Инструкция по охране труда № 50 при работе в котельной. Тб при работе в топке котла


Инструкция по охране труда в котельной

 

1.Общие требования безопасности по охране руда.

1.1. К работе в котельной допускаются рабочие прошедшие обучение и инструктаж по технике безопасности, овладевшие практическими навыками безопасного выполнения работ.

1.2. Рабочий должен выполнять только те обязанности и ту работу, которая поручена администрацией и способы которой им хорошо усвоены.

1.3. Обязан выполнять все положения настоящей инструкции по охране труда в котельной.

1.4. Работать в спец. одежде.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Привести рабочую спецодежду в порядок: застегнуть обшлага рукавов, поправить одежду.

2.2. Принять смену от предыдущего кочегара.

2.3. Проверить исправность кранов, задвижек, манометра, градусника, котлов, электронасосы, электрооборудование.

2.4. Проверить положение вентилей и задвижек на заданный режим работ.

2.5. Проверить заполнение отопительной системы водой, а если не полностью заполнена, заполнить покуда потечет из контрольной трубы.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

 По инструкция по охране труда запрещено:

3.1. употреблять спиртные напитки или наркотические средства;

3.2. спать во время смены;

3.3. покидать рабочее место во время работы.

3.4. Не прикасаться к предметам находяшимся под электротоком.

3.5. Набивку и подтяжку сальников, смену подшипников производить при выключенном насосе.

3.6. Не допускать в ход насосов, вентиляторов без ограждения и решетки на всасывающем отверстии вентилятора.

Для обеспечения нормальной работы необходимо:

следить за равномерностью схода топлива, своевременно ликвидируя возможные зависания;

каждую смену чистить предтопок и топку, удаляя шлак и золу через боковые дверки. При чистке следует повысить разряжение в топке.

3.7. Во время работы котла персонал котельной должен следить за исправностью котла и всего оборудования котельной и строго соблюдать установленный режим. Выявленные в процессе работы оборудования неисправности должны записываться в сменный журнал.

3.8. Персонал должен принимать немедленные меры к устранению неисправностей, угрожающих безопасной и безаварийной работе оборудования. Если неисправность устранить собственными силами невозможно то необходимо об этом сообщить начальнику цеха или гл. механику гослесхоза.

Особое внимание следует обратить на:

3.9. поддержание нормального уровня воды в котле и равномерное питание водой. При этом нельзя допускать, чтобы уровень воды опускался ниже допустимого уровня /стрелка уходит за красную отметку/.

3.10. Поддержание нормального уровня опилок в бункере.

3.11. Проталкивать опилки в топку с помощью шуровки /кочерги/ рукоятка которой должна быть длинее топки на 1,5 м.

3.12. Ремонт электрической аппаратуры, силовых щитов, измерительных приборов производится только специально обученными электро­техническим персоналом с квалификационной группой по ТБ не ниже 3.

При остановке котла необходимо: Поддерживать уровень воды в котле.

Прекратить подачу топлива в топку, дожечь топливо, при уменьшенной тяге. Остановить дымосос.

Очистить топку.

4. Требование безопасности в аварийных ситуациях по  инструкции охраны труда в котельной.

4.1. Аварийная остановка котла производится в следующих случаях:

Пожар в котельной.

Выход из строя топки или самого котла.

Выход из строя предохранительных клапанов.

Прекращение действия всех питательных устройств.

Спуск воды из котла.

4.2. Обслуживающий персонал в аварийных случаях должен немедленно остановить котел и сообщить об этом нач. цеха или гл. механику гослесхоза, руководителю подразделения.

4.3. При аварийной остановке котла необходимо:

Прекратить подачу топлива, воздуха, уменьшить тягу.

Как можно быстрее удалить горючее топливо из топки. В исключительном случае залить топку водой, при заливке огня следить чтобы вода не попадала на стенки котла.

4.4. В случае возникновения пожара персонал должен немедленно вызвать пожарную охрану и принять все меры к тушению его, не прекращая наблюдения за котлом.

4.5. Котлом работающим на дровяных отходах и дровах предъявляются аналогичные требования.

5. Требования безопасности по окончанию работы.

5.1. По инструкции  кочегар обязан:

-  очистить рабочее место от грязи, мусора, остатков сжигаемого продукта;

-  заполнить журнал приема передачи смены;

-  -сдать смену другому кочегару;

-  о всех недостатках, которые имели место во время работы и о принятых мерах по их устранению доложить своему непосредственному начальнику.

 

ohranatrud-ua.ru

Техника безопасности при обслуживании электрооборудования и выполнении газовых и ремонтных работ в котельной

Техника безопасности при обслуживании электрооборудования и выполнении газовых и ремонтных работ в котельной

Обслуживание электрооборудования. Машинист не должен работать вблизи открытых токоведущих частей без предварительного устройства хотя бы временных ограждений, предохраняющих от случайного прикосновения к открытой электропроводке. При работе вблизи токоведущих частей (электрощитов, кабелей) необходимо убедиться, что ток выключен и не будет включен до окончания работ.

Следует пользоваться патронами и штепсельными соединениями с пластмассовыми корпусами, а в сырых помещениях - с фарфоровыми корпусами. Штепсельные розетки, снабженные предохранителями, рекомендуется использовать только в помещениях без повышенной опасности и для напряжения не выше 220 В. Штепсельные соединения, используемые для включения переносного инструмента, должны иметь контакт для заземления корпуса инструмента.

Машинист не должен сменять электрические лампы освещения и плавкие предохранители. Это обязанность дежурного электрика. Машинисту запрещается пользоваться рубильниками, магнитными пускателями и кнопками с открытыми крышками и разбитыми штепсельными розетками, а также включать их рукояткой молотка, ключом или, например, палочкой. Включение подобных устройств должно осуществляться с резинового коврика, а в сырых помещениях - с подставки из сухого дерева на изоляторах, имеющей также резиновый коврик.

При прекращении подачи электроэнергии все электродвигатели в котельной должны быть немедленно выключены. Машинист обязан регулярно проверять исправность контакта заземления и о замеченных неисправностях немедленно сообщать электрику.

При ремонтных работах следует пользоваться переносными лампами с напряжением 12 В - в особо опасных помещениях и 36 В - в помещениях с повышенной опасностью. Включать инструменты присоединением оголенных концов к линии или контактам рубильников не разрешается. Подключать защитные трансформаторы на 12-36 В к сети следует с помощью соответствующих штепсельных соединений и выключателей. Во время работы с электроинструментом необходимо постоянно следить за исправным, состоянием подводящих проводов, не допускать образования петель или перекручивания. Если во время работы чувствуется хотя бы слабое действие тока, работу надо прекратить и сдать электроинструмент на ремонт. Работать с электроинструментом не разрешается, если корпус его находится под напряжением, неисправен, оголен шнур или нет заземляющего провода.

При работе электроинструментом внутри котла один рабочий должен находиться снаружи и быть готовым в любую минуту оказать помощь работающему внутри котла (выключить ток, остановить электродвигатель).

Производство газоопасных работ.

Газоопасными считаются работы, которые проводятся в заведомо загазованных помещениях или при производстве которых возможны утечки газа и образование среды, способной вызвать отравление, взрыв или пожар. Признаком загазованности помещения является неприятный запах одоранта газа. Степень загазованности определяют по показателям стационарных или переносных газоанализаторов.

Газоопасные работы должны выполнять рабочие, прошедшие специальное обучение по особому наряду за подписью лица, ответственного за газовое хозяйство. Перед началом работ это же ответственное лицо обязано проинструктировать о мерах предосторожности.

Газоопасные работы необходимо проводить бригадой из не менее двух человек (в колодцах, тоннелях, глубоких траншеях и резервуарах -не менее трех человек) с применением шланговых или кислородно-изолирующих противогазов. Обычные противогазы непригодны для этих целей, так как они пропускают оксид углерода. Шланговые противогазы с длиной шланга 12-15 м можно применять для работы в загазованных помещениях только в том случае, если есть возможность выбросить свободный конец шланга в зону чистого воздуха через окно, форточку и т. п. Шланг не должен скручиваться и перегибаться. Шлем должен плотно прилегать к голове и лицу.

Кислородно-изолирующий противогаз ранцевого типа КИП-5 состоит из кислородного баллона, шлема и короткого гофрированного шланга, уложенных в наплечном ранце. Противогаз типа КИП-5 изолирует дыхательные органы человека от окружающего воздуха, а необходимый для дыхания чистый воздух получается в самом противогазе. Этот противогаз применяется в тех случаях, когда пользование шланговым противогазом невозможно. При газоопасных работах необходимо пользоваться взрыво-опасным инструментом, не дающим искр -медным или омедненным. Если инструмент не может быть омеднен, как, например зубило, то на время работы его поверхность должна быть густо смазана тавотом или солидолом, препятствующими образованию искры. Проволока для прочистки отверстий или удаления сальниковых набивок должна быть из латуни.

Техника безопасности при производстве ремонтных работ. Ремонт котлов и вспомогательного оборудования в действующих котельных также является газоопасной работой, поэтому при его проведении должны выполняться все общие меры безопасности, предусмотренные для этих работ. Допуск ремонтного персонала для выполнения работ производится только после проверки ответственным руководителем наличия заглушек и правильности их установки. Персонал, допускаемый к проведению ремонта, должен быть предварительно проинструктирован по правилам безопасности независимо от его квалификации и наличия права на проведение газоопасных работ.

Если при ремонте приходится выполнять работу на высоте, то должны быть установлены специальные леса с плотным настилом и ограждением высотой не менее 1 м. Не разрешается пользоваться на высоте отдельными досками при переходе с одной конструкции на другую. В этом случае необходимо сделать мостики из щитов, имеющих поперечные планки и поручни высотой не менее 1 м. Рабочие места должны иметь хорошее освещение. Запрещается пользоваться при работе в котле переносными лампами напряжением выше 12 В; во всех других местах разрешается применять переносные электролампы и электроинструмент напряжением до 36 В. Работать с электроинструментом следует в резиновых перчатках на резиновом коврике. Корпус электроинструмента должен быть заземлен. Запрещается включение электроинструмента присоединением оголенных проводов к линии или контактам рубильников.

Перед началом работы в топке или газоходах котла необходимо провентилировать газовый тракт путем включения дымососа на 10-15 мин. При выполнении работы внутри топки или газохода котла снаружи должен постоянно находиться дежурный, ведущий наблюдение за всеми работающими.

