Байпас в системе отопления: что это такое и какую функцию выполняет? Байпас для котла отопления


Байпас в системе отопления: основные варианты применения

Все, кто каким-либо образом сталкивался с созданием отопительных систем, знакомы схемы с обходным трубопроводом.

Всем остальным наверняка будет интересно знать: что такое и для чего нужен байпас в системе отопления? Ответы на эти и другие распространенные вопросы будут в данной публикации.

Назначение и сфера применения

Байпас – это некая перемычка или отрезок трубопровода, предназначенный для создания параллельного пути движения теплоносителя в обход определенных элементов системы отопления (СО), которыми могут быть: радиаторы, насосное оборудование, запорная арматура.

Установка байпаса в системе отопления дает возможность:

  • Выполнения профилактических работ или замены радиаторов без остановки СО посредством перенаправления потока теплоносителя в обход батареи.
  • Балансировки однотрубных СО посредством изменения напора теплоносителя в батареях.
  • Установки трехходового клапана с термоголовкой для регулировки оптимальной температуры теплоносителя.
  • Создания аварийного гравитационного контура, который позволит СО находиться в рабочем состоянии, даже при отключенной электроэнергии.

Кроме этого, такой элемент успешно применяется для пропускания теплоносителя по «малому кругу». Другими словами, данный отрезок трубопровода играет роль некой развязки, разделяя котловой и отопительный контур. Это необходимо при отсечке отопительной контура от котлового или, к примеру, для предотвращения образования конденсата в теплообменнике твердотопливной котельной установки.

Зная принцип работы байпаса, можно более детально рассмотреть примеры его установки в различных схемах центрального и автономного отопления.

к оглавлению ↑

Применение в обвязке радиатора

Схемы с обходной магистралью на радиаторах применяются как в однотрубных, так и в двухтрубных СО.В однотрубной системе отопления байпас устанавливается для того чтобы в случае прекращения циркуляции теплоносителя по батарее, отопительный контур продолжал работать. Кроме этого, еще одной важнейшей функцией данного элемента является передача одинакового количества тепловой энергии всем радиаторам, расположенным в отопительном контуре.

В вертикальных схемах, обводная перемычка устанавливается между подающим и обратным патрубком батареи. Проходное сечение этого элемента, как правило, на один размер (калибр) меньше подводящего трубопровода.Вертикальная однотрубная СО

В горизонтальных схемах СО магистральная труба сама является байпасом и выполняется одинакового сечения по всей длине контура.Байпас в вертикальной СО

Важно! В однотрубных СО монтаж перемычки в обвязку радиаторов является обязательным.

Байпас в двухтрубной системе отопления применяется для регулирования температуры теплоносителя. В централизованных и автономных СО, данный элемент применяется для получения возможности осуществления профилактических и ремонтных работ без отключения от отопительной системы или остановки котельного оборудования.Регуляция температуры теплоносителя

Для перенаправления теплоносителя из радиатора на байпас применяется:

  • Запорная арматура (шаровые краны).
  • Трехходовой клапан с терморегулятором.

Совет: если планируется установка обходного трубопровода на обвязку батарей в доме с централизованной СО, то сделать это можно только получив разрешение управляющей компании, представители которой перекроют стояк для выполнения работ.

к оглавлению ↑

Параллельный трубопровод в насосном узле

Байпас при установке циркуляционного насоса выполняет практически все те же функции, что и в обвязке радиатора, с разницей в монтаже:

  1. Насосный узел устанавливается непосредственно на байпасе.
  2. Совместно с насосом используется (обязательно) обратный клапан.

На рисунке ниже наглядно показан принцип действия параллельного трубопровода с циркуляционным насосом.Трубопровод с циркуляционным насосом

Пока насос работает, создается разряжение перед обратным клапаном, которое его запирает и не дает воде перемещаться по прямому отрезку магистрального трубопровода.

При остановленном насосе, давление в магистральной трубе открывает обратный клапан, позволяя теплоносителю перемещаться в обход насосной группы.

Важно! В автономных СО монтаж насосной группы на байпас является обязательным условием. При отключении электричества значительно увеличится гидравлическое сопротивление, связанное с прохождением воды через крыльчатку циркуляционного насоса.

к оглавлению ↑

В коллекторном узле теплого пола

Многие наши соотечественники задаются вопросом, нужен ли байпас в системе отопления с теплым полом? Ответ однозначен – обязательно, ведь в контуре «теплых полов» температура воды обычно не должна превышать 45 °С при температуре в магистральном трубопроводе 80 °С.Коллекторный узел

Как видно из представленного рисунка, перемычка на коллекторе водяного пола выполняет функцию обводной магистрали со смесительным узлом, в роли которого выступает трехходовой клапан с термоголовкой. Одну часть воды клапан пропускает напрямую к контуру «теплый пол», а вторую – через параллельный трубопровод, смешивая с «обраткой» и возвращая в котельную установку.

к оглавлению ↑

«Малый контур» в системе отопления

Здесь байпас – это отрезок трубопровода, который через трехходовой клапан соединяет подающую и обратную магистраль.Малый контур

Принцип действия перемычки, в данном варианте применения, прост: после включения котлоагрегата клапан не дает холодному теплоносителю из отопительного контура поступать в котел. После прогрева теплоносителя до необходимой температуры (часто это 45-50°С), клапан открывается и начинает подмешивать горячую воду в обратный трубопровод, тем самым предотвращая появления конденсата в топочной камере и на теплообменнике твердотопливного котла.

И в качестве заключения: обводной трубопровод – это необходимый, простой и практичный элемент, который позволяет использовать СО с максимальной эффективностью при значительном сокращении расходов энергоносителя. На практике это выглядит, как сокращение объема воды подаваемой на отопительные приборы при сохранении их расчетной теплоотдачи.

ventilationpro.ru

Для чего нужен байпас в системе отопления

байпас для отопления

Байпас для отопления

Ранее мы уже рассказывали о схемах разводки обогрева. Сегодня мы посветим статью однотрубным контурам, а точнее, важности байпаса для отопления. Будем разбираться, что это такое и для чего он вообще нужен. Мы рассмотрим несколько вариантов установки байпаса в однотрубной системе отопления отдельно, так как в каждом из них предъявляются разные требования. При этом его функции остаются неизменными, что нельзя сказать о расположении в пространстве и относительно другого оборудования, а также его диаметре.

Зачем нужен байпас

Байпас – это обвод, обыкновенный отрезок магистрали, который должен быть установлен в необходимых ключевых точках контура. Сразу стоит отметить, что байпас для отопления применяется только в однотрубных схемах. Отличие однотрубного контура обогрева от двухтрубного заключается в том, что в первом циркуляция теплоносителя осуществляется по одной магистрали. Она начинается от котельной и там же заканчивается, при этом вода проходит через цепь радиаторов, в каждом из которых отдавая часть своего тепла.

Ключевым моментом, который отличает двухтрубную схему, является факт разделения потоков подачи и обратки. Поэтому байпас в двухтрубной системе отопления просто не нужен. В то время как в однотрубном контуре подача и обратка неразделимы и являются единым потоком. Обвод устанавливается в однотрубных контурах, которые могут быть расположены в разных плоскостях:

  • вертикальной;
  • горизонтальной.

Исходя из этого, установка байпаса в системе отопления также отличается. Вертикальные контуры монтируются в зданиях, высота которых более одного этажа. Горизонтальные – в одноэтажных домах и в квартирах. Чтобы понимать принцип работы обвода рассмотрим его действие в разных точках установки. Где же может быть установлен обводной путь:

  • на насосе, который нагнетает поток теплоносителя;
  • на радиаторах.

В обоих случаях обводной путь служит для того, чтобы циркуляция в контуре обогрева не останавливалась даже в случае поломки вышеуказанного оборудования. Для чего нужен байпас в системе отопления? Это резервный канал, по которому теплоноситель продолжает свою циркуляцию по контуру и тем самым предотвращает скачки давления в системе отопления. Давайте рассмотрим принцип действия обвода для каждого из вышеуказанных вариантов установки отдельно.

Установка на насосе

байпас для циркуляционного насоса

Байпас для циркуляционного насоса с шаровым краном

Для чего нужен байпас в системе отопления на участке, где установлен электрический насос? Точнее будет сказать, что насос устанавливается прямо на нем. Такое практикуется, когда в гравитационный контур, тот в котором циркуляция осуществляется самотеком, ставится электрический нагнетатель. Он увеличивает скорость потока и тем самым КПД контура становится выше. Это связано с тем, что при более высокой скорости теплоноситель доходит до крайнего радиатора с меньшими теплопотерями.

Вариантов установки байпаса для циркуляционного насоса два:

  • на новый контур;
  • на уже имеющийся контур.

Разницы в монтаже нет никакой. На что нужно обратить внимание, так это на наличие запорной арматуры на центральной магистрали между патрубками обвода. Это нужно для того чтобы теплоноситель проходил через байпас для циркуляционного насоса, а также чтобы не создавался обратный поток.

Обязательно нужно устанавливать именно шаровой кран, а не обратный клапан, как делают некоторые сантехники.

Чтобы понять почему, рассмотрим поэтапно, как это работает:

  • когда работает насос, то он придает теплоносителю ускорение;
  • вода из обвода попадает в магистраль и начинает двигаться в обоих направлениях;
  • в одну сторону (нужную) она уходит беспрепятственно, а во второй стороне наталкивается на обратный клапан;
  • клапан закрывается и тем самым препятствует циркуляции в обоих направлениях.

То есть вода после насоса давит на тарелку клапана сильнее, чем до него, так как скорость теплоносителя за насосом будет выше. По задумке при отключении насоса теплоноситель перестает давить на обратный клапан и не перекрывает его. Это позволяет воде циркулировать самотеком по магистрали, не заходя в обвод.На практике байпас для отопления с обратным клапаном работает не так, как от него требуется.

Дело в том, что тарелка обратного клапана создает сильное гидравлическое сопротивление, равное одному метру. В гравитационном контуре теплоноситель просто не сможет противостоять такому сопротивлению клапана и циркуляция остановится.

Поэтому перед тем как установить байпас в систему отопления с обратным клапаном нужно понимать, что по факту, установка насоса на обводе не будет иметь никакого смысла. С таким успехом его можно было бы ставить прямо на магистраль, при этом сознательно отказаться от возможности использования контура обогрева автономно. Нужен ли байпас в системе отопления в таком случае? Получается что, нет.

Если же вместо обратного клапана поставить обыкновенный шаровый кран, то вы сами сможете управлять вектором циркуляции воды по контуру. Давайте рассмотрим, как сделать байпас в систему отопления, на котором будет установлен насос. В такой схеме он состоит из отдельных элементов:

  • патрубки с резьбой, которые ввариваются в магистраль;
  • шаровые краны – устанавливаются с обеих сторон;
  • уголки;
  • фильтр грубой очистки – ставиться перед насосом;
  • две американки, благодаря которым насос можно снять для проверки или ремонта.

Если вы делаете байпас в системе отопления своими руками, важно соблюдать правильное расположение на нем насоса. Ось крыльчатки должна находиться горизонтально, а крышка клеммной коробки смотреть вверх. Если при правильной установке крышка клеммной коробки смотрит вниз, то ее расположение можно изменить, открутив четыре болта на корпусе. Такое расположение необходимо чтобы был свободный доступ к клеммам, отвечающим за подсоединения питания, а также чтобы исключить попадание на них теплоносителя в случае появления утечки.

Установка на радиаторе

байпас на радиаторе отопления

Байпас на радиаторе отопления

На участке где стоит батарея, байпас в однотрубной системе отопления устанавливается для того, чтобы в случае прекращения циркуляции в радиаторе, вода могла беспрепятственно течь дальше по контуру. В вертикальной схеме радиатор подключен к стояку двумя патрубками. Байпас на радиаторе отопления соединяет эти патрубки между собой и устанавливается перед батареей. Между центральной магистралью и обводом не должно быть запорной арматуры, чтобы исключить человеческий фактор или возможность перекрытия циркуляции в случае поломки крана.

Функции обвода, установленного перед радиатором:

  • обеспечение беспрерывной циркуляции по основному кольцу контура;
  • регулирование температуры теплоносителя.

В однотрубных контурах теплоноситель проходит по радиаторам, отдавая часть тепла, и вовлекается в дальнейший поток. Соответственно, в каждый последующий радиатор теплоноситель доходит немного холоднее.

Установка байпаса на отопление дает возможность смешивать теплоноситель из центральной магистрали с тем, который прошел по батарее, тем самым повышая его температуру.

Получается, если у нас до первой батареи вода была 80 градусов, то уже после нее она остынет примерно до 70 градусов. Тот теплоноситель, который проходит через обвод, не несет таких теплопотерь, поэтому при смешивании жидкостей температура общего потока повышается примерно до 75 градусов.

По такому же принципу работает и горизонтальная однотрубная схема обогрева, только обвод в ней находится в горизонтальном положении на участке под батареей. При этом для правильной циркуляции необходимо подобрать нужный диаметр байпаса в системе отопления.

Диаметр байпаса

зачем нужен байпас в системе отопления

Схема размера труб в системе с байпасом на радиаторе

Итак, мы уже знаем, зачем нужен байпас в системе отопления и где он устанавливается. Осталось разобраться какого диаметра он должен быть. Мы должны рассмотреть варианты монтажа байпаса системы отопления на батарее и насосе отдельно, так как его диаметр в каждом случае будет разным, что обусловливается различными требованиями к нему.

Обвод на насосе будет иметь меньший или такой же диаметр, как и у основной магистрали. Как правильно сделать байпас на отоплении принципиальной разницы в этом случае нет. Ведь он устанавливается только для того, чтобы в случае отключения насоса циркуляция могла продолжаться самотеком.

Соответственно, заужать саму магистраль нельзя, при этом диаметр патрубков, которые отходят от контура, не имеет ключевого значения. При остановке насоса циркуляция через него будет невозможной, поэтому даже при равном диаметре с общей магистралью обвод не будет менять вектор движения теплоносителя. А когда нам нужно чтобы вода текла через насос, то мы просто перекрываем путь теплоносителю шаровым краном, установленным на магистрали.

А вот при установке байпаса в системе отопления частного дома на радиаторах его диаметр имеет большое значение. Он должен быть на один размер меньше, чем патрубки, соединяющие радиаторы с центральной магистралью. При этом отводы к батареям также должны быть на размер меньше основного контура. Как это работает:

  • вода течет по контуру и доходит до участка, на котором установлены батареи;
  • наталкиваясь на разветвление, теплоноситель меняет вектор движения в ту сторону, где меньше сопротивление;
  • часть теплоносителя продолжает движение по прежнему вектору.

Если диаметр патрубков будет таким же, как и обвод, то в батареи попадёт малое количество воды, соответственно, температура радиаторов упадет. В случае если диаметр патрубков будет меньше диаметра обвода, то циркуляция в батарее прекратится вовсе.

Уменьшение диаметра патрубков по отношению к основной магистрали увеличивает скорость теплоносителя, что позволяет ему более интенсивно двигаться по радиатору. При этом вода циркулирует по всей батарее, в результате чего она прогревается равномерно.

Для примера рассмотрим устройство байпаса в системе отопления из полипропилена. Если диаметр основной магистрали составляет 32 мм, то сечение патрубков, через которые вода попадает в батареи, должно быть 25 мм. Диаметр обвода в такой схеме, соответственно, должен быть 20 мм. В таком случае до крайней батареи теплоноситель будет проходить по нужному нам пути с минимальными теплопотерями. При этом сбалансировать систему будет проще.

utepleniedoma.com

что это такое, обзор моделей,монтаж

Чтобы с наступлением холодов проблемы с обогревом вашего дома не стали серьезной причиной дискомфорта, и вы не мерзли зимой или не страдали от духоты и сухого воздуха в помещении следует своевременно провести модернизацию отопительной системы. В этой статье мы расскажем как легко и недорого осуществить улучшения домашней тепломагистрали посредством нехитрого, но довольно эффективного элемента – байпаса. Ниже мы подробнее рассмотрим байпас в системе отопления — что это такое, как действует и требуется ли создавать обходной участок.

Использование обводной трубы на радиаторе

Содержание статьи

Необходимость создания обходного узла

Байпас (англ. – bypass) – часть трубопровода, имеющая запорно-регулируемую арматуру и созданная для обхода какого-либо отрезка тепломагистрали, на котором смонтировано оборудование. Этот элемент в основном используют в однотрубных схемах, где нагретая котлом жидкость переносится от одной батареи к другой с последующим возвратом в коллектор. Теплоноситель свободно протекает через байпас, а при надобности отсоединить подключенные приборы, встроенные в узел кран закрываются и, нагретая до нужной температуры, вода беспрепятственно проходит дальше по трубам.

Байпас в системе отопления – что это такое в однотрубной схеме?

Хотя однотрубные схемы уже технологически и морально устарели, они еще встречаются в зданиях, построенных во времена СССР и СНГ. По этой причине при создании обводных участков в таких схемах следует придерживаться определенных условий врезки.

Байпас в однотрубной схеме отопления

Для создания обходного участка понадобится:

Обводную трубу необходимо размещать подальше от главного стояка тепломагистрали. На отрезке между радиаторной батареей и байпасом требуется врезать шаровой кран, необходимый для регулировки подачи теплоносителя.

Также возможно создание обводного участка и в двухтрубной схеме

К сведению! Монтаж байпасного узла в двухтрубной схеме отопительной системы нецелесообразен, поскольку течение жидкости в магистрали происходит в разных направлениях, а потоки между собой разделены.

Байпас имеет несколько сфер применения, но мы говорим об отоплении, так что рассмотрим возможности его использования именно в этом свете. Итак, разбираясь, что это такое – байпас в системе отопления, учитываем, что его в основном монтируют:

  • в отопительных контурах с котлом и помпой, для осуществления впоследствии плановых ремонтных работ, ревизии или замены приборов, не останавливая тепломагистраль;
  • для отладки температурного режима, которая выполняется за счет установленной запорно-регулировочной арматуры;
  • как устройство, позволяющее снизить расход топливных затрат на отопление и при этом поддерживающее стабильную температуру. К тому же до 35% снижается расход циркулируемой жидкости, что также уменьшает финансовые затраты.
Обводной участок на циркуляционном насосе

Выпускаются байпасы на отопление, как с автоматическим, так и ручным управлением. Модели с автоматикой функционируют автономно и задействуются при включении в отопительный контур насоса. Когда запускается нагнетатель теплоносителя, то под давлением жидкости открывается клапан, а при отключении происходит автоматическое его закрытие. Байпасы можно условно разделить на обводные узлы, устанавливаемые на радиаторы и помпы. Первые монтируют непосредственно возле батареи (для съема обогревательного элемента без отключения магистрали), а вторые применяют для отсоединения оборудования или смены режима работы насоса и устанавливают непосредственно вместе с ним.

Важно! Врезку байпаса рекомендуется делать в промежутке с мая по сентябрь, поскольку в этот период времени в многоэтажных домах подача теплоносителя прекращена. Также запрещено врезать запорную арматуру непосредственно в байпасный узел, поскольку это противоречит ГОСТу.

Байпасы для циркуляционного насоса

Существует такой термин как bypass режим, что это такое рассмотрим ниже. Значительно улучшить весь отопительный контур можно посредством установки насоса, даже если нет проблем с естественным течением жидкости. В процессе врезки помпы в трубу системы отопления непременно понадобится наличие байпаса. Этот прибор хоть и делает отопительную систему более продуктивной, но его работа непосредственно зависит от наличия электричества (в частных домовладениях проблема электроснабжения может быть решена при помощи дизель-генератора). На видео показана сборка насоса через обводную трубу.

Создание байпаса для циркуляционного насоса рекомендовано по следующим причинам:

  • для нормальной настройки отопительного контура;
  • при необходимости отсечения помпы от общей магистрали;
  • для выполнения ревизии и ремонт без остановки работы тепломагистрали;
  • при перебоях в электросети отопительная система сможет продолжать нормально функционировать благодаря естественному току теплоносителя (самотек).
Работа байпасного клапана при выключенном и включенном насосе

При наполнении тепломагистрали водой, насос препятствует нормальному току жидкости и заполняемости контура, из-за этого образуются воздушные пробки. Во избежание подобных проблем требуется установка байпаса, который позволит заполнять трубы водой в обход помпы.

Байпасный клапан – что это такое и принцип его работы

При наступлении нештатной ситуации давление в магистрали падает, и клапан, срабатывая автоматически, дает возможность жидкости циркулировать по контуру своим ходом (самотеком). Таким образом полностью автоматизируется управление отопительной системой. Однако к минусам, автоматического байпаса, следует отнести высокую чувствительность к мелкому мусору и загрязненности теплоносителя. Поэтому перед установкой автоматического байпасного клапана необходимо хорошо прочистить всю систему, чтобы устранить ржавчину, окалину, накипь и различного рода налет в приборах обогрева и трубах отопительного контура.

Устройство и принцип работы байпасного клапана на примере модели BR 400

Для чего требуется байпасный клапан, мы разобрались и теперь можем рассмотреть варианты использования обходных трубопроводов в отопительных сетях. На видео ниже можно посмотреть работу байпасного узла со встроенным обратным клапаном.

Варианты применения байпасов

Решив монтировать обводной участок тепломагистрали необходимо соблюдать некоторые требования:

  • диаметр трубы, используемой для байпаса, должен быть меньше чем в магистральной;
  • создавая обводной участок на батарее, его располагают предельно близко к отопительному прибору и максимально удаляют от стояка отопительного контура;
  • устанавливая байпасный узел, в тепломагистрали частного домовладения, монтаж осуществляют в непосредственной близости от нагревательного котла, но на таком расстоянии, чтобы помпа не подвергалась перегреву.
Использование шаровых кранов для управления направлением потока

Схемы монтажа

Способ монтажаФото
Однотрубный отопительный контур: монтаж на обогревательный прибор
На насосе
В контуре теплых полов
В контуре отопления с твердотопливным котлом

Хотя мы и выяснили что это такое «байпасв системе отопления», однако при обустройстве в доме или квартире теплых водяных полов они выполняют совершенно инуюфункцию. В качестве обводной линии используется часть смесительного узла с трехходовым клапаном. Данный узел нужен для подготовки нагретой жидкости к переносу в контур теплых полов, поскольку температура теплоносителя в общей магистрали достигает до 80 ˚C, тогда как в системе она не должна превышать отметку в 45 ˚C.

В стандартном режиме клапан обеспечивает пропуск нагретой воды из общей сети в обогревательный контур в незначительном объеме. Остальной теплоноситель, протекая через обводной участок, смешивается с жидкостью из коллектора и подается обратно к отопительному котлу. В обогревательном контуре и коллекторе разница температур существенная, поэтому байпасный узел практически постоянно задействован, поскольку без него невозможна нормальная работа системы теплых полов.

Насосно-смесительный узел с байпасом IVARНасосно-смесительный узел с байпасом IVAR

Обзор основных моделей

Когда мы уже разобрались что это такое – байпас в системе отопления, можем перейти к рассмотрению типов этих конструкций. Обходные трубопроводы могут различаться по месту установки и по конструкции. Первые предназначены для врезки на отопительные приборы и насосы, и позволяют перенаправить поток нагретой жидкости на время выполнения ремонтных работ или замены радиаторов, помп и т.д. Вторые используются для установки в комплексе с насосами.

Рекомендация! Чтобы не собирать всю систему по отдельным деталям стоит купить в магазине полностью укомплектованный узел готовый к установке.

Тип Модель/ производительКомплектация Средняя стоимость, руб.
По месту установки

Бс-И-1/ ТД Жуковский

  • байпас; циркуляционный насос;
  • кран шаровой латунный – 2 шт;
  • фильтр грязевой – 1 шт.
1 300

Бс-И-3/ ТД Жуковский

  • байпас; циркуляционный насос;
  • кран шаровой латунный – 2 шт;
  • фильтр грязевой – 1 шт.
1 350

VT.0666/ Valtec

  • корпус латунный – 1 шт.;
  • пропускной клапан – 1 шт.;
  • байпас медный – 1 шт.;
  • пружина клапана – 1 шт.
2 594

VT.0667T/ Valtec

  • корпус латунный – 1 шт.;
  • термометр – 1 шт.; пропускной клапан – 1 шт.;
  • байпас медный – 1 шт.;
  • пружина клапана – 1 шт.
4 050

VT. 668/ Valtec

  • корпус латунный – 1 шт.;
  • термометр; пропускной клапан – 1 шт.;
  • байпас медный – 1 шт.;
  • дренажная трубка.
3 500
По конструкции

Бс-К-3/ ТД Жуковский

  • байпас; циркуляционный насос;
  • кран шаровой латунный – 2 шт;
  • фильтр грязевой – 1 шт.
1 750

VT. 655/Valtec

  • корпус латунный – 1 шт.;
  • пропускной клапан – 1 шт.;
  • пружина клапана – 1 шт.
1 014

VT. 667/Valtec

  • корпус латунный – 1 шт.;
  • термометр;
  • пропускной клапан – 1 шт.;
  • байпас медный – 1 шт.;
  • дренажная трубка.
4 050

Внимание! При покупке любых элементов, связанных с системой водоснабжения и отопления, необходимо большое внимание уделять качеству резьбовых соединений. Не приобретайте комплектующие низкого качества, стараясь сэкономить, поскольку они долго не прослужат и могут стать причиной внезапного выхода из строя всего отопительного контура.

Советы и рекомендации

Прежде чем приступить к монтажу байпаса в отопительной системе многоквартирного дома в первую очередь о своем решении следует письменно уведомить представителей местного ЖКХ для согласования вопроса о временном отключении подачи теплоносителя с котельной. После этого придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Чтобы вода нормально поступала в прибор обогрева необходимо, чтобы диаметр трубы обходного участка был на один размер меньше, чем в общем контуре.
  • Приобретая готовый байпасный узел необходимо требовать сертификат качества, который послужит гарантией долговечной и нормальной работы устройства.
  • При покупке элементов обходного участка следует проверить резьбовые соединения – они должны легко откручиваться и при затягивании не прокручиваться.
  • Решив монтировать байпас, используйте только шаровые краны, поскольку они имеют не только низкое гидравлическое сопротивление, но и легко открываются и закрываются.
  • Неважно, работает байпас или нет, необходимо время от времени открывать и закрывать все краны во избежание прикипания шара и значительно увеличит срок эксплуатации всех элементов узла.
  • Перед вводом отопления в эксплуатацию после длительного простоя нужно непременно развоздушить участок с циркуляционным насосом.
  • На протяжении всего отопительного сезона следует выполнять профилактическую очистку фильтров, установленных в байпасной системе.
  • Во избежание ошибок, и чтобы отопление работало эффективно, желательно поручить проведение всех работ опытному специалисту.
Примеры установки байпасаПримеры установки байпаса

Общий вывод

Врезка обводной трубы в контур обогрева дома, независимо проекта, даст только положительные результаты. Надеемся, из статьи вы поняли, для чего нужен байпас в системе отопления, и что он значительно улучшает работоспособность и повышает экономичность всей обогревательной системы. Специалисты советуют создавать обходные участки еще на этапе устройства отопительного контура, а также при реконструкции существующих сетей обогрева с естественной циркуляцией. К тому же байпас может быть смонтирован силами человека с минимальным набором знаний и опыта в слесарном деле.

На видео ниже можно посмотреть,как правильно установить байпас:

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен и будьте в курсе свежих новостей!

Понравилась статья? Сохраните, чтобы не потерять!

housechief.ru

Для чего нужен байпас в системе отопления и как он используется?

Название «байпас» пришло к нам из английского языка (bypass), что в переводе означает обходной. Этот элемент отвечает за отведение тепла от основной трубы. Например, если вы перекроете радиатор, то по байпасу теплоноситель будет циркулировать обратно в котел. Таким образом, с помощью этого элемента можно регулировать интенсивность обогрева помещения, не влияя на остальные. Разберем подробнее, для чего нужен байпас в системе отопления.

Читайте также: Как можно обустроить воздушное отопление частного дома своими руками?

Зачем устанавливается байпас

Закладывают байпас в отопительный контур с целью возможности его последующего ремонта. Этот небольшой отрезок трубы очень важен. Он выполняет несколько функций:

  • ускоряет наполнение и слив отопительной системы;
  • помогает контролировать расход жидкости и позволяет поддерживать постоянную температуру;
  • удаляет препятствия для ремонта отопительных приборов и магис Зачем устанавливается байпастралей;
  • позволяет экономить теплоноситель;
  • увеличивает производительность.

Рекомендуется для байпаса использовать трубу на калибр меньше, чем в остальном контуре. Чаще всего ее диаметр всего полдюйма. Проектировать установку элемента нужно заранее, он располагается между входной и выходными трубами. На байпасе можно установить кран с обратным клапаном, через него будет проходить теплоноситель в момент, когда радиатор отключен.

При покупке обращайте внимание на качество резьбы, она должна закручиваться без дополнительных усилий. Обязательны сертификаты качества, а также отсутствие коррозии, трещин и вмятин на элементе.

Рационально использовать байпас только на однотрубной системе. У двухтрубного варианта его функции выполняют терