стал Д.А. Манов (Даниловская слобода, Скотопрогонная улица). Его рабочие должны были в числе прочего растесать 14 оконных откосов, пробить дверь в алтарь, растесать два новых окна, растесать снаружи 16 окон, подвести 37 балок над окнами и заделать их цементом, пробить большую арку из трапезной в собственно храм и т.д. Срок исполнения был установлен в 18 дней, цена по смете – 772 руб. 85 коп. Планируемая перестройка была более чем безжалостной по отношению к древнему храму.

При советской власти, в 1929 году, рабочие близлежащего Аффинерного электрозавода вынесли решение о размещении в храме клуба. (Аффинерный – производящий очистку металла от примесей, занимающийся вторичной переработкой цветного металла). Церковь снесли в конце 1930 годов. Попутно закрыли, а позже и уничтожили кладбище. Ныне ничто не напоминает о стоявшем некогда на берегу Котловки храме.

Автор текста Александр Фролов.

Однако факт полного уничтожения...762В

moskva.kotoroy.net

Церковь Николая Чудотворца в Верхних Котлах

... текстов: 1 Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995, с. 241-242 ЦерковьНиколаяЧудотворцав селе ВерхниеКотлы на реке Котловке (другие названия села: Никольское, Поклонная гора, Казино) Электролитный пр., 1, идущий от Варшавского шоссе " Котлы- местность на юге Москвы, в районе платф. Нижние Котлы Павелецкого направления. С конца XIV в. известно село Котёл на реке Котловке.В 1606 г. в районе Котлов произошел бой между отрядами И. Болотникова и царя В. И. Шуйского, окончившийся поражением Болотникова. В XVII в. существовали две деревни: ВерхниеКотлык югу и Нижние Котлык северу; последняя - на месте древнего села Котел.С середины XIX в. - дачная местность. В 1892-1904 гг. в В. Котлах жил художник В. Верещагин.С 1930-х гг. - в черте Москвы, с 1966 г. - район массовой жилой застройки. Основная улица - Варшавское шоссе " [6]. " Владельцы села: Прончищевы - 1627-1704; Ржевские - 1704-1742; Одоевские - 1742-1756; Голицыны - 1774-1810; Ордольяновы - 1810-1835; Калашников - 1835-1852 " [1]. " Церковь построена в 1677 г. Колокольня конца XVIII в. Внутреннее убранство - второй половины XVIII в. " [1]. " Придел Знамения Богородицы " ... далее ...
... (0) Статью добавил (а) : Качалин Александр Анатольевич, 22 июня 2015 На высоком берегу Котловки стояла небольшая церковь, освященная во имя святителя Николаяи Знамения Богородицы. Предшественник существовавшего здания, деревянный храм стоял здесь уже в 1646 году: «село Никольское, что было пустошь Козино, Копытово тож, на речке Котле.А в селе церковьНиколыЧудотворца да Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев,уцеркви во дворе поп Сидор Спиридонов, двор церковного бобыля; на другой стороне речки Котла двор вотчинников с деловыми его людьми». Вотчинником тогда был окольничий Афанасий Осипович Прончищев. Он и построил деревянный храм. Каменную церковь, дошедшую до ХХ века, построил в 1677 году сын Афанасия Осиповича, Иван Афанасьевич Прончищев. Холодная церковь имела два престола. Причем, располагались они рядом друг с другом и выглядели абсолютно равнозначными. Нельзя было сказать, какой из них главный, а какой придельный. Кстати, на то же указывает и название села в 1670-е годы: село Знаменское, Никольское, Козино тож». Иконостасы у обоих престолов составляли единую стену с двумя царскими вратами. Никольскаяцерковь была небольшим кубическим храмом, ... далее ...
... храм на улице Вене к 1437 году Никольскаяцерковь уже располагалась на нынешнем месте - у городской стены, зажатая домами горожан. Власти Ревеля находили неудобным размещение православного храма на возвышенном месте, видном издалека. В тот период улица, на которой был расположен храм, ещё называлась Монастырской, но после реформации в XVI веке, когда доминиканский монастырь прекратил своё сущестование, за улицей, благодаря торговому двору и церкви, закрепилось название Вене (Русская) . В истории Никольского храма бывали случаи, когда он подвергался закрытию, ограблению и осквернению. В 1542 г. церковь была временно превращена в городской лазарет. Храм был закрыт и в годы Ливонской войны ( 1557-1582 ) . Возобновлённый после этой войны Никольский храм ещё долгое время терпел нужду во всём. Государи Московские делали неоднократные пожертвования в Никольскуюцерковь. Так, до наших дней сохранилась верхняя часть большого и серебряного подсвечника, изготовленного в 1599 году, с дарственной надписью от царя Бориса Годунова. В 1686 году цари Иоанн и Петр Алексеевичи повелели выполнить новый иконостас, иконы для которого были написаны во Пскове. 1 мая 1688 г. состоялось ... далее ...
... чтобы увидеть полное описание проезда 1. Савеловский вокзал, ст. Катуар (4 зона) . Далее автобус №37, до конечной (Марфино) , далее пешком по шоссе около часа (Можно срезать немного пройдя сквозь Марфинский лесопарк) . 2. Дмитровское шоссе, через Марфино, поворот на Подолниху, сквозь село М. Ивановское, далее будет Николо-Прозорово(церковь слева, полуразрушенная усадьба справа, напротив) . 3. Проезд с Савёловского вокзала до ст. Лобня, выход через мост на правую сторону; далее идёт маршрутное такси №60 ч з Николо-Прозорово на Румянцево. Остановка на против храма. Комментарии (0) Статью добавил (а) : Иванов Дмитрий, 23 мая 2011 В первой половине XVI в. село называлось Шипилово и принадлежало князю Василию Семеновичу Серебряному. С 1585 г. село стало пустошью. В первой четверти XVII в. князьями Прозоровскими здесь была вновь выстроена деревянная церковь во имя святителя Николая,и с этого времени село Шипилово стало называться Никольским. Каменный храм возвели в 1792 г. В клировых ведомостях за 1798 г. записано, что церковь во имя НиколаяЧудотворца имеет два теплых придела: в честь Рождества Иоанна Предтечи и во имя преподобной Марии Египетской. Автором этой постройки ... далее ...
... загрузка карты… 1768-1774 - Свято-Никольский храм города Таганрога был воздвигнут в честь победы русского флота над турецким в войне 1768-1774 годов. Главная святыня храма - мощи святого блаженного Павла Таганрогского. Содержание В 1777 году главнокомандующий Азовской флотилией и Таганрогским портом контр-адмирал Федор Алексеевич Клокачев обратился с ходатайством к архиепископу Славенскому Евгению о разрешении постройки храма во имя Святителя Николаяв так называемых морских кварталах г. Таганрога. Место для постройки храма было выбрано не случайно. Как известно, на Руси во все времена наши благочестивые предки стремились воздвигать храмы на самых лучших участках земли. О том, что место, на котором построен Никольский храм, было именно таковым свидетельствует тот факт, что именно здесь в своё время располагал свою палатку император Петр Первый, когда приезжал на Таганий Рог выбирать место для нового военно-морского порта и крепости. Постройка продвигалась быстро и в 1778 году церковь была освящена. Храм оказался по тем временам величественным и благообразным. Его фундамент был каменным, а стены – деревянными. Вскоре после окончания строительства храм был определен как ... далее ...
