Как заливать антифриз в систему отопления. Можно ли в двухконтурный котел заливать антифриз


Можно ли использовать антифриз как теплоноситель в системе отопления?

Жители дачных поселков знакомы с ситуациями, когда в осеннее-зимний период внезапно прекращается подача электричества или газа. А поскольку большинство загородных домов отапливается с помощью водяных котлов, то замерзшая в трубах жидкость часто приводит к разрыву оборудования. Сократить риск аварий можно с помощью специальных незамерзающих веществ, добавляемых в контур отопления. Чаще всего в роли этой добавки выступает антифриз. Но чтобы вещество работало максимально эффективно, владельцам нужно учитывать несколько простых правил.

Совместимость с оборудованием

Вопрос об использовании антифриза необходимо решать еще на этапе выбора котла. Если вы покупаете новый котел, обязательно спросите у продавца, если я куплю антифриз www.savia.ru/products/coolants/, можно ли его использовать с низкозамерзающими жидкостями. В некоторых случаях производитель отказывается от гарантийного обслуживания оборудования, если клиент заливает антифриз. Иногда низкозамерзающие жидкости нельзя использовать из-за материалов отопительной системы. В частности, это касается оцинкованных труб.

Внимание к составу

В первую очередь нужно запомнить, что для отопительной системы не подходит автомобильный тосол или другие жидкости, способные возгораться. Кроме того, теплоноситель не должен содержать веществ, отрицательно влияющих на организм человека. Обычно для отопительных систем применяются незамерзайки на основе этиленгликоля или пропиленгликоля. Первые нужно использовать с большой осторожностью, поскольку эти вещества отличаются высокой ядовитостью. Лучше всего, если основой антифриза для отопительных котлов будет пропиленгликоль. Особенно, если речь идет о двухконтурных котлах.

Когда мы выбираем теплоноситель для отопления цена www.savia.ru/products/heattransferfluids/ его часто зависит от расчетной температуры замерзания. Так, незамерзайка с ресурсом до -65 градусов будет стоить значительно дороже жидкости, замерзающей свыше -30 градусов. Но тут нужно сказать, что если в вашей местности не бывает сильных морозов, то можно разбавить антифриз дистиллированной водой. Но не более 50 %, поскольку тогда придется использовать дополнительные присадки для защиты от коррозии и накипи.

Что еще нужно помнить при выборе незамерзающего теплоносителя?

Антифриз, в отличие от воды, на 15-20 процентов хуже накапливает тепло. Это нужно учитывать при расчете мощности оборудования. Кроме того, незамерзающие жидкости более вязкие, чем вода. Поэтому для приведения их в движение нужен более мощный силовой агрегат. И не забывайте, что уплотнительные прокладки в местах соединений должны быть выполнены из химически стойкой резины.

 

msk-interior.ru

Стоит ли использовать антифриз в системе отопления частного дома

«ЛИТЬ ИЛИ НЕ ЛИТЬ антифриз в систему отопления?» - этот гамлетовский вопрос задают 99% владельцев индивидуальных домов, но, как и несчастный принц, ответа не находят. Смеем утверждать, что однозначного ответа на этот вопрос и не существует.

Антифриз - это специальный теплоноситель для жидкостных систем отопления. Известно много видов антифризов. В их основе лежат водные растворы различных веществ: солей, спиртов, этиленгликоля, пропиленгликоля и пр., в которые добавлены присадки, корректирующие физические свойства этих растворов. Главное их достоинство – низкая температура замерзания. В России наибольшее распространение получили антифризы на онове водного раствора этиленгликоля – NORT, DIXIS, Hot Blood. Концентрированные растворы их имеют температуру кристаллизации до – 68 С. Изменяя соотношение концентрата и воды, можно получить жидкость с температурой замерзания от – 10° до – 65° С. Кроме того, при охлаждении антифриза, между температурой начала кристаллизации и температурой окончательного затвердевания раствора имеется значительный температурный диапазон, в пределах которого присутствуют и кристаллы льда и жидкость. Такое состояние раствора называется «шуга». Например, при 35%-й концентрации этиленгликоля в растворе, антифриз будет находиться в состоянии «шуги» в интервале температур от – 20° до – 30° С, что исключает «разрыв» системы при этих температурах. В состав антифризов входит набор различных добавок – присадок, которые должны придавать ему дополнительные полезные качества – защищать от коррозии металлы, входящие в систему отопления; растворять и выводить образовавшиеся осадки и накипь; предотвращать разрушение уплотнителей – резины, тефлона, паронита, герметиков…Набором этих добавок определяются особенности той или иной марки антифриза.

Потребность в антифризах в современной России весьма высока, т.к. отключение в населённых пунктах электроэнергии на длительный срок и без предупреждения – фирменный стиль ведомства Анатолия Борисовича. Убытки же владельцев домов от таких отключений в зимнее время могут исчисляться суммами со многими нулями. Казалось бы, решение имеется – заливай антифриз и живи спокойно! Но почему тогда все серьёзные производители отопительных котлов не рекомендуют использовать антифризы в своей продукции? Так, словацкий «ПРОТЕРМ» предостерегает: «…чугунные котлы не предназначены для работы с незамерзающими жидкостями…производитель не несёт ответственности за проблемы, вызванные использованием антифризов». Германский «VАILLANT» заявляет категорично: «…использование незамерзающих жидкостей в настенных котлах – недопустимо!». Менее щепетильные производители поступают хитрее. Они, например, заявляют, что в их изделиях применяются прокладки из паронита, который совместим со многими видами антифризов, при этом умалчивая о том, что материал уплотнителей - не единственная проблема при использовании антифризов. Рекламные буклеты и статьи, не говоря о продавцах в магазинах, никогда не информируют покупателей о каких – либо ограничениях на использование антифризов в котельном оборудовании. Однако, в паспортах на оборудование фирмы-производители всегда подчёркивают, что теплоноситель – только вода. (Паспорта, правда, внимательно прочитываются уже после покупки котла).

Впрочем, простим продавцов – им надо продать товар. Наша задача - дать своим покупателям объективную информацию – «предупреждён, значит вооружён». В чём же суть проблем, связанных с применением антифризов в системах отопления?

Первое. Антифриз – вещество, физические свойства которого существенно отличаются от физических свойств воды. Это – плата за низкую температуру замерзания.

Теплоёмкость антифризов на 15 – 20 % меньше, чем у воды; вязкость в 2 – 3 раза выше; объёмное расширение больше на 40 – 60 %, Причём, эти величины изменяются при изменении концентрации раствора и различны у разных производителей. Отличаются и величины теплопроводности, температуры кипения, других физических характеристик. На практике это означает, что намереваясь использовать в системе отопления антифриз, необходимо заранее внести изменения в проект системы отопления, т.к. все проектные расчёты базируются на физических свойствах воды, а не антифризов. Потребуется увеличить на 40 – 50 % тепловую мощность радиаторов, на 40 – 50% увеличить объём расширительного бака, на 60% увеличить величину напора циркуляционного насоса, изменить ряд других параметров системы отопления, в том числе и мощность котла. Очевидно, придётся скорректировать и стоимость оборудования.

Второе. Антифризы на основе этиленгликоля достаточно критичны к экстремальным режимам работы отопительных систем, особенно к перегреву. Если температура воды в системе, даже в какой – либо одной её точке превысит критическую для данной марки антифриза величину – произойдёт термическое разложение этиленгликоля и антикоррозионных присадок с образованием кислот и выпадением твёрдых осадков. Если осадки выпадают на нагревательные элементы котла, образуется «нагар», который приводит к ухудшению теплообмена на данном участке нагревательного элемента, к образованию новых осадков и к дальнейшему перегреву этих участков. Кислоты, образующиеся в результате термического разложения этиленгликоля, начинают взаимодействовать с металлами системы отопления, провоцируя их коррозию. Термическое разложение присадок может привести к потере защитных свойств антифриза по отношению к материалу уплотнителей – резины, паронита и т.п. и вызвать появление течей в местах соединений. Недопустимо использование трубопроводов, имеющие цинковое покрытие. Наконец, перегрев антифриза вызывает его «вспениваемость» т.е. повышенное пенообразование, которое приводит к завоздушиванию системы. Из сказанного видно, что самая большая опасность для этиленгликолевых антифризов – перегрев. Исключить это нежелательное явление можно только тщательно контролируя режимы работы котла и системы отопления. К сожалению, это возможно далеко не всегда. Понятно, почему производители котельного оборудования не разрешают использовать антифризы – невозможно корректно сконструировать котёл, не зная физических свойств теплоносителя.

Третье. Антифризы обладают свойством повышенной проницаемости или текучести. Чем больше резьбовых соединений, прокладок, уплотнений, тем больше вероятность появления протечек. «Коварство» антифризов заключается в том, что протечки часто появляются тогда, когда отопление выключено и система остыла. Из-за охлаждения происходит уменьшение объёма металлических соединений и, как следствие, появление микроканалов, по которым начинает сочиться антифриз. По этой причине все соединения в системе отопления должны быть доступны для осмотра и ремонта. Ни в коем случае нельзя скрывать их под штукатуркой, облицовкой или в монолите.

Антифризы на основе этиленгликоля токсичны, поэтому их нельзя использовать для нагревания воды в системах ГВС, где при негерметичности теплообменников, они могут пойти в точки разбора горячей воды, а их пары не должны проникать в жилые помещения.

Игнорирование перечисленных особенностей и свойств антифризов при использовании их в системах отопления может привести к заметному снижению эффективности системы, уменьшению сроков службы оборудования.

В настоящее время в России всё более широкое распространение получают антифризы нового поколения. Это хорошо известные в Европе с конца 90-х годов прошлого века пропиленгликолевые антифризы. В основе этих антифризов экологически чистое вещество - пищевой пропиленгликоль. Эти антифризы абсолютно безвредны, могут использоваться в двухконтурных системах отопления и в холодильных установках пищевой промышленности.

Их теплотехнические и гидравлические характеристики аналогичны характеристикам этиленгликолевых антифризов, но они менее агрессивны к металлам и материалам систем отопления. Характерно, что многие ведущие производители отопительных котлов уже разрешили использование пропиленгликолевых антифризов в своём котельном оборудовании.

Несмотря на достаточно высокую, пока, цену пропиленгликолевые антифризы имеют реальную перспективу прочно утвердиться на российском рынке незамерзающих жидкостей.

В настоящее время оба типа антифризов под различными брэндами уже производятся на нескольких российских предприятиях.

Существует ли альтернатива антифризам?

Да, существует. Во первых это, сооружение систем отопления с электронезависимыми котлами. Такие котлы, как отечественного, так и зарубежного производства, хорошо известны. Применение их, правда, накладывает определённые ограничения на конструкцию системы отопления.

Во вторых, использование резервных источников электропитания. Они бывают аккумуляторными и электрогенераторными. Аккумуляторные источники состоят из автомобильного аккумулятора, зарядного устройства и преобразователя напряжения. Когда электроснабжение прекращается, устройство автоматически включается и обеспечивает работоспособность системы отопления до 8 – 10 часов непрерывной работы. Продолжительность этого периода зависит от мощности электроустройств системы отопления, ёмкости аккумулятора и может быть увеличена добавлением дополнительных аккумуляторов. При возобновлении подачи электроэнергии, устройство автоматически переключается на режим подзарядки аккумуляторов. Стоимость таких устройств от 100 у.е. Они не требуют отдельного помещения и квалифицированного обслуживания.

Электрогенераторные источники питания (мини-электростанции), при наличии горючего, обеспечивают неограниченное время работы, но гораздо дороже, требуют отдельного помещения и более сложны в эксплуатации.

Решая, какой выбрать теплоноситель, надо представлять, на сколько вероятно длительное (сутки и более) отключение электроэнергии в вашей местности. Если такое событие маловероятно (ваш дом находится в благоустроенном населённом пункте с развитой инженерной инфраструктурой) – лучше залить в систему отопления воду и установить аккумуляторный источник бесперебойного питания. Вы сохраните стабильность параметров системы отопления и продлите срок службы котельного оборудования. Если ваш коттеджный посёлок находится в «чистом поле», «висит» на одном кабеле и отключения могут длиться сутками – лучше залить антифриз. По крайней мере, оборудование, в которое вы вложили не одну тысячу у.е., не придётся сдавать в металлолом. Заливая антифриз, проверьте, не выпадает ли он в осадок при смешивании с водой. Если да, то используйте дистиллированную воду. Ни в коем случае не заливайте антифриз в оцинкованные трубопроводы. Водогликолевая смесь при взаимодействием с цинком образует обильный осадок, который может вывести из строя систему отопления. Не рекомендуется разбавлять антифриз более, чем на 50% - это приведёт к ухудшению его антикоррозионных свойств. Антифриз стареет, поэтому его необходимо заменять с периодичностью, указанной производителем (4 – 5 лет), промывая систему специальными составами.

В заключение нам остаётся повторить сказанное в самом начале: «однозначного ответа …не существует». Каждый домовладелец должен сам решить, какой теплоноситель использовать, тщательно взвесив все «за» и «против». Справедливости ради, надо отметить, что за всё время активного использования этиленгликолевых антифризов в России не зафиксировано серьёзных аварий котельного оборудования, вызванных антифризом. (Может быть , не так страшен чёрт, как его малюют?) В любом случае, учёт физических свойств антифризов и следование приведённым выше рекомендациям по их эксплуатации, сведёт к допустимому минимуму негативные последствия их использования.

Источник: Компания ТАЙМ www.teplonet.ru

tiz-nadezhda.ru

Стоит ли использовать антифриз в системе отопления частного дома

«ЛИТЬ ИЛИ НЕ ЛИТЬ антифриз в систему отопления?» - этот гамлетовский вопрос задают 99% владельцев индивидуальных домов, но, как и несчастный принц, ответа не находят. Смеем утверждать, что однозначного ответа на этот вопрос и не существует.

Антифриз - это специальный теплоноситель для жидкостных систем отопления. Известно много видов антифризов. В их основе лежат водные растворы различных веществ: солей, спиртов, этиленгликоля, пропиленгликоля и пр., в которые добавлены присадки, корректирующие физические свойства этих растворов. Главное их достоинство – низкая температура замерзания. В России наибольшее распространение получили антифризы на онове водного раствора этиленгликоля – NORT, DIXIS, Hot Blood. Концентрированные растворы их имеют температуру кристаллизации до – 68 С. Изменяя соотношение концентрата и воды, можно получить жидкость с температурой замерзания от – 10° до – 65° С. Кроме того, при охлаждении антифриза, между температурой начала кристаллизации и температурой окончательного затвердевания раствора имеется значительный температурный диапазон, в пределах которого присутствуют и кристаллы льда и жидкость. Такое состояние раствора называется «шуга». Например, при 35%-й концентрации этиленгликоля в растворе, антифриз будет находиться в состоянии «шуги» в интервале температур от – 20° до – 30° С, что исключает «разрыв» системы при этих температурах. В состав антифризов входит набор различных добавок – присадок, которые должны придавать ему дополнительные полезные качества – защищать от коррозии металлы, входящие в систему отопления; растворять и выводить образовавшиеся осадки и накипь; предотвращать разрушение уплотнителей – резины, тефлона, паронита, герметиков…Набором этих добавок определяются особенности той или иной марки антифриза.

Потребность в антифризах в современной России весьма высока, т.к. отключение в населённых пунктах электроэнергии на длительный срок и без предупреждения – фирменный стиль ведомства Анатолия Борисовича. Убытки же владельцев домов от таких отключений в зимнее время могут исчисляться суммами со многими нулями. Казалось бы, решение имеется – заливай антифриз и живи спокойно! Но почему тогда все серьёзные производители отопительных котлов не рекомендуют использовать антифризы в своей продукции? Так, словацкий «ПРОТЕРМ» предостерегает: «…чугунные котлы не предназначены для работы с незамерзающими жидкостями…производитель не несёт ответственности за проблемы, вызванные использованием антифризов». Германский «VАILLANT» заявляет категорично: «…использование незамерзающих жидкостей в настенных котлах – недопустимо!». Менее щепетильные производители поступают хитрее. Они, например, заявляют, что в их изделиях применяются прокладки из паронита, который совместим со многими видами антифризов, при этом умалчивая о том, что материал уплотнителей - не единственная проблема при использовании антифризов. Рекламные буклеты и статьи, не говоря о продавцах в магазинах, никогда не информируют покупателей о каких – либо ограничениях на использование антифризов в котельном оборудовании. Однако, в паспортах на оборудование фирмы-производители всегда подчёркивают, что теплоноситель – только вода. (Паспорта, правда, внимательно прочитываются уже после покупки котла).

Впрочем, простим продавцов – им надо продать товар. Наша задача - дать своим покупателям объективную информацию – «предупреждён, значит вооружён». В чём же суть проблем, связанных с применением антифризов в системах отопления?

Первое. Антифриз – вещество, физические свойства которого существенно отличаются от физических свойств воды. Это – плата за низкую температуру замерзания.

Теплоёмкость антифризов на 15 – 20 % меньше, чем у воды; вязкость в 2 – 3 раза выше; объёмное расширение больше на 40 – 60 %, Причём, эти величины изменяются при изменении концентрации раствора и различны у разных производителей. Отличаются и величины теплопроводности, температуры кипения, других физических характеристик. На практике это означает, что намереваясь использовать в системе отопления антифриз, необходимо заранее внести изменения в проект системы отопления, т.к. все проектные расчёты базируются на физических свойствах воды, а не антифризов. Потребуется увеличить на 40 – 50 % тепловую мощность радиаторов, на 40 – 50% увеличить объём расширительного бака, на 60% увеличить величину напора циркуляционного насоса, изменить ряд других параметров системы отопления, в том числе и мощность котла. Очевидно, придётся скорректировать и стоимость оборудования.

Второе. Антифризы на основе этиленгликоля достаточно критичны к экстремальным режимам работы отопительных систем, особенно к перегреву. Если температура воды в системе, даже в какой – либо одной её точке превысит критическую для данной марки антифриза величину – произойдёт термическое разложение этиленгликоля и антикоррозионных присадок с образованием кислот и выпадением твёрдых осадков. Если осадки выпадают на нагревательные элементы котла, образуется «нагар», который приводит к ухудшению теплообмена на данном участке нагревательного элемента, к образованию новых осадков и к дальнейшему перегреву этих участков. Кислоты, образующиеся в результате термического разложения этиленгликоля, начинают взаимодействовать с металлами системы отопления, провоцируя их коррозию. Термическое разложение присадок может привести к потере защитных свойств антифриза по отношению к материалу уплотнителей – резины, паронита и т.п. и вызвать появление течей в местах соединений. Недопустимо использование трубопроводов, имеющие цинковое покрытие. Наконец, перегрев антифриза вызывает его «вспениваемость» т.е. повышенное пенообразование, которое приводит к завоздушиванию системы. Из сказанного видно, что самая большая опасность для этиленгликолевых антифризов – перегрев. Исключить это нежелательное явление можно только тщательно контролируя режимы работы котла и системы отопления. К сожалению, это возможно далеко не всегда. Понятно, почему производители котельного оборудования не разрешают использовать антифризы – невозможно корректно сконструировать котёл, не зная физических свойств теплоносителя.

Третье. Антифризы обладают свойством повышенной проницаемости или текучести. Чем больше резьбовых соединений, прокладок, уплотнений, тем больше вероятность появления протечек. «Коварство» антифризов заключается в том, что протечки часто появляются тогда, когда отопление выключено и система остыла. Из-за охлаждения происходит уменьшение объёма металлических соединений и, как следствие, появление микроканалов, по которым начинает сочиться антифриз. По этой причине все соединения в системе отопления должны быть доступны для осмотра и ремонта. Ни в коем случае нельзя скрывать их под штукатуркой, облицовкой или в монолите.

Антифризы на основе этиленгликоля токсичны, поэтому их нельзя использовать для нагревания воды в системах ГВС, где при негерметичности теплообменников, они могут пойти в точки разбора горячей воды, а их пары не должны проникать в жилые помещения.

Игнорирование перечисленных особенностей и свойств антифризов при использовании их в системах отопления может привести к заметному снижению эффективности системы, уменьшению сроков службы оборудования.

В настоящее время в России всё более широкое распространение получают антифризы нового поколения. Это хорошо известные в Европе с конца 90-х годов прошлого века пропиленгликолевые антифризы. В основе этих антифризов экологически чистое вещество - пищевой пропиленгликоль. Эти антифризы абсолютно безвредны, могут использоваться в двухконтурных системах отопления и в холодильных установках пищевой промышленности.

Их теплотехнические и гидравлические характеристики аналогичны характеристикам этиленгликолевых антифризов, но они менее агрессивны к металлам и материалам систем отопления. Характерно, что многие ведущие производители отопительных котлов уже разрешили использование пропиленгликолевых антифризов в своём котельном оборудовании.

Несмотря на достаточно высокую, пока, цену пропиленгликолевые антифризы имеют реальную перспективу прочно утвердиться на российском рынке незамерзающих жидкостей.

В настоящее время оба типа антифризов под различными брэндами уже производятся на нескольких российских предприятиях.

Существует ли альтернатива антифризам?

Да, существует. Во первых это, сооружение систем отопления с электронезависимыми котлами. Такие котлы, как отечественного, так и зарубежного производства, хорошо известны. Применение их, правда, накладывает определённые ограничения на конструкцию системы отопления.

Во вторых, использование резервных источников электропитания. Они бывают аккумуляторными и электрогенераторными. Аккумуляторные источники состоят из автомобильного аккумулятора, зарядного устройства и преобразователя напряжения. Когда электроснабжение прекращается, устройство автоматически включается и обеспечивает работоспособность системы отопления до 8 – 10 часов непрерывной работы. Продолжительность этого периода зависит от мощности электроустройств системы отопления, ёмкости аккумулятора и может быть увеличена добавлением дополнительных аккумуляторов. При возобновлении подачи электроэнергии, устройство автоматически переключается на режим подзарядки аккумуляторов. Стоимость таких устройств от 100 у.е. Они не требуют отдельного помещения и квалифицированного обслуживания.

Электрогенераторные источники питания (мини-электростанции), при наличии горючего, обеспечивают неограниченное время работы, но гораздо дороже, требуют отдельного помещения и более сложны в эксплуатации.

Решая, какой выбрать теплоноситель, надо представлять, на сколько вероятно длительное (сутки и более) отключение электроэнергии в вашей местности. Если такое событие маловероятно (ваш дом находится в благоустроенном населённом пункте с развитой инженерной инфраструктурой) – лучше залить в систему отопления воду и установить аккумуляторный источник бесперебойного питания. Вы сохраните стабильность параметров системы отопления и продлите срок службы котельного оборудования. Если ваш коттеджный посёлок находится в «чистом поле», «висит» на одном кабеле и отключения могут длиться сутками – лучше залить антифриз. По крайней мере, оборудование, в которое вы вложили не одну тысячу у.е., не придётся сдавать в металлолом. Заливая антифриз, проверьте, не выпадает ли он в осадок при смешивании с водой. Если да, то используйте дистиллированную воду. Ни в коем случае не заливайте антифриз в оцинкованные трубопроводы. Водогликолевая смесь при взаимодействием с цинком образует обильный осадок, который может вывести из строя систему отопления. Не рекомендуется разбавлять антифриз более, чем на 50% - это приведёт к ухудшению его антикоррозионных свойств. Антифриз стареет, поэтому его необходимо заменять с периодичностью, указанной производителем (4 – 5 лет), промывая систему специальными составами.

В заключение нам остаётся повторить сказанное в самом начале: «однозначного ответа …не существует». Каждый домовладелец должен сам решить, какой теплоноситель использовать, тщательно взвесив все «за» и «против». Справедливости ради, надо отметить, что за всё время активного использования этиленгликолевых антифризов в России не зафиксировано серьёзных аварий котельного оборудования, вызванных антифризом. (Может быть , не так страшен чёрт, как его малюют?) В любом случае, учёт физических свойств антифризов и следование приведённым выше рекомендациям по их эксплуатации, сведёт к допустимому минимуму негативные последствия их использования.

Источник: Компания ТАЙМ www.teplonet.ru

tiz-nadezhda.ru

Как заливать антифриз в систему отопления

Статьи

Рекомендации по применению антифризов от BAXI

Вода (Н2О) – является наиболее важным и распространенным веществом на планете. При этом многие свойства воды абсолютно уникальны. К примеру, плотность воды при переходе из твердого состояния в жидкое только увеличивается. Она обладает большой удельной теплоемкостью (4,1868 кДж/кг) и является практически идеальным и к тому же общедоступным теплоносителем. Однако у воды, в качестве теплоносителя, есть один недостаток, у нее достаточно высокая температура замерзания 0 С, а при переходе в твердую фазу объем увеличивается на 9%. Замерзание воды в системе отопления может привести к разрушению многих элементов, таких как: отопительные приборы, трубы, краны и сам котел.

Поэтому существуют задачи, требующие от теплоносителя совершенно других свойств. Желание спокойно жить при нормально функционирующей системе отопления можно удовлетворить с помощью специально подготовленных низкозамерзающих теплоносителей – антифризов. Особо хочется подчеркнуть, что это должен быть не автомобильный тосол, трансформаторное масло или этиловый спирт, а антифриз, специально разработанный для систем отопления. Надо помнить, что теплоноситель должен быть пожаробезопасным и не содержать в своем составе добавок, взаимодействующих с металлом оборудования и не допущенных к применению в жилых помещениях.

Антифризы для систем отопления производятся на основе водных растворов этиленгликоля или пропиленгликоля. Сами по себе такие растворы весьма агрессивны по отношению к материалам, применяемым в системах отопления. Они становятся совершенно другими при помощи запатентованных производителями пакетов функциональных присадок долгосрочного действия, которые обеспечивают:

защиту от коррозии в системе

защиту от образования накипи

защиту от вспенивания

защиту от окисления

защиту от набухания и растворения герметизирующих уплотнителей.

Присадки должны также обеспечить термическую стабильность в диапазоне от -65 С до 105 С и не допускать термической деструкции при локальных перегревах до 170 С. Антифриз должен быть совместим с эластомерами, резинами, пластиками, применяемыми в системах отопления и теплообменных системах, и обеспечивать как можно больший срок службы такого теплоносителя.

Российский рынок предлагает преимущественно антифризы отечественных производителей, наиболее широко представлены торговые марки: Теплый дом , Hot Stream , Спектропласт , Гольфстрим , Hot Blood , Thermagent и Dixis . Импортные образцы плохо реализуются из-за высокой стоимости.

В большинстве случаев основу российских антифризов составляет этиленгликоль .

Обычно антифриз на основе этиленгликоля продается в двух модификациях: с температурой замерзания не выше -65 С и температурой замерзания не выше -30 С. При этом антифриз должен быть разбавлен водой дотребуемой температуры замерзания. Основное преимущество антифриза на базе этиленгликоля – это его цена. Серьезный недостаток этиленгликоля - это токсичное вещество, попадание которого на кожу или тем более в организм человека крайне нежелательно. Кроме того, вредны и его испарения. Средняя смертельная доза этиленгликоля составляет 100 – 300 мл этиленгликоля (1,5 – 5 мл на 1 кг массы тела). Поскольку в двухконтурных системах отопления с приготовлением горячей воды для хозяйственных нужд существует теоретическая вероятность попадания антифриза из контура отопления в контур горячего водоснабжения, то использование низкозамерзающего теплоносителя на основе этиленгликоля целесообразно только в одноконтурных системах отопления. Такой антифриз чаще всего специально окрашен в красный цвет, в том числе для определения его утечек в систему ГВС.

Рекомендации компании BAXI при использовании антифриза на базе этиленгликоля:

в целях безопасности использовать только в одноконтурных котлах

использовать антифриз в концентрациях с температурой замерзания от -20 С до -25 С.

Для получения теплоносителя с требуемой температурой замерзания необходимо строго следовать рекомендациям производителя антифриза. Если мы обратимся к инструкциям известных производителей в России, то увидим следующие рекомендации.

Для концентрата антифриза на -65 С:

Для получения температуры замерзания

-25 С – необходимо смешать 60% антифриза и 40% воды

Для получения температуры замерзания

-20 С – необходимо смешать 54% антифриза и 46% воды.

Для концентрата антифриза на -30 С:

Для получения температуры замерзания

-25 С – необходимо смешать 90% антифриза и 10% воды

Для получения температуры замерзания

-20 С – необходимо смешать 80% антифриза и 20% воды.

Изменение температуры замерзания от концентрации гликолевой смеси.

Со второй половины 90-х годов прошлого века в ведущих странах Западной Европы и США появились нетоксичные антифризы на базе пропиленгликоля. Преимущество этого продукта – безвредность. Данное свойство очень важно при использовании антифриза в двухконтурных системах отопления. Российские производители сравнительно недавно начали выпуск антифризов, полученных на основе экологически чистого сырья – пищевого пропиленгликоля. Обычно разливают его в емкости с температурой замерзания до -30 С и подкрашивают в зеленый цвет. Основа для этого антифриза обычно изготавливается зарубежом, отсюда практически в два раза большая цена на этот теплоноситель. Пить пропиленгликоль, конечно, не рекомендуется, но сегодня он широко применяется при заморозке пищевых продуктов. В пищевой промышленности пропиленгликоль зарегистрирован в качестве пищевой добавки E1520, как влагоудерживающий, смягчающий и диспергирующий агент. Встречается в тортах, желе, печенье. И последний нюанс, пропиленгликоль – это органическое вещество, поэтому больше склонно к пригару и отложениям, чем этилегликоль, следовательно, концентрация должна быть очень умеренная.

Рекомендации компании BAXI при использовании антифриза на базе пропиленгликоля:

можно использовать в двухконтурных котлах

использовать антифриз в концентрациях с температурой замерзания -20 С (добавив 20% воды в готовый антифриз на -30 С).

Компания BAXI – ведущий европейский производитель отопительной техники, который разрешает использование антифризов с сохранением фирменной гарантии на свои напольные и настенные модели котлов. Исключение составляют только настенные котлы с битермическим теплообменником серии MAIN Four и конденсационные котлы. Обоснованность такого решения подтверждена не только многолетней практикой эксплуатации оборудования BAXI на антифризах, но и ресурсными испытаниями, которые были проведены с отечественными производителями антифризов. Единственное, что вызывает опасения – это многочисленные ошибки при проектировании, монтаже и эксплуатации систем теплоснабжения на низкозамерзающих теплоносителях. Именно поэтому компания BAXI проводит активную просветительскую деятельность и на каждом техническом семинаре по продукции BAXI разъясняет, как правильно использовать антифризы.

Практические советы при применении антифризов с газовыми котлами BAXI

1. Можно ли использовать автомобильный тосол в системе отопления?

В системах отопления разрешено использовать только специально разработанный антифриз. Большинство тосолов содержат в своем составе нитриты, амины, фосфатные и силикатные соединения, образующие вредные для человека испарения. Кроме того, они не имеют в своем составе присадок, необходимых для эксплуатации в системах отопления, и могут плохо влиять на металлы и резиновые уплотнители. Тосолы имеют ограниченный ресурс эксплуатации (2-3 года) и не рассчитаны на разбавление вообще, тем более водопроводной водой.

2. Можно ли использовать антифриз в системах с оцинкованными трубами?

Любой низкозамерзающий теплоноситель на гликолевой основе, в том числе и импортный, не может защищать оцинкованные покрытия. Возможные проблемы: выпадение металлизированной взвеси, а потом и труднорастворимых осадков, так называемых хлопьев белого цвета . Поэтому в систему отопления, имеющую в составе оцинкованные трубы, заливать антифриз нельзя!

3. Можно ли смешивать различные антифризы?

Любые антифризы без предварительной проверки на совместимость смешивать не рекомендуется. В случае, если химические основы пакетов присадок антифриза различные, то это может привести к частичному их разрушению и, как следствие, к снижению антикоррозионных свойств и выпадению труднорастворимых осадков. Если Вы не знаете, какой антифриз был залит, необходимо его полностью слить и залить новый.

4. Какой водой лучше разбавлять антифриз?

В идеальном варианте лучше разбавлять дистиллированной водой, в которой отсутствуют соли кальция и магния. Дело в том, что при разбавлении антифриза жесткой водой может выпасть осадок. Можно также разбавлять водопроводной водой, но с жесткостью до 5 мг-экв/л. Для информации: вода из скважины, если не предусмотрена система умягчения, может иметь жесткость 20 мг-экв/л. Если определить жесткость затруднительно, рекомендуется предварительно смешать антифриз с водой в нужной пропорции в прозрачной емкости и убедиться в отсутствии осадка.

5. Как влияет антифриз на радиаторы системы отопления и на котел?

Поскольку теплоемкость антифриза примерно на 15–20% ниже, чем у воды, и он хуже накапливает и отдает тепло, то радиаторы системы отопления следует выбирать более мощные, чем при использовании воды. Лучше всего выбрать радиатор с теплоотдачей на 20% больше. Точно также как и с радиаторами, теплосъем падает на теплообменнике котла. Поэтому необходимо установить более мощный циркуляционный насос, чем при работе на воде. Даже в случае разумного содержания гликоля в растворе, рассчитанного на -20 С или -25 С, нужно выбирать насос по расходу на 10% больше, по напору – на 60%. Если антифриз используется с настенным котлом, в котором насос уже установлен внутри, необходимо сделать все, чтобы улучшить циркуляцию через теплообменник котла, а именно, увеличить диаметр всех труб в системе отопления, подобрать радиаторы с меньшим сопротивлением. Если котел уже установлен, и нет возможности что-то менять в системе отопления, можно понизить мощность котла при работе на контур отопления на 20% – такая функция есть во всех котлах BAXI. Также можно установить более мощный насос вместо штатного. Для настенных котлов BAXI такие насосы предлагаются как дополнительные опции.

6. Как влияет антифриз на расширительный бак в системе отопления?

При выборе расширительного бака следует учесть, что коэффициент объемного расширения антифриза на 15 – 20% больше, чем воды. Таким образом, расширительный бак должен быть около 15% от объема системы отопления.

7. К чему приведет использование в системе отопления неразбавленного антифриза на -65 С?

Теплообменник котла начнет перегреваться из-за недостаточного теплосъема. При длительном перегреве начинается термическое разложение присадок и самого гликоля. Теплоноситель становится темнокоричневого цвета и образуются осадки. Медный теплообменник настенного котла начинает шуметь и вибрировать от локальных закипаний теплоносителя. Хуже всего, что внутри теплообменника образуется нагар темного цвета, который становится причиной еще большего перегрева. В результате потребуется замена теплообменника.

8. Вы рекомендуете разбавлять антифриз до температуры -20 С, а что будет если температура упадет ниже?

Антифриз, разбавленный на -20 С, защитит выключенную систему отопления от разрушения вплоть до температуры -60 С. При падении температуры в помещении ниже -20 С, что практически нереально в нашем климате, антифриз начинает загустевать и превращаться в желеобразную массу. При повышении температуры снова становится жидкостью без потери своих качеств.

9. Как долго можно использовать антифриз?

Нормальный срок службы антифриза до 5 лет. По истечении этого срока его необходимо полностью заменить. Он начинает терять свои свойства. Начинается разбалансировка присадок и проявление агрессивных свойств гликолевого раствора.

10. Почему приходится подпитывать систему, в которой залит антифриз, и как это правильно делать?

Антифриз – более текучая жидкость, чем вода, отсюда повышенные требования к разъемным соединениям системы отопления. Поэтому необходимо тщательнее осуществлять сборку всех стыковочных узлов и обязательно проводить предварительную опрессовку системы. При необходимости места соединений в системах можно обрабатывать герметиками, стойкими к гликолевым смесям ( Гермесил , ABRO , LOCTITE ). Что касается подпитки системы отопления, работающей на антифризе, то ее нельзя подпитывать водопроводной водой сразу по нескольким причинам: возможно выпадение солей, и, чем больше разбавлен антифриз, тем меньше в нем присадок, и гликолевая смесь становится агрессивной. Некоторые производители антифризов рекомендуют при разбавлении водой более чем на 50% добавлять присадки отдельно, так называемый суперконцентрат . Также необходимо помнить, что при разбавлении на температуру выше -15 С многие незамерзающие теплоносители начинают терять свои свойства. Рекомендуется держать емкость с готовой гликолевой смесью в котельной и подпитывать систему только из нее.

Антифриз для системы отопления: плюсы и минусы

Довольно часто мы задаемся вопросом – что такое антифриз для системы отопления, как его выбрать, какова его стоимость, как его заливать, является ли он хорошей заменой воде? В силу того, что на территории нашей страны в зимний период очень часто возникают ситуации, когда без предупреждения отключают газ и электричество, система отопления, заполненная обычной водой, может выйти из строя при отрицательной температуре. Поэтому лучше отдать предпочтение антифризу.

Применение антифриза

Для отопительной системы необходимо использовать только специальный антифриз, который зачастую производится в России на основе этиленгликоля и пищевого пропиленгликоля.

Всем известно, что смесь воды и этиленгликоля (концентрация его довольно высока) замерзает при температуре в минус 65 градусов. Что дает возможность не волноваться за сохранность труб, такой температуры в средней полосе не отмечается. Естественно, что данный антифриз это не только смесь двух компонентов (они вызывают коррозию металла), в него входят также различные присадки, которые препятствуют образованию накипи и пены.

Использовать в качестве теплоносителя для отопительной системы автомобильный тосол, трансформаторное масло или этиловый спирт строго запрещено. Они не безопасны с точки зрения возгорания и содержат недопустимые для применения в жилом помещении добавки. Если вы заботитесь о своем здоровье и жизни, то отдайте предпочтение правильному антифризу.

Перед тем, как выбрать в качестве теплоносителя антифриз, обратите внимание на свой котел. Дело в том, что многие зарубежные производители к этой жидкости относятся, мягко говоря, не очень. И зачастую снимают котлы своего производства с гарантии, если в системе отопления заливают антифриз.

Ввиду этого, обязательно поинтересуйтесь у продавца, как конкретный изготовитель относится к использованию антифриза.

Так же стоит учесть, что отопление, протянутое из оцинкованных труб, делает применение этой жидкости невозможным. Связано это зачастую с тем, что при взаимодействии цинка с антифризом, последний подвергается химическим изменениям и теряет свои первоначальные свойства.

Технические характеристики

Теплоемкость его ниже, чем у воды на 20%, что делает необходимым установку более мощных радиаторов. Поскольку антифриз является более вязким чем вода, то и циркуляционный насос должен быть более мощным. Заливая систему антифризом, необходимо тщательно проверить разъемные соединения труб, так как он по сравнению с водой более текуч.

Если антифриз разогреется до температуры более 170 градусов, то в нем начнется процесс разложения, который пагубно скажется на состоянии отопительной системы. Чтобы избежать подобных проблем, необходимо наладь бесперебойную циркуляцию теплоносителя.

Средний срок службы антифриза при правильном использовании составляет 10 отопительных сезонов.

Как заполнить систему отопления антифризом

Для качественной работы вашего отопления важен не только выбор теплоносителя, но и правильно сконструированная система отопления. Немного выше уже говорилось о том, что жидкость должна беспрепятственно циркулировать в системе, но не менее важно организовать так называемый расширительный бачок.

Благодаря ему антифриз при нагревании будет иметь возможность свободного хода. Этот же бак станет отличным местом для заливки антифриза в систему.

Прежде чем залить теплоноситель в систему, его нужно разбавить водой в соотношении 1:3, это в случае, если на упаковке имеется надпись – концентрат. Готовую жидкость разбавлять перед применением не требуется.

При доливке или замене антифриза для системы отопления настоятельно рекомендуется применять антифриз той же марки. Доливать или заливать абсолютно другой антифриз можно только в случае вашей полнейшей уверенности в их совместимости.

Дело в том, что различия химического состава различных марок может вызвать образование значительного осадка. Кроме того, из-за несовместимости может произойти нейтрализация различных присадок и добавок, что в дальнейшем приведет к повреждению и выходу из строя всей отопительной системы.

Цены на антифриз

На сегодняшний день производители антифриза выпускают только качественный продукт, который отвечает всем необходимым требованиям – морозоустойчивость, антикоррозионные свойства, устойчивый теплообмен. Самыми известными марками антифриза считаются:

Их стоимость варьируется от 2000 до 5000 рублей.

Купить антифриз для системы отопления можно в емкости по 20-50 литров.

Итак, выше описаны все положительные и отрицательные качества теплоносителя под названием антифриз.

Подводя итог, можно выделить следующее:

  • Антифриз идеально подходит для наших непредсказуемых будней. Залив его в систему, вы будете уверены в ее сохранности даже в ваше отсутствие.
  • Для налаживания идеального отопления с использованием антифриза, необходимо лишь выбрать мощные насос и радиатор.
  • Антифриз безопасен для жизни и здоровья, его можно применять в частных домах, в образовательных и медицинских учреждениях.
  • Покупать данный продукт нужно только в специализированных магазинах, чтобы исключить возможность покупки подделки.
  • При правильном применение антифриз прослужит вам не менее пяти лет.

Источники:

sferatd.ru