Стоит ли заливать антифриз в систему отопления? Можно ли в газовый котел заливать антифриз


Как залить антифриз в систему отопления дома

Загородный дом или дача, куда хозяева приезжают отдохнуть на время выходных, в зимний период топится периодически. Поэтому вопрос, антифриз или воду заливать в отопительную систему такого жилища, не подлежит обсуждению. Дабы не случилось размораживания оборудования и труб, они должны быть заполнены только незамерзающей жидкостью. Поскольку тема интересует многих домовладельцев, в данном материале мы расскажем, как выбрать антифриз для отопления и правильно залить его в систему.

Выбор незамерзающей жидкости

Для заливки в системы отопления частных домов на рынке предлагается 2 вида незамерзающих теплоносителей, изготавливаемых на основе:

  • этиленгликоля;
  • пропиленгликоля.

Первый вид антифризов можно описать буквально двумя словами – дешев и токсичен, в то время как пропиленгликоль безопасен, но дорог. По понятным причинам большинство продавцов усиленно предлагают именно второй тип теплоносителя, делая упор на его безопасности для здоровья человека. При этом развивается теория о том, что малая толика теплоносителя может попасть в питьевую воду через систему ГВС либо отравить чуть ли не все живое в доме при протечке из соединений системы отопления.

ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ +7(495)744-67-74

Промышленное отопление предприятий

В действительности качественно и правильно смонтированное отопление не даст ни малейшего шанса антифризу попасть в воду, а протечки бывают столь мизерны, что не представляют опасности. Другое дело – потеря гарантии на котел, ведь большинство производителей не допускают работу своих теплогенераторов с незамерзайкой. Но это касается любых гликолей, кроме тех, что разрешает применять сам изготовитель котла.

Вывод прост: когда вы уверены в качестве сборки своей системы отопления и стеснены в средствах, то смело заливайте этиленгликоль, тщательно контролируя процесс и строго соблюдая инструкцию. Если же есть желание подстраховаться, подкрепленное возможностями, то уплатите требуемую цену за пропиленгликоль, залейте его и спите спокойно.

В большинстве случаев антифриз для систем отопления продается в виде концентрата, который надо разбавить перед тем, как залить в отопительную сеть. Рекомендуется разбавлять его строго в соответствии с инструкцией, не нужно делать раствор сильно концентрированным «на всякий случай». От этого в разных местах и на теплообменнике могут появиться отложения. Менять антифриз надо не позже чем через 5 лет эксплуатации.

Как залить антифриз в систему открытого типа

Это как раз тот случай, когда следует покупать безопасный пропиленгликоль. Все дело в открытом расширительном бачке, сообщающемся с атмосферой. Поскольку он располагается в пределах дома (как правило, на чердаке), то в жилые помещения могут в небольшом количестве попадать испарения. А вообще, заливать антифриз в открытую систему – нецелесообразно. Лучше ее переделать в закрытую, откуда он не будет испаряться.

Разбавленный концентрат заливают через расширительный бак или подпиточный вентиль с помощью насоса. При этом все воздушные краны Маевского, установленные на радиаторах, должны быть открыты. По мере заполнения краны закрываются, после чего уровень теплоносителя доводится примерно до 1/3 расширительного бака.

Совет. Перед тем как закачать антифриз в систему отопления дома своими руками, надо убедиться в том, что вся запорно – регулирующая арматура находится в открытом состоянии.

После запуска и прогрева котла нужно повторно стравить воздух через батареи. Если уровень нагретого теплоносителя в расширительном бачке упал, то антифриз доливают примерно до половины.

Заполнение закрытой системы отопления

Здесь удобнее всего проводить процесс заполнения с помощью насоса, присоединенного к штуцеру подпитки системы. Если насоса нет, то вас ждет изнурительная работа по заливке антифриза через самую высокую точку, открутив автоматический воздухоотводчик. Также желательно, чтобы в операции участвовал помощник. Его задача – выпускать воздух из батарей в то время, когда вы закачиваете антифриз в котельной. Перед началом работ убедитесь в том, что:

  • вся запорная арматура открыта;
  • краны, отсекающие котел, закрыты;
  • концентрат разбавлен согласно инструкции;
  • сбросные клапаны Маевского закрыты;
  • вентиль, отсекающий мембранный расширительный бак, открыт.

Процесс начинается с закачки антифриза до тех пор, пока манометр не покажет давление 1.4—1.5 Бар. После этого надо дать сигнал помощнику, чтобы постепенно выпускал воздух из радиаторов, начиная с самых нижних. В это время вам надо следить за падением давления манометра и потихоньку подкачивать теплоноситель, чтобы оно не падало ниже 1 Бар.

Примечание. В закрытых отопительных системах на подпиточной врезке должен обязательно стоять обратный клапан пружинного типа, иначе закачать туда антифриз или воду будет затруднительно.

Когда весь воздух успешно выпущен, антифриз снова закачивается до давления 1.5 Бар. Потом надо поочередно открыть краны, отсекающие котел, — сначала на обратной, а потом на подающей магистрали. Второй кран открывайте медленно, чтобы воздух успевал уйти через автоматический воздухоотводчик, что стоит на группе безопасности котла. При этом давление снова станет падать, придется сразу же подкачивать антифриз.

Во время запуска теплогенератора и прогрева теплоносителя нужно следить за показаниями манометра. По итогу они не должны превышать 1.8 Бар при рабочей температуре. Последний этап – повторный сброс воздуха из отопительных приборов и корректировка давления. Работать с кранами Маевского надо аккуратно и осторожно, чтобы не обжечься и не пролить антифриз, особенно когда вы залили в систему этиленгликоль.

Совет. По окончании процесса внимательно обследуйте все соединения и оборудование на предмет протечек антифриза. При обнаружении таковых не обязательно снова опорожнять все трубопроводы, можно отсечь отдельную ветвь или радиатор арматурой, а после устранения снова поднять давление и стравить воздух.

Заключение

Процесс заливки антифриза нельзя назвать сложным, но он довольно трудоемкий, а без помощника займет вдвое больше времени. Необходимое количество раствора лучше готовить в одной большой емкости, из которой и производить закачивание. Если его не хватит, то добавлять можно такой же антифриз этого же производителя. Продукты от разных фирм могут иметь различные пакеты присадок, отчего при смешивании в системе появится осадок.

долить антифриз в систему отопления дома

resant.ru

Тосол в системе отопления дома

Содержание статьи:

В силу обстоятельств не всегда удается приобрести специальный антифриз для системы отопления. Но что делать, если велика вероятность воздействия отрицательных температур на трубы и радиаторы? Тогда единственным выходом остается тосол для системы отопления дома. Но прежде чем приступить к его заливке следует ознакомиться со всеми возможными эффектами, которые присущи этому составу.

Почему не рекомендуется заливать тосол в систему отопления

Разновидности автомобильных тосолов

До того как залить тосол в систему отопления необходимо узнать его точный состав. В подавляющем большинстве случаев он включает в себя этиленгликоль. Это вещество является крайне ядовитым для человека. В жидком состоянии нужно остерегаться попадания в глаза и на открытые участки кожи. Но намного опаснее тосол, который переходит в пар из-за воздействия высоких температур, когда возникает перегрев или небольшая утечка теплоносителя.

Но можно ли заливать тосол в систему отопления в таком случае? При соблюдении всех правил и требований к безопасности – разрешается применение автомобильного антифриза. Однако в таком случае нужно учитывать особенности эксплуатации системы:

  • Вязкость у тосола выше, чем у воды. Поэтому нужно заменить циркуляционный насос на более мощный – на 15-20%;
  • Высокая степень текучести. Достаточно небольшой микротрещины или неплотного соединения в трубопроводе, чтобы тосол для отопления дома начал проникать в помещение. Обязательно все резиновые прокладки заменяются на паронитовые;
  • Можно ли залить тосол в отопление открытого типа с негерметичным баком? Нет, это категорически воспрещается;
  • Скорость нагрева теплоносителя с добавлением тосола будет ниже, чем у простой дистиллированной воды. Это нужно учитывать при выборе температурного режима работы системы;
  • Нельзя заливать тосол для систем отопления в концентрированном виде. Это может привести к повреждению насоса, выходу из строя котла. Соотношение автомобильного антифриза к воде можно узнать на этикетке.

С какими еще проблемами можно столкнуться после заливки незамерзающей жидкости? Прежде всего – ее качество. При несоблюдении технологии изготовления после длительного термического воздействия на раствор тосола в нем появляются сторонние вещества в виде белых хлопьев. Они негативно сказываются на состоянии системы отопления, могут стать причиной снижения пропускной способности трубопровода и передачи энергии теплообменником.

Тосол может разъедать полипропиленовые трубы. В подобных трубопроводах использовать его нельзя.

Подготовка раствора и его заливка

Промывка и заполнение труб тосолом

Для того чтобы добавить тосол в систему отопления дома нужно правильно подобрать его состав. Все производители выпускают уже готовые к заливке жидкости. Температура, при которой происходит кристаллизация, указывается в названии. Например – А40-М (-40°С). Важно знать, что уже готовый тосол разбавлять водой нельзя. Для этого нужно использовать специальные концентраты, на 95% состоящие из этиленгликоля.

Готовим раствор тосола для отопления

Для правильной заливки тосола в систему отопления лучше всего использовать концентрат. Это дает дополнительные преимущества, так как можно самостоятельно выбрать соотношение антифриза к дистиллированной воде. К тому же чаще можно встретить подделку уже готового раствора, чем концентрата.

Сначала необходимо определиться с минимальной температурой, при которой не будет наблюдаться эффект кристаллизации теплоносителя. Для этого нужно знать соотношения тосола для отопления дома к воде. Они представлены в таблице.

Отношение концентрата к воде Температура замерзания, °С
1:1 -40
2:3 -30
1:2 -20

Но сначала нужно проверить – можно ли заливать этот тосол в систему отопления. Для этого в небольшой прозрачной емкости (стеклянной) делаем раствор и оставляем его на несколько дней при комнатной температуре. По истечении этого срока в жидкости не должны наблюдаться осадок или пенообразование. Если же это присутствует – качество концентрата очень низкое.

При появлении утечки тосола из системы отопления необходимо сначала проветрить помещение, ликвидировать аварию и тщательно помыть места, куда он попал.

Заливка тосола в систему отопления

Для заливки лучше всего срезать верх емкости

Определившись, что именно эту марку тосола можно залить в отопление – приступают к подготовке системы. Сначала спускают весь теплоноситель. Если до этого в трубопровод был залит антифриз – его ни в коем случае нельзя смешивать с новым раствором.

Затем выполняются такие действия:

  • Тщательная промывка труб и радиаторов. Перед тем как добавить раствор тосола в систему отопления дома нужно убрать все внутренние загрязнения. Лучше всего выполнить несколько цирков до того момента, пока вода не будет полностью чистая;
  • Проверка всех соединений и стык труб. Обязательно нужно заменить резиновые прокладки;
  • Опрессовка – необходима для проверки системы на возможное повышение нормального давления. Таким способом можно выявить элементы со скрытыми дефектами;
  • Заливка тосола для системы отопления с помощью специального насоса.

Во время выполнения этой процедуры нужно соблюдать все правила безопасности. Помещение должны быть хорошо проветриваемое – открываются все окна и двери. Обязательно используется защитный костюм, респиратор и резиновые перчатки. Если во время заливки тосола в отопительную систему он попадет на открытый участок кожи – следует незамедлительно промыть его водой. При возникновении химического ожога – обратиться к врачу.

Чем меньше концентрация тосола – тем ниже вероятность получить химический ожог.

Альтернативные варианты тосолу

Греющий кабель, как альтернатива тосолу

Тосол можно заливать в систему отопления, но только с соблюдением всех правил безопасности. Если же сравнить все «плюсы» и «минусы» этого типа антифриза, то можно прийти к выводу, что он будет худшим вариантом. Прежде всего, это объясняется повышенным риском для здоровья проживающих в доме. Есть ли альтернатива тосолу в отопительной системе?

Сначала необходимо определиться – действительно ни нужен потенциально опасный антифриз. Несмотря на усиленную рекламную кампанию производителей, все виды незамерзающих теплоносителей, в том числе и тосола, по своим эксплуатационным характеристикам уступают воде. Их единственное достоинство – низкий уровень кристаллизации.

Если же вероятность воздействия отрицательных температур на трубы велика, и без тосола в отопительной системе дома никак не обойтись – можно рассмотреть альтернативные варианты:

  • Монтаж греющего кабеля и дополнительное утепление участков трубопровода, где возможно замерзание воды;
  • Использование специальных антифризов для отопления на основе пропиленгликоля или глицерина. Их цена значительно выше – от 63 руб./литр. Тосол отечественного производства стоит дешевле – от 37 руб./литр;
  • Установка программатора с режимом антиоблединения. Он будет поддерживать работу котла для минимальной температуры воды +5°С.

Это наиболее распространенные альтернативы заливки тосола в систему отопления. К тому же нужно помнить, что при повышении температуры в автомобильном антифризе начинается обильное пенообразование. Бороться с ним можно с помощью специальных присадок. Перед их применением нужно проверить состав на совместимость с тосолом. Поэтому практически все специалисты не рекомендуют использовать тосол в автономных системах отопления.

В видеоматериале рассказывается о выборе радиаторов для системы отопления с антифризом:

strojdvor.ru

Ремонт газовых колонок. Газификация. - АНТИФРИЗ В ОТОПЛЕНИИ ЧАСТНОГО ДОМА?

Стоит ли использовать антифриз в отоплении частного дома? »

 «Пить или не пить, фу ЛИТЬ ИЛИ НЕ ЛИТЬ антифриз в систему отопления?» - этот вопрос отопление задают себе много владельцев индивидуальных домов, кто хочет сделать себе отопление дома, но ответа не находят. Однозначного ответа на этот вопрос и не существует. Атифриз - это специальный теплоноситель для жидкостных систем отопления. О6щеизвестно несколько видов антифризов для отопления. В их основе лежат водные растворы различных веществ, в которые до6авлены присадки, корректирующие физические свойства и характеристики этих растворов. Главное их преимущество – низкая температура замерзания. У нас наибольшее самораспространение получили антифризы на основе водного раствора этиленгликоля – NORT, DIXIS, Hot Blood. Концентрированные растворы их имеют температуру кристаллизации до – 68гр С. Изменяя соотношение концентрата и воды, можно получить жидкость с температурой замерзания от – 10° до – 65° С. Кроме того, при охлаждении антифриза, между температурой начала кристаллизации и температурой окончательного затвердевания раствора имеется значительный температурный диапазон, в пределах которого присутствуют и кристаллы льда и жидкость. Такое состояние раствора называется «шуга». Например, при 35%-й концентрации этиленгликоля в растворе, антифриз будет находиться в состоянии «шуги» в интервале температур от – 20° до – 30° С, что исключает «разрыв» системы при этих температурах. В состав антифризов входит набор различных добавок – присадок, которые должны придавать ему дополнительные полезные качества – защищать от коррозии металлы, входящие в систему отопления; растворять и выводить образовавшиеся осадки и накипь; предотвращать разрушение уплотнителей – резины, тефлона, паронита, герметиков…Ha6ором этих до6авок определяются oco6eнности той или иной марки антифриза. Потpe6ность в антифризах в России весьма высока, так как у нас обычно отключают электроэнергию без предупреждения и на длительный срок. Убытки от таких отключений в зимнее время могут стоить дорого. Казалось бы, решение имеется – заливай антифриз и живи спокойно! Но почему тогда все серьёзные производители котлов отопления не рекомендуют использовать антифризы в своей продукции? Так, словацкий «ПРОТЕРМ» предостерегает: «…чугунные котлы не предназначены для работы с незамерзающими жидкостями…производитель не несёт ответственности за проблемы, вызванные использованием антифризов». Германский «VАILLANT» заявляет категорично: «…использование незамерзающих жидкостей в настенных котлах – недопустимо!». Менее щепетильные производители поступают хитрее. Они, например, заявляют, что в их изделиях применяются прокладки из паронита, который совместим со многими видами антифризов, при этом умалчивая о том, что материал уплотнителей - не единственная проблема при использовании антифризов. Рекламные буклеты и статьи, не говоря о продавцах в магазинах, никогда не информируют покупателей о каких – либо ограничениях на использование антифризов в котельном оборудовании. Однако, в паспортах на оборудование фирмы-производители всегда подчёркивают, что теплоноситель – только вода. (Паспорта, правда, внимательно прочитываются уже после покупки котла).Впрочем, простим продавцов – им надо продать товар. Наша задача - дать своим покупателям объективную информацию – «предупреждён, значит вооружён». В чём же суть проблем, связанных с применением антифризов в системах отопления? Первое. Антифриз – вещество, физические свойства которого существенно отличаются от физических свойств воды. Это – плата за низкую температуру замерзания.Теплоёмкость антифризов на 15 – 20 % меньше, чем у воды; вязкость в 2 – 3 раза выше; объёмное расширение больше на 40 – 60 %, Причём, эти величины изменяются при изменении концентрации раствора и различны у разных производителей. Отличаются и величины теплопроводности, температуры кипения, других физических характеристик. На практике это означает, что намереваясь использовать в системе отопления антифриз, необходимо заранее внести изменения в проект системы отопления, т.к. все проектные расчёты базируются на физических свойствах воды, а не антифризов. Потребуется увеличить на 40 – 50 % тепловую мощность радиаторов, на 40 – 50% увеличить объём расширительного бака, на 60% увеличить величину напора циркуляционного насоса, изменить ряд других параметров системы отопления, в том числе и мощность котла. Очевидно, придётся скорректировать и стоимость оборудования.Второе. Антифризы на основе этиленгликоля достаточно критичны к экстремальным режимам работы отопительных систем, особенно к перегреву. Если температура воды в системе, даже в какой – либо одной её точке превысит критическую для данной марки антифриза величину – произойдёт термическое разложение этиленгликоля и антикоррозионных присадок с образованием кислот и выпадением твёрдых осадков. Если осадки выпадают на нагревательные элементы котла, образуется «нагар», который приводит к ухудшению теплообмена на данном участке нагревательного элемента, к образованию новых осадков и к дальнейшему перегреву этих участков. Кислоты, образующиеся в результате термического разложения этиленгликоля, начинают взаимодействовать с металлами системы отопления, провоцируя их коррозию. Термическое разложение присадок может привести к потере защитных свойств антифриза по отношению к материалу уплотнителей – резины, паронита и т.п. и вызвать появление течей в местах соединений. Недопустимо использование трубопроводов, имеющие цинковое покрытие. Наконец, перегрев антифриза вызывает его «вспениваемость» т.е. повышенное пенообразование, которое приводит к завоздушиванию системы. Из сказанного видно, что самая большая опасность для этиленгликолевых антифризов – перегрев. Исключить это нежелательное явление можно только тщательно контролируя режимы работы котла и системы отопления. К сожалению, это возможно далеко не всегда. Понятно, почему производители котельного оборудования не разрешают использовать антифризы – невозможно корректно сконструировать котёл, не зная физических свойств теплоносителя.Третье. Антифризы обладают свойством повышенной проницаемости или текучести. Чем больше резьбовых соединений, прокладок, уплотнений, тем больше вероятность появления протечек. «Коварство» антифризов заключается в том, что протечки часто появляются тогда, когда отопление выключено и система остыла. Из-за охлаждения происходит уменьшение объёма металлических соединений и, как следствие, появление микроканалов, по которым начинает сочиться антифриз. По этой причине все соединения в системе отопления должны быть доступны для осмотра и ремонта. Ни в коем случае нельзя скрывать их под штукатуркой, облицовкой или в монолите. Антифризы на основе этиленгликоля токсичны, поэтому их нельзя использовать для нагревания воды в системах ГВС, где при негерметичности теплообменников, они могут пойти в точки разбора горячей воды, а их пары не должны проникать в жилые помещения. Игнорирование перечисленных особенностей и свойств антифризов при использовании их в системах отопления может привести к заметному снижению эффективности системы, уменьшению сроков службы оборудования.

Baжно, что сейчас в России большое распространение получили антифризы нового поколения. Это хорошо известные в Европе с конца 90-х годов прошлого века пропиленгликолевые антифризы. В основе этих антифризов экологически чистое вещество - пищевой пропиленгликоль. Эти антифризы абсолютно безвредны, могут использоваться в двухконтурных системах отопления. Их теплотехнические и гидравлические характеристики аналогичны характеристикам этиленгликолевых антифризов, но они менее агрессивны к металлам и материалам систем отопления. Характерно, что многие ведущие производители отопительных котлов уже разрешили использование пропиленгликолевых антифризов в своём котельном оборудовании. Несмотря на достаточно высокую, пока, цену пропиленгликолевые антифризы имеют реальную перспективу прочно утвердиться на российском рынке незамерзающих жидкостей. В настоящее время оба типа антифризов под различными брэндами уже производятся на нескольких российских предприятиях. Вернемся к двухконтурным котлам. Если у вас двухконтурный газовый котел отопления, то антифриз не спасет его от разморозки. Антифриз спасет только систему отопления. Так как во вторичном теплообменнике котла отопления, предназначенного для нагрева воды, всегда есть вода, то при понижении температуры его рвет. Вторичный теплообменник котла, тянет за собой и первичный. Образуется трещина и течь. Последствия вы себе представляете, может даже не поможет ремонт котла отопления, скорее потребуется замена котла. Получается, что антифриз практичнее применять для одноконтурных котлов. А для нагрева воды использовать газовую колонку. Все таки замена колонки стоит гораздо дешевле чем замена котла.

Существует ли альтернатива антифризам?

 Да, существует. Во первых это, сооружение систем отопления с электронезависимыми котлами. Такие котлы, как отечественного, так и зарубежного производства, хорошо известны. Применение их, правда, накладывает определённые ограничения на конструкцию системы отопления.

Во вторых, использование резервных источников электропитания. Они бывают аккумуляторными и электрогенераторными. Аккумуляторные источники состоят из автомобильного аккумулятора, зарядного устройства и преобразователя напряжения. Когда электроснабжение прекращается, устройство автоматически включается и обеспечивает работоспособность системы отопления до 8 – 10 часов непрерывной работы. Продолжительность этого периода зависит от мощности электроустройств системы отопления, ёмкости аккумулятора и может быть увеличена добавлением дополнительных аккумуляторов. При возобновлении подачи электроэнергии, устройство автоматически переключается на режим подзарядки аккумуляторов. Стоимость таких устройств от 100 у.е. Они не требуют отдельного помещения и квалифицированного обслуживания.

Электрогенераторные источники питания (мини-электростанции), при наличии горючего, обеспечивают неограниченное время работы, но гораздо дороже, требуют отдельного помещения и более сложны в эксплуатации.

Решая, какой выбрать теплоноситель, надо представлять, на сколько вероятно длительное (сутки и более) отключение электроэнергии в вашей местности. Если такое событие маловероятно (ваш дом находится в благоустроенном населённом пункте с развитой инженерной инфраструктурой) – лучше залить в систему отопления воду и установить аккумуляторный источник бесперебойного питания. Вы сохраните стабильность параметров системы отопления и продлите срок службы котельного оборудования. Если ваш коттеджный посёлок находится в «чистом поле», «висит» на одном кабеле и отключения могут длиться сутками – лучше залить антифриз. По крайней мере, оборудование, в которое вы вложили не одну тысячу у.е., не придётся сдавать в металлолом. Заливая антифриз, проверьте, не выпадает ли он в осадок при смешивании с водой. Если да, то используйте дистиллированную воду. Ни в коем случае не заливайте антифриз в оцинкованные трубопроводы. Водогликолевая смесь при взаимодействием с цинком образует обильный осадок, который может вывести из строя систему отопления. Не рекомендуется разбавлять антифриз более, чем на 50% - это приведёт к ухудшению его антикоррозионных свойств. Антифриз стареет, поэтому его необходимо заменять, примерно через4 – 5 лет, промывать систему отопления надо специальными составами.

На последок можно повторить сказанное в самом начале: «однозначного ответа …не нет». Каждый решает сам, надо использовать теплоноситель антифриз или нет. Тщательно взвесить все «за» и «против». Надо отметить, что за всё время активного применения этиленгликолевых антифризов у нас не зафиксировано серьёзных аварий котельного оборудования, вызванных антифризом. В любом случае,свойства антифризов и следование приведённым выше рекомендациям, поможет вам избежать негативных последствий при их использовании.

ktstroy.narod.ru

Стоит ли заливать антифриз в систему отопления? -

Скажу сразу, что на этот вопрос невозможно ответить однозначно, тем более дать ответ сразу и для всех. Подбирать жидкость для системы отопления следует только посоветовавшись со специалистом и взвесив все плюсы и минусы применительно к вашим требованиям и используемому оборудованию. Также стоит заметить, что в виду того, что антифризы и вода имеют различные свойства, такие как вязкость, текучесть, температурное расширение, теплоемкость и теплопроводность, вся система отопления должна изначально расчитываться под планируемый к использованию теплоноситель.

В современных системах отопления теплоносителем может выступать не только вода, но и специальная жидкость - антифриз. Его применение особенно актуально в российских условиях: холодная зима плюс периодические отключения электроэнергии могут спровоцировать настоящую катастрофу. Вода в батареях перемерзает, «рвет» трубы, в итоге всю систему приходится менять - что, как правило, стоит и денег, и времени. Антифриз - жидкость с более низкой, чем у воды, температурой замерзания. Такой теплоноситель не разорвет батареи, даже если они заморожены до экстремально низких температур. Разновидностей антифризов немало - они различаются по составу, текучести, порогу замерзания, составу присадок (специальных добавок, влияющих на свойства этого теплоносителя: например, можно защитить от коррозии трубы или уплотнители). В России в основном распространены антифризы на основе этиленгликоля. Температура замерзания, в зависимости от концентрации вещества, колеблется в диапазоне от -10 до -68 градусов по Цельсию.

Но не стоит думать, что антифриз это панацея.
  • Нельзя безбоязненно оставлять в зиму дом с заправленной антифризом системой. дело в том, что антифриз при сильных отрицательных температурах не замерзает а гелизуется. И зачастую циркулляционные насосы неспособны прокачать систему при запуске ее в мороз.
  • При намерении оставлять систему на зимовку, стоит подумать о системе водоснабжения, ведь в нее антифриз уже не закачаешь.
  • Антифризы не подходят для использования в системах с теплоаккумуляторами в связи с очень большой стоимостью таких реализаций и очень плохой теплоемкости.
  • В паспорте любого котла отопления имеется хитрая запись, теплоноситель - вода. Это означает что использование антифриза автоматически лишает котел как сосбтвенно и любое другое оборудование которое не предназначено для работы с конкретным типом антифриза. Некоторые производители ради маркетинга добавляют приписки что разрешается использование некоторых антифризов, но зачастую там же указывают, что неисправность вызванная им будет являться негарантийной. По нашей практике наиболее чувствительными к применению антифризов являются электрокотлы.
  • Антифризы необходимо периодически заменять, так как после прошествии определенного времени они начинают разлагаться и терять свойства. И самое неприятное, что утилизируется он как опасное вещество. Кстати на приложенной картинке как раз показан случай пренебрежения данным правилом.

Также, в дополнение вышесказанному, не ставя в данной публикации рекламных целей и не проводя конкурентных сопоставлений «незамерзающих» теплоносителей различных производителей, необходимо дать объективную оценку особенностей их применения в различных инженерных системах, информировать и подготовить потребителя к тем проблемам, которые возникают при их эксплуатации.

В качестве «незамерзающего» теплоносителя наиболее часто используется довольно широкий спектр водных смесей на основе моноэтиленгликоля с комплексными присадками, обеспечивающими стабильность свойств, низкую коррозионную активность, антивспенивающиеся, антиокислительные свойства и безнакипный режим работы системы. Вместе с тем, в основном, гидравлические и тепловые расчеты инженерных систем здания выполняются для воды, а достаточно высокие концентрации моноэтиленгликоля в теплоносителе существенно изменяют его наиболее важные физические свойства:

- вязкость;

- теплоемкость;

- плотность;

- теплопроводность;

- коэффициент объемного расширения и др.

Нарушение гидравлического режима работы системы отопления потребитель начинает обнаруживать как по косвенным признакам – интенсивно забиваются сетчатые фильтры системы отопления, зарастает шламовыми отложениями крыльчатка циркуляционных насосов, так и по снижению теплоотдачи отдельных отопительных приборов из-за гидравлической разрегулировки и попадания воздуха в систему, по сбоям в работе теплогенератора, сопровождающимся падением его тепловой мощности или даже разрушением поверхностей нагрева вследствие образования внутренних отложений. Для правильной оценки влияния специфических свойств водногликолевых теплоносителей (ВГТ) на работу инженерных систем здания необходимо проанализировать и систематизировать гидравлические процессы и теплообмен в них по самым важным параметрам работы – температурному уровню и удельным тепловым потокам. Так, для первой группы оборудования – теплоутилизаторов и воздухоохладителей систем вентиляции и кондиционирования воздуха, гелиоприемников, отопительных приборов и элементов теплых полов, теплообменников закрытых систем горячего водоснабжения – режимы работы ВГТ характеризуются относительно низкими температурами и теплообменными процессами, по своей интенсивности близкими к свободной конвекции. Процессы же нагрева теплоносителя во второй группе оборудования – электронагревателях, котлах и теплогенераторах (особенно проточного типа) – сопровождаются значительными градиентами температур и мощными удельными тепловыми потоками.

Обозначения

DР – потери давления, Па

t – температура, °C

w – скорость движения теплоносителя, м/с

r – плотность теплоносителя, кг/м3

l – коэффициент теплопроводности, Вт/м•°C

c – изобарная массовая теплоемкость, КДж/кг•°C

n – кинематический коэффициент вязкости, м2/с

dэ – эквивалентный диаметр, м

a – коэффициент конвективной теплоотдачи, Вт/м2•°C

F – поверхность теплообмена, м2

Q – тепловой поток, Вт

в – вода

т – водногликолевый теплоноситель

вн – внутренний

н – наружный

ст – при температуре стенки

Попытки анализа влияния на теплогидравлический режим работы системы отопления свойств водногликолевого теплоносителя проводились многими авторами, и, в частности, в работе [1] наиболее полно проведено сравнение расходов теплоносителя, потерь давления и особенностей выбора объема расширительного сосуда в системе отопления на примере ВГТ Dixis-30 и Dixis-65. Вместе с тем в указанной работе сделаны не вполне корректные количественные выводы о росте гидравлического сопротивления только по величине потерь давления на трение в гидравлически гладких трубах, без учета местных сопротивлений и для условий постоянной температуры сопоставления свойств воды и ВГТ, равной 80 °C. Столь высокий температурный уровень практически имеет место в подающих магистралях радиаторных систем отопления в периоды с низкими отрицательными температурами наружного воздуха, близкими к расчетным температурам отопления. Поэтому при сопоставлении не следовало ограничиваться одним значением температуры, далеко не самым характерным в режимах эксплуатации, а рассмотреть и «крайние» режимы, например, режим запуска после останова, с температурой теплоносителяt=20 °C. В этом случае рост потерь давления в системе отопления при сопоставлении с налогичной величиной при использовании воды с температурой 80 °C составит уже не 1,54 (при расчете по методике изложенной в [1]), а значение:

т. е. гидравлические потери в системе возрастут почти в два раза.

Однако для относительно «вялых» гидравлических режимов и условий теплообмена в оборудовании первой группы и, в частности, в отопительных приборах наибольшее термическое сопротивление имеет место на внешней поверхности. Так, внешний коэффициент теплоотдачи при естественной конвекции в воздухе aн не превышает 20 Вт/м2•°C, а внутренний коэффициент теплоотдачи со стороны теплоносителя aвн ~ 400–600 Вт/м2•°C. Поэтому даже существенное ухудшение условий теплообмена на внутренней поверхности не окажет решающего влияния на процесс теплопередачи (не более чем на 2–3 %).

Зона перегрева. Начало процесса образования внутренних отложений продуктов деструкции моноэтиленгликоля

Рис. 1.

Внешний вид комбинированного (двухконтурного) теплообменника проточного газового котла

Совершенно иначе обстоит дело в поверхностях нагрева теплогенераторов систем отопления, где отдельные участки поверхностей нагрева в топке имеют весьма значительные удельные тепловые напряжения (qF, Вт/м2) как со стороны дымовых газов (часто развитые оребренные поверхности), так и приведенные к внутренней поверхности, охлаждаемой теплоносителем. Например, для настенного газового котла Saunier Duval SD-235 полная геометрическая поверхность оребренного проточного двухконтурного теплообменника (рис. 1) составляетF=4,9м2 при внутренней поверхности гладких труб теплообменника FTP = 0,12 м2. Работа котла в номинальном режиме Q=35 кВт характеризуется средним удельным тепловым напряжением полной поверхности нагрева:

а аналогичная величина в расчете на гладкую поверхность охлаждаемой трубки теплообменника составляет:

Столь значительные тепловые потоки для трубок теплообменника приводят к существенным перепадам температур по толщине стенки и между стенкой и потоком теплоносителя, в значительной степени зависящим от условий охлаждения. Чем эффективнее охлаждение, т. е. чем больше значение коэффициента теплоотдачи от стенки к теплоносителю, тем ниже температура металла стенки при идентичной тепловой нагрузке. Поэтому при осуществлении перевода теплогенератора на ВГТ необходимо, прежде всего, предварительно оценить изменение условий теплообмена на внутренней стороне тепловоспринимающей поверхности котла. Для сравнительной оценки используется уравнение подобия [2] для турбулентного течения (Re > 10 000) жидкости в гладких трубах:

Nu = 0,021 Re0,8 Pr0,43(Pr/PrСТ)0,25,

в котором за определяющий размер принят эквивалентный диаметр (dэ), за определяющую температуру – средняя температура жидкости.

Nu = a dэ /l – число Нуссельта;

Re = w dэ /v – критерий Рейнольдса;

Pr = v cr/l – критерий Прандтля.

Для идентичных условий течения теплоносителей (одинаковый объемный расход, а следовательно, и скорость движения теплоносителя) в аналогичных поверхностях нагрева котлов, после записи входящих величин в явных переменных, можно получить относительные значения искомых величин:

aT /aB = (lT / lB)0,57 • (nB /nT)0,37• (rT /rB)0,43 • (cT /cB)0,43.

Последняя зависимость получена при допущении, что характер изменения теплофизических свойств теплоносителей в рассматриваемом диапазоне температур примерно такой же и соотношение  не оказывает существенного влияния (оценивается не более 3–5 %) на конечный результат. Для проведения количественной оценки в расчетах для воды и ВГТ на основе моноэтиленгликоля (с температурой начала кристаллизации -30 °C) использовались приведенные ниже значения физических величин (см. табл.).

Величина Плотность r, кг/дм3 Теплоем- кость С, кДж/кг•°C Теплопро- водность l, Вт/м•°С Кинематическая вязкость, n•106 м2/с
Вода 80 °C  20 °C 0,972 0,998 4,195 4,183 0,669 0,599 0,366 1,006
ВГТ (-30) 80 °C  20 °C 1,029 1,062 3,680 3,436 0,469 0,455 1,351 3,686

Соотношение коэффициентов конвективной теплоотдачи для ВГТ (aT) и воды (aв) при принятых значениях составляет:

aT /aB = (0,169/0,669)0,57 • (0,366•10-6/1,351•10-6)0,37 •

(1,029/0,972)0,43 • (3,680/4,195)0,43 = 0,488.

Таким образом, использование ВГТ (-30) вместо воды при идентичных условиях приводит к снижению коэффициента конвективной теплоотдачи более чем в два раза, что обуславливает рост температуры металла стенки и теплоносителя в пограничном, пристенном слое потока ВГТ. Используя то же уравнение подобия можно определить необходимое увеличение скорости движения ВГТ (-30) для достижения идентичных с водой условий конвективного теплообмена:

aT = aB , или aT /aB = 1 при wT~2,4wB.

Полученное значение показывает, что для достижения одинаковых условий теплоотдачи на поверхности, скорость потока ВГТ (-30) должна почти в 2,5 раза превосходить скорость движения воды. Столь существенный рост скорости движения теплоносителя вызывает увеличение гидравлического сопротивления системы (участка):

DР ~ f (w2) ~ (2,4)2 ~ 5,8 раз.

С учетом выводов, сформулированных в работе [1], полученное значение роста гидравлического сопротивления по отношению к гидравлическому сопротивлению системы при использовании воды должно быть увеличено для более вязкого ВГТ (-30) еще в ~1,5 раза. Таким образом, при замене в системе теплоснабжения и в теплогенераторе воды на водногликолевый теплоноситель (в данном примере ВГТ на основе моноэтиленгликоля, с температурой начала кристаллизации -30 °C), для сохранения условий теплообмена в источнике теплоты расход теплоносителя через него должен быть увеличен в ~2,5 раза, что потребует питательный насос с напором, в ~8,7 раза превышающим напор, развиваемый аналогичным насосом при использовании воды. Ухудшение теплообмена на поверхностях нагрева котлов приводит к перегреву стенки и росту температуры ВГТ в примыкающих к поверхности теплообмена слоях теплоносителя, что, несмотря на использование присадок в ВГТ, при температуре около 150 °C приводит к деструкции моноэтиленгликоля, сопровождающейся образованием отложений на поверхности нагрева и последующим частичным переносом их в объем теплоносителя. Начало процесса отложения продуктов деструкции моноэтиленгликоля вызывает еще больший перегрев стенки котла, сопровождающийся дальнейшей интенсификацией негативных процессов.

Отложение продуктов термической деструкции моноэтиленгликоля в отопительном контуре комбинированного теплообменника Накипь в контуре горячего водоснабжения комбинированного теплообменника, вызванная перегревом внутренних трубок в зоне отложений
В топку теплогенератора

Рис. 2.

Поперечный разрез комбинированного теплообменника в зоне внутренних отложений

Полученные результаты показывают, что для теплогенераторов с высоконапряженными топками невозможна простая замена воды на ВГТ. Это, в первую очередь, относится к проточным конструкциям котлов (одно- и двухконтурные термоблоки), с наиболее форсированными тепловыми режимами в теплообменниках с высокой степенью оребрения. В то же время необходимо учитывать и режимные особенности работы котлов. Так, для проточных (малоинерционных) котлов, включая настенные, характерно позиционное регулирование «включено/выключено» с максимальными нагрузками, сопровождающими режимы пуска/останова циркуляции теплоносителя, при которых имеют место кратковременные перегревы стенок теплообменника. Это еще более остро ставит задачу исключения перегрева теплоносителя, поэтому в проточных котлах (в том числе одно- и двухконтурных термоблоках) практически однозначно необходимо исключить использование ВГТ.

Смешанные отложения накипи и продуктов деструкции моноэтиленгликоля

Рис. 3.

Продольный разрез комбинированного теплообменника в зоне отложений (смешанные отложения накипи и продуктов деструкции моноэтиленгликоля), отопительный контур

Особое внимание к условиям работы теплогенератора на ВГТ нужно уделять при эксплуатации чугунных котлов, очень чувствительных к перегреву металла и воздействиям термической деформации на секционную конструкцию. Для них наиболее «жесткими» оказываются режимы запуска системы из относительно холодного состояния при низких температурах теплоносителя, сопровождающиеся повышенной вязкостью ВГТ. Так, используя приведенные в таблице данные по теплофизическим свойствам теплоносителя ВГТ (-30) и воды при температуре 20 °C, можно провести оценку снижения коэффициента теплоотдачи в ВГТ (-30). Сравнение показывает, что если даже допустить турбулентное течение теплоносителя, коэффициент теплоотдачи на поверхности нагрева котла будет более чем в два раза ниже (как и для 80 °C) из-за пропорционального роста вязкости воды и ВГТ (-30). Однако более чем 3,5-кратный рост вязкости ВГТ (-30) при 20 °C существенно снижает подачу циркуляционного насоса, что не позволяет до прогрева системы обеспечить требуемый для надежного охлаждения поверхностей нагрева котла расход теплоносителя. Поэтому запуск чугунных котлов при использовании ВГТ необходимо производить на минимальной мощности топочного устройства с постепенным выходом на режим. Процессы образования отложений продуктов термической деструкции моноэтиленгликоля на поверхностях нагрева емкостных котлов связаны с низкими рабочими скоростями движения в них теплоносителя (обусловленными большим живым сечением котла, что характерно как для стальных жаротрубных, так и для чугунных секционных котлов) – порядка 0,01–0,05 м/с, сопоставимыми с естественной конвекцией в стесненных условиях. В этом случае локальный перегрев возможен на участках с максимальными тепловыми потоками, т. е. в топке котла в зонах максимальных температур факела и повышенной турбулентности газового потока продуктов сгорания высокой температуры. Образование локальных отложений продуктов деструкции моноэтиленгликоля приводит не только к перегреву стенки котла, но и к смыванию потоком теплоносителя части отложений и переносу их в фильтры и грязевики систем теплоснабжения, зарастанию теплообменников, налипанию на крыльчатку циркуляционного насоса, приводящему к дальнейшему ухудшению циркуляции теплоносителя. Поэтому в ряде случаев весьма ограничена возможность применения теплоносителей на основе моноэтиленгликоля, а в случае их использования необходима регулярная замена теплоносителя (не реже одного раза в два года) в связи со «старением» и уменьшением активности пакета присадок.

Еще более осторожно необходимо подходить к применению незамерзающих жидкостей на основе пропиленгликоля – они экологически более безопасны, но имеют еще большую вязкость при меньшей теплопроводности по отношению к теплоносителям, содержащим моноэтиленгликоль.

ch-tehnik.ru

Как заливать антифриз в систему отопления

Статьи

Рекомендации по применению антифризов от BAXI

Вода (Н2О) – является наиболее важным и распространенным веществом на планете. При этом многие свойства воды абсолютно уникальны. К примеру, плотность воды при переходе из твердого состояния в жидкое только увеличивается. Она обладает большой удельной теплоемкостью (4,1868 кДж/кг) и является практически идеальным и к тому же общедоступным теплоносителем. Однако у воды, в качестве теплоносителя, есть один недостаток, у нее достаточно высокая температура замерзания 0 С, а при переходе в твердую фазу объем увеличивается на 9%. Замерзание воды в системе отопления может привести к разрушению многих элементов, таких как: отопительные приборы, трубы, краны и сам котел.

Поэтому существуют задачи, требующие от теплоносителя совершенно других свойств. Желание спокойно жить при нормально функционирующей системе отопления можно удовлетворить с помощью специально подготовленных низкозамерзающих теплоносителей – антифризов. Особо хочется подчеркнуть, что это должен быть не автомобильный тосол, трансформаторное масло или этиловый спирт, а антифриз, специально разработанный для систем отопления. Надо помнить, что теплоноситель должен быть пожаробезопасным и не содержать в своем составе добавок, взаимодействующих с металлом оборудования и не допущенных к применению в жилых помещениях.

Антифризы для систем отопления производятся на основе водных растворов этиленгликоля или пропиленгликоля. Сами по себе такие растворы весьма агрессивны по отношению к материалам, применяемым в системах отопления. Они становятся совершенно другими при помощи запатентованных производителями пакетов функциональных присадок долгосрочного действия, которые обеспечивают:

защиту от коррозии в системе

защиту от образования накипи

защиту от вспенивания

защиту от окисления

защиту от набухания и растворения герметизирующих уплотнителей.

Присадки должны также обеспечить термическую стабильность в диапазоне от -65 С до 105 С и не допускать термической деструкции при локальных перегревах до 170 С. Антифриз должен быть совместим с эластомерами, резинами, пластиками, применяемыми в системах отопления и теплообменных системах, и обеспечивать как можно больший срок службы такого теплоносителя.

Российский рынок предлагает преимущественно антифризы отечественных производителей, наиболее широко представлены торговые марки: Теплый дом , Hot Stream , Спектропласт , Гольфстрим , Hot Blood , Thermagent и Dixis . Импортные образцы плохо реализуются из-за высокой стоимости.

В большинстве случаев основу российских антифризов составляет этиленгликоль .

Обычно антифриз на основе этиленгликоля продается в двух модификациях: с температурой замерзания не выше -65 С и температурой замерзания не выше -30 С. При этом антифриз должен быть разбавлен водой дотребуемой температуры замерзания. Основное преимущество антифриза на базе этиленгликоля – это его цена. Серьезный недостаток этиленгликоля - это токсичное вещество, попадание которого на кожу или тем более в организм человека крайне нежелательно. Кроме того, вредны и его испарения. Средняя смертельная доза этиленгликоля составляет 100 – 300 мл этиленгликоля (1,5 – 5 мл на 1 кг массы тела). Поскольку в двухконтурных системах отопления с приготовлением горячей воды для хозяйственных нужд существует теоретическая вероятность попадания антифриза из контура отопления в контур горячего водоснабжения, то использование низкозамерзающего теплоносителя на основе этиленгликоля целесообразно только в одноконтурных системах отопления. Такой антифриз чаще всего специально окрашен в красный цвет, в том числе для определения его утечек в систему ГВС.

Рекомендации компании BAXI при использовании антифриза на базе этиленгликоля:

в целях безопасности использовать только в одноконтурных котлах

использовать антифриз в концентрациях с температурой замерзания от -20 С до -25 С.

Для получения теплоносителя с требуемой температурой замерзания необходимо строго следовать рекомендациям производителя антифриза. Если мы обратимся к инструкциям известных производителей в России, то увидим следующие рекомендации.

Для концентрата антифриза на -65 С:

Для получения температуры замерзания

-25 С – необходимо смешать 60% антифриза и 40% воды

Для получения температуры замерзания

-20 С – необходимо смешать 54% антифриза и 46% воды.

Для концентрата антифриза на -30 С:

Для получения температуры замерзания

-25 С – необходимо смешать 90% антифриза и 10% воды

Для получения температуры замерзания

-20 С – необходимо смешать 80% антифриза и 20% воды.

Изменение температуры замерзания от концентрации гликолевой смеси.

Со второй половины 90-х годов прошлого века в ведущих странах Западной Европы и США появились нетоксичные антифризы на базе пропиленгликоля. Преимущество этого продукта – безвредность. Данное свойство очень важно при использовании антифриза в двухконтурных системах отопления. Российские производители сравнительно недавно начали выпуск антифризов, полученных на основе экологически чистого сырья – пищевого пропиленгликоля. Обычно разливают его в емкости с температурой замерзания до -30 С и подкрашивают в зеленый цвет. Основа для этого антифриза обычно изготавливается зарубежом, отсюда практически в два раза большая цена на этот теплоноситель. Пить пропиленгликоль, конечно, не рекомендуется, но сегодня он широко применяется при заморозке пищевых продуктов. В пищевой промышленности пропиленгликоль зарегистрирован в качестве пищевой добавки E1520, как влагоудерживающий, смягчающий и диспергирующий агент. Встречается в тортах, желе, печенье. И последний нюанс, пропиленгликоль – это органическое вещество, поэтому больше склонно к пригару и отложениям, чем этилегликоль, следовательно, концентрация должна быть очень умеренная.

Рекомендации компании BAXI при использовании антифриза на базе пропиленгликоля:

можно использовать в двухконтурных котлах

использовать антифриз в концентрациях с температурой замерзания -20 С (добавив 20% воды в готовый антифриз на -30 С).

Компания BAXI – ведущий европейский производитель отопительной техники, который разрешает использование антифризов с сохранением фирменной гарантии на свои напольные и настенные модели котлов. Исключение составляют только настенные котлы с битермическим теплообменником серии MAIN Four и конденсационные котлы. Обоснованность такого решения подтверждена не только многолетней практикой эксплуатации оборудования BAXI на антифризах, но и ресурсными испытаниями, которые были проведены с отечественными производителями антифризов. Единственное, что вызывает опасения – это многочисленные ошибки при проектировании, монтаже и эксплуатации систем теплоснабжения на низкозамерзающих теплоносителях. Именно поэтому компания BAXI проводит активную просветительскую деятельность и на каждом техническом семинаре по продукции BAXI разъясняет, как правильно использовать антифризы.

Практические советы при применении антифризов с газовыми котлами BAXI

1. Можно ли использовать автомобильный тосол в системе отопления?

В системах отопления разрешено использовать только специально разработанный антифриз. Большинство тосолов содержат в своем составе нитриты, амины, фосфатные и силикатные соединения, образующие вредные для человека испарения. Кроме того, они не имеют в своем составе присадок, необходимых для эксплуатации в системах отопления, и могут плохо влиять на металлы и резиновые уплотнители. Тосолы имеют ограниченный ресурс эксплуатации (2-3 года) и не рассчитаны на разбавление вообще, тем более водопроводной водой.

2. Можно ли использовать антифриз в системах с оцинкованными трубами?

Любой низкозамерзающий теплоноситель на гликолевой основе, в том числе и импортный, не может защищать оцинкованные покрытия. Возможные проблемы: выпадение металлизированной взвеси, а потом и труднорастворимых осадков, так называемых хлопьев белого цвета . Поэтому в систему отопления, имеющую в составе оцинкованные трубы, заливать антифриз нельзя!

3. Можно ли смешивать различные антифризы?

Любые антифризы без предварительной проверки на совместимость смешивать не рекомендуется. В случае, если химические основы пакетов присадок антифриза различные, то это может привести к частичному их разрушению и, как следствие, к снижению антикоррозионных свойств и выпадению труднорастворимых осадков. Если Вы не знаете, какой антифриз был залит, необходимо его полностью слить и залить новый.

4. Какой водой лучше разбавлять антифриз?

В идеальном варианте лучше разбавлять дистиллированной водой, в которой отсутствуют соли кальция и магния. Дело в том, что при разбавлении антифриза жесткой водой может выпасть осадок. Можно также разбавлять водопроводной водой, но с жесткостью до 5 мг-экв/л. Для информации: вода из скважины, если не предусмотрена система умягчения, может иметь жесткость 20 мг-экв/л. Если определить жесткость затруднительно, рекомендуется предварительно смешать антифриз с водой в нужной пропорции в прозрачной емкости и убедиться в отсутствии осадка.

5. Как влияет антифриз на радиаторы системы отопления и на котел?

Поскольку теплоемкость антифриза примерно на 15–20% ниже, чем у воды, и он хуже накапливает и отдает тепло, то радиаторы системы отопления следует выбирать более мощные, чем при использовании воды. Лучше всего выбрать радиатор с теплоотдачей на 20% больше. Точно также как и с радиаторами, теплосъем падает на теплообменнике котла. Поэтому необходимо установить более мощный циркуляционный насос, чем при работе на воде. Даже в случае разумного содержания гликоля в растворе, рассчитанного на -20 С или -25 С, нужно выбирать насос по расходу на 10% больше, по напору – на 60%. Если антифриз используется с настенным котлом, в котором насос уже установлен внутри, необходимо сделать все, чтобы улучшить циркуляцию через теплообменник котла, а именно, увеличить диаметр всех труб в системе отопления, подобрать радиаторы с меньшим сопротивлением. Если котел уже установлен, и нет возможности что-то менять в системе отопления, можно понизить мощность котла при работе на контур отопления на 20% – такая функция есть во всех котлах BAXI. Также можно установить более мощный насос вместо штатного. Для настенных котлов BAXI такие насосы предлагаются как дополнительные опции.