... благочиние Сайт Солигаличского благочиния Костромской епархии, г. Солигалич. Сайт освещает события жизни благочиния и имеет духовно-просветительскую, миссионерскую и культурно-историческую направленность. Поиск Главное меню Перейти к основному содержимому Обиходные названия церкви: Казанская церковь;Никольскаяцерковь;Николаевскаяцерковь;Николыцерковь;Николы Угодника церковь; Николая Мирликийского церковь; Свято-Никольская церковь; Святоникольская церковь.Церковь располагалась в погосте (селе) Вяльцево бывшей Георгиевской волости Солигаличского уезда. Рядом с Вяльцевым стояла усадьба Желудьево, принадлежавшая в 1742 году Г. С. Горталову, поручику Пензенского пехотного полка. Горталов находился с полком за границей, и поместьем, в которое входили деревни Плосково, Жильцово, Желудьево, управляла жена Горталова. Но крестьяне, подстрекаемые старостой Федоровым, отказались подчиниться жене Горталова. Она пожаловалась в Галичскую провинциальную канцелярию, и воевода Галича князь Вадбольский приказал наказать старосту и других крестьян кнутом [1]. Каменный трехсветный ротондальный Николаевский храм с. Вяльцева с небольшой трапезной, трехъярусной каменной ... далее ...
... постройки последнего здания 1835 (см. постройки той же эпохи) Архитектор нет данных Историческое исповедание Православная Современная принадлежность РПЦ МП Статус действ. Адрес на 1917 г. Владимирская губ., Меленковский у., с. Бутылицы Современный адрес Владимирская обл., Меленковский р-н, с. Бутылицы Краткое описание Кирпичная церковь, сооружённая в 1835. Трапезная с Ильинским и Фроло-Лаврским приделами расширена в 1869, в 1890-1892 храм отремонтирован после пожара. В 1930-х закрыта, венчания сломаны. В 1990 возвращена верующим, ремонтируется, сооружён новый купол. Примечания В XVI-XVIII вв. тут существовал мужской монастырь Николо-Бутылицкая пустынь, упразднённый в 1764. Изображение Никольскаяцерковьв селе Бутылицы Меленковского района Владимирской области. Вид с юго-восточной стороны. Дата съемки: До 1764 года при Бутылицкой церкви существовал монастырь, известный под названием " Николо-Бутылицкой пустыни " и село Бутылицы образовалось из подмонастырской слободки. Основан был монастырь в XVI веке при церквиНиколаяЧудотворца;в старинных актах упоминается в первый раз в 1574 году. Из настоятелей его известны: игумен Авраамий 1629 г., иг. Варсонофий 1659 г., иг. ... далее ...
... текстов: 1 Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995, с. 79-83 ЦерковьНиколаяЧудотворцав селе Троекурове на реке Сетуни Рябиновая ул., 24а " Владельцы села: И. Годунов до 1627 г. ; Троекуровы - 1627-1731; Салтыковы - 1731-1773; Зубов - 1852; А. М. Хилкова - 1890 " [1]. " В XVI в. село принадлежало боярину Ив. Годунову, потом князю Ив. Федор. Троекурову. В 1646-1648 гг. в нем строится церковь.В 1704 г. в селе Хорошово-Троекурово значатся уже каменная церковьи двор вотчинников. Освящен храм, вероятно,в 1701 г. В 1731 г. село перешло к Салтыковым по женской линии " [3]. " Храм выстроен в 1699-1706 гг. Колокольня 1745 г. " [1]. " Придел Алексия митрополита " [2]. " Двухэтажная церковь 1699-1706 гг., внутри с трех сторон хоры. Колокольня 1745 г. соединена с храмом длинным переходом. Дом имения деревянный на белокаменном подклете середины XIX в., при подъезде портик, главный фасад - уже без антресолей - с колоннадой в духе Екатерининского дворца. Остатки парка и пруды " [11]. В книге [6] был опубликован чертеж конца XVIII в. с изображением храма Николыв Троекурове со следующей подписью: " Редкий образец особого направления в ... далее ...
... текстов: 2 Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 71-72 ЦерковьНиколаяЧудотворца " Мокрого " Мокринский пер., 9. Ныне он снесен полностью и находится под гостиницей " Россия " , адрес которой- Москворецкая набережная, 1 " ЦерковьНиколы Мокрого (Водопойца) . Стояла у пристани в XIV в. " [10]. " В Зарядье, или Великой улице (в бывшем Мокринском пер.) , упоминаемой в летописях под этим названием в 1468 и 1547 гг., посреди стояла церковь святителя Николая, по тогдашним воззрениям, покровителя торговли и мореплавания, прозванная из-за постоянной здесь сырости от наводнений и дождей " Николой Мокрым " . В 1480 г. эту местность называли даже болотом " [1]. Третье объяснение прозвища храма предлагает Н. И. Якушева: по ее мнению, оно может происходить от традиционного изображения святителя на одноименных иконах " Николы Мокрого " - первообраз их находился в киевском Софийском соборе, - на которых св. Николай представлен со спасенным им упавшим в Днепр младенцем, перенесенным чудотворцемв собор. " ЦерковьНиколы Мокрого числится в 1625 г. " [2]. " Последнее каменное здание церкви- 1695-1697 гг. " [10]. " Последнее здание ... далее ...
... губ., Богородский у., д. Устьяново Современный адрес Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Устьяново Краткое описание Кирпичная церковь сооружена на месте прежней деревянной путем её замены по частям при помощи Ф. Е. Морозовой. В 1910-1911 построены шатровая колокольня и притвор, в 1914 выстроен главный одноглавый храм в неорусском стиле. Закрыта в кон. 1930-х, открыта ок. 1945, более не закрывалась. Изображение Никольскаяцерковь старообрядцев Белокриницкого согласия в Устьяново Орехово-Зуевского района Московской области. Дата съемки: В начале 2010-х гг. начался период столетних годовщин в истории старообрядческого храма Святителя НиколыЧудотворцав селении Устьяново, которое расположено в южной части Гуслиц, рядом с границей Орехово-Зуевского и Егорьевского районов. В 1911 году был освящен прежний деревянный храм, который оказался временным и просуществовал всего несколько лет. В 1914 году был заложен и начат строительством нынешний каменный храм. В 1917 году он был освящен. Последний факт весьма примечателен: во всей России в том году все посходили с ума и творили революции, а в старообрядческом селении Устьяново жили спокойно и освящали новый храм. Кто и ... далее ...

xn--b1algoccq.xn--p1ai

Москва|Церковь Николая Чудотворца в Верхних Котлах

... текстов: 1 Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995, с. 241-242 Церковь НиколаяЧудотворцав селе ВерхниеКотлы на реке Котловке (другие названия села: Никольское, Поклонная гора, Казино) Электролитный пр., 1, идущий от Варшавского шоссе " Котлы- местность на юге Москвы,в районе платф. Нижние Котлы Павелецкого направления. С конца XIV в. известно село Котёл на реке Котловке.В 1606 г. в районе Котлов произошел бой между отрядами И. Болотникова и царя В. И. Шуйского, окончившийся поражением Болотникова. В XVII в. существовали две деревни: ВерхниеКотлык югу и Нижние Котлык северу; последняя - на месте древнего села Котел.С середины XIX в. - дачная местность. В 1892-1904 гг. в В. Котлах жил художник В. Верещагин.С 1930-х гг. - в черте Москвы,с 1966 г. - район массовой жилой застройки. Основная улица - Варшавское шоссе " [6]. " Владельцы села: Прончищевы - 1627-1704; Ржевские - 1704-1742; Одоевские - 1742-1756; Голицыны - 1774-1810; Ордольяновы - 1810-1835; Калашников - 1835-1852 " [1]. " Церковь построена в 1677 г. Колокольня конца XVIII в. Внутреннее убранство - второй половины XVIII в. " [1]. " Придел Знамения Богородицы " ... далее ...
... (0) Статью добавил (а) : Качалин Александр Анатольевич, 22 июня 2015 На высоком берегу Котловки стояла небольшая церковь, освященная во имя святителя Николаяи Знамения Богородицы. Предшественник существовавшего здания, деревянный храм стоял здесь уже в 1646 году: «село Никольское, что было пустошь Козино, Копытово тож, на речке Котле.А в селе церковь НиколыЧудотворца да Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев,у церкви во дворе поп Сидор Спиридонов, двор церковного бобыля; на другой стороне речки Котла двор вотчинников с деловыми его людьми». Вотчинником тогда был окольничий Афанасий Осипович Прончищев. Он и построил деревянный храм. Каменную церковь, дошедшую до ХХ века, построил в 1677 году сын Афанасия Осиповича, Иван Афанасьевич Прончищев. Холодная церковь имела два престола. Причем, располагались они рядом друг с другом и выглядели абсолютно равнозначными. Нельзя было сказать, какой из них главный, а какой придельный. Кстати, на то же указывает и название села в 1670-е годы: село Знаменское, Никольское, Козино тож». Иконостасы у обоих престолов составляли единую стену с двумя царскими вратами. Никольская церковь была небольшим кубическим храмом, ... далее ...
... или зарегистрироваться I Православный Форум Украины Форум Дневники Дневник Zoya Рады видеть Вас на нашем форуме. Целью данного форума, как и всякого другого является общение. Форум православный, основная часть пользователей форума – верующие православные христиане. Не важно какая у тебя конфессия, какое мировоззрение. Пока ты не написал еще свое первое сообщение, - на форуме ты еще не родился. Заходи, напиши о себе, будем знакомиться с новорожденным форумчанином. Не откладывай на потом! Скрыть объявление Мощи НиколаяЧудотворцавМоскве– как это будет с 21. 05. 2017 года по 12 июля, потом в Санкт-Петербурге до 28 ИЮЛЯ. Опубликовал Zoya в дневнике Дневник Zoya. Просмотры: 776 Мощи НиколаяЧудотворцавМоскве– как это будет Православие и мир Мощи святителя НиколаяЧудотворца доставят в Россию 21 мая ​ Мощи святителя НиколаяЧудотворца из итальянского города Бари в Москву 21 мая для поклонения верующих доставят глава отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион и мэр Бари Антонио Декаро. Кроме того, в принесении христианской святыни в Россию будут участвовать представители Римско-Католической Церкви: архиепископ монсеньор ... далее ...
... (0) Статью добавил (а) : Качалин Александр Анатольевич, 24 июня 2015 С 1842 по 1851 гг. в Петербурге строился первый постоянный мост через Неву, названный перед окончанием строительства Благовещенским. Мост возводился по проекту военного инженера В. С. Кербедза, под руководством специально учреждённого особого Комитета при Главном Управлении Путей Сообщения и Публичных Зданий (ГУПС и ПЗ) и под личным контролем императора НиколаяI,который уделял этому сооружению самое пристальное внимание. Он утверждал проекты и сметы, вникая в каждое конструктивное, художественное, организационное решение. Вначале мост собирались украсить скульптурными группами, которыеНиколайI лично заказал скульптору Пименову. Находясь в командировке в Италии по отбору мраморов для Исаакиевского собора, Н. С. Пименов выполнил рисунки 7-ми аллегорических композиций (одобрено было пять) , в том числе «Торжество христианства или ниспровержение идолов». Возвратившись в Петербург в 1854г., он вылепил эту группу в небольшом размере и отлил из бронзы. Она экспонировалась в 1862г. на всемирной выставке в Лондоне, где привлекла к себе внимание не только высоким художественным исполнением бронзового ... далее ...
... Очень важно, чтобы исторический опыт града Петрова по воцерковлению западной культуры был для нас некоей путеводной звездой, как в нынешних условиях силой православной веры может и должна воцерковляться культура, которая ныне кажется нам такой далекой от православных истоков. Дурные помыслы, как и добрые помыслы, дурная и греховная жизнь, как и святая жизнь, имеют своим источником человеческое сердце. Вот почему Церковь на протяжении двух тысячелетий обращается к человеческому сердцу, к человеческому разуму, призывая людей сохранять верность Христу. Мы празднуем сегодня память святителя и чудотворцаНиколая,которыйверно служил Господу. И сегодняшнее чтение из Евангелия от Иоанна содержит фразу, которую непременно нужно запомнить каждому: «Кто Мне служит, Мне да последует» ( см. Ин. 12: 26 ) . Невозможно служить Господу, невозможно создавать внешние формы церковной или любой иной жизни, в том числе культурной, если мы не следуем за Христом. Тогда жизнь, которую мы создаем, отрывается от Божественных истоков, атомизируется, разрывает связь с общим, с тем духовным наследием, в основе которого лежит Божественное откровение. Тогда могут появляться самые страшные, кощунственные ... далее ...
... донским казакам привольную и почетную жизнь в Царьграде, то казаки в ответ обещают султану после Азова и к Царьграду " примериться " , а заключение мира видят возможным лишь в освобожденном Царьграде ( Повесть 1988а: 145, 146 ) . В Повести также заметна особая роль икон. Когда еще раз перечисляются святыни, за которые готовы отдать жизнь казаки, то на первое место выдвигаются именно они: " за іконы чудотворныя,и за веру христианскую, и за имя царское, и за все Царство Московское" ( Повесть 1988а: 151 ) . Казаки молятся перед иконами Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи, свт. Николая,московскихчудотворцев(вероятно, святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа) . [8] Очень подробно описаны в Повести чудеса, свершившиеся перед иконами. " Многiя от насъ люди искусныя въ осаде то видели во сне, и вне сна, ово жену прекрасну и светлолепну, на воздусе стояще посреди града Азова, ини — мужа древна власы, въ светлыхъ ризахъ, взирающе на полки бусурманскiя. Ино Та насъ Мать Божiя Богородица не предала въ руце бусурманскiя, и на нихъ намъ помощь " вно дающе, вслухъ намъ многимъ глаголюще умилнымъ гласомъ: Мужайтеся, казаки, а не ужасайтеся! Сей бо градъ Азовъ от беззаконныхъ ... далее ...
... Поиск | ЖЖ | Визитница Форумы О проекте Присоединяйтесь! Российская федерация Москва Город в границах МКАД Южная часть Российская империя Московская губерния Московский уезд ВерхниеКотлы, село ВерхниеКотлы, село Церковь НиколаяЧудотворцавВерхнихКотлах Учетная карточка Фотографии На карте выключить старую карту © Примечание: карты XIX в. имеют известное расхождение с современными картами. Это объясняется с одной стороны меньшей точностью съемки в XIX в., а с другой стороны тем, что при подготовке архивной карты было отдано предпочтение формированию непрерывного соединения листов на всю губернию. Данное обстоятельство следует учитывать при восприятии рассогласования для синхронной навигации по двум картам или при отображении данных на фоне архивной карты. восстановить карту восстановить карту координаты: 55. 674024°N 37. 611139°E Файл точек (wpt) для GPS-навигатора Файл для Google Earth Посмотреть на wikimapia. org Посмотреть на Google-карте Найти соседние объекты в радиусе 500 м 1 км 2 км 5 км 10 км 20 км 30 км 50 км Дополнительно по теме: Церковь НиколаяЧудотворцавВерхнихКотлах посмотреть карточку всего фотографий: 1 Дата постройки последнего здания: 1677 см. ... далее ...
... Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери и Сергия Радонежского архив лучших фотографий недели Случайные фотографии Самара, Спаса Преображения, церковь Ржавец, Троицы Живоначальной, молитвенный дом Елец, Знаменский монастырь. Церковь НиколаяЧудотворцаВерхниеКотицы, Казанской иконы Божией Матери, церковь Лобановские Выселки, Покрова Пресвятой Богородицы, церковь Описания и фотографии православных церквей, храмов и монастырей Проект основан 10 мая 2002г. вход для участников зарегистироваться задача проекта - собрать и сделать общедоступной максимально полную коллекцию современных и архивных фотографий и, по возможности, наиболее полные описания всех православных храмов, монастырей и других православных сооружений России и мира. Современных и исторических, действующих и заброшенных, разрушающихся и восстанавливаемых, существующих или сохранившихся лишь на фотографиях. Все объекты, статьи и фотографии, которые есть в каталоге, добавлены неравнодушными людьми, разделяющими наш интерес к православной культуре, истории и архитектуре, страсть к путешествиям и любовь к фотографии. Современные фотографии сделаны соавторами непосредственно во время своих ... далее ...
... документы отражён их видовой состав, чтобы исследователь до обращения к первоисточнику знал его информационный уровень. Лихачев Федор Васильевич Лихачев Федор Васильевич - свящ., церк. Николаяс.ВерхниеКотлыМосковскогоу., [1872], Моск. дух. сем. ЦИАМ, ф. 203, оп. 763, д. 27, 1909 г., послужной список, лл. 236об. -237; ф. 1371, д. 31, 1916 г., послужной список, лл. 103об. -104 Источник: Волобуева Т. И., Кузнецова О. П., Романова С. Н., Савостьянова Н. Ю., Столярова З. Н. Священно-церковнослужители и ктиторы Московской епархии первой трети ХХ столетия. Тверь, 2013, с. 162 Церковь НиколаяЧудотворцавВерхнихКотлахМосква, Электролитный пр., [сев. д. 7А, территория автобазы] дата постр. : 1677 не сохр. Храмы России монастыри деревянные храмы посвящения статистика храмы Империи хронология гео-поиск объектов расширенный поиск программа-200 последние обновления Справочники Персоналии Архитекторы Словарь Иконография Структура храма Фотографии хронология панорамы 3D модели с высоты полёта музеи, арх. фонды поиск фотографий последние обновления Поиск по сайту Метро Прокудин-Горский, наследие Знаете ли вы что такое " Парус " ? Помогите храму! В вашей помощи нуждается " ... далее ...
... скобки []. В ссылках на архивные документы отражён их видовой состав, чтобы исследователь до обращения к первоисточнику знал его информационный уровень. Величкин Алексей Павлович Величкин Алексей Павлович - псал., церк. Николаяс.ВерхниеКотлыМосковскогоу., [1886], Моск. дух. сем., Моск. дух. акад. ЦИАМ, ф. 1371, д. 31, 1916 г., послужной список, лл. 104об. -105; ф. 229, оп. 4, д. 563 Источник: Волобуева Т. И., Кузнецова О. П., Романова С. Н., Савостьянова Н. Ю., Столярова З. Н. Священно-церковнослужители и ктиторы Московской епархии первой трети ХХ столетия. Тверь, 2013, с. 51 Церковь НиколаяЧудотворцавВерхнихКотлахМосква, Электролитный пр., [сев. д. 7А, территория автобазы] дата постр. : 1677 не сохр. Храмы России монастыри деревянные храмы посвящения статистика храмы Империи хронология гео-поиск объектов расширенный поиск программа-200 последние обновления Справочники Персоналии Архитекторы Словарь Иконография Структура храма Фотографии хронология панорамы 3D модели с высоты полёта музеи, арх. фонды поиск фотографий последние обновления Поиск по сайту Метро Прокудин-Горский, наследие Знаете ли вы что такое " Парус " ? Помогите храму! В вашей помощи нуждается " ... далее ...

xn--b1algoccq.xn--p1ai

Усадьба Никольское-Котлы. - Москва без прикрас

Собстно, ничего нового я не напишу, писал я это не раз раздёрганно по разным дыбрам, но, так-зять в объединение и с добавлением некоторых любопытных документов. Впрочем, это мало кому интересно.

Вощем, в районе нынешнего Электролитного проезда стояла древняя усадьба Никольское, с бывшей при ней деревенькой, видимо. Существовала она отдельно от деревни Верхние Котлы, которые были вдоль Серпуховской дороги (нынешнее Варшавское шоссе). Усадьба с деревенькой довольно древние. Причём с церковью. Ибо село "Никольское на Котле" известно еще в 1543 г., когда принадлежало Симонову монастырю.Карта 1931 года с наложением современной спутниковой.

Более того, Впервые Котлы (Котел) упоминаются в конце XIV столетия: в 1380 г. мимо проходили идущие на битву, а затем возвращавшиеся с Куликовской битвы ратники Дмитрия Донского. Спустя 10 лет прои­зошло другое событие, также связанное с Котлами. После смерти Московского митрополита Алексия Вселенский патриарх определил на опустевшую кафедру болгарина Киприана, но Дмитрию Ивановичу мит­рополитом виделся близкий ему Михаил (Митяй). И лишь в 1390 г., после кончины Донского, его сын, великий князь Василий с матерью княгиней Евдокией и братьями торжественно встречал прибывшего из Царьграда Киприана "за Москвой на Котле". Позднее "за рекою Москвою на поклонной горе" встречали крымских послов.

Правда, понять, какие Котлы имеются в виду - Верхние, или расположенное в стороне от дороги Никольское - трудно. Вот есть записки М. П. Погодина[Spoiler (click to open)]М.П. Погодин. Нечто о церкви Святого Николая Чудотворца, что в Котлах (письмо)

… Мимоездом я взглянул на церковь святого Николая в селении Котлы, в коей, по мнению Карамзина, находился в заточении Архиепископ Иоанн, ходатай за права Новгородские при Великом князе Василии Дмитриевиче (1), и после, в то же Государствование (1425), облачался Митрополит Киприан при въезде своем в Москву(2), с коей соединены и еще некоторые, неважные впрочем, Исторические воспоминания(3). К сожалению, я не могу сказать вам о ней ничего, достойного вашего внимания. Древней церкви, о коей упоминается в Истории, не существует более; даже место, где находится она, неизвестно, и ни по каким признакам судить о том нельзя. Не только Антикварии, но даже искатели кладов, между коими изстари ведется молва, что близ старой церкви зарыты несметные сокровища, тщетно искали (в 1804 и 1805 годах) следов ее, изглаженных временем; предания совершенно противоречат себе взаимно: одно говорит, что церковь была на противной стороне речки Котловки, другое – близ нынешней церкви. Когда построена сия последняя, также не знают; церковных записок никаких не осталось; старожилы ничего не слыхали о том от отцев своих; есть только темный слух, что она существует лет триста. По Архитектуре едва ли судить можно, ибо церковь часто была перестроивавшейся - прежде она имела 5 глав и множество пристроенных приделов. Прончищев, при Петре Великом отправленный куда-то Посланником, на море был застижен бурею, и сделал обет, в случае избавления построить церковь во имя святого Николая. Мгновенно утишалась буря и образ Святого Угодника подплыл к нему по воде. Прончищев взял его, и возвратясь в отечество, во исполнение своего обета только обновил и украсил церковь Святого Николая. Образ сей показывают в церкви - Прончищев сломал и 5 глав с церкви и сделал верх шпилем, который уничтожен уже недавно. Окона, оставшиеся неприкосновенными во время сих перестроек, весьма малы и узки; древняя живопись иконостаса нынешним священником, который сообщил мне несколько из сих сведений, лет 20 тому назад обновлена, ибо прежняя, как сказывал он, до того слиняла, что нельзя было различить ликов. Сей иконостас замечателен по своей форме: оба придела стоят рядом; образа в них, находящиеся над местными до потолка, расположены не по прямым линиям, как обыкновенно бывает в наших церквах, но по дугам, сходящимся к промежутку между приделами, который замещен образами Спасителя, Божией Матери и проч. В прочих церквах подобные образа бывают над царскими дверьми. Иоанн Богослов в иконостасе представлен несущим чашу с Евхаристием. В таковом виде не случалось мне видеть нигде сего Апостола и Евангелиста. Странно, что о существовании монастыря здесь вовсе нет никакого слуха! Есть, говорят, еще другая церковь Николы Старого, в 45 верстах от Москвы, между Боровской и Калужской дорогами, которая именно стоит на месте монастыря. Но вот что еще страннее: жители позабыли даже о сожжении здесь трупов Дмитрия Самозванца и двух его сообщников. Недавно только возобновлен между ними этот слух наезжими знатоками. Направо раздельно от большой дороги, за церковью, по другую сторону речки, на лугу, находится рядом семь весьма высоких курганов, насыпанных вероятно на этом достопамятном месте. В народе говорят, что здесь погребены великаны, потому что когда-то были вырыты огромные человеческие лядвеи. В окрестностях есть еще несколько меньших курганов. Покатость к реке с севера и восточной стороны окружена низенькой, немного от земли поднимающейся, насыпью, к югу оканчивается рекою, к западу рвом: не найдут ли здесь следов городища проницательные взоры Зориана Яковлевича(4). С горы близ реки – прекраснейший вид на Москву. - Котлы называлися еще – Знааменское, Никольское, Разставанье, Прончищево.1820. М.П.

Относился существовавший во времена Погодина храм в Никольском 17 века к событиям века 14, стоял ли он на том же месте неизвестно. В Верхних Котлах (как и в Нижних) храмов не было, насколько нам известно. Но то, что уже в 16 веке именно на этом месте стояла деревенька Никольское, принадлежащее Симонову монастырю - факт.

Никольскому вместе с Верхними Котлами досталось не по-децки. У Большого Оврага, на пересечении с Серпуховской дорогой существовал естественный рубеж обороны, вечно происходили зарубы - то с крымчаками, то, во время Смуты - с разного рода мятежниками.

В 1591 г. во время набега крымского хана Казы-Гирея на Моск­ву русские войска заняли оборону на "Котельских полях" и, по рассказу летописца, "стали травитися (сражаться - Авт.) непомногу от Воробьева да от Котла". Как известно, в тот раз крымцы были отогнаны от Москвы, и в память этой победы был основан Донской монастырь

В конце сентября 1606 г. сюда подошли выступавшие против нового царя Василия Шуйского отряды веневского сотника Истомы Пашкова, которые расположились в Коломенском и на Котле, ставшем передовым рубежом обороны восставших, а также в селении Заборье на Сухом овраге (район пересечения Варшавского шоссе и Нахимовс­кого проспекта). В начале ноября к ним присоединилось войско "во­еводы царя Дмитрия" Ивана Болотникова, в основном, состоявшее из крестьян и холопов. Оба предводителя объединили свои силы и более месяца безуспешно осаждали Москву.

 Во время сражения восставших крестьян И. Болотникова с войсками царя Василия Шуйского 2 декабря 1606 года село было полностью уничтожено, и в конце 1620-х годов писцы зафиксировали в Чермневе стане лишь "пустошь, что было сельцо Козина, Копытово тож, на речке на Котле", входившую в состав поместья Афанасия Осиповича Прончищева.

Отсюда мы и можем вести более менее определённую историю.

 В 1618 г. земли в районе Котлов чис­лятся в поместье за Афанасием Осиповичем Прончищевым.Это было его старое владение, включавшее и разоренное по­местье его отца с центром в сельце Козино (Копытово),"на речке на Котле" Московского уезда, Чермнева стана. Сам же Афанасий избрал сначала своей резиденцией деревню Елистратьево, однако затем возвращается на отцовское пепелище, поселив тут "деловых людей", и не позднее 1646 г. строит здесь церковь Св. "Николая Чудотвор­ца, да Зосима и Савватия Соловецких Чудотворцев". Деревня Козино становится селом Никольским.

Храм был, как известно, деревянным. Каменный храм был построен в 1670-ых годах (ок. 1677) сыном А. О. Прончищева - Иваном, и, многократно перестраиваясь, обрастая и теряя приделы, достоял до конца 30-ых годов 20-ого века

Вид на 1910 год.

Рисунок его при обследовании археологами перед очередной переделкой в 1915-16 годах.

Иконостас. 1910 год

"Холодная (неотапливаемая) церковь имела два престола. Причем, располагались они рядом друг с другом и выглядели абсолютно равнозначными. Нельзя было сказать, какой из них главный, а какой придельный. Кстати, на то же указывает и название села в 1670-е годы: село Знаменское, Никольское, Козино тож». Иконостасы у обоих престолов составляли единую стену с двумя царскими вратами.Никольская церковь была небольшим кубическим храмом, настолько простым и суровым, что документально подтвержденная датировка его 1677 годом кажется ошибкой, такое здание вполне могло быть возведено в XVI веке. В России XVII века церкви украшали затейливыми наличниками, сложными карнизами. Углы часто обрабатывали пучками полуколонок. А здесь ничего этого нет. Правда, нам неизвестно о первоначальном завершении Никольской церкви. Единственное, что без сомнения существовало – это звонница, стоявшая на южной стене. Сохранялось ее основание и внутристенная лестница с окошком наверху, по которой поднимался звонарь. Поскольку в Никольском храме было два равнозначных престола, а стены членились на две части, то и в завершении храма могло быть две главы. В русской архитектуре есть примеры подобных решений.

Никольский храм ремонтировался и перестраивался между 1760 - 1810 годами. В этот период селом владели Голицыны: Анна Александровна Голицына, урожденная Головина; муж ее сестры, гофмаршал Николай Михайлович Голицын; Александр Николаевич Голицын. При них появился широкий деревянный купол с четырьмя очень маленькими круглыми окнами. В завершении четырехгранного купола – маленький восьмигранный барабан с главой на очень тонкой шее.Голицыны пристроили к храму с запада невысокую двухъярусную колокольню. Она отличалась подчеркнутой скромностью архитектуры. Видимо, одновременно с ее строительством была разобрана настенная звонница.В XVIII веке появился в храме новый, белый с золочеными деталями, иконостас. Уникальный, редчайший для русской архитектуры - в виде системы из двух стоящих рядом наборов концентрических арок, в центре каждой – царские врата. Фактически единый иконостас образован из двух самостоятельных. Интересно, что боковые иконы каждого из них при такой композиции принимали форму наклонных овалов.

В 1874–1875 годах к Никольской церкви пристроили трапезную с теплым приделом во имя Ильи Пророка.В 1907–1911 годах, прихожане решили провести большой ремонт. Перечень намеченных работ дает представление как о состоянии храма, так и о взглядах прихожан на вопросы сохранения древних памятников. Кроме внешнего ремонта предполагалось устроить духовое отопление всего здания, в западной стене пробить большую арку чтоб соединить теплый храм с холодным, переделать колоды окон и дверей, установить двойные рамы, перестелить полы в алтарях, в храме вместо деревянного пола положить метлахскую плитку, возобновить иконостас без изменения формы и вида, стены окрасить маслом и расписать, надстроить колокольню на один ярус, покрыть крышу новым железом.Предполагаемые изменения послужили поводом для обследования церкви специалистами Московского Археологического общества. Императорская Археологическая комиссия не возражала против ремонта, поставив два условия. Первое – сохранить обнаруженные следы древних пристроек с севера и юга, а также остатки звонницы с лестницей к ней. Второе – сохранить росписи, если они будут найдены во время ремонта. В опубликованном протоколе заседания комиссии с грустью констатируется: «В общем, храм не нашел защитников».Подрядчики для производства работ выбирались поблизости. Подрядчиком каменных и строительных работ стал Д.А. Манов (Даниловская слобода, Скотопрогонная улица). Его рабочие должны были в числе прочего растесать 14 оконных откосов, пробить дверь в алтарь, растесать два новых окна, растесать снаружи 16 окон, подвести 37 балок над окнами и заделать их цементом, пробить большую арку из трапезной в собственно храм и т.д. Срок исполнения был установлен в 18 дней, цена по смете – 772 руб. 85 коп. Планируемая перестройка была более чем безжалостной по отношению к древнему храму.При советской власти, в 1929 году, рабочие близлежащего Аффинерного электрозавода вынесли решение о размещении в храме клуба. (Аффинерный – производящий очистку металла от примесей, занимающийся вторичной переработкой цветного металла). Церковь снесли в конце 1930 годов. Попутно закрыли, а позже и уничтожили кладбище." Автор текста Александр Фролов.

Кроме церкви в усадьбе была собственно сама усадьбарисунок строящейся усадьбы в Котлах конца 18- начала 19 вв. Из книги "Памятники архитектуры Москвы", том 8, илл. 6.

В каком виде существовала усадьба, когда была разрушена - мне неизвестно. Одна из построек усадьбы была в 30-ые годы занята, вроде бы, Приборостроительным техникумом.

Первый владелец, Афанасий Осипович Прончищев, был довольно интересный гражданин. Сначала служил при дворе, сопровождал царя в поездках по стране. Вскоре проявил себя и на дипломатическом поприще. В 1632 году Прончищев вместе с дьяком Бормосовым был отправлен в Константинополь, чтобы склонить сул­тана к участию в русско-польской войне на стороне России. В турецкой столице послам пришлось провести всю зиму - переговоры шли трудно, турки не хотели ввязываться в войну, и только весной Прончищеву удалось добиться определенного успеха. Но неожиданный случай разрушил предполагавшийся союз Москвы с султаном. Послы уже сели на корабль, собираясь отправиться домой, когда пришло известие о нападении казаков на турецкое побережье Черного моря. Задер­жанному для допроса Прончищеву удалось убедить визиря, что речь идет не о донских казаках, подданных России, а о запорожских; в итоге послы были все же отпущены с миром. Но судьбе было угодно вновь сыграть с Афанасием Осиповичем злую шутку: разыгравшаяся буря пригнала судно как раз к тому самому разгромленному казаками турецкому берегу, и послы с большим трудом избежали смерти от рук местного населения.

Сын его, Иван Афанасич, тоже был ещё тот пассажир. Идя по стопам отца, он начал свою службу дипломатом. Одновременно служил и при дворе, участвовал в войне с Польшей, затем возглавлял приказы Большой Казны, Монастырский, Большого Прихода, был воеводой в Казани, а в середине 70-х годов руководил Разбойным приказом.

Небольшая деталь дает яркое представление о характере этого человека. В 1657 году с окольничим Богданом Матвеевичем Хитрово он был по­слан на Украину, где и вздумал местничаться с ним - кто главнее? Иван Афанасьевич предпочел отсидеть в тюрьме, но не "порушить своей чести". При этом он доехал до места заточения в санях, а не пришел туда, как п­лагалось, пешком. По возвращении в Москву по личному приказу царя он был бит батогами и должен был выплатить громадный штраф в 500 рублей за то, что доехал до тюрьмы в санях. "И ты, детина, - читаем в царском указе, - забыв свою худую породу, до тюрьмы ехал в санях, чего из давних лет не повелело; а которые превеликие господа твои, бояре и окольничие и думные и ближние люди от великого государя за опалу посланы бывают в тюрьму, и те до тюрьмы ходят пешие, а на лошадях и в санях не ездят".

В конце XVII века село продолжает оставаться в роду Прончищевых. Одной его половиной владел сын Ивана Афанасьевича - Петр Иванович, а другой - Александр Тимофеевич Ржевский, женатый на Анне Михайловне, урожденной Прончищевой. По описанию 1704 года в селе отмечены две усадьбы с 13 дворовыми людьми и 17 крестьянских дворов, где жили 58 человек.

С этого времени имение делится на две части. Северная половина, остав­шаяся у Прончищевых, стала именоваться Нижними Котлами , а южная, находившаяся во владении Ржевского, образовала село Верхние Котлы.

С 1742 года Верхние Котлы достаются Одоевским.

В 1775 году Екатерина II у Нижних Котлов устроила торжественную встречу победителя турок фельдмаршала П.А.Румянцева- Задунайского у специально сооруженной по сему случаю триумфальной арки. В сохранившихся описаниях селений 1800 года села Никольское Верхние Котлы описываются следующим образом: " Село Никольское... по обе стороны речки Котелки, церковь каменная о двух этажах, во имя Николая Чудотворца с приделом Знамения Пресвятыя Богородицы, дом господский каменный об одном этаже с деревянными службами...деревня Верхние Котлы князя Александра Николаевича Голицына...на суходоле при Большой Серпуховской дороге; речка в летнее жаркое время бывает шириною в две сажени, глубиною в три вершка, в ней рыба плотва, окуни и пескари; вода по употреблению людям и скоту здорова. Лес растет дровяной, мелкопорослый, в нем бывает звери волки, лисицы, зайцы, птицы мелких родов, грунт земли глинистый; хлеб родится: рожь, ячмень, овес так же и покосы средственно, крестьяне на пашне, промысел имеют в возке в Москву для продаж набираемого по полям и по речке дикаго булыжного камня на мощение улиц...женщины упражняются в прядении шерстяных летанок на продажу". Число дворов 15, душ мужского пола - 72, женского - 80. Земли 388 десятин, 200 квадратных саженей.

В 1810 году Верхние Котлы перешли к Федору Анастасиевичу Ордольянову, а затем к его дочерям: статской советнице Елене Федоровне Андреевой и полковнице Екатерине Федоровне Калашниковой, а затем к их детям. В 1861 году кончилось крепостное право и котловские крестьяне выкупились у Калашникова,  а после прокладки железной дороги имение становится дачной местностью. В 1892 - 1904 годах здесь, на даче в Верхних Котлах, летние месяцы проводил знаменитый художник В. В. Верещагин.

Ну, что-то вот такое

moskva-bez-prik.livejournal.com

Верхние Котлы - Gpedia, Your Encyclopedia

У этого топонима есть и другие значения, см. Котлы.

Верхние Котлы́ — бывшая деревня, вошедшая в состав Москвы в 1932 году.

История

Первое упоминание

Первое упоминание этой местности относится к концу XIV века, когда через неё проходили русские рати, направлявшиеся на Куликово поле. В этот период село Котёл было местом встреч различных лиц, прибывавших в столицу. В 1390 году на Котле великий князь Василий I Дмитриевич торжественно встретил митрополита Киприана, приехавшего в Москву.

Верхние Котлы в XVII — XVIII веках

В писцовых книгах 1620-х годов отмечена «пустошь, что было сельцо Козино, Копытово тож, на речке на Котле», принадлежащая Афанасию Осиповичу Прончищеву[1].

Обустраивая своё подмосковное поместье, Прончищев поставил на пустоши около речки Котёл небольшую усадьбу, в которой поселил челядь, а затем построил здесь деревянную церковь Николая Чудотворца, после чего селение стало именоваться Никольским. По переписной книге 1646 года:

Село Никольское, что была пустошь Козино, Копытово тож, на речке Котле, а в селе церковь Николая Чудотворца, да Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, у церкви во дворе поп Сидор Спиридонов, двор церковного бобыля; на другой стороне речки Котла двор вотчинников с деловыми его людьми[2].
Церковь Николая Чудотворца в Верхних Котлах Внутренне убранство церкви в Верхних Котлах

Деревня же Верхние Котлы находилась восточнее, на проезжей дороге.