Подъем тяжестей по лестницам без перил не допускается. Инструмент, применяемый при ремонте, должен быть в исправном состоянии. При всех видах сверления запрещается удалять стружку руками, для этого применяют приспособление в виде крючка. Стружку можно удалять только после того, как сверло будет выведено из отверстия.

kotel-kv.com

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА при обслуживании отопительного водогрейного котла

Настоящая инструкция содержит основные требования по обеспечению безаварийной работы и безопасного обслуживания водогрейных котлов

1.      Общие положения.

1.1. Лицо, ответственное за содержание и безопасную эксплуатацию водогрейного котла назначается приказом по комбинату и должно иметь удостоверение, выданное после проверки знаний по правилам эксплуатации и техники безопасности при содержании отопительных водогрейных котлов с абсолютным давлением воды до 0,2 Мпа( 2,0 кгс\см2 ) и температурой до 3680К/95 0 С/

1.2. Обслуживание  котла может быть поручено лицам не моложе 18 лет, прошедшим медицинское освидетельствование, сдавшие экзамены по программе для подготовки кочегаров и освоившие на практике под руководством лица, имеющего опыт все приемы и правила управления котлом.

Повторная проверка знаний этих лиц должна производиться комиссией комбината:

а) периодически (не реже 1 раза в 12 месяцев)

б) при переходе на другое предприятие

в) при переводе обслуживаемого котла на другой вид топлива.

2.Обязанности кочегара.

2.1. Кочегар во время своего дежурства отвечает за состоянием оборудования котельной, за нормальный режим работы котла, за повреждения и несчастные случаи, которые произошли вследствие несоблюдения им своих обязанностей.

Кочегару необходимо хорошо изучить инструкцию по эксплуатации водогрейных котлов. Каждый год под руководством лица, ответственного за эксплуатацию котла, должна производиться комиссионная проверка знаний кочегаров.

2.2. Кочегар обязан:

а) принимать от предыдущей смены котел и оборудование котельной, лично осмотреть и проверить их исправность.

б) при сдаче смены сообщить принимающему смену о всех замеченных недостатках.

2.3. вести вахтенный журнал и расписываться в нем при приеме смены с указанием состояния оборудования.

2.4. Следить за наличием противопожарного инвентаря.

2.5. Не допускать в котельную  посторонних лиц.

2.6. Производить уборку котельной не реже 1 раза  в смену с обязательной чисткой выходов от снега и льда.

2.7. Не загромождать котельную посторонними предметами и не сушить в котлах предметы.

3.Порядок работы котла на твердом топливе.

3.1. Перед началом растопки котла необходимо:

1)       наполнить систему водой до появления воды из переливной трубы расширительного бака;

2)       полностью открыть шибер и поворотную дверку для подвода воздуха под шетку.

3.2. Растопку котла производить сухими дровами. Размер дров должен соответствовать размером топки в плане и обеспечить как продольную так и поперечную укладку их, что должно привести к равномерному заполнению всей колосниковой решетки горящими углями. Когда дрова хорошо разгорятся ( при необходимости подравнять слой при помощи  кочерги), примерно через 2-3 минуты после растопки начать загрузку основного топлива. В течение короткого времени, порядка 15 мин., постепенно и равномерно загрузить топливо в количестве достаточном  для образования слоя высотой 150 мм. Это топливо должно быть подготовлено таким образом, чтобы размер кусков составлял 25-50 мм. Затем загрузку прекращают до тех пор, пока топливо хорошо разгорится (15-20 мин). Последующая загрузка может производиться более мелким топливом равномерно по всей решетке, быстро, не допуская прорыва большого количества воздуха в топку через верхнюю дверь.

3.3. Окончив загрузку разровнять слой топлива. При необходимости произвести чистку и шуровку колосниковой решетки.

3.4. Чистку колосниковой решетки производить не реже двух раз в сутки. При чистке ввести резак через щиток шуровочной дверки, прочистить отверстия колосниковой решетки, удалить шлак, оставить  весь несгоревший уголь(жар) в топке. после этого произвести очередную загрузку топлива. Шуровку и чистку решетки от шлака нужно производить быстро, не допуская большого прорыва воздуха в топку.

3.5.Не допускать в зольнике большого скопления золы. Чистку зольника производить 1-2 раза в сутки.

3.6. Для поддержания экономической работы котла по мере необходимости при помощи скребка производить очистку поверхностей нагрева топки и конвективного газохода от сажи золовых отложений. Периодичность чистки зависит от вида сжигаемого топлива и режима работы.  

3.7. Экономическая работа котла достигается при его непрерывной работе, однако при повышении наружной температуры целесообразна периодическая топка.

4. Техническое обслуживание.

4.1. Наполнение системы водой из водопровода производится через вентиль. Наполнять до появления воды из переливной линии. Для опорожнения системы в нижней точке ее устанавливается спускной вентиль.

4.2. Для обеспечения постоянного уровня воды в расширительном баке следует периодически пополнять систему водой до ее появления из переливной трубы.

4.3. Если уровень воды опущен, прекращается циркуляция воды в системе. Это можно обнаружить по охлаждению подающих труб к нагревательным приборам.

В этом случае следует:

а) при температуре воды на горячей линии до 950 С и отсутствии постукивания в системе – произвести медленное  наполнение  системы водой;

б) при температуре свыше 950С и при наличии постукивания в системе                        ( гидравлические удары в результате парообразования) надо удалить жар из топки. После охлаждения воды в котле до 750 С наполнить систему и вновь растопить котел.

 4.4. По окончании отопительного сезона во избежание коррозии металла систему оставить заполненной водой.

5. Указание мер безопасности

5.1. При эксплуатации системы отопления необходимо следить за наличием воды в расширительном баке. Во избежание прекращения циркуляции воды и перегрева котла не допускается работа системы отопления частично заполненной водой.

5.2. При прекращении работы котла в зимнее время на продолжительный срок (свыше суток) необходимо полностью освободить систему отопления от воды во избежание ее замерзания.

5.3. Запрещается:

1)      устанавливать запорно-регулирующую арматуру на подающей линии и трубопроводе, соединяющем систему отопления с расширительным баком;

2)      быстро заполнять горячий котел холодной водой;

3)      пользоваться горячей водой из отопительной системы для бытовых целей;

4)      При замерзании в системе отопления отогревать паяльной лампой, факелом.

5.4. При эксплуатации котла температура горячей воды не должна превышать      95 С0

6. Заключительные положения.

6.1. Администрация комбината не должна давать персоналу указания, которые противоречат инструкциям, относящимся к выполняемой ими работе и могут привести к аварии или несчастному случаю.

6.2. Рабочие несут ответственность за нарушение инструкций, относящихся к выполняемой ими работе, в порядке установленном правилами внутреннего трудового распорядка предприятия и уголовным кодексом РБ

instrukciiot.blogspot.com

Правила техники безопасности при обслуживании вспомогательной котельной установки.

Правила техники безопасности предъявляют высокие требования к персоналу, обслуживающего котел. До работы в котельном отделении допускаются лица, которые достигли 18-летнего возраста, прошедшие медосмотр и имеющие удостоверение на право обслуживать паровые котлы. Во время вахты они должны носить спецодежду и безопасную обувь. Персонал КО обязан поддерживать чистоту и порядок. Настил КО должен быть выполнен с рифленых стальных листов, всегда прочно закрепленных, а все вырезы в них должны быть закрыты. Масло или мазут, пролитые на палубу, следует немедленно убрать. Техническую эксплуатацию действующего котла необходимо осуществлять с соблюдением правил технической эксплуатации и инструкциям завода-изготовителя Подготовку котла к действию следует начинать с осмотра всех элементов котла и топочной камеры, чтобы убедиться в отсутствии каких-либо повреждений. Для удаления взрывоопасной газо-воздушной смеси топку нужно вентилировать в течение не менее 3 минут.

При выводе котла из действия для осмотра и проведения работ внутри него необходимо надежно разъединить его с действующим котлом, для чего следует поставить разъединительные заглушки между фланцами всех присоединенных к котлу паропроводов и трубопроводов. Котел открывают только под руководством ответственного лица. Запрещается: затягивать гайки на элементах котлов и паропроводах под давлением; выполнять ремонтные работы с ударами и сверлением; открывать люки и лазы на котле, не отключенном от действующих котлов; проникать в котел, если на всех трубах, соединяющих его с другими котлами нет заглушек, замков на разъединительных клапанах и плакатов «В котле люди»; использовать в пароводяной коллекторе или топке котла электрические лампы напряжением выше 24V; работать во внутреннем пространстве котла при температуре выше 50 ° С без предварительной вентиляции, без вахтенного у люка котла , который наблюдает за теми, кто работает внутри. Все ремонтные работы следует делать при участии и под руководством механика, ответственного за состояние котла. Котел запрещено вводить в действие, если обнаружены: протекание в коллекторах, камерах или в трубах; неисправность питательных средств, отсутствие или неисправность хотя бы одного предохранительного клапана, водоуказательного прибора или манометра; неисправность клапана нижнего продувания, а так же если число заглушенных труб превышает 10 % их общего числа. Для предохранения от ожогов и уменьшение тепловых потерь котла, дымоходы и паропроводы обязательно изолируют. Температура на поверхности изоляции должна быть не более 60 ° С. Необходимо строго следить за плотностью топливных трубопроводов, арматуры, насосов, удерживать льяла чистыми и сухими, не допускать скоплений мазута в топке и под насосами. Котельное отделение должно быть оборудовано противопожарными средствами.

 

Судовые насосы.

Насосами называют механизмы, с помощью которых жидкости транспортируются или перекачиваются из помещения с меньшим давлением в помещение с большим давлением. В зависимости от принципа действия различают объемные (поршневые, шестеренные, винтовые), центробежные (лопастные) и струйные насосы. На судах насосы разделяют по их назначению: трюмные, балластные, питательные для масла и охлаждающей воды, пожарные, нагнетательные и т. д. Объемные насосы служат для того, чтобы периодически нагнетать отдельные количества жидкости из камеры всасывания в камеру сжатия. Самый простой объемный насос - это поршневой. Принцип, работы такого насоса двойного действия показан на рисунке ниже.

 

Принцип действия поршневого насоса двойного действия.1 — поршень; 2-5 — клапаны; 6 — всасывающая труба; 7 — напорная труба.

 

Другим очень распространенным видом объемного насоса является шестеренный. Подающий элемент состоит из двух зубчатых колес, помещенных в герметическом корпусе. Одно из зубчатых колес приводится во вращение, например, электродвигателем. При вращении колес зубцы, выступающие из зубчатого венца, вызывают увеличение объема в насосе, за счет чего жидкость всасывается нижним входным патрубком. Отдельные количества поступившей жидкости последовательно накапливаются в промежуточном пространстве между зубчатыми колесами и подаются между корпусом насоса и колесами к их внешней стороне. Наконец, жидкость поступает в камеру сжатия. За счет последовательного вхождения колес в зубчатый венец жидкость выдавливается в напорный патрубок. Шестеренные насосы используются на судах для выкачивания вязких жидкостей с хорошими смазочными свойствами, таких как масло, топливо и т. д.

 

 

 

 

Винтовые насосы также относятся к группе объемных насосов. Жидкость от всасывающего патрубка поступает в промежуточные пространства между винтами, которые называются также камерами и расположены между ведущим винтом, подключенным непосредственно к двигателю, и ведомым. После поворота винтов на определенный угол жидкость в камере запирается; затем вдоль винтов она поступает наверх и оттуда нагнетается в напорный трубопровод. При слишком сильном повышении давления в камере сжатия открывается предохранительный клапан, и жидкость течет назад во впускную камеру.

Принцип действия винтового насоса.1 — ведущий вал; 2 — ведомые винты; 3 — предохранительно-перепускной клапан.

Принцип действия центробежного насоса показан на рисунке ниже. Характерным признаком этих насосов является непрерывный поток жидкости. Рабочий орган насоса, ротор с лопатками, смонтирован на вращающемся валу насоса, который чаще всего подключается непосредственно к приводному электродвигателю. Лопатки вращающегося ротора передают энергию двигателя жидкости, протекающей через насос, создавая при этом давление, под воздействием которого жидкость идет от входа к выходу. Центробежные насосы повсеместно применяются в судовых энергетических установках. Они имеют различную конструкцию в зависимости от мощности. Так, мощность нагнетательных насосов для танкеров достигает нескольких тысяч тонн жидкости в час. Если для перекачиваемой жидкости (например, для воды в пожарных насосах или в питательных насосах парогенераторов) требуется более высокое давление, применяют многоступенчатые насосы. Принцип их действия состоит в том, что вода, достигшая определенного давления и покидающая первую ступень, течет ко всасывающему патрубку следующей ступени, где давление снова повышается.

 

Воздушный компрессор.

Компрессорами называются машины, с помощью которых газы сжимаются от низкого давления на входе до высокого давления на выходе. Соотношение этих двух давлений представляет собой степень сжатия. Самым простым и чаще всего применяемым на судах компрессором является поршневой. По принципу действия он идентичен рассмотренному выше дизельному двигателю. Так как температура газов во время процесса сжатия повышается, в цилиндре компрессора можно получить степень сжатия только в пределах шести — восьми. Дальнейшее повышение степени сжатия приводит к росту температуры, оказывающей вредное воздействие на компрессор. Если необходимо получить более высокое давление (так, например, для пуска главного двигателя требуется давление воздуха 2,9 МПа), используют многоступенчатые компрессоры. Воздух атмосферного давления (0,59 МПа) всасывается в цилиндр высокого давления с меньшим рабочим объемом, чем в цилиндре низкого давления, так как количество воздуха уменьшается вследствие сжатия в цилиндре низкого давления и охлаждения в охладителе. В цилиндре высокого давления можно вновь повысить давление воздуха в шесть раз. Конечное давление воздуха составит тогда 3,5 МПа.

 

 

Сепаратор топлива и масла.

Сепараторы, установленные на морских судах, предназначены для очистки топлива и масла от механических примесей и воды. Отделение механических примесей и воды, как более тяжелых частиц, происходит в центробежных сепараторах под действием центробежных сил, возникающих при вращающемся движении топлива или масла. На морских судах устанавливают центробежные сепараторы тарельчатые (дискового) типа самоочищающиеся или с ручной очисткой. Отделение грязи и механических примесей от топлива называется клариарификацией (осветление), отделение воды - пурификация (очищением).Обводненные и загрязненное топливо очищают, применяя комбинированное очищение. Для этой цели на судах устанавливают два сепараторы, один из которых работает в режиме кларификации, другой - в режиме пурификации. Сепарация масла и сепараторы для него ничем не отличаются от топливных сепараторов и при наличии соединительной системы могут быть взаимозаменяемы. На морских судах устанавливают дисковые сепараторы типа СЦС, «Лаваль», «Титан», «Вестфалия» и других зарубежных фирм. Сборка барабанов на кларификацию и сборка на пурификацию отличаются друг от друга.

 

а – на кларификацию, б – на пурификацию;

1 – тарелка без отверстия, 2 – грязевое пространство, 3 – тарелка с отверстиями.

 

Во вращающийся барабан сепаратора, собранный как кларификатор (рис. а), топливо поступает по центральному каналу в нижнюю часть барабана, отбрасывается к стенкам, проходит по зазорам между тарелками и отводится через кларификационные отверстия (на рисунке показано стрелками). Механические примеси и грязь откладываются на стенках барабана и на поверхностях тарелок под действием центробежных сил. Осадок из стенок барабана и с тарелок удаляют вручную при разборке сепаратора. Методом кларификации пользуются при наличии в топливе значительного количества механических примесей и незначительного количества воды. Вода, откидывается вместе с механическими примесями, заполняет все грязевое пространство 2 и образует гидравлический затвор, который перекроет путь поступления топлива между тарелочных зазоров. Топливо, поступающего в барабан непрерывным потоком, начнет выливаться из патрубка переполнения. В этом случае сепаратор останавливают и очищают барабан. При кларификации сепаратор запускают с сухим барабаном, и когда он разовьет необходимые обороты (8-10 тыс. об /мин), постепенно наполняют топливом. Для сепарирования обводненного (до 3% и больше воды) топлива барабан сепаратора собирают, как пурификатор (рис. б). Для этого устанавливают нижнюю тарелку 3 с отверстиями. При работе сепаратора по методу пурификация барабан заполняют теплой водой, температура которой должна быть одинакова с температурой сепарированного топлива. Вода образует водяной затвор, а топливо проходит по отверстиям в тарелках. Вода и механические примеси отделяются от топлива в между тарелочных зазорах и направляются к стенкам барабана. Отделенная вода непрерывно отводится от барабана (на рисунке показано стрелками). Самоочищающиеся сепараторы отличаются от несамоочисних конструкцией барабана, очистка которого происходит без остановки сепаратора.

1 – разгрузочное отверстие; 2 – затворный поршень; 3,6 – водные полости;

4,7,9,10 – отверстия; 5 – сливной клапан; 8 – камера; 11 – канал; 12 – кольцевой паз.

На рисунке показано устройство барабана самоочищающегося сепаратора СЦС-3.

На стенках барабана вырезаны разгрузочные отверстия 1, через которые выбрасывается грязь, отделенная от топлива. Разгрузочные отверстия закрываются замыкающим поршнем 2. правая часть рисунка соответствует положению запирающего поршня при очистке барабана, левая - при сепарации топлива. В момент пуска сепаратора разгрузочные отверстия открыты и поршень находится в нижнем положении. Движением поршня управляет специальная гидравлическая система, рабочей жидкостью в которой есть вода. Когда барабан наберет необходимое число оборотов, воду подают в камеру 8, откуда она через отверстия 7 и 9 идет, соответственно, в полости 6 и 3. С полости 6 вода сливается наружу в отверстие 10. а из полости 3 - по отверстию 4, каналу 11 в теле поршня до кольцевого паза 12 в стенке барабана и канала 5. Подача воды прекращается после заполнения системы полостей и каналов. С полости 6 вытекает часть воды, которая находится между отверстием 10 и стержнем барабана, в то время как из полости 3 вода сливается полностью. В результате действия центробежных сил вода, оставшаяся в полости 6, создает давление на запирающий поршень, который поднимается и перекрывает разгрузочные отверстия. После этого в сепаратор подают топливо и работа по очистке топлива происходит, как описано выше.

Для очистки барабана снова подают воду в камеру 8, из которой по отверстию 7 и восьми отверстиями 9 вода начинает поступать в полости 6 и 3. В полости 3 вода накопляется гораздо быстрее, так как подается через восемь отверстий. Вода, накопившееся в полости 3, опускает поршень. Для очистки сепаратора прекращают подачу топлива в барабан и подают в большом количестве подогретую воду. Накопленная грязь под действием центробежных сил выбрасывается из барабана через разгрузочные отверстия. После остановки сепаратора вода из полости 6 стекает и поршень под действием силы тяжести опускается в нижнее положение.

 

Сепаратор льяльных вод.

 

1-корпус сепаратора; 2-пульт управления; 3-выводы датчика контроля содержания нефтепродуктов; 4-предохраиительный клапан; 5-манометр; 6-выводы датчика контроля содержания нефтепродуктов; 7-пневмоавтоматические поршневые клапаны сброса нефтепродуктов в сборный танк; 8-электропневматический клапан возврата льяльной воды при повышение нефтесодержания в ней выше 15 мл/л; 9-подпружинепный клапан слива воды за борт: 10-кран подачи воды для промывки; 11-аварийный датчик сигнализации при повышении нефтесодержания в сливаемой воде выше 15 мл/л; 12-кран слива воды; 13-сбориый танк нефтепродуктов; 14-винтовой насос;

15-запорно-невозвратный клапан выхода чистой воды; 16-соленоидиый клапан защиты винтового насоса; 17-корпус фильтра; 18-кран удаления нефтепродуктов и воздуха;

19-манометр; 20-шкаф аварийной сигнализации; 21-краны слива нефтепро­дуктов из сепаратора; 22-кран удаления воздуха из сепаратора; 23- контрольная кнопка работы системы автоматики; 24-главный выключатель системы автоматики; 25-запориый клапан между сепаратором и фильтром.

 

Эксплуатация сепаратора «RWO». Перед вводом в действие сепараторной установки «КМ» необходимо проверить подвод сжатого воздуха и электропита­ния к системе автоматики. При отсутствии электропитания системы автоматики оба поршневых клапана 7 отвода нефтепродуктов находятся в закры­том положении.

Ввод установки в действие следует производить в ниже указанной по­следовательности.

1. Открыть клапаны на трубопроводе сжатого воздуха, манометр дол­жен показывать давление от 0,4 до 0,5 МПа.

2. Включить главный выключатель системы автоматики 24, при этом должна загореться зеленая контрольная лампа «Работа» и красная контрольная лампа «Нефть в сборный танк».

3. Полностью открыть подпружиненный сливной клапан 9 на отливном трубопроводе за борт и запорный клапан 25 между сепаратором и фильтром.

4. Группу клапанов перед насосом сепаратора переключить так, чтобы всасывалась чистая забортная вода для промывки сепаратора.

5. Запустить насос 14 сепаратора.

6. Заполнить сепараторную установку чистой забортной водой до по­явления воды через кран спуска воздуха 18. Из первичной и вторичной камер сепаратора воздух автоматически удаляется через поршневые клапаны 7 в сбор­ный танк 13. После того, как сепаратор будет полностью заполнен водой, по­гаснут контрольная лампа «Нефть в сборный танк» и загорается зеленая кон­трольная лампа «Вода за борт». В целях безопасности и исключения попадания нефтепродуктов за борт проверить наполнение сепаратора и наличие в воде не­фтепродуктов открытием спускных кранов 21.

7. Произвести проверку функционирования системы автоматики, для чего необходимо нажать контрольную кнопку 23 и удерживать её в течение 10 секунд. После этого должны загореться контрольная лампа «Нефть в сборный танк» и откроются поршневые клапаны.

8. При работающем насосе производить дросселирование подпружи­ненного сливного клапана 15 до тех пор, пока манометры 5 и 19 не покажут давление около 0,1 МПа.

Группу клапанов на всасывающем трубопроводе переключить так, что­бы приём НВ производился из нужного колодца машинного отделения.

После этого установка «RWO» готова к работе.

В процессе работы сепараторной установки необходимо поддерживать следующие параметры:

- температура подогрева НВ в сепараторе - 60°С;

- давление в корпусе фильтра - 0,1 МПа;

- давление в сепараторе - 0,15... 0,2 МПа;

- давление сжатого воздуха - 0,4.. .0,6 МПа;

- периодически производить удаление нефтепродуктов вручную из колпаков сепаратора и фильтра;

- периодически контролировать работу системы автоматики, путем нажатия контрольной кнопки на щите прибора контроля.

 

cyberpedia.su

Техника безопасности при монтаже и техническом обслуживании котлов - 11 Ноября 2012 - Блог

Часто причинами аварий с тяжелыми последствиями являются неисправность предохранительных клапанов и их приводов, водо-указательных приборов, устройств, позволяющих закрывать с главной палубы главные и вспомогательные разобщительные клапаны на котлах и быстро закрывающиеся топливные клапаны на цистернах. Перечисленная арматура, приводы и устройства должны поддерживаться постоянно в рабочем состоянии. Действие предохранительных клапанов и ручных приводов к ним надо проверять при каждом подъеме пара. Если не работает хотя бы один из предохранительных клапанов, следует потушить огонь в топке и устранить неисправность.

Вахтенный котельный машинист обязан внимательно следить за уровнем воды в котле, не допуская его понижения или повышения за пределы установленных отметок па водоуказательном стекле. В случае выхода из строя одного из водоуказательных приборов необходимо усилить наблюдение за уровнем воды в котле по другим водоуказа-тельным приборам и принять срочные меры к ремонту неисправного. Правила технической эксплуатации судовых паровых котлов запрещают работу котла с одним водоуказательным прибором более 1 ч.

Согласно правилам, если вода из котла упущена, необходимо немедленно прекратить питание котла, горение в топке и доступ воздуха в нее, разобщение котла с паровыми магистралями. Об унуске воды необходимо доложить старшему механику и вахтенному помощнику капитана. Затем следует открыть вручную предохранительные клапаны продувания пароперегревателя и стравить пар из котла.

Перед зажиганием форсунок следует осмотреть топки и удалить скопившееся в них топливо. Для устранения возможной взрывоопасной смеси газов топку следует хорошо провентилировать (не менее 3 мин), открыв заслонки воздухонаправляющих устройств топочного фронта и включив котельные вентиляторы.

При отсутствии автоматических устройств розжига форсунку зажигают факелом, укрепленным на металлическом прутке длиной пе менее 1 м. Гасить факел необходимо в трубе, специально установленной у топки. Следует сначала поднести факел к форсунке, а затем открыть топливный клапан. Во избежание ожога при выбросе пламени из топки котельный машинист должен находиться рядом с клапаном подачи топлива, в стороне от окна, в которое вставляется факел.

Если зажигание не произошло, необходимо закрыть топливный клапан, обеспечить циркуляцию топлива в топливной системе, доведя его температуру до требуемой, провентилировать топку и газоходы в течение не менее 3 мин, после чего снова зажечь форсунку от факела. Категорически запрещается зажигать форсунки от раскаленной кирпичной кладки. При наличии автоматически регулируемых форсунок следующие форсунки можно зажигать от первой.

Согласно правилам техники безопасности, во время разведения огня предписывается внимательно наблюдать за работой форсунок, не допуская подтекания топлива, не повышая и не снижая давления мазута перед форсунками. Во время наблюдения за процессом горения запрещается пользоваться смотровыми отверстиями с лопнувшими стеклами.

В пожарном отношении представляют опасность пары, образующиеся при подогреве мазута. Будучи тяжелее воздуха, они скапливаются в котельных отделениях внизу, в местах слабой циркуляции воздуха, и могут образовать взрывоопасную смесь. Поэтому при обслуживании котельной установки нужно тщательно следить за плотностью топливных трубопроводов, арматуры и насосов, содержать льяла чистыми и сухими, не допускать скоплений мазута в топке, в поддонах, на плитах, под насосами pi фланцами топливных трубопроводов. Пролитый мазут необходимо немедленно вытирать. Категорически запрещается применять и хранить в котельном отделении бензин; допускается вносить керосин в закрытых жестяных банках только на время промывки деталей форсунок, фильтров и разобранных механизмов.

Включение котла в работу на внешние потребители следует проводить под наблюдением котельного механика и с разрешения старшего механика. Разобщительный клапан надо открывать очень медленно, прогревая холодную паровую магистраль не менее 15 мин (в зависимости от ее длины) при открытых клапанах продувания паропровода. Быстрое открытие паровых клапанов без предварительного прогревания и продувания паропровода может привести к разрыву трубопровода или прокладок во фланцевых соединениях из-за гидравлических ударов.

Если паровой котел выводят из действия для внутреннего осмотра и работ, необходимо надежно разобщить его с действующими котлами. В «Правилах техники безопасности на судах морского флота» указывают, что для этого необходимо установить стальные заглушки между фланцами всех присоединенных к котлу паро- и трубопроводов. Открывать лазы и горловины следует после того, как полностью стравится давление в котле, в чем убеждаются, оценивая показания манометра и открывая атмосферный (воздушный) или пробный клапан. Перед допуском людей в котел необходимо хорошо провентилировать его, проверить отсутствие вредных газов, паров и мазута, охладить воздух в нем до температуры не выше 50 °С.

Правила технической эксплуатации предписывают систематическую проверку исправности и готовности к действию противопожарных средств. Функционирование системы паротушения проверяют не реже одного раза в месяц и перед каждым выходом в рейс. Горение сажи в газоходах котлов предупреждают путем ее своевременного удаления и применения противонагарных препаратов. В случае начавшегося горения сажи необходимо немедленно выключить форсунки и котельные вентиляторы, усилить, по возможности, подачу воды в экономайзер и включить паровые сажеобдувочные устройства, а при наличии соответствующих устройств — пустить в газоходы углекислый газ.

Следует помнить, что тушение пожара в машинно-котельном отделении нужно начинать сразу же после его обнаружения силами обслуживающего персонала, который несет вахту, задействовать имеющиеся средства пожаротушения. Одновременно необходимо оповестить о пожаре вахтенного помощника капитана и старшего механика. При тушении пожара под котлами пользуются аппаратами высокократной иены, средствами местного стационарного паротушения, огнетушителями и песком.

Не следует спешить с остановкой котлов и всех вспомогательных механизмов, не попытавшись ликвидировать полсар местными средствами. Способ объемного тушения пожара углекислотой, паром, ог-негасительными жидкостями применяется только в тех случаях, когда быстрое тушение другими имеющимися средствами невозможно или когда пожар возник в топливных цистернах.

Если из поврежденных паровых систем в машинно-котельное отделение поступает большое количество пара, нужно немедленно отключить поврежденную часть системы и ввести в действие всю вытяжную вентиляцию машинно-котельного отделения, открыть капы и раструбы. Для защиты от струй пара можно использовать все имеющиеся средства (доски, асбестовые листы, брезентовую ткань). В случае очевидной необходимости вывода личного состава вахты из котельного отделения следует экстренно вывести котлы из действия с помощью местных или дистанционных приводов: немедленно остановить топливные насосы и котельные вентиляторы, закрыть быстрозапорные клапаны подачи топлива к форсункам и все воздушные заслонки и отверстия, прекратить питание котлов и подогрев топлива.

Эвакуация людей из горящего котельного отделения и из любого помещения, заполняемого паром, проводится через выходы, находящиеся на более низком уровне, — через аварийную шахту туннеля валопровода или другой аварийный выход. Во избежание тяжелых ожогов запрещается выходить из указанных помещений через выходы, не огражденные шахтами.

Большое значение имеют требования правил техники безопасности в отношении чистоты и порядка в котельном отделении, наличия и правильного хранения инструмента, сменно-запасных частей и расходного материала. Грязь, беспорядок, отсутствие необходимого инструмента и приспособлений, загромождение проходов, неисправность трапов, решеток и поручней зачастую являются причинами несчастных случаев или аварий. Во время работы и вахты в котельном отделении личный состав должен носить хорошо подогнанную спецодежду и обувь только на кожаной подошве. Запрещается носить рубашки с закатанными рукавами, галстуки и шейные платки.

Правилами техники безопасности предъявляются дополнительные требования, связанные с эксплуатацией механизмов при безвахтенном (или частично безвахтенном) обслуживании машинно-котельных отделений. На период отсутствия вахты и работ входы в эти помещения следует закрывать на ключ. Обслуживающий персонал может открывать машинио-котелыюе отделение и входить в него только после приказания (или разрешения) старшего (или дежурного) механика и соответствующего уведомления вахтенного помощника капитана.

Работы но устранению неисправностей оборудования, механизмов и систем автоматизированного машинно-котелыюго отделения производит бригада, в составе которой не менее двух человек. Персонал, обслуживающий машинно-котельное отделение, знает, что пуск механизмов осуществляется автоматически, поэтому, находясь вблизи механизмов и машин, люди должны соблюдать особую осторожность.

sudno.do.am