6. Как влияет антифриз на расширительный бак в системе отопления?

При выборе расширительного бака следует учесть, что коэффициент объемного расширения антифриза на 15 – 20% больше, чем воды. Таким образом, расширительный бак должен быть около 15% от объема системы отопления.

7. К чему приведет использование в системе отопления неразбавленного антифриза на -65 С?

Теплообменник котла начнет перегреваться из-за недостаточного теплосъема. При длительном перегреве начинается термическое разложение присадок и самого гликоля. Теплоноситель становится темнокоричневого цвета и образуются осадки. Медный теплообменник настенного котла начинает шуметь и вибрировать от локальных закипаний теплоносителя. Хуже всего, что внутри теплообменника образуется нагар темного цвета, который становится причиной еще большего перегрева. В результате потребуется замена теплообменника.

8. Вы рекомендуете разбавлять антифриз до температуры -20 С, а что будет если температура упадет ниже?

Антифриз, разбавленный на -20 С, защитит выключенную систему отопления от разрушения вплоть до температуры -60 С. При падении температуры в помещении ниже -20 С, что практически нереально в нашем климате, антифриз начинает загустевать и превращаться в желеобразную массу. При повышении температуры снова становится жидкостью без потери своих качеств.

9. Как долго можно использовать антифриз?

Нормальный срок службы антифриза до 5 лет. По истечении этого срока его необходимо полностью заменить. Он начинает терять свои свойства. Начинается разбалансировка присадок и проявление агрессивных свойств гликолевого раствора.

10. Почему приходится подпитывать систему, в которой залит антифриз, и как это правильно делать?

Антифриз – более текучая жидкость, чем вода, отсюда повышенные требования к разъемным соединениям системы отопления. Поэтому необходимо тщательнее осуществлять сборку всех стыковочных узлов и обязательно проводить предварительную опрессовку системы. При необходимости места соединений в системах можно обрабатывать герметиками, стойкими к гликолевым смесям ( Гермесил , ABRO , LOCTITE ). Что касается подпитки системы отопления, работающей на антифризе, то ее нельзя подпитывать водопроводной водой сразу по нескольким причинам: возможно выпадение солей, и, чем больше разбавлен антифриз, тем меньше в нем присадок, и гликолевая смесь становится агрессивной. Некоторые производители антифризов рекомендуют при разбавлении водой более чем на 50% добавлять присадки отдельно, так называемый суперконцентрат . Также необходимо помнить, что при разбавлении на температуру выше -15 С многие незамерзающие теплоносители начинают терять свои свойства. Рекомендуется держать емкость с готовой гликолевой смесью в котельной и подпитывать систему только из нее.

Антифриз для системы отопления: плюсы и минусы

Довольно часто мы задаемся вопросом – что такое антифриз для системы отопления, как его выбрать, какова его стоимость, как его заливать, является ли он хорошей заменой воде? В силу того, что на территории нашей страны в зимний период очень часто возникают ситуации, когда без предупреждения отключают газ и электричество, система отопления, заполненная обычной водой, может выйти из строя при отрицательной температуре. Поэтому лучше отдать предпочтение антифризу.

Применение антифриза

Для отопительной системы необходимо использовать только специальный антифриз, который зачастую производится в России на основе этиленгликоля и пищевого пропиленгликоля.

Всем известно, что смесь воды и этиленгликоля (концентрация его довольно высока) замерзает при температуре в минус 65 градусов. Что дает возможность не волноваться за сохранность труб, такой температуры в средней полосе не отмечается. Естественно, что данный антифриз это не только смесь двух компонентов (они вызывают коррозию металла), в него входят также различные присадки, которые препятствуют образованию накипи и пены.

Использовать в качестве теплоносителя для отопительной системы автомобильный тосол, трансформаторное масло или этиловый спирт строго запрещено. Они не безопасны с точки зрения возгорания и содержат недопустимые для применения в жилом помещении добавки. Если вы заботитесь о своем здоровье и жизни, то отдайте предпочтение правильному антифризу.

Перед тем, как выбрать в качестве теплоносителя антифриз, обратите внимание на свой котел. Дело в том, что многие зарубежные производители к этой жидкости относятся, мягко говоря, не очень. И зачастую снимают котлы своего производства с гарантии, если в системе отопления заливают антифриз.

Ввиду этого, обязательно поинтересуйтесь у продавца, как конкретный изготовитель относится к использованию антифриза.

Так же стоит учесть, что отопление, протянутое из оцинкованных труб, делает применение этой жидкости невозможным. Связано это зачастую с тем, что при взаимодействии цинка с антифризом, последний подвергается химическим изменениям и теряет свои первоначальные свойства.

Технические характеристики

Теплоемкость его ниже, чем у воды на 20%, что делает необходимым установку более мощных радиаторов. Поскольку антифриз является более вязким чем вода, то и циркуляционный насос должен быть более мощным. Заливая систему антифризом, необходимо тщательно проверить разъемные соединения труб, так как он по сравнению с водой более текуч.

Если антифриз разогреется до температуры более 170 градусов, то в нем начнется процесс разложения, который пагубно скажется на состоянии отопительной системы. Чтобы избежать подобных проблем, необходимо наладь бесперебойную циркуляцию теплоносителя.

Средний срок службы антифриза при правильном использовании составляет 10 отопительных сезонов.

Как заполнить систему отопления антифризом

Для качественной работы вашего отопления важен не только выбор теплоносителя, но и правильно сконструированная система отопления. Немного выше уже говорилось о том, что жидкость должна беспрепятственно циркулировать в системе, но не менее важно организовать так называемый расширительный бачок.

Благодаря ему антифриз при нагревании будет иметь возможность свободного хода. Этот же бак станет отличным местом для заливки антифриза в систему.

Прежде чем залить теплоноситель в систему, его нужно разбавить водой в соотношении 1:3, это в случае, если на упаковке имеется надпись – концентрат. Готовую жидкость разбавлять перед применением не требуется.

При доливке или замене антифриза для системы отопления настоятельно рекомендуется применять антифриз той же марки. Доливать или заливать абсолютно другой антифриз можно только в случае вашей полнейшей уверенности в их совместимости.

Дело в том, что различия химического состава различных марок может вызвать образование значительного осадка. Кроме того, из-за несовместимости может произойти нейтрализация различных присадок и добавок, что в дальнейшем приведет к повреждению и выходу из строя всей отопительной системы.

Цены на антифриз

На сегодняшний день производители антифриза выпускают только качественный продукт, который отвечает всем необходимым требованиям – морозоустойчивость, антикоррозионные свойства, устойчивый теплообмен. Самыми известными марками антифриза считаются:

Их стоимость варьируется от 2000 до 5000 рублей.

Купить антифриз для системы отопления можно в емкости по 20-50 литров.

Итак, выше описаны все положительные и отрицательные качества теплоносителя под названием антифриз.

Подводя итог, можно выделить следующее:

  • Антифриз идеально подходит для наших непредсказуемых будней. Залив его в систему, вы будете уверены в ее сохранности даже в ваше отсутствие.
  • Для налаживания идеального отопления с использованием антифриза, необходимо лишь выбрать мощные насос и радиатор.
  • Антифриз безопасен для жизни и здоровья, его можно применять в частных домах, в образовательных и медицинских учреждениях.
  • Покупать данный продукт нужно только в специализированных магазинах, чтобы исключить возможность покупки подделки.
  • При правильном применение антифриз прослужит вам не менее пяти лет.

Источники:

www.sferatd.ru