Лицензия для котельной? Водогрейные котлы не подлежащие регистрации в ростехнадзоре


Ростехнадзор разъясняет: Категорирование и учет оборудования, работающего под избыточным давлением

Вопрос:

Основным видом деятельности нашего предприятия является выработка тепловой энергии и доставка её потребителям. Объекты предприятия поднадзорны Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Одним из видов деятельности нашего предприятия является эксплуатация ОПО трубопроводов пара и горячей воды 4 категории, наружных паропроводов, тепловых сетей с температурой горячей воды свыше 115°С. Ранее, при определении категории и групп эксплуатируемых трубопроводов мы в своей работе руководствовались ПБ 10-573-03, в связи с утверждением новых «Правил промышленной безопасности ОПО, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» в процессе работы возникли вопросы по эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды.

Просим Вас пояснить, какими нормативными документами, помимо «Правил промышленной безопасности ОПО, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», необходимо руководствоваться в работе на этапе определения категории трубопроводов, проведения их регистрации в органах надзора?

Ответ: Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - ФЗ № 116) обязательные требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением, в том числе указанных в Вашем обращении трубопроводов, с 22.12.2014 установлены Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее – ФНП ОРПД), утвержденными приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 (зарегистрирован в Минюсте России 19.05.2014, рег. № 32326).

ФНП ОРПД не устанавливают требований к проектированию и изготовлению трубопроводов в отличие от Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды (ПБ 10-573-03), действовавших до вступления в силу ФНП ОРПД, в связи с тем, что с 01.02.2014 обязательные требования к проектированию и изготовлению указанного оборудования установлены техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013), принятым решением Совета Евразийской экономической комиссии от 02.07.2013 № 41.

В соответствии с приложением № 1 к ТР ТС 032/2013 в зависимости от технических характеристик и свойств рабочей среды оборудование подразделяется на четыре категории опасности (1, 2, 3, 4), причем к 4 категории отнесено оборудование, обладающее более высокой степенью опасности, в отличие от этого в ПБ 10-573-03 трубопроводы по возрастанию степени опасности категорировались в обратном порядке цифрового отсчета (4, 3, 2, 1), соответственно, трубопроводы с наиболее опасными параметрами были отнесены к I категории.

В связи с наличием в ПБ 10-573-03 и ТР ТС 032/2013 различий в нумерации категорий трубопроводов, а также в критериях их отнесения к конкретной категории (давление, температура в ПБ 10-573-03 и давление, диаметр, произведение давления на диаметр и температура ползучести в ТР ТС 032/2013), с целью исключения ошибок при одновременном применении ФНП ОРПД и ТР ТС 032/2013 в ФНП ОРПД в тексте пунктов, определяющих область применения требований ФНП ОРПД и случаи, в которых оборудование не подлежит учету в Ростехнадзоре, в отношении трубопроводов указаны цифровые значения параметров (давление, температура и диаметр), по которым они подразделяются на попадающие и не попадающие в область применения требований ФНП ОРПД, а также подлежащие и не подлежащие учету.

Например, согласно подпункту г) пункта 3 ФНП ОРПД их требования не применяются в отношении объектов, на которых используются трубопроводы пара и горячей воды с наружным диаметром менее 76 мм, у которых параметры рабочей среды не превышают температуру 450°C и давление 8 МПа, что соответствует указанному в подпункте д) пункта 1.1.2 ПБ 10-573-03 для трубопроводов II, III, IV категорий, а согласно подпункту к) пункта 215 ФНП ОРПД не подлежат учету в территориальном органе Ростехнадзора трубопроводы пара и горячей воды с условным проходом 70 мм и менее, у которых температура рабочей среды не превышает 450°C при давлении рабочей среды более 8,0 МПа, а также у которых температура рабочей среды превышает 450°C без ограничения давления рабочей среды, что соответствует трубопроводам I категории согласно таблице 1 пункта 1.1.3 ПБ 10-573-03, регистрация которых при диаметре 70 мм и менее не требовалась и ранее с учетом пункта 5.1.3 ПБ 10-573-03.

В отличие от действовавших до вступления в силу ФНП ОРПД требований ПБ 10-573-03 по обязательной регистрации в территориальном органе Ростехнадзора трубопроводов до пуска их в работу, в разделе IV ФНП ОРПД установлены требования к порядку ввода в эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением, в том числе о необходимости согласно пунктам 214 и 215 ФНП ОРПД направления эксплуатирующей организацией в территориальный орган Ростехнадзора после ввода оборудования в эксплуатацию информации для его учета в объеме, установленном пунктом 216 ФНП ОРПД.

Вопрос:

Согласно п.п. "м" п. 215 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", не подлежат учету в органах Ростехнадзора трубопроводы пара и горячей воды, у которых параметры рабочей среды не превышают температуру 250°С и давление 1,6 МПа (за исключением таких трубопроводов с условным проходом более 100 мм, расположенных в пределах зданий тепловых электростанций, котельных и производственных помещений предприятий, а также за исключением трубопроводов тепловых сетей в составе ОПО III класса опасности, имеющих признак опасности, указанный в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящих ФНП.

Прошу разъяснить, какие именно ОПО III класса опасности имеются в виду в данном подпункте: ОПО, у которых III класс опасности присвоен именно по критерию, указанному в п.5 Приложения 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" или ОПО, у которых III класс опасности присвоен по любому критерию опасности.

Ответ Ростехнадзора: Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев Ваше обращение, поступившее по информационным системам общего пользования, сообщает.

В тексте подпункта м), пункта 215 Федеральных норм и правил промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под давлением» имеются в виду все опасные производственные объекты III класса опасности, имеющие признак опасности, который присваивается по результатам идентификации опасного производственного объекта.

Вопрос:

Подлежит ли постановке на учет в органах Ростехнадзора водогрейный котел вместимостью 885 л (0,885 м3) с максимальным рабочим давлением 0,5 МПа и температурой в котловом контуре 110 градусов Цельсия, планируемым к включению в состав ОПО - сеть газопотребления?

Ответ: Согласно пункту 3 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2014 № 116 (далее - ФНП ОРПД), ФНП ОРПД направлены на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа), в том числе, воды при температуре более 115 градусов Цельсия.

В случае если в соответствии с паспортными характеристиками температура в котловом контуре котла 115 градусов Цельсия или ниже, то ФНП ОРПД на такие котлы не распространяются, в связи с чем они не подлежат учету в органах Ростехнадзора.

tk-servis.ru

Главная

Практически ежедневно при обработке запросов, поступающих в Индустриальную безопасность от наших Заказчиков, мы сталкиваемся с обращениями о необходимости получения лицензии для организаций, эксплуатирующих газовые котельные.

Так есть ли необходимость в получении лицензии на эксплуатацию котельной?

Да, есть! Если газовая котельная, эксплуатируемая организацией, зарегистрирована (внесена в реестр Ростехнадзора) как опасный производственный объект III класса опасности, возникает необходимость получения лицензии на эксплуатацию «Взрывопожароопасного и химически опасного производственного объекта I, II и III класса опасности».

Данный вид лицензий на эксплуатацию газовых котельных выдается Федеральной службой по экологическому технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором).

Лицензиат (организация эксплуатирующая котельную) при оформлении пакета документов должен руководствоваться требованиями Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности,  утвержденного Постановлением Правительства РФ № 492 от 10.06.2013 г.

Размер государственной пошлины, оплачиваемой организацией, эксплуатирующей газовую котельную, составляет 7 500 рублей, срок получения лицензии составляет 45 рабочих дней.

 Рекомендуем ознакомиться c материалами сайта:

Лицензия Ростехнадзора;

Получение лицензии Ростехнадзора.

Многочисленные вопросы, поступающие специалистам Индустриальной безопасности, от наших Заказчиков, которые касаются регистрации в Федеральной службе по экологическому технологическому и атомному надзору, послужили причиной написания этой обзорной статьи.

Что подлежит регистрации в Ростехнадзоре?

Регистрации в Ростехнадзоре подлежат:1. Опасные производственные объекты (ОПО).2. Технические устройства, которые подлежат постановке на учет в Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору.3. Эксплуатационная документация (в установленных случаях).

Регистрация ОПО в Ростехнадзоре

Критерии, по которым тот или иной объект (участок предприятия, цех и т.д.) относится к опасным производственным, определены приложением I к ФЗ № 116 «О промышленной безопасности». Объект, отнесенный к категории «Опасный производственный», подлежит регистрации в Ростехнадзоре в течение десяти дней с момента в вода в эксплуатацию.

Прежде чем ОПО будет зарегистрирован в реестре Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору, как опасный производственный объект, должна быть произведена его идентификация.

Идентификация ОПО проводится в соответствии с требованиями Приказа Ростехнадзора № 168 «Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов».

После проведения идентификации ОПО, комплект документов, необходимых для регистрации ОПО, передается в Федеральную службу по экологическому технологическому и атомному надзору. Класс опасности ОПО (I-IV класс) присваивается при регистрации. Срок регистрации опасных производственных объектов составляет 20 дней.

Регистрация технических устройств в Ростехнадзоре

Технические устройства, подлежащие регистрации (постановке на учет) в Ростехнадзоре:

Некоторые виды грузоподъемных механизмов (краны, тали, подъемники, вышки и т.д), подъемные сооружения, перечисленные в п. 3 ФНП по ПС, в том числе фасадные подъемники (люльки) и грузопассажирские строительные подъемники, перед пуском в работу подлежат регистрации (учету) в Ростехнадзоре. Требование п. 147 ФНП «Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».

Оборудование, работающее под избыточным давлением (превышающим 0,07 МПа):

  • Котлы.
  • Сосуды.
  • Трубопроводы (пара и горячей воды).

Документ, определяющий критерии регистрации (учета) технических устройств: ФНП «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением».

Документация, подлежащая регистрации в Ростехнадзоре

В Ростехнадзоре регистрируется следующая эксплуатационная документация:

  • заключения экспертизы промышленной безопасности;
  • паспорта технических устройств, перечень оборудования которого приведен в предыдущем абзаце;
  • декларации промышленной безопасности.

Рекомендуем ознакомиться c материалами сайта:

Регистрация опасных производственных объектов;

Регистрация ОПО.

Сотрудникам нашей организации при обращении о разработке «Плана по ликвидации аварий» нередко задают вопросы: «Чем отличается План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий от Плана локализации и ликвидации аварий?» и «Каким из этих документов необходимо руководствоваться организации, эксплуатирующей ОПО?».

Отвечаем:1) План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий разрабатывается на основании «Положения о разработке Планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 г. № 730.

Документ утверждается руководителем организации, эксплуатирующей ОПО, согласуется с профессиональным аварийно-спасательным формированием, с которым организация заключила договор обслуживания или с профессиональной аварийно-спасательной службой в составе организации, эксплуатирующей ОПО.

2) План локализации и ликвидации аварий (ПЛА) разрабатывается согласно «Рекомендациям по разработке Планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах», утвержденным приказом Ростехнадзора от 26.12.2012 г. № 781.

Документ утверждается техническим руководителем организации, эксплуатирующей ОПО, согласуется со службами организации, принимающими участие в ликвидации аварии.

Наглядно различия в структуре и составе документов приведены в таблице № 1.

Таблица № 1 - сравнительный анализ Плана локализации и ликвидации аварий и Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий

Параметр сравнения Документ
План локализации и ликвидации аварий (ПЛА) План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий
Количество книг в документе
2
1
Содержание Книга 1 Оперативная частьПЛА уровня «А».ПЛА уровня «Б».Приложения в составе:- схема оповещения об аварии;- список оповещения работников ОПО и организаций об аварии;- инструкция по безопасной остановке технологического процесса;- действия ответственного руководителя и работников ОПО по локализации и ликвидации аварий и их последствий;- список инструмента, материалов, приспособлений и средств индивидуальной защиты;- порядок изучения ПЛА и организация учебных занятий.

Книга 2 Расчетно-пояснительная запискаСписок исполнителей.Оглавление.Исходные данные.Технология и аппаратурное оформление блока.Анализ опасности технологических блоков:- перечни аварий;- основные факторы и причины аварий;- сценарии возникновения и развития аварий;- оценка вероятности возникновения и анализ возможных сценариев развития аварий;-поражающие факторы, количество опасных веществ, участвующих в аварии;- расчет вероятных зон поражающих факторов аварий;- ситуационные планы аварий;- анализ условий перехода аварий на следующий уровень;- организационно-технические мероприятия, направленные на повышение противоаварийной устойчивости ОПО.Выводы.Список нормативных документов, документов организации и справочной литературы.

Общий раздел- характеристика ОПО;- характеристика аварийности и травматизма;- возможные сценарии возникновения и развития аварий на объекте;- характеристика сил и средств, для локализации и ликвидации последствий аварий;- организация взаимодействия сил и средств, состав и дислокация;- порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий;- организация управления, связи и оповещения при аварии,- система взаимного обмена информацией между организациями - участниками локализации и ликвидации последствий аварий;- первоочередные действия при получении сигнала об аварии;- мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения;- организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте.Специальный раздел- Порядок действий производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) в случае аварии на объекте в соответствии с требованиями, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

Таким образом:Согласно требованиям статьи 10 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО I, II и III классов опасности осуществляется посредством разработки планов мероприятий, порядок разработки и содержание которых устанавливается Правительством РФ.

Для опасных производственных объектов I, IIи III классов опасности предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к Федеральному закону №116-ФЗ, необходимо разработать План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ № 730.

Рекомендуем ознакомиться c материалами сайта:

План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий

План мероприятий по локализации аварий

План локализации и ликвидации аварий

Заказать разработку документа Вы можете, связавшись с нами по телефону +7 (495) 973-41-73 или направив запрос по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

indsafety.ru

10.4. разрешение на эксплуатацию вновь установленных котлов постановление госгортехнадзора РФ от 11-06-2003 88 об утверждении правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов (2018). Актуально в 2018 году

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 11-06-2003 88 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПАРОВЫХ И... Актуально в 2018 году

10.4.1. Разрешение на эксплуатацию котлов, зарегистрированных в органах Госгортехнадзора России, выдается инспектором Госгортехнадзора России после проведения пусконаладочных работ на основании результатов первичного технического освидетельствования и осмотра его во время парового опробования, при котором проверяются;

а) наличие и исправность в соответствии с требованиями настоящих Правил арматуры, контрольно-измерительных приборов и приборов безопасности;

б) исправность питательных приборов и соответствие их проекту и требованиям Правил;

в) соответствие водно-химического режима котла требованиям Правил;

г) правильность включения котла в общий паропровод, а также подключения питательных, продувочных и дренажных линий;

д) наличие аттестованного обслуживающего персонала, а также инженерно-технических работников, прошедших проверку знаний;

е) наличие производственных инструкций для персонала котельной, сменных и ремонтных журналов;

ж) соответствие помещения котельной проекту и требованиям настоящих Правил.

Разрешение на эксплуатацию котла, подлежащего регистрации в органах Госгортехнадзора России, оформляется записью в паспорте котла инспектором Госгортехнадзора России, а не подлежащего регистрации - лицом, ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию.

10.4.3. Пуск котла в работу производится по письменному распоряжению лица, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котла, после проверки готовности оборудования котельной установки к эксплуатации и организации его обслуживания.

10.4.4. На каждом котле, введенном в эксплуатацию, должна быть на видном месте прикреплена табличка форматом не менее 300 x 200 мм с указанием следующих данных:

а) регистрационный номер;

б) разрешенное давление;

в) число, месяц и год следующего внутреннего осмотра и гидравлического испытания.

www.zakonprost.ru