Олимпиада по литературному чтению для учащихся 4 классов. Пшеница перо конюшня шатер котел какая сказка


Олимпиада по литературному чтению - TOП

Олимпиада по литературному чтению

Автор: Конанова Татьяна Александровна, Пахтусова Татьяна Николаевна,учителя начальных классов МБОУ “СШ № 2 г. Вельска”,г. Вельск, Архангельская обл.

Школьный этап муниципальной олимпиады по литературному чтению 4 класс.

 Дата проведения олимпиады:____________________________.

ФИО участника:________________________________________.

Задание 1 2 3 4 5 6 7 8    9
Балл                  
Всего                  
  1. Соедини произведение и его жанр. 
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» былина
Л. Н. Толстой «Акула» миф
Болезнь и исцеление Ильи басня
И.А. Крылов «Кукушка и Петух» сказка
  рассказ
  1. Соедини линиями  фамилию автора  с  именем отчеством и его произведением. 
1.Есенин Аркадий Петрович «Белолобый»
2.Гайдар Антон Павлович «Тимур и его команда»
3.Чехов Сергей Александрович «Мой щенок»
4.Толстой Сергей Владимирович «Поет зима, аукает»
5.Михалков Лев Николаевич «Прыжок»
  1. Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши название сказки и её автора.

Метла, тыква, бал, часы, туфелька.(______________________________)

Зеркало, терем, яблока, горб, свадьба. (_____________________________)

Полено, очаг, ключ, борода, театр. (________________________________)

Розы, сани, лёд, коньки, слеза. (____________________________________)

Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл.(______________________________)

Корабль, цветок, перстень, ставни, заря. (______________________________)

  1. Какой художественный прием или приемы ис­пользовали авторы?
  1. «Береза» С.А. Есенин

Белая березаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром. ____________________________________________

  1. «Зимний вечер» А.С. Пушкин

Буря мглою, небо кроетВихри снежные крутя;То, как зверь она завоет,То заплачет, как дитя.________________________________________

  1. «Еду. Тихо. Слышны звоны» С.А. Есенин

Заколдован невидимкой,Дремлет лес под сказку сна.Словно белою косынкойПовязалася сосна.____________________________________________

  1. «Люблю берёзу русскую» А.Прокофьев

Люблю берёзу русскую, то светлую, то грустную,В белёном сарафанчике, с платочками в карманчиках,С красивыми застёжками, с зелёными серёжками. __________________

  1. «Зимнее утро» А.С. Пушкин

Под голубыми небесамиВеликолепными коврами,Блестя на солнце, снег лежит…__________________________________

  1. Замени фразеологизмы одним словом.

1. Рукой подать – ______________________

2. Во что бы ты ни стало – ______________________

3. За тридевять земель – ______________________

4. Ломать голову – ______________________

5. Повесить нос- ______________________

  1. Распредели данные высказывания на две группы, выпиши их номера.

Крылатые выражения____________________________

Пословицы_____________________________________

  1. Яблоко от яблони недалеко падает.
  2. А Васька слушает да ест.
  3. С кем поведёшься, от того и наберёшься.
  4. От радости в зобу дыханье сперло.
  5. Готовь сани летом, а телегу зимой.
  6. А ларчик просто открывался.
  1. Вставь пропущенные строчки, соблюдая нормы стихосложения (рифму, ритм):

Кто играет?

И солнце играетЛучами на речке,И кошка играетКлубком на ________,

И Женя играетЕсть кукла у Жени,И мама играетВ театре на________,

И папа играетНа медной трубеИ дедушка с внучкомИграет в _________.

А. Шибаев.

  1. Прочитай начало и конец рассказа Е.А. Пермяка.

Кто?

Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.— Я буду лучшей первоклассницей, — говорит Люся, — потому что мне мама уже школьную сумку купила.— Нет, я буду лучшей первоклассницей, — сказала Катя. — Мне мама форменное платье с белым фартучком сшила.— Нет, я! Нет, я, — спорит с подругами Леночка. — У меня не только школьная сумка и пенал, не только форменное платье с белым фартуком есть, мне еще две белые ленточки в косички подарили.Спорили так девочки, спорили — охрипли. К подружке побежали. К Маше. Пусть она скажет, кто из них самой лучшей первоклассницей будет.Пришли к Маше, а Маша …………………………………………………………………….Притихли Люся, Катя и Леночка. Не стали больше спорить, кто лучшей первоклассницей будет. И так ясно.

  1. Как ты думаешь, что делала Маша? 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему девочкам стало ясно, кто будет лучшей первоклассницей?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Подумай, какая главная мысль рассказа?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Порядок оценивания олимпиадной работы по литературному чтению

Время выполнения работы 45 минут.

Максимальное количество баллов за работу –      баллов.

Ответы:

  1. Соедини произведение и его жанр.

  1. Соедини линиями фамилию автора  с  именем отчеством и его произведением.

  1. Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши название сказки и её автора.

Метла, тыква, бал, часы, туфелька.( «Золушка» Шарль Перро.)

Зеркало, терем, яблока, горб, свадьба. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкин)

Полено, очаг, ключ, борода, театр. ( «Золотой ключик или приключение буратино» А. Н. Толстой)

Розы, сани, лёд, коньки, слеза. («Снежная королева» Г. Х. Андерсен)

Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл.(«Конёк – горбунок» П. П.  Ершов)

Корабль, цветок, перстень, ставни, заря. («Аленький цветочек» С. Т. Аксаков)

  1. Какой художественный прием или приемы ис­пользовали авторы?
  1. «Береза» С.А. Есенин

Белая березаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром. Олицетворение, сравнение

  1. «Зимний вечер» А.С. Пушкин

Буря мглою, небо кроетВихри снежные крутя;То, как зверь она завоет,То заплачет, как дитя. Олицетворение, сравнение

  1. «Еду. Тихо. Слышны звоны» С.А. Есенин

Заколдован невидимкой,Дремлет лес под сказку сна.Словно белою косынкойПовязалася сосна. Олицетворение, сравнение

  1. «Люблю берёзу русскую» А.Прокофьев

Люблю берёзу русскую, то светлую, то грустную,В белёном сарафанчике, с платочками в карманчиках,С красивыми застёжками, с зелёными серёжками. Метафора,  олицетворение

  1. «Зимнее утро» А.С. Пушкин

Под голубыми небесамиВеликолепными коврами,Блестя на солнце, снег лежит… Эпитеты

  1. Замени фразеологизмы одним словом.

1. Рукой подать – близко, рядом.

2. Во что бы ты ни стало – обязательно, любой ценой.

3. За тридевять земель – далеко.

4. Ломать голову – думать.

5. Повесить нос – огорчиться, грустить.

  1. Распредели данные высказывания на две группы, выпиши их номера.

Крылатые выражения: 2, 4, 6

Пословицы: 1, 3, 5

  1. Яблоко от яблони недалеко падает.
  2. А Васька слушает да ест.
  3. С кем поведёшься, от того и наберёшься.
  4. От радости в зобу дыханье сперло.
  5. Готовь сани летом, а телегу зимой.
  6. А ларчик просто открывался.
  1. Вставь пропущенные строчки, соблюдая нормы стихосложения (рифму, ритм):

Кто играет?

И солнце играетЛучами на речке,И кошка играетКлубком на крылечке,

И Женя играетЕсть кукла у Жени,И мама играетВ театре на сцене,

И папа играетНа медной трубеИ дедушка с внучкомИграет в избе.

  1. Прочитай начало и конец рассказа Е.А. Пермяка “Кто?”.

1. За правильное продолжение рассказа, в котором сохраняется смысл автора, либо за собственное продолжение, оригинальное и логичное, начисляется 5 баллов. Количество баллов снижается по усмотрению учителя, как при оценивании творческих работ.

2. Верный ответ зависит от придуманного продолжения рассказа и оценивается в 3 балла.

По авторскому замыслу верный ответ: потому что они поняли, что лучшей первоклассницей станет та, кто будет много заниматься и лучше других учиться, то есть Маша.

3. Правильно указанная главная мысль рассказа оценивается в 3 балла.

Главная мысль авторского варианта: лучшей ученицу делают не наряды и новенькие школьные принадлежности, а старание, усердие и хорошие знания.

xn----8sb3aemcew1d.xn--p1ai

Олимпиада по литературному чтению для выпускников начальной школы

Олимпиада по литературному чтению для выпускников начальной школы

Дата _______________________________________________________________________________2016

Школа, класс_______________________________________________________________________

Фамилия, имя______________________________________________________________________

Учитель____________________________________________________________________________

I часть.

ЛОБОКОК – ___________________ ТОК И СИЛА – _________________________

КВОЛ И ЗАОК – ________________________ КОРОМОЗ – ___________________

КАШУЗОЛ – _______________________________

2. «Злее не придумаешь». Отгадай всем известных сказочных злодеев:

1. Некто по отчеству Горыныч. _________________________

2. Зубастый, клыкастый лесной зверь. ____________________

3. Бессмертный, а боится обыкновенного яйца.______________________

4. Общее название злой тёти в сказках.____________________

5. «В Африке разбойник, в Африке злодей,

в Африке ужасный …!» ___________________________

6. Первый сказочный лесничий._____________________

3. Вставь слова, которые пропущены в названиях  сказок.