После смерти Афанасия Осиповича в 1660 году село досталось его сыну Ивану Афанасьевичу Прончищеву[1].

При нём, в середине 1670-х годов здесь была построена каменная церковь Знамения Богородицы с приделом Николая Чудотворца, и по описанию 1678 года село именуется уже тройным именем — Знаменское, Никольское, Козино. Тогда здесь кроме усадьбы с дворовыми людьми стояли ещё девять дворов[2].

По описанию 1704 года, в имении Прончищевых отмечены две усадьбы, Никольское и Троицкое, — с 13 дворовыми людьми и 17 крестьянских дворов, где жили 58 человек.

Александр Тимофеевич Ржевский в 1742 году отдал свою часть (Троицкое) дочери Анне Александровне, которая вышла замуж за президента Вотчинной коллегии князя Ивана Михайловича Одоевского (1698—1755). В середине XVIII века усадьба Никольское тоже числится собственностью Одоевских — с 1756 года ей владел князь Сергей Иванович Одоевский[1], но вскоре перешла к Головиным, затем — князьям Голицыным .

Верхние Котлы в XIX — XX веках

Непосредственно перед крестьянской реформой в 1861 году Верхними Котлами владели Н. А. Калашников и М. Н. Андреев. Калашниковские крестьяне быстро выкупились у помещика, отдав в качестве выкупа ему свои сады, которые славились на всю округу. Помимо сельского хозяйства здешние крестьяне активно занимались и извозом, а также торговлей лошадьми.

В середине XIX века была проложена железная дорога и Верхние Котлы становятся дачной местностью. Однако, близость к городу, наличие хороших путей сообщения привели к тому, что здесь быстро начинает развиваться промышленное производство. Уже в середине XIX века здесь зафиксировано четыре завода[2]. Позднее их количество быстро увеличивается. В 1896 году здесь открывается шёлкокрутильная фабрика торгового дома «Катуар и сыновья», на которой в 1916 году работало 600 человек. Её появление было не случайным. Представители этого рода обосновались здесь ещё в 1871 году, когда один из здешних участков был продан потомственным почётным гражданам К. И. и Л. И. Катуарам и их матери. Здесь они устроили свою усадьбу и даже проложили к ней шоссе, которое стало называться Катуаровским, а в 1951 году было переименовано в Нагорную улицу. В 1899 году в этой же округе был открыт кирпичный завод З. А. Якобсона[1].

С 1932 года Верхние Котлы вошли в черту города. Тогда же местная церковь была закрыта и приспособлена под клуб. Затем вместе с кладбищем и остатками усадебного парка храм был полностью уничтожен. С 1966 года эти места стали районом массовой жилой застройки[1].

См. также

Примечания

www.gpedia.com

Электролитный проезд. Церковь Николая Чудотворца в Верхних Котлах

Станция метро «Нагорная», Электролитный проезд. Заводы, склады, базы… Скучная современная промзона на высоком берегу оврага. На его дне – речка Котловка, а на другом берегу – большой жилой район вокруг Нагорной улицы. Поблизости – учреждение с замечательным названием: «Помологический рассадник им. Ленина».

Церковь Николая Чудотворца в Верхних Котл Эта местность вошла в черту города в первой половине ХХ века, прежде здесь находилось село Верхние Котлы - промышленное, как и многие села близ московских застав и большой дороги – Варшавского шоссе. В 1850-е годы на 49 дворов и почти триста жителей было 4 завода. В XIX веке заводом могли назвать и небольшую по современным меркам мастерскую с несколькими рабочими.

На высоком берегу Котловки стояла небольшая церковь, освященная во имя святителя Николая и Знамения Богородицы. Предшественник существовавшего здания, деревянный храм, стоял здесь уже в 1646 году: «село Никольское, что было пустошь Козино, Копытово тож, на речке Котле. А в селе церковь Николы Чудотворца да Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, у церкви во дворе поп Сидор Спиридонов, двор церковного бобыля; на другой стороне речки Котла двор вотчинников с деловыми его людьми». Вотчинником тогда был окольничий Афанасий Осипович Прончищев (умер в 1660 г.). Он и построил деревянный храм.

Интересно, что посвящение престолов в середине XVII века было иное, вместо Знаменского был во имя Зосимы и Савватия.

Каменную церковь, дошедшую до ХХ века, построил в 1677 году сын Афанасия Осиповича, Иван Афанасьевич Прончищев (умер в 1687 г.). Холодная (неотапливаемая) церковь имела два престола. Причем, располагались они рядом друг с другом и выглядели абсолютно равнозначными. Нельзя было сказать, какой из них главный, а какой придельный. Кстати, на то же указывает и название села в 1670-е годы: село Знаменское, Никольское, Козино тож». Иконостасы у обоих престолов составляли единую стену с двумя царскими вратами.

Никольская церковь была небольшим кубическим храмом, настолько простым и суровым, что документально подтвержденная датировка его 1677 годом кажется ошибкой, такое здание вполне могло быть возведено в XVI веке. В России XVII века церкви украшали затейливыми наличниками, сложными карнизами. Углы часто обрабатывали пучками полуколонок. А здесь ничего этого нет. Правда, нам неизвестно о первоначальном завершении Никольской церкви. Единственное, что без сомнения существовало – это звонница, стоявшая на южной стене. Сохранялось ее основание и внутристенная лестница с окошком наверху, по которой поднимался звонарь. Поскольку в Никольском храме было два равнозначных престола, а стены членились на две части, то и в завершении храма могло быть две главы. В русской архитектуре есть примеры подобных решений.

Неподалеку, всего в нескольких километрах, в селе Борисове, до конца XIX века стояла маленькая каменная кубическая церковь во имя Св. Троицы, построенной в 1710 году. Одноглавая, с высокой четырехскатной крышей и каменной звонницей на стене, она могла быть аналогом Никольского храма. Если так, то у церкви Николы была одна глава.

Интерьеры церкви Николая Чудотворца в Верхних Котлах Никольский храм ремонтировался и перестраивался между 1760 - 1810 годами. В этот период селом владели Голицыны: Анна Александровна Голицына, урожденная Головина; муж ее сестры, гофмаршал Николай Михайлович Голицын; Александр Николаевич Голицын. При них появился широкий деревянный купол с четырьмя очень маленькими круглыми окнами. В завершении четырехгранного купола – маленький восьмигранный барабан с главой на очень тонкой шее.

Голицыны пристроили к храму с запада невысокую двухъярусную колокольню. Она отличалась подчеркнутой скромностью архитектуры. Видимо, одновременно с ее строительством была разобрана настенная звонница.

В XVIII веке появился в храме новый, белый с золочеными деталями, иконостас. Уникальный, редчайший для русской архитектуры - в виде системы из двух стоящих рядом наборов концентрических арок, в центре каждой – царские врата. Фактически единый иконостас образован из двух самостоятельных. Интересно, что боковые иконы каждого из них при такой композиции принимали форму наклонных овалов.

В 1874–1875 годах к Никольской церкви пристроили трапезную с теплым приделом во имя Ильи Пророка.

В 1907–1911 годах, прихожане решили провести большой ремонт. Перечень намеченных работ дает представление как о состоянии храма, так и о взглядах прихожан на вопросы сохранения древних памятников. Кроме внешнего ремонта предполагалось устроить духовое отопление всего здания, в западной стене пробить большую арку чтоб соединить теплый храм с холодным, переделать колоды окон и дверей, установить двойные рамы, перестелить полы в алтарях, в храме вместо деревянного пола положить метлахскую плитку, возобновить иконостас без изменения формы и вида, стены окрасить маслом и расписать, надстроить колокольню на один ярус, покрыть крышу новым железом.