 а) Сказка о потерянном __________________.

б) Пузырь, _________________ и лапоть.

в) ________________  королева.

г) Стойкий  ___________________  солдатик.

д) Сказка о _______________ царевне и о __________ богатырях.

4.Представь, что в стране Лукоморье ты встретил Доску объявлений. Подпиши, кто из сказочных персонажей мог их написать:

1. Купил семена, приезжайте тянуть._______________________________________

2. Ушёл от зайца, волка и медведя._________________________________________

3. Ключ достал. Ждите у очага.____________________________________________

4. Обязуюсь впредь мыть посуду.__________________________________________

5. Ищу семерых деток. Помогите.___________________________________________

5.Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши название сказки и её автора.

1) Метла, тыква, бал, часы, туфелька. ____________________________

2) Зеркало, терем, яблоко, свадьба. ____________________________

3) Полено, очаг, ключ, борода, театр. ____________________________

4) Розы, сани, лёд, коньки, слеза. ____________________________

5) Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл. ________________________

6) Корабль, цветок, перстень, ставни, заря. ________________________

6. На ком или на чём совершили путешествия:

1) Незнайка и его друзья в Зеленый город? __________________________________

2) Винни-Пух за медом? __________________________________________________

3) Дюймовочка из норы крота в теплые края? ________________________________

4) Малыш на крышу ? ____________________________________________________

5) Лягушка-квакушка на юг? ______________________________________________

7. Впиши в клеточки тех, с кем сравнивают человека. Прочитай слово, которое получилось из букв в тёмных квадратиках. Запиши это слово в ответе.

8.В каждой строчке найди название басни И. А. Крылова и подчеркни его.

МОНГЛТИСТРЕКОЗАИМУРАВЕЙЛОГШДДЖЩРТИО

ДТУПАЕГЬОТБЬТМВОРОНАИЛИСИЦАРИТНОГЛШР

СВКУМАРТЫШКАИОЧКИАПРРРНЕКСЖЛОГИЬРАСЬ

ЖДРИБЬЕТСМЧСЛОНИМОСЬКАЕНАПРОУССАКВПО

ЮДЩЛЬОЛДЛЕБЕДЬЩУКАИРАКСВУКЕЕННГШЗДБЮ

II часть

1. Соедини стрелками название произведения и его жанр:

 

Н. Носов «Заплатка»   

сказка

С. Маршак «Двенадцать месяцев»

былина

С. Михалков «Мой щенок»        

рассказ     

И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»               

стихотворение

«Добрыня и Змей»

басня        

2. Тайны фразеологии. Соедини фразеологизм с его синонимом (близким по смыслу словом).

  Водить за нос                                                    мешать

Делать из мухи слона                                        медленно

Вставлять палки в колёса                                  обманывать

В час по чайной ложке                                      преувеличивать

3.По имени героя часто можно определить, какой народ сложил эту сказку. Например, сказка про Ивана – русская. А есть народная сказка, где главного героя зовут Джузеппе. Какая это сказка?

( ответ подчеркни)

Шведская, французская, чешская, итальянская, испанская.

4.Установи соответствия и соедини стрелкой фамилию и жанр, в котором работал этот автор.

Иван Андреевич Крылов Исторические рассказы

Павел Петрович Бажов Басни

Самуил Яковлевич Маршак Рассказы о животных

Евгений Иванович Чарушин Стихи для детей

Николай Николаевич Носов Детские забавные рассказы

Сергей Петрович Алексеев Сказы

5. Жена у него умерла рано. Осталась дочка Алёнушка. Он любил её всем сердцем и делал всё, чтобы ей хорошо жилось. Особенно любил сочинять для неё сказки. Кто же сочинял «Алёнушкины сказки»? Подчеркни фамилию.

С. Я Маршак, Д.Н. Мамин- Сибиряк, П. П. Ершов, Л.Н. Толстой.

6. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок:

Поди туда, не знаю куда, ___________________________________

Скоро сказка сказывается, ___________________________________

Это всё присказка, __________________________________________

III часть.

1.Определи стили речи.

Текст№1. Роса – это водяные капли. Они осаждаются из влажного воздуха на охлаждённые поверхности растений, почвы, предметов. Роса выпадает обычно в вечерние, ночные и утренние часы. Капля росы называется росинкой. ________________________________________

Текст№2. Ранним утром на листке ландыша появилась росинка, прозрачная и прохладная. Играют в росинке солнечные лучи. Скачет мимо кузнечик. Увидел он алмазную капельку.- Ах, как пить хочется! Наклонился кузнечик над росинкой, загляделся на неё. Жалко стало красу разрушать. Сидит, не может от росинки глаз отвести. __________________________________________________

2. У А.С. Пушкина есть такие строки:

«Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса».

Какие краски осени назвал поэт? Правильный ответ подчеркни:

1) тёмно-красный и блестяще-жёлтый;2) ярко-красный и светло-жёлтый;3) тёмно-красный и блестяще-рыжий;4) тёмно-коричневый и блестяще-жёлтый.

3. Прочитай произведение.

Заяц и черепаха

Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит.

Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивается: « Спеши, спеши, черепаха, все равно я тебя догоню».

    Но пока он так потешался, черепаха - хоть и тихо шла- оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да поздно.

    Бегать- то он умел, но не знал того, что, лежа на месте, и от черепахи можно отстать.

1) Подчеркни слова, которые передают основную мысль текста.

2) Выбери пословицу, которая по содержанию соответствует произведению, подчеркни.

- Один в поле не воин.

- Всякая дорога вдвоем веселей.

- Играть играй, да дело знай.

Часть I- всего 39 баллов

Часть II-всего 40 баллов

Часть III-всего 21 балл

Кол-во баллов

Итого: ( 100 баллов)

Учитель: _________________________________

Ответы на олимпиадные задания по литературному чтению:

Максимальное количество баллов-100

Победителем олимпиады является обучающийся, набравший наибольшее количество баллов и выполнивший не менее 50 % заданий.

I часть- по 1 баллу за каждый ответ

1. 5 баллов. ЛОБОКОК – «Колобок». ТОК И СИЛА – «Кот и Лиса». КВОЛ И ЗАОК – «Волк и Коза». КОРОМОЗ – «Морозко». КАШУЗОЛ – «Золушка».

2. 6 баллов. «Злее не придумаешь». Отгадай всем известных сказочных злодеев.

1. Некто по отчеству Горыныч. (ЗМЕЙ)

2. Зубастый, клыкастый лесной зверь.(ВОЛК)

 3. Бессмертный, а боится обыкновенного яйца.(КОЩЕЙ)

4. Общее название злой тёти в сказках.(ВЕДЬМА)

5. «В Африке разбойник, в Африке злодей,

в Африке ужасный …!» (БАРМАЛЕЙ)

6. Первый сказочный лесничий.(ЛЕШИЙ)

3. 5 баллов. Вставь слова, которые пропущены в названиях  сказок.         

а) Сказка о потерянном ВРЕМЕНИ.

б) Пузырь, СОЛОМИНКА и лапоть.

в) СНЕЖНАЯ королева.

г) Стойкий  ОЛОВЯННЫЙ  солдатик.

д) Сказка о МЁРТВОЙ царевне и о СЕМИ богатырях.

4. 5 баллов. Представь, что в стране Лукоморье ты встретил Доску объявлений. Подпиши, кто из сказочных персонажей мог их написать:

1. Купил семена, приезжайте тянуть._________________________________________ ( Дед, « Репка»)

2. Ушёл от зайца, волка и медведя._____________________________________________( Колобок)

3. Ключ достал. Ждите у очага.________________________________________________( Буратино)

4. Обязуюсь впредь мыть посуду.________________________________________________( Федора)

5. Ищу семерых деток. Помогите.____________________________________________( Коза)

5. 6 баллов. Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши название сказки и её автора.

1) Метла, тыква, бал, часы, туфелька. («Золушка» Шарль Перро)

2) Зеркало, терем, яблоко, свадьба. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин)

3) Полено, очаг, ключ, борода, театр. («Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстой)

4) Розы, сани, лёд, коньки, слеза. («Снежная королева» Г.Х. Андерсен)

5) Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл. («Конёк-горбунок» П.П. Ершов)

6) Корабль, цветок, перстень, ставни, заря. («Аленький цветочек» С.Т. Аксаков)

6. 5 баллов. На ком или на чём совершили путешествия:

1) Незнайка и его друзья в Зеленый город? на воздушном шаре

2) Винни-Пух за медом? на воздушном шаре

3) Дюймовочка из норы крота в теплые края? на ласточке

4) Малыш на крышу ? на Карлсоне

5) Лягушка-квакушка на юг? на утках

7. 7 баллов. Впиши в клеточки тех, с кем сравнивают человека. Прочитай слово, которое получилось из букв в тёмных квадратиках. Запиши это слово в ответе.

  • рыба, 2) индюк, 3) соловей, 4) муха, 5) слон, 6) сорока, 7) лиса.

8. 5 баллов. В каждой строчке найди название басни И.А.Крылова и подчеркни его.