Предполагаемые изменения послужили поводом для обследования церкви специалистами Московского Археологического общества. Императорская Археологическая комиссия не возражала против ремонта, поставив два условия. Первое – сохранить обнаруженные следы древних пристроек с севера и юга, а также остатки звонницы с лестницей к ней. Второе – сохранить росписи, если они будут найдены во время ремонта. В опубликованном протоколе заседания комиссии с грустью констатируется: «В общем, храм не нашел защитников».

Подрядчики для производства работ выбирались поблизости. Подрядчиком каменных и строительных работ стал Д.А. Манов (Даниловская слобода, Скотопрогонная улица). Его рабочие должны были в числе прочего растесать 14 оконных откосов, пробить дверь в алтарь, растесать два новых окна, растесать снаружи 16 окон, подвести 37 балок над окнами и заделать их цементом, пробить большую арку из трапезной в собственно храм и т.д. Срок исполнения был установлен в 18 дней, цена по смете – 772 руб. 85 коп. Планируемая перестройка была более чем безжалостной по отношению к древнему храму.

При советской власти, в 1929 году, рабочие близлежащего Аффинерного электрозавода вынесли решение о размещении в храме клуба. (Аффинерный – производящий очистку металла от примесей, занимающийся вторичной переработкой цветного металла). Церковь снесли в конце 1930 годов. Попутно закрыли, а позже и уничтожили кладбище. Ныне ничто не напоминает о стоявшем некогда на берегу Котловки храме.

Автор текста Александр Фролов.

mkn.dev.digital-sector.ru

Родной райончег - 5. Котловка и Нагорная. Часть 2.

В прошлой части поста я остановился на том, что вылез из оврагу на улицу Ремизова после того, как пресловутая Котловка нырнула в очередной раз в трубу. И прежде чем полезть дальше наблюдать грязные воды сей речушки от Ремизова до её ныряния под насыпь Окружной московской железной дороги а районе Нижних Котлов, сначала поимею наглость поведать об истории сих мест.

Если на протяжении предыдущего течения Котловки места всё простирались в основном диковатые до 50-60-ых годов прошлого века и до прихода сюда хрущовских строителей там были всё теплицы колхозные да прочие пейзанские заведения типа выгонов и покосов  деревень Зюзина, Верхних Котлов и прочих Черёмушек, то на возвышенной части последующего течения Котловки жизнь зародилась несколько раньше - во второй половине 19-ого века.

На карте 1878 года:1. Катуаровское шоссе2. Сельцо Никольское и будущее местоположение Верхнекотельского кирпичного завода.3. д. Верхние Котлы4. д. Зюзино5. Варшавское шоссе6. Каширское шоссе7. д. Нижние Котлы

Сначала тут развернулся неплохо некий купец Катуар (по его имени и называлась улица Нагорная раньше - Катуаровское шоссе, на карте 1878 года дорога , ведущая к его заводу, которого ещё тогда не было, обведено красным под №1) прикупившему здесь в 1871 земель вдоль Котловки, а в 1896 году открывший тут шелкопрядильную фабрику. Кроме того, - то ли глины здесь были какие-то замечательные, али чего, но в связи со строительным бумом в Москве ,в конце 1890-ых годах как грибы начали расти кирпичные заводы. На правом берегу  в 1899 г. другой купец, тоже, что характерно, - З. А. Якобсон, построил свой, между прочим, пыхтящий и поныне (на карте под цифрой 2 в сельце Никольском).

Их полезное начинание не осталось непродолженным и кругом стали ляпать свои заводики все кому не лень, нагородив их тут немало, заодно накопав глиняных карьеров, напоминанием об одном из которых и сейчас служит пруд "Зелёнка" что у ст. метро "Нахимовский проспект". У Катуара дело шло неплохо, и он в начале десятых годов даже на своих землях решил построить посёлок для рабочих, проектирование поручив не абы кому, а самому Веснину. Впрочем, проект "посёлок-сад Никольское" так и не был до конца реализован в связи с войной, потом революцией, однако 3 поперёк Нагорной проложенные улицы просматриваются и по сей день, занятые более поздней застройкой. Впрочем, с левым берегом мы разберёмся попозже, когда речь зайдёт о непосредсвенно ул. Нагорной, пока же обратимся на высокий правый берег Котловки.

Кроме кирпичных заведений здесь оборотистые граждане понапиндюрили и медеплавильный, и ещё каких-то заводиков, превратившихся позже в огромную промзону тянущуюся между Котловкой и Варшавским шоссе до самой Окружной ж/д.

Уже в 1931 году на месте пейзанских выпасов довольно бодро дымили многочисленные трубы и лепились многолюдные рабочие посёлки.

На карте 1931 года:1. Местоположение нынешней улицы Ремизова2. Катуаровское шоссе, ныне - ул. Нагорная3. Рабочий посёлок бывшего завода Катуара."Кирп." на правом берегу Котловки, к северу от Помологическогорассадника - Верхнекотельский кирпичный, "Лит" -  Медеплавильный заводы, "Шелк" на стрелке Котловки и Коршунихи - бывш. фабрика Катуара.

Вобщем - на высоком берегу Котловки в местоположении нынешней метро "Нагорная" жизнь кипела. На месте Верхних Котлов, бывших деревенькой в 35 дворов и бывшей помещичьей усадьбой отставного поручика Андреева забила ключом богатая промышленная жизнь. 

С верхней точки, оттуда где когда-то стояла церковь св. Николая и сегдня можно узреть впечатляющие виды.

Горнолыжные заведения на склоне.

На склонах выровненного оврага, в районе дороги, ведущей когда-то через котловку на левобережье, в усадьбу Черемошки расположились в начале 2000-ых т. н. "Московские Альпы" - горнолыжные трассы с разнообразной полезной этому делу инфраструктурой: пунктами проката лыжных ботинок, приёма бутылок и палатки "пиво-воды". Подъёмники там разные. На мой дурацкий взгляд из этих горок Альпы - как из нашей ударной строительной бригады коллектив женского бенедиктинского монастыря, но, кому и кобыла - жена...

Здесь виден типа мостика на другую сторону речки. Это насыпь с трубой, ранше, видимо использовалась как дорога. Теперь ведёт в никуда.

Речку постоянно пересекают какие-то трубы невструенного диаметра и непонятных, да уже и всеми забытых назначений.

Таким вот образом Котловка доходит до бывшей шелкопрядильной фабрики Катуара и завода ЭМОЗ (На котором мне пришлось одно время трудится, чему посвящено было мной немало дыбров развлекательной направленности.)

А  в своё время здесь до постройки Павелецкой и Окружной дорог был мега-пруд для всяких нужд жителей деревни Нижние Котлы, находящейся когда-то на высоком левом берегу.

При строительстве железной дороги пруд спустили, Котловку запустили в трубу под насыпями, а на месте бывшего пруда ещё долго было болото, ликвидированное доблестными работниками завода ЭМОЗ, сасыпавших его остатки отходами производства и возведших на его месте гаражный кооперативчик. Да, в гаражах этих хранились богатые спиртные запасы заводских куркулей, отпускавших их страждущим работникам завода как за нал, так и в долг, впрочем - это совсем другая история.

А вот и эти гаражеки на берегу...

В Котловку же, незадолго до того, как она ныряет в трубу под насыпью, впадает речка КоршунихаВ трубу под насыпью мы не полезем...

Котловка перед заныром в трубу, снимок с насыпи отвода ж/д

Лучше выйти на улицу Нагорную и пройти по ней в обратную сторону, о чём, впрочем, будет следующая часть дыбра...Всем спасибо, все свободны, до свидания.

moskva-bez-prik.livejournal.com