МОНГЛТИСТРЕКОЗАИМУРАВЕЙЛОГШДДЖЩРТИО

ДТУПАЕГЬОТБЬТМВОРОНАИЛИСИЦАРИТНОГЛШР

СВКУМАРТЫШКАИОЧКИАПРРРНЕКСЖЛОГИЬРАСЬ

ЖДРИБЬЕТСМЧСЛОНИМОСЬКАЕНАПРОУССАКВПО

ЮДЩЛЬОЛДЛЕБЕДЬЩУКАИРАКСВУКЕЕННГШЗДБЮ

II часть. За каждый ответ 2 балла.

1.10 баллов. Соедини стрелками название произведения и его жанр:         

Н. Носов «Заплатка»   

рассказ

С. Маршак «Двенадцать месяцев»

сказка

С. Михалков «Мой щенок»        

стихотворение

И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»               

басня

«Добрыня и Змей»

былина

  • 8 баллов. Тайны фразеологии. Соедини фразеологизм с его синонимом (близким по смыслу словом).                                                                                        

        

Водить за нос                                                    обманывать

Делать из мухи слона                                        преувеличивать

Вставлять палки в колёса                                  мешать

В час по чайной ложке                                      медленно

  • 2 балла. По имени героя часто можно определить, какой народ сложил эту сказку. Например, сказка про Ивана – русская. А есть народная сказка, где главного героя зовут Джузеппе. Какая это сказка?

( ответ подчеркни)

Шведская, французская, чешская, итальянская, испанская.

Иван Андреевич Крылов – Басни

Сергей Петрович Алексеев – Исторические рассказы

Павел Петрович Бажов – Сказы

Самуил Яковлевич Маршак – Стихи для детей

Евгений Иванович Чарушин – Рассказы о животных

Николай Николаевич Носов – Детские забавные рассказы

5. 2 балла. Жена у него умерла рано. Осталась дочка Алёнушка. Он любил её всем сердцем и делал всё, чтобы ей хорошо жилось. Особенно любил сочинять для неё сказки. Кто же сочинял «Алёнушкины сказки»? Подчеркни фамилию.

С. Я Маршак, Д.Н. Мамин- Сибиряк, П. П. Ершов, Л.Н. Толстой.

6.6 баллов. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок:

Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Это всё присказка, а сказка впереди.

III часть. За каждое задание – 7 баллов.

Текст№1. Роса – это водяные капли. Они осаждаются из влажного воздуха на охлаждённые поверхности растений, почвы, предметов. Роса выпадает обычно в вечерние, ночные и утренние часы. Капля росы называется росинкой. Ответ: научный

Текст№2. Ранним утром на листке ландыша появилась росинка, прозрачная и прохладная. Играют в росинке солнечные лучи. Скачет мимо кузнечик. Увидел он алмазную капельку.- Ах, как пить хочется! Наклонился кузнечик над росинкой, загляделся на неё. Жалко стало красу разрушать. Сидит, не может от росинки глаз отвести. Ответ: художественный

2. 7 баллов. У А.С. Пушкина есть такие строки:

«Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса».Какие краски осени назвал поэт?

1) тёмно-красный и блестяще-жёлтый;2) ярко-красный и светло-жёлтый;3) тёмно-красный и блестяще-рыжий;4) тёмно-коричневый и блестяще-жёлтый.

3. 7 баллов. Прочитай произведение.

Заяц и черепаха

Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит.

Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивается: « Спеши, спеши, черепаха, все равно я тебя догоню».

    Но пока он так потешался, черепаха - хоть и тихо шла- оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да поздно.

    Бегать- то он умел, но не знал того, что, лежа на месте, и от черепахи можно отстать.

1) Подчеркни слова, которые передают основную мысль текста.

2) Выбери пословицу, которая по содержанию соответствует произведению.

- Один в поле не воин.

- Всякая дорога вдвоем веселей.

- Играть играй, да дело знай.

 

multiurok.ru

Литературное чтение. Олимпиады. 4 класс

Олимпиада по литературному чтению для выпускников начальной школы

Дата _______________________________________________________________________________2016

Школа, класс_______________________________________________________________________

Фамилия, имя______________________________________________________________________

Учитель____________________________________________________________________________

I часть.

ЛОБОКОК – ___________________ ТОК И СИЛА – _________________________

КВОЛ И ЗАОК – ________________________ КОРОМОЗ – ___________________

КАШУЗОЛ – _______________________________

2. «Злее не придумаешь». Отгадай всем известных сказочных злодеев:

1. Некто по отчеству Горыныч. _________________________

2. Зубастый, клыкастый лесной зверь. ____________________

3. Бессмертный, а боится обыкновенного яйца.______________________

4. Общее название злой тёти в сказках.____________________

5. «В Африке разбойник, в Африке злодей,

в Африке ужасный …!» ___________________________

6. Первый сказочный лесничий._____________________

3. Вставь слова, которые пропущены в названиях  сказок.

 а) Сказка о потерянном __________________.

б) Пузырь, _________________ и лапоть.

в) ________________  королева.

г) Стойкий  ___________________  солдатик.

д) Сказка о _______________ царевне и о __________ богатырях.

4.Представь, что в стране Лукоморье ты встретил Доску объявлений. Подпиши, кто из сказочных персонажей мог их написать:

1. Купил семена, приезжайте тянуть._______________________________________

2. Ушёл от зайца, волка и медведя._________________________________________

3. Ключ достал. Ждите у очага.____________________________________________

4. Обязуюсь впредь мыть посуду.__________________________________________

5. Ищу семерых деток. Помогите.___________________________________________

5.Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши название сказки и её автора.

1) Метла, тыква, бал, часы, туфелька. ____________________________

2) Зеркало, терем, яблоко, свадьба. ____________________________

3) Полено, очаг, ключ, борода, театр. ____________________________

4) Розы, сани, лёд, коньки, слеза. ____________________________

5) Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл. ________________________

6) Корабль, цветок, перстень, ставни, заря. ________________________

6. На ком или на чём совершили путешествия:

1) Незнайка и его друзья в Зеленый город? __________________________________

2) Винни-Пух за медом? __________________________________________________

3) Дюймовочка из норы крота в теплые края? ________________________________

4) Малыш на крышу ? ____________________________________________________

5) Лягушка-квакушка на юг? ______________________________________________

7. Впиши в клеточки тех, с кем сравнивают человека. Прочитай слово, которое получилось из букв в тёмных квадратиках. Запиши это слово в ответе.

8.В каждой строчке найди название басни И. А. Крылова и подчеркни его.

МОНГЛТИСТРЕКОЗАИМУРАВЕЙЛОГШДДЖЩРТИО

ДТУПАЕГЬОТБЬТМВОРОНАИЛИСИЦАРИТНОГЛШР

СВКУМАРТЫШКАИОЧКИАПРРРНЕКСЖЛОГИЬРАСЬ

ЖДРИБЬЕТСМЧСЛОНИМОСЬКАЕНАПРОУССАКВПО

ЮДЩЛЬОЛДЛЕБЕДЬЩУКАИРАКСВУКЕЕННГШЗДБЮ

II часть

1. Соедини стрелками название произведения и его жанр:

 

Н. Носов «Заплатка»   

сказка

С. Маршак «Двенадцать месяцев»

былина

С. Михалков «Мой щенок»        

рассказ     

И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»               

стихотворение

«Добрыня и Змей»

басня        

2. Тайны фразеологии. Соедини фразеологизм с его синонимом (близким по смыслу словом).

  Водить за нос                                                    мешать

Делать из мухи слона                                        медленно

Вставлять палки в колёса                                  обманывать

В час по чайной ложке                                      преувеличивать

3.По имени героя часто можно определить, какой народ сложил эту сказку. Например, сказка про Ивана – русская. А есть народная сказка, где главного героя зовут Джузеппе. Какая это сказка?

( ответ подчеркни)

Шведская, французская, чешская, итальянская, испанская.

4.Установи соответствия и соедини стрелкой фамилию и жанр, в котором работал этот автор.

Иван Андреевич Крылов Исторические рассказы

Павел Петрович Бажов Басни

Самуил Яковлевич Маршак Рассказы о животных

Евгений Иванович Чарушин Стихи для детей

Николай Николаевич Носов Детские забавные рассказы

Сергей Петрович Алексеев Сказы

5. Жена у него умерла рано. Осталась дочка Алёнушка. Он любил её всем сердцем и делал всё, чтобы ей хорошо жилось. Особенно любил сочинять для неё сказки. Кто же сочинял «Алёнушкины сказки»? Подчеркни фамилию.

С. Я Маршак, Д.Н. Мамин- Сибиряк, П. П. Ершов, Л.Н. Толстой.

6. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок:

Поди туда, не знаю куда, ___________________________________

Скоро сказка сказывается, ___________________________________

Это всё присказка, __________________________________________

III часть.

1.Определи стили речи.

Текст№1. Роса – это водяные капли. Они осаждаются из влажного воздуха на охлаждённые поверхности растений, почвы, предметов. Роса выпадает обычно в вечерние, ночные и утренние часы. Капля росы называется росинкой. ________________________________________

Текст№2. Ранним утром на листке ландыша появилась росинка, прозрачная и прохладная. Играют в росинке солнечные лучи. Скачет мимо кузнечик. Увидел он алмазную капельку.- Ах, как пить хочется! Наклонился кузнечик над росинкой, загляделся на неё. Жалко стало красу разрушать. Сидит, не может от росинки глаз отвести. __________________________________________________

2. У А.С. Пушкина есть такие строки:

«Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса».

Какие краски осени назвал поэт? Правильный ответ подчеркни:

1) тёмно-красный и блестяще-жёлтый;2) ярко-красный и светло-жёлтый;3) тёмно-красный и блестяще-рыжий;4) тёмно-коричневый и блестяще-жёлтый.

3. Прочитай произведение.

Заяц и черепаха

Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит.

Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивается: « Спеши, спеши, черепаха, все равно я тебя догоню».

    Но пока он так потешался, черепаха - хоть и тихо шла- оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да поздно.

    Бегать- то он умел, но не знал того, что, лежа на месте, и от черепахи можно отстать.

1) Подчеркни слова, которые передают основную мысль текста.

2) Выбери пословицу, которая по содержанию соответствует произведению, подчеркни.

- Один в поле не воин.

- Всякая дорога вдвоем веселей.

- Играть играй, да дело знай.

Часть I- всего 39 баллов

Часть II-всего 40 баллов

Часть III-всего 21 балл

Кол-во баллов

Итого: ( 100 баллов)

Учитель: _________________________________

Ответы на олимпиадные задания по литературному чтению:

Максимальное количество баллов-100

Победителем олимпиады является обучающийся, набравший наибольшее количество баллов и выполнивший не менее 50 % заданий.

I часть- по 1 баллу за каждый ответ

1. 5 баллов. ЛОБОКОК – «Колобок». ТОК И СИЛА – «Кот и Лиса». КВОЛ И ЗАОК – «Волк и Коза». КОРОМОЗ – «Морозко». КАШУЗОЛ – «Золушка».

2. 6 баллов. «Злее не придумаешь». Отгадай всем известных сказочных злодеев.

1. Некто по отчеству Горыныч. (ЗМЕЙ)

2. Зубастый, клыкастый лесной зверь.(ВОЛК)

 3. Бессмертный, а боится обыкновенного яйца.(КОЩЕЙ)

4. Общее название злой тёти в сказках.(ВЕДЬМА)

5. «В Африке разбойник, в Африке злодей,

в Африке ужасный …!» (БАРМАЛЕЙ)

6. Первый сказочный лесничий.(ЛЕШИЙ)

3. 5 баллов. Вставь слова, которые пропущены в названиях  сказок.         

а) Сказка о потерянном ВРЕМЕНИ.

б) Пузырь, СОЛОМИНКА и лапоть.

в) СНЕЖНАЯ королева.

г) Стойкий  ОЛОВЯННЫЙ  солдатик.

д) Сказка о МЁРТВОЙ царевне и о СЕМИ богатырях.

4. 5 баллов. Представь, что в стране Лукоморье ты встретил Доску объявлений. Подпиши, кто из сказочных персонажей мог их написать:

1. Купил семена, приезжайте тянуть._________________________________________ ( Дед, « Репка»)

2. Ушёл от зайца, волка и медведя._____________________________________________( Колобок)

3. Ключ достал. Ждите у очага.________________________________________________( Буратино)

4. Обязуюсь впредь мыть посуду.________________________________________________( Федора)

5. Ищу семерых деток. Помогите.____________________________________________( Коза)

5. 6 баллов. Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши название сказки и её автора.

1) Метла, тыква, бал, часы, туфелька. («Золушка» Шарль Перро)

2) Зеркало, терем, яблоко, свадьба. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин)

3) Полено, очаг, ключ, борода, театр. («Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстой)

4) Розы, сани, лёд, коньки, слеза. («Снежная королева» Г.Х. Андерсен)

5) Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл. («Конёк-горбунок» П.П. Ершов)

6) Корабль, цветок, перстень, ставни, заря. («Аленький цветочек» С.Т. Аксаков)

6. 5 баллов. На ком или на чём совершили путешествия:

1) Незнайка и его друзья в Зеленый город? на воздушном шаре

2) Винни-Пух за медом? на воздушном шаре

3) Дюймовочка из норы крота в теплые края? на ласточке

4) Малыш на крышу ? на Карлсоне

5) Лягушка-квакушка на юг? на утках

7. 7 баллов. Впиши в клеточки тех, с кем сравнивают человека. Прочитай слово, которое получилось из букв в тёмных квадратиках. Запиши это слово в ответе.

  • рыба, 2) индюк, 3) соловей, 4) муха, 5) слон, 6) сорока, 7) лиса.

8. 5 баллов. В каждой строчке найди название басни И.А.Крылова и подчеркни его.

МОНГЛТИСТРЕКОЗАИМУРАВЕЙЛОГШДДЖЩРТИО

ДТУПАЕГЬОТБЬТМВОРОНАИЛИСИЦАРИТНОГЛШР

СВКУМАРТЫШКАИОЧКИАПРРРНЕКСЖЛОГИЬРАСЬ

ЖДРИБЬЕТСМЧСЛОНИМОСЬКАЕНАПРОУССАКВПО

ЮДЩЛЬОЛДЛЕБЕДЬЩУКАИРАКСВУКЕЕННГШЗДБЮ

II часть. За каждый ответ 2 балла.

1.10 баллов. Соедини стрелками название произведения и его жанр:         

Н. Носов «Заплатка»   

рассказ

С. Маршак «Двенадцать месяцев»

сказка

С. Михалков «Мой щенок»        

стихотворение

И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»               

басня

«Добрыня и Змей»

былина

  • 8 баллов. Тайны фразеологии. Соедини фразеологизм с его синонимом (близким по смыслу словом).                                                                                        

        

Водить за нос                                                    обманывать

Делать из мухи слона                                        преувеличивать

Вставлять палки в колёса                                  мешать

В час по чайной ложке                                      медленно

  • 2 балла. По имени героя часто можно определить, какой народ сложил эту сказку. Например, сказка про Ивана – русская. А есть народная сказка, где главного героя зовут Джузеппе. Какая это сказка?

( ответ подчеркни)

Шведская, французская, чешская, итальянская, испанская.

Иван Андреевич Крылов – Басни

Сергей Петрович Алексеев – Исторические рассказы

Павел Петрович Бажов – Сказы

Самуил Яковлевич Маршак – Стихи для детей

Евгений Иванович Чарушин – Рассказы о животных

Николай Николаевич Носов – Детские забавные рассказы

5. 2 балла. Жена у него умерла рано. Осталась дочка Алёнушка. Он любил её всем сердцем и делал всё, чтобы ей хорошо жилось. Особенно любил сочинять для неё сказки. Кто же сочинял «Алёнушкины сказки»? Подчеркни фамилию.

С. Я Маршак, Д.Н. Мамин- Сибиряк, П. П. Ершов, Л.Н. Толстой.

6.6 баллов. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок:

Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Это всё присказка, а сказка впереди.

III часть. За каждое задание – 7 баллов.

Текст№1. Роса – это водяные капли. Они осаждаются из влажного воздуха на охлаждённые поверхности растений, почвы, предметов. Роса выпадает обычно в вечерние, ночные и утренние часы. Капля росы называется росинкой. Ответ: научный

Текст№2. Ранним утром на листке ландыша появилась росинка, прозрачная и прохладная. Играют в росинке солнечные лучи. Скачет мимо кузнечик. Увидел он алмазную капельку.- Ах, как пить хочется! Наклонился кузнечик над росинкой, загляделся на неё. Жалко стало красу разрушать. Сидит, не может от росинки глаз отвести. Ответ: художественный

2. 7 баллов. У А.С. Пушкина есть такие строки:

«Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса».Какие краски осени назвал поэт?

1) тёмно-красный и блестяще-жёлтый;2) ярко-красный и светло-жёлтый;3) тёмно-красный и блестяще-рыжий;4) тёмно-коричневый и блестяще-жёлтый.

3. 7 баллов. Прочитай произведение.

Заяц и черепаха

Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит.

Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивается: « Спеши, спеши, черепаха, все равно я тебя догоню».

    Но пока он так потешался, черепаха - хоть и тихо шла- оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да поздно.

    Бегать- то он умел, но не знал того, что, лежа на месте, и от черепахи можно отстать.

1) Подчеркни слова, которые передают основную мысль текста.

2) Выбери пословицу, которая по содержанию соответствует произведению.

- Один в поле не воин.

- Всякая дорога вдвоем веселей.

- Играть играй, да дело знай.

 

multiurok.ru

Олимпиада по литературному чтению для учащихся 4 классов.

Олимпиада по литературному чтению для выпускников начальной школы

Дата _______________________________________________________________________________2016

Школа, класс_______________________________________________________________________

Фамилия, имя______________________________________________________________________

Учитель____________________________________________________________________________

I часть.

  1. Расшифруй название сказки.

ЛОБОКОК – ___________________ ТОК И СИЛА – _________________________

КВОЛ И ЗАОК – ________________________ КОРОМОЗ – ___________________

КАШУЗОЛ – _______________________________

2. «Злее не придумаешь». Отгадай всем известных сказочных злодеев:

1. Некто по отчеству Горыныч. _________________________

2. Зубастый, клыкастый лесной зверь. ____________________

3. Бессмертный, а боится обыкновенного яйца.______________________

4. Общее название злой тёти в сказках.____________________

5. «В Африке разбойник, в Африке злодей,

в Африке ужасный …!» ___________________________

6. Первый сказочный лесничий._____________________

3. Вставь слова, которые пропущены в названиях  сказок.

 а) Сказка о потерянном __________________.

б) Пузырь, _________________ и лапоть.

в) ________________  королева.

г) Стойкий  ___________________  солдатик.

д) Сказка о _______________ царевне и о __________ богатырях.

4.Представь, что в стране Лукоморье ты встретил Доску объявлений. Подпиши, кто из сказочных персонажей мог их написать:

1. Купил семена, приезжайте тянуть._______________________________________

2. Ушёл от зайца, волка и медведя._________________________________________

3. Ключ достал. Ждите у очага.____________________________________________

4. Обязуюсь впредь мыть посуду.__________________________________________

5. Ищу семерых деток. Помогите.___________________________________________

5.Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши название сказки и её автора.

1) Метла, тыква, бал, часы, туфелька. ____________________________

2) Зеркало, терем, яблоко, свадьба. ____________________________

3) Полено, очаг, ключ, борода, театр. ____________________________

4) Розы, сани, лёд, коньки, слеза. ____________________________

5) Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл. ________________________

6) Корабль, цветок, перстень, ставни, заря. ________________________

6. На ком или на чём совершили путешествия:

1) Незнайка и его друзья в Зеленый город? __________________________________

2) Винни-Пух за медом? __________________________________________________

3) Дюймовочка из норы крота в теплые края? ________________________________

4) Малыш на крышу ? ____________________________________________________

5) Лягушка-квакушка на юг? ______________________________________________

7. Впиши в клеточки тех, с кем сравнивают человека. Прочитай слово, которое получилось из букв в тёмных квадратиках. Запиши это слово в ответе.

8.В каждой строчке найди название басни И. А. Крылова и подчеркни его.

МОНГЛТИСТРЕКОЗАИМУРАВЕЙЛОГШДДЖЩРТИО

ДТУПАЕГЬОТБЬТМВОРОНАИЛИСИЦАРИТНОГЛШР

СВКУМАРТЫШКАИОЧКИАПРРРНЕКСЖЛОГИЬРАСЬ

ЖДРИБЬЕТСМЧСЛОНИМОСЬКАЕНАПРОУССАКВПО

ЮДЩЛЬОЛДЛЕБЕДЬЩУКАИРАКСВУКЕЕННГШЗДБЮ

II часть

1. Соедини стрелками название произведения и его жанр:

 

Н. Носов «Заплатка»   

сказка

С. Маршак «Двенадцать месяцев»

былина

С. Михалков «Мой щенок»        

рассказ     

И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»               

стихотворение

«Добрыня и Змей»

басня        

2. Тайны фразеологии. Соедини фразеологизм с его синонимом (близким по смыслу словом).

  Водить за нос                                                    мешать

Делать из мухи слона                                        медленно

Вставлять палки в колёса                                  обманывать

В час по чайной ложке                                      преувеличивать

3.По имени героя часто можно определить, какой народ сложил эту сказку. Например, сказка про Ивана – русская. А есть народная сказка, где главного героя зовут Джузеппе. Какая это сказка?

( ответ подчеркни)

Шведская, французская, чешская, итальянская, испанская.

4.Установи соответствия и соедини стрелкой фамилию и жанр, в котором работал этот автор.

Иван Андреевич Крылов Исторические рассказы

Павел Петрович Бажов Басни

Самуил Яковлевич Маршак Рассказы о животных

Евгений Иванович Чарушин Стихи для детей

Николай Николаевич Носов Детские забавные рассказы

Сергей Петрович Алексеев Сказы

5. Жена у него умерла рано. Осталась дочка Алёнушка. Он любил её всем сердцем и делал всё, чтобы ей хорошо жилось. Особенно любил сочинять для неё сказки. Кто же сочинял «Алёнушкины сказки»? Подчеркни фамилию.

С. Я Маршак, Д.Н. Мамин- Сибиряк, П. П. Ершов, Л.Н. Толстой.

6. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок:

Поди туда, не знаю куда, ___________________________________

Скоро сказка сказывается, ___________________________________

Это всё присказка, __________________________________________

III часть.

1.Определи стили речи.

Текст№1. Роса – это водяные капли. Они осаждаются из влажного воздуха на охлаждённые поверхности растений, почвы, предметов. Роса выпадает обычно в вечерние, ночные и утренние часы. Капля росы называется росинкой. ________________________________________

Текст№2. Ранним утром на листке ландыша появилась росинка, прозрачная и прохладная. Играют в росинке солнечные лучи. Скачет мимо кузнечик. Увидел он алмазную капельку.- Ах, как пить хочется! Наклонился кузнечик над росинкой, загляделся на неё. Жалко стало красу разрушать. Сидит, не может от росинки глаз отвести. __________________________________________________

2. У А.С. Пушкина есть такие строки:

«Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса».

Какие краски осени назвал поэт? Правильный ответ подчеркни:

1) тёмно-красный и блестяще-жёлтый;2) ярко-красный и светло-жёлтый;3) тёмно-красный и блестяще-рыжий;4) тёмно-коричневый и блестяще-жёлтый.

3. Прочитай произведение.

Заяц и черепаха

Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит.

Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивается: « Спеши, спеши, черепаха, все равно я тебя догоню».

    Но пока он так потешался, черепаха - хоть и тихо шла- оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да поздно.

    Бегать- то он умел, но не знал того, что, лежа на месте, и от черепахи можно отстать.

1) Подчеркни слова, которые передают основную мысль текста.

2) Выбери пословицу, которая по содержанию соответствует произведению, подчеркни.

- Один в поле не воин.

- Всякая дорога вдвоем веселей.

- Играть играй, да дело знай.

Часть I- всего 39 баллов

Часть II-всего 40 баллов

Часть III-всего 21 балл

Кол-во баллов

Итого: ( 100 баллов)

Учитель: _________________________________

Ответы на олимпиадные задания по литературному чтению:

Максимальное количество баллов-100

Победителем олимпиады является обучающийся, набравший наибольшее количество баллов и выполнивший не менее 50 % заданий.

I часть- по 1 баллу за каждый ответ

1. 5 баллов. ЛОБОКОК – «Колобок». ТОК И СИЛА – «Кот и Лиса». КВОЛ И ЗАОК – «Волк и Коза». КОРОМОЗ – «Морозко». КАШУЗОЛ – «Золушка».

2. 6 баллов. «Злее не придумаешь». Отгадай всем известных сказочных злодеев.

1. Некто по отчеству Горыныч. (ЗМЕЙ)

2. Зубастый, клыкастый лесной зверь.(ВОЛК)

 3. Бессмертный, а боится обыкновенного яйца.(КОЩЕЙ)

4. Общее название злой тёти в сказках.(ВЕДЬМА)

5. «В Африке разбойник, в Африке злодей,

в Африке ужасный …!» (БАРМАЛЕЙ)

6. Первый сказочный лесничий.(ЛЕШИЙ)

3. 5 баллов. Вставь слова, которые пропущены в названиях  сказок.         

а) Сказка о потерянном ВРЕМЕНИ.

б) Пузырь, СОЛОМИНКА и лапоть.

в) СНЕЖНАЯ королева.

г) Стойкий  ОЛОВЯННЫЙ  солдатик.

д) Сказка о МЁРТВОЙ царевне и о СЕМИ богатырях.

4. 5 баллов. Представь, что в стране Лукоморье ты встретил Доску объявлений. Подпиши, кто из сказочных персонажей мог их написать:

1. Купил семена, приезжайте тянуть._________________________________________ ( Дед, « Репка»)

2. Ушёл от зайца, волка и медведя._____________________________________________( Колобок)

3. Ключ достал. Ждите у очага.________________________________________________( Буратино)

4. Обязуюсь впредь мыть посуду.________________________________________________( Федора)

5. Ищу семерых деток. Помогите.____________________________________________( Коза)

5. 6 баллов. Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши название сказки и её автора.

1) Метла, тыква, бал, часы, туфелька. («Золушка» Шарль Перро)

2) Зеркало, терем, яблоко, свадьба. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин)

3) Полено, очаг, ключ, борода, театр. («Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстой)

4) Розы, сани, лёд, коньки, слеза. («Снежная королева» Г.Х. Андерсен)

5) Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл. («Конёк-горбунок» П.П. Ершов)

6) Корабль, цветок, перстень, ставни, заря. («Аленький цветочек» С.Т. Аксаков)

6. 5 баллов. На ком или на чём совершили путешествия:

1) Незнайка и его друзья в Зеленый город? на воздушном шаре

2) Винни-Пух за медом? на воздушном шаре

3) Дюймовочка из норы крота в теплые края? на ласточке

4) Малыш на крышу ? на Карлсоне

5) Лягушка-квакушка на юг? на утках

7. 7 баллов. Впиши в клеточки тех, с кем сравнивают человека. Прочитай слово, которое получилось из букв в тёмных квадратиках. Запиши это слово в ответе.

  1. рыба, 2) индюк, 3) соловей, 4) муха, 5) слон, 6) сорока, 7) лиса.

8. 5 баллов. В каждой строчке найди название басни И.А.Крылова и подчеркни его.

МОНГЛТИСТРЕКОЗАИМУРАВЕЙЛОГШДДЖЩРТИО

ДТУПАЕГЬОТБЬТМВОРОНАИЛИСИЦАРИТНОГЛШР

СВКУМАРТЫШКАИОЧКИАПРРРНЕКСЖЛОГИЬРАСЬ

ЖДРИБЬЕТСМЧСЛОНИМОСЬКАЕНАПРОУССАКВПО

ЮДЩЛЬОЛДЛЕБЕДЬЩУКАИРАКСВУКЕЕННГШЗДБЮ

II часть. За каждый ответ 2 балла.

1.10 баллов. Соедини стрелками название произведения и его жанр:         

Н. Носов «Заплатка»   

рассказ

С. Маршак «Двенадцать месяцев»

сказка

С. Михалков «Мой щенок»        

стихотворение

И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»               

басня

«Добрыня и Змей»

былина

  1. 8 баллов. Тайны фразеологии. Соедини фразеологизм с его синонимом (близким по смыслу словом).                                                                                        

        

Водить за нос                                                    обманывать

Делать из мухи слона                                        преувеличивать

Вставлять палки в колёса                                  мешать

В час по чайной ложке                                      медленно

  1. 2 балла. По имени героя часто можно определить, какой народ сложил эту сказку. Например, сказка про Ивана – русская. А есть народная сказка, где главного героя зовут Джузеппе. Какая это сказка?

( ответ подчеркни)

Шведская, французская, чешская, итальянская, испанская.

  1. 12 баллов. Установи соответствия и соедини стрелкой фамилию и жанр, в котором работал этот автор.

Иван Андреевич Крылов – Басни

Сергей Петрович Алексеев – Исторические рассказы

Павел Петрович Бажов – Сказы

Самуил Яковлевич Маршак – Стихи для детей

Евгений Иванович Чарушин – Рассказы о животных

Николай Николаевич Носов – Детские забавные рассказы

5. 2 балла. Жена у него умерла рано. Осталась дочка Алёнушка. Он любил её всем сердцем и делал всё, чтобы ей хорошо жилось. Особенно любил сочинять для неё сказки. Кто же сочинял «Алёнушкины сказки»? Подчеркни фамилию.

С. Я Маршак, Д.Н. Мамин- Сибиряк, П. П. Ершов, Л.Н. Толстой.

6.6 баллов. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок:

Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Это всё присказка, а сказка впереди.

III часть. За каждое задание – 7 баллов.

  1. 7 баллов. Определи стили речи.

Текст№1. Роса – это водяные капли. Они осаждаются из влажного воздуха на охлаждённые поверхности растений, почвы, предметов. Роса выпадает обычно в вечерние, ночные и утренние часы. Капля росы называется росинкой. Ответ: научный

Текст№2. Ранним утром на листке ландыша появилась росинка, прозрачная и прохладная. Играют в росинке солнечные лучи. Скачет мимо кузнечик. Увидел он алмазную капельку.- Ах, как пить хочется! Наклонился кузнечик над росинкой, загляделся на неё. Жалко стало красу разрушать. Сидит, не может от росинки глаз отвести. Ответ: художественный

2. 7 баллов. У А.С. Пушкина есть такие строки:

«Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса».Какие краски осени назвал поэт?

1) тёмно-красный и блестяще-жёлтый;2) ярко-красный и светло-жёлтый;3) тёмно-красный и блестяще-рыжий;4) тёмно-коричневый и блестяще-жёлтый.

3. 7 баллов. Прочитай произведение.

Заяц и черепаха

Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит.

Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивается: « Спеши, спеши, черепаха, все равно я тебя догоню».

    Но пока он так потешался, черепаха - хоть и тихо шла- оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да поздно.

    Бегать- то он умел, но не знал того, что, лежа на месте, и от черепахи можно отстать.

1) Подчеркни слова, которые передают основную мысль текста.

2) Выбери пословицу, которая по содержанию соответствует произведению.

- Один в поле не воин.

- Всякая дорога вдвоем веселей.

- Играть играй, да дело знай.

 

multiurok.ru

Олимпиада по литературному чтению для 4 класса

Олимпиада по литературному чтению для учащихся 4-х классов 2017-2018 уч. г.

Составитель: Старцева О.Н.

Ф.И. участника: ______________________________________Класс: _________________________________

«Любите книгу - источник знаний!» (М. Горький)

  1. Когда отмечается Международный день детской книги? Выбери правильный ответ.

А) 7 января Б) 12 декабря В) 1 июля Г) 6 июня Д) 2 апреля

  1. Блиц – турнир. Ответьте на вопросы.

Единица расплаты попа с Балдой. _________________________________________________________

Русская народная сказка о коллективном труде._____________________________________________

Волшебный «компас» из русских народных сказок.__________________________________________

Бутылочный волшебник._________________________________________________________________

Как звали царя в сказке А.С. Пушкина «Сказке о золотом петушке».____________________________

Главный сказочный ветеринар.____________________________________________________________

Прозвище дяди Стёпы.___________________________________________________________________

Кличка коровы, которую купил кот Матроскин.______________________________________________

Прозвище старика из сказа П.Бажова «Серебряное копытце».__________________________________

Родной дом Братца Кролика.______________________________________________________________

Рикки – Тики – Тави – кто это?____________________________________________________________

Огненно-рыжий кот-беспризорник.________________________________________________________

Друг Вити Малеева._____________________________________________________________________

Где работал крокодил Гена?______________________________________________________________

Веселый человечек – луковка?_____________________________________________________________

Вещь, которой боялся Страшила?__________________________________________________________

  1. СЛО-ГО-ВИ-ЦА. Собери и напиши сло-го-ви-цу. Что это? ( напишите на месте черточек)

Перед вами слоговица,

В ней _____________ таится.

Отправляйся в путь-дорогу,

Делай шаг от слога к слогу.

Всю ______________ прочти,

Не запутайся в пути.

Ответ: _______________________________________________________________________________________

  1. Соедините части произведений устного народного творчества, определите и запишите жанр.

  1. Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши название сказки и её автора.

Метла, тыква, бал, часы, туфелька__________________________________________________

Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба________________________________________________

Полено, очаг, ключ, борода, театр__________________________________________________

Розы, сани, лёд, коньки, слеза______________________________________________________

Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл______________________________________________

Корабль, цветок, перстень, ставни, заря______________________________________________

  1. Рассмотрите портреты авторов и напиши их фамилию, имя и отчество.

  1. Отгадайте отгадку. Запишите отгадку в выделенные клеточки. Это поможет тебе понять, о чем кроссворд.

Загадка: Каждый сколько нужно берет, а все остается. Вместо черты подставляй отгадку.

По горизонтали:

5. Прочная покрышка__________из картона.

7. Краткая характеристика____________.

По вертикали:

  1. Заключительная статья в ___________.

  2. Вступительная статья в ____________.

  3. Главный лист, на котором помещены все сведения о _____________.

  4. Список произведений, включенных в ______________ с указанием страницы.

  1. Двойной лист бумаги, соединяющий листы ___________с покрышкой.

  1. Ребусы. Разгадайте названия русских народных сказок.

______________________ __________________________ __________________ ___________________

  1. Определите жанр литературных произведений по их началу. Запишите жанр.

  1. Жили старик со старухой, а с ними внучка Дуня жила ____________________

  2. Чижа захлопнула злодейка-западня __________________

  3. Случилось это так. Вечером прибежал Мишка ___________________

  4. Поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка ___________________

  5. Раным – рано выехал Илья из Мурома ______________________

  1. К каждой юмористической картинке подберите подходящий по смыслу фразеологический оборот, объясните его значение. Напиши фразеологический оборот и его значение.

    1

    3

    5

    4

    2

1.____________________________________________________________________________________________________2.____________________________________________________________________________________________________3.____________________________________________________________________________________________________4.____________________________________________________________________________________________________5. ____________________________________________________________________________________________________

  1. Чье объявление? Прочитай объявления, напишите кто автор этих объявлений.

А) Нашедшего съёженную лягушечью кожу, прошу вернуть в целости и сохранности____________________

Б) Срочно продаю записи соловьиной трели и новые беруши_________________________________________

В) Рьяный защитник Мухи-цокотухи дает уроки пения и фехтования­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________

Г) Вьючные животные с безупречной репутацией обучают игре на гитаре всех, кроме слабонервных разбойников_________________________________________________________________________________

12. Дополни названия произведений. Напиши автора этих произведений.

«____________________нос» Автор:__________________________________________

«___________________хлеб» Автор:__________________________________________

«_______________________команда» Автор:__________________________________________

«_______________________колодец» Автор:__________________________________________

«_______________________Тёмы» Автор:__________________________________________

  1. В каждой строчке найдите изобразительный прием. Подчеркните и соедините с названием.

1.Наступила весна – заглянула весна

1. Метафора

2.Царица цветов – царица у окна

2. Эпитет

3. Бабочки летят флагом – украшают флагом

3. Олицетворение

4. Солнечные лучи – ласковые лучи

4. Сравнение

Если есть труд - значит, будет и успех! Спасибо за работу!

Ответы

Олимпиада по литературному чтению для учащихся 4-х классов 2017-2018 уч. г.

Составитель: Старцева О.Н.

Ф.И. участника: ______________________________________Класс: _________________________________

«Любите книгу - источник знаний!» (М. Горький)

  1. Когда отмечается Международный день детской книги? Выбери правильный ответ. (2 б.)

А) 7 января Б) 12 декабря В) 1 июля Г) 6 июня Д) 2 апреля

  1. Блиц – турнир. Ответьте на вопросы. За каждый ответ – 1 б. (16 б.)

Единица расплаты попа с Балдой. (Щелчок)

Русская народная сказка о коллективном труде. (Репка)

Волшебный «компас» из русских народных сказок. (Клубок)

Бутылочный волшебник. (Джинн)

Как звали царя в сказке А.С. Пушкина «Сказке о золотом петушке». (Дадон)

Главный сказочный ветеринар. (Айболит)

Прозвище дяди Стёпы. (Каланча)

Кличка коровы, которую купил кот Матроскин. (Мурка)

Прозвище старика из сказа П.Бажова «Серебряное копытце». (Кокованя)

Родной дом Братца Кролика. (Терновый куст)

Рикки – Тики – Тави – кто это? (Мангуст)

Огненно-рыжий кот-беспризорник. (Ворюга)

Друг Вити Малеева. (Костя Шишкин)

Где работал крокодил Гена? (в зоопарке)

Веселый человечек – луковка? (Чиполлино)

Вещь, которой боялся Страшила? (Спичка)

  1. СЛО-ГО-ВИ-ЦА. Собери и напиши сло-го-ви-цу. Что это? (напишите на месте черточек)

Перед вами слоговица,

В ней пословица таится.

Отправляйся в путь-дорогу,

Делай шаг от слога к слогу.

Всю пословицу прочти,

Не запутайся в пути.

Ответ: Книга поможет в труде, выручит в беде. Пословица (поговорка) 2+1 = 3 б.

  1. Соедините части произведений устного народного творчества, определите и запишите жанр. (За каждое соединение 2 б., итого 10 б.)

  1. Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши название сказки и её автора. (за название 1 б.+ за автора 2 б.=3б.) Итого: 18 б.

Метла, тыква, бал, часы, туфелька («Золушка» Шарль Перро) -

Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин

Полено, очаг, ключ, борода, театр («Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстой)

Розы, сани, лёд, коньки, слеза («Снежная королева» Г.Х. Андерсен)

Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл («Конёк-горбунок» П.П. Ершов)

Корабль, цветок, перстень, ставни, заря («Аленький цветочек» С.Т. Аксаков)

  1. Рассмотрите портреты авторов и напиши их фамилию, имя и отчество. (по 2 б.=12б.)

А.Л. Барто С.В. Михалков Л.Н. Толстой И.А. Крылов А.С. Пушкин К.И. Чуковский

  1. Отгадайте отгадку. Запишите отгадку в выделенные клеточки. Это поможет тебе понять, о чем кроссворд. (1 б. за загадку+по 2 б. каждое слово=15 б.)

Загадка: Каждый сколько нужно берет, а все остается. (Книга) Вместо черты подставляй отгадку.

По горизонтали:

5. Прочная покрышка книги из картона. (переплёт)

7. Краткая характеристика книги. (аннотация)

По вертикали:

  1. Заключительная статья в книге. (послесловие)

  2. Вступительная статья в книге. (предисловие)

  3. Главный лист, на котором помещены все сведения о книге. (титульный)

  4. Список произведений, включенных в книгу с указанием страницы. (содержание)

6.Двойной лист бумаги, соединяющий листы книги с покрышкой. (форзац)

  1. Ребусы. Разгадайте названия русских народных сказок. (по 1 б. = 4б.)

Ответы: Заяц-хвастун Два мороза Морозко Теремок

  1. Определите жанр литературных произведений по их началу. Запишите жанр. (по 1 б.=5 б.)

  1. Жили старик со старухой, а с ними внучка Дуня жила (Сказка)

  2. Чижа захлопнула злодейка-западня (Басня)

  3. Случилось это так. Вечером прибежал Мишка (Рассказ)

  4. Поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка (Стихотворение)

  5. Раным – рано выехал Илья из Мурома (Былина)

  1. К каждой юмористической картинке подберите подходящий по смыслу фразеологический оборот, объясните его значение. Напиши фразеологический оборот и его значение. (по 2б.=10 б.)

    1

    3

    5

    4

    2

1. Как курица лапой (писать) - неряшливо, неразборчиво.

2. Семи пядей во лбу – очень умный, способный.

3. Кот наплакал – очень мало.

4. Куры не клюют – очень много.

5. Гора с плеч свалилась – ушли тревоги и сомнения после избавления от забот, обязанностей.

  1. Чье объявление? Прочитай объявления, напишите кто автор этих объявлений. (по 2б.=8 б.)

А) Нашедшего съёженную лягушечью кожу, прошу вернуть в целости и сохранности (Василиса Прекрасная)

Б) Срочно продаю записи соловьиной трели и новые беруши (Соловей- Разбойник)

В) Рьяный защитник Мухи-цокотухи дает уроки пения и фехтования (Комарик)

Г) Вьючные животные с безупречной репутацией обучают игре на гитаре всех, кроме слабонервных разбойников (Бременские музыканты)

12. Дополни названия произведений. Напиши автора этих произведений.

«Барсучий нос» (1б.) - Автор: Паустовский К.Г. (2 б.) = 3 б.

«Лисичкин хлеб» - Автор: Пришвин М.М.

«Тимур и его команда» - Автор: Гайдар А.П.

« Синюшкин колодец» - Автор: Бажов П.П.

« Детство Тёмы» - Автор: Гарин-Михайловский Н.Г. Итого:15 б.

  1. В каждой строчке найдите изобразительный прием. Подчеркните и соедините с названием. (по 2 б.=8 б.)

1.Наступила весна – заглянула весна 1. Метафора

2.Царица цветов – царица у окна 2. Эпитет

3. Бабочки летят флагом – украшают флагом 3. Олицетворение

4. Солнечные лучи – ласковые лучи 4. Сравнение

Всего: 126 баллов

kopilkaurokov.ru

4 класс Олимпиадные задания по литературе.

Оформление серии Н. Сушковой

УДК 821.161.1-1 ББК 84 (2Рос=Рус)6-5 М 69 Оформление серии Н. Сушковой М69 Михалков, Сергей Владимирович. 100 стихов, сказок и басен С. Михалкова: хрестоматия. Москва: Издательство АСТ, 2016. 414, [2]

Подробнее

Отметьте верный вариант ответа. Время выполнения работы - 90 минут. 1 D, F, E, D, C, A, B 2 D, F, A, C, E, G, B 3 D, F, A, G, B, E, C

ФАМИЛИЯ КЛАСС - ИМЯ Отметьте верный вариант ответа. Время выполнения работы - 90 минут. 1. Определи правильную последовательность событий в русской народной сказке «Лиса и волк». A. B. C. D. E. F. G. 1

Подробнее

Конкурсная программа «Своя игра»

Лото Игра в лото помогает ребятам учиться вместе работать, принимать решения, делать выбор. Соревновательный дух игры пробуждает интерес и стимулирует творческую активность. Игру можно проводить многократно,

Подробнее

Как приучить ребенка к. чтению.

Как приучить ребенка к чтению. Приучение ребенка к чтению очень важный аспект развития интеллектуальных способностей детей, а также их духовности. Книги верные друзья, которые останутся с ребенком на протяжении

Подробнее

10 КНИГ, КОТОРЫЕ ЛЮБЯТ ВСЕ ДЕТИ

10 КНИГ, КОТОРЫЕ ЛЮБЯТ ВСЕ ДЕТИ Есть вещи, которые обязан делать каждый нормальный взрослый человек. И, может быть самая главная обязанность читать детям книги. Особенно на ночь. Не перекладывать свои

Подробнее

Литературное чтение 3 класс

Приморская ОШ І ІІІ ступеней Литературное чтение 3 класс Жирун Виктория Александровна 2016 год Тема. Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество» Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся

Подробнее

Издательство АСТ Москва

Издательство АСТ Москва Предисловие Эта замечательная книга включает в себя лучшие литературные произведения для детей. Все тексты книги подобраны так, что они, с одной стороны, близки жизненному опыту

Подробнее

ЧТЕНИЕ 5 класс. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЧТЕНИЕ 5 класс. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА На уроках чтения продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Кроме совершенствования

Подробнее

Планируемые результаты освоения программы

Планируемые результаты освоения программы Программа внеурочной деятельности «Страна Читалия» класс. Планируемые результаты В результате освоения программы «Страна Читалия» формируются следующие предметные

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка На уроках чтения в 5 9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов

Подробнее

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание Стр. 1. Пояснительная записка..3 2. Планируемые результаты освоения курса...4 3.Список художественной литературы, рекомендованной учащимся 1-го класса...5 4. Список художественной литературы,

Подробнее

«Думай, считай, отгадывай!»

«Думай, считай, отгадывай!» Цели игры: - создать условия для развития математического мышления, быстроты реакции; - содействовать формированию интереса к математике; - обобщать ранее изученный материал.

Подробнее

Тематическое планирование литературного чтения 2 класс УМК «Планета знаний» Тема урока Количест во часов Знакомство с учебником 2 С. П. Щипачев "Подсолнух" 3 И. З. Суриков "Степь" (отрывок) 4 И. С. Соколов-Микитов

Подробнее

ЗАНЯТИЕ 3 ОН МОЙ ОНА МОЯ ОНО МОЁ

ЗАНЯТИЕ 3 ОН МОЙ ОНА МОЯ ОНО МОЁ 1. Подпиши картинки. Вставь слова МОЙ, МОЯ ИЛИ МОЁ. СОБАКА ЯБЛОКО СТУЛ _Она моя КРЕСЛО ПЛАТЬЕ ТИГР ДОМ МЯЧ КНИГА КОШКА КОНФЕТА ВАРЕНЬЕ 8 2. Соедини слова с картинкой. Соедини

Подробнее

ЧТЕНИЕ. 3 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЧТЕНИЕ 3 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана с учѐтом психофизиологических возможностей учащихся, с учѐтом зоны их ближайшего развития и рассчитана на 4 часа в неделю и 138 часов в год. Основные

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по чтению составлена в соответствии с с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта специальной (коррекционной) образовательной школы VIII

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе

Подробнее

«У МЕНЯ ЕСТЬ ВЕРНЫЙ ДРУГ»

О. КУРНОСОВА «У МЕНЯ ЕСТЬ ВЕРНЫЙ ДРУГ» СБОРНИК ПЕСЕН ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА г. Славянск-на-Кубани 2017 СОДЕРЖАНИЕ: 1. «Маруся» 2. «Я помню» 3. «Первый вальс» 4. «Говорящий хвост» 5. «Весёлый выходной»

Подробнее

Что читать летом (по окончании 1 класса)

Что читать летом (по окончании 1 класса) Русские народные песенки, потешки, прибаутки, загадки, небылицы, считалки, скороговорки, пословицы, поговорки Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»,

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой,

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа работы с одарёнными по литературному чтению «Шаг за шагом» 3 класс создана на основе: Федерального государственного стандарта начального общего образования; Учебного плана

Подробнее

docplayer.ru

Литературное чтение.Олимпиада - Начальные классы

Олимпиада младших школьников по литературному чтению(школьный тур) 4 класс

2016-2017 учебный год

код

Дорогой друг! Приветствуем тебя на школьном туре олимпиады по литературному чтению. Уверены, что все задания будут вам по плечу.

Желаем удачи!

1. Определи жанр произведений устного народного творчества.

  1. Ученье – свет, а неученье– тьма._______________________________________

2) Бык-тупогуб, тупогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа.____________________________________________

3)Стоит ЕгоркаВ красной ермолкеКто не пройдетВсяк поклон отдает._____________________________________________________

4) Ой, ладушки, ладушки,

Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Бражку.

Кашка сладенька,

Бабушка добренька._____________________________________________________

5)Жили-были два братца, два братца - кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?_______________________________________

2.Прочитай стихотворение В. Степанова «Воробей».

Какие средства художественной выразительности использует автор? Подчеркни, назови.

Заглянула осень в сад -_______________________________________________

Птицы улетели.______________________________________________________

За окном с утра шуршат______________________________________________

Жёлтые метели._____________________________________________________

Под ногами первый лёд_______________________________________________

Крошится, ломается.__________________________________________________

Воробей в саду вздохнёт,________________________________________________

А запеть – стесняется._________________________________________________

3.Установи соответствия и соедини стрелкой фамилию и жанр, в котором работал этот автор.

Иван Андреевич Крылов Исторические рассказы

Павел Петрович Бажов Басни

Самуил Яковлевич Маршак Рассказы о животных

Евгений Иванович Чарушин Стихи для детей

Николай Николаевич Носов Детские забавные рассказы

Сергей Петрович Алексеев Сказы

4.Прочитай текст.

Звонки. А.Л. Барто

Я Володины отметки узнаю без дневника.

Если брат приходит с «тройкой» –раздаётся _________________.

Если вдруг у нас в квартире начинается _____________________–

Значит, «пять» или «четыре»получил сегодня он.

Если он приходит с «двойкой» –слышу я издалека:

Раздаётся _______________________________________________.

Ну, а если «единица» –

Он тихонько ____________________________________________.

Вставь на месте пропусков такие слова, которые бы позволили этот текст назвать стихотворением.

Выпиши рифмы парами.

5. Соотнеси басни с качествами характера, высмеиваемые в них. Укажи

автора этих басен.

«Ворона и Лисица» бездарность

«Мартышка и Очки» тщеславие

«Стрекоза и Муравей» самомнение

«Квартет» невежество

«Кукушка и Петух» лень

«Зеркало и обезьяна» лицемерие

6. Соедини слова правого и левого столбиков, чтобы получились словосочетания, которые встречаются в русских народных сказках.

слёзы                                      булатные

руки                                       горькие

мечи                                       золотые

7. Объясни значение фразеологизма одним словом.

Кот наплакал  - ________________________________________________.

От  горшка два вершка -  ________________________________________.

Бить  баклуши  -  _______________________________________________

.Намылить  шею -  ______________________________________________.

На краю света   -   .

8.Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши название сказки и её автора.

Метла, тыква, бал, часы, туфелька.

Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба.

Полено, очаг, ключ, борода, театр.

Розы, сани, лёд, коньки, слеза.

Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл.

Корабль, цветок, перстень, ставни, заря.

9. Расшифруй название сказки.

ЛОБОКОК – __________________________________________________________

КВОЛ И ЗАОК – _______________________________________________________

КОРОМОЗ – __________________________________________________________

КАШУЗОЛ – __________________________________________________________

10. . У разных стран есть похожие пословицы. Назови подобную русскую пословицу.

Финская: Тот не заблудится, кто спрашивает.

Вьетнамская: Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребенок.

Индонезийская: Очень резво белка прыгает, а иной раз и срывается.

Иранская: Где нет фруктовых деревьев, и свекла сойдет за апельсин.

Спасибо за работу!!!

Порядок оценивания олимпиадной работы по литературному чтению

Задание 1.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальное количество баллов – 5.

Ответы: 1) пословица, 2) скороговорка, 3) загадка, 4)потешка, 5) докучная сказка.

Задание 2.

Каждое правильно подчеркнутое средство художественной выразительности оценивается в 1 балл. Если дети называют средство художественной выразительности, добавляется еще один бал.

Максимальное количество баллов – 10.

Заглянула осень в сад – (метафора, олицетворение)

Птицы улетели.

За окном с утра шуршат(метафора)

Жёлтые метели.(эпитет)

Под ногами первый лёд

Крошится, ломается.

Воробей в саду вздохнёт,(метафора, олицетворение)

А запеть – стесняется.(метафора, олицетворение)

Задание 3.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальное количество баллов – 6.

Ответ:

Иван Андреевич Крылов – Басни

Сергей Петрович Алексеев – Исторические рассказы

Павел Петрович Бажов – Сказы

Самуил Яковлевич Маршак – Стихи для детей

Евгений Иванович Чарушин – Рассказы о животных

Николай Николаевич Носов – Детские забавные рассказы

Задание 4.

За правильноерифмование текста зачисляется 4 балла (по 1 баллу за каждую вставку), даже если версия ученика не совпадает с авторской, но рифма и смысл сохранены.

За каждую пару рифм дается 1 балл.

Максимальное количество баллов – 8.

Ответы:

Звонки.

Я Володины отметки узнаю без дневника.

Если брат приходит с «тройкой» – раздаётся три звонка.

Если вдруг у нас в квартире начинается трезвон–

Значит, «пять» или «четыре» получил сегодня он.

Если он приходит с «двойкой» – слышу я издалека:

Раздаётся два коротких, нерешительных звонка.

Ну, а если «единица» –

Он тихонько в дверь стучится.

Рифмы: дневника – звонка, трезвон – он, издалека – звонка, единица – стучится.

Задание 5.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальное количество баллов – 6.

Ответы:

«Ворона и Лисица» - тщеславие,

«Мартышка и Очки» - невежество,

«Стрекоза и Муравей» - лень,

«Квартет» - бездарность,

«Кукушка и Петух» - лицемерие,

«Зеркало и обезьяна» - самомнение.

Задание 6.

Каждый правильный ответ оценивается в 2 балл. Максимальное количество баллов – 8.

Ответы: «Язык до Киева доведёт», «Тише едешь – дольше будешь», «Поспешишь – людей насмешишь», «На безрыбье и рак – рыба».

7.Объясни значение фразеологизма одним словом.

Каждый правильный ответ оценивается в 2 балл. Максимальное количество баллов – 10.

Кот наплакал  - мало.

От  горшка два вершка -  маленький.

Бить  баклуши  -  бездельничать.                        

Намылить  шею -  наказать.

На краю света   -   далеко.

8.Задание

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 6.

Ответы: Метла, тыква, бал, часы, туфелька. («Золушка» Шарль Перро)

Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин)

Полено, очаг, ключ, борода, театр. («Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстой)

Розы, сани, лёд, коньки, слеза. («Снежная королева» Г.Х. Андерсен)

Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл. («Конёк-горбунок» П.П. Ершов)

Корабль, цветок, перстень, ставни, заря. («Аленький цветочек» С.Т. Аксаков)

9. Расшифруй название сказки.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 4.

ЛОБОКОК – «Колобок».

КВОЛ И ЗАОК – «Волк и Коза».

КОРОМОЗ – «Морозко».

КАШУЗОЛ – «Золушка».

10.Соедини слова правого и левого столбиков, чтобы получились словосочетания, которые встречаются в русских народных сказках.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов –3 Слёзы горькие.                                    Руки золотые.  Мечи булатные.                                      

multiurok.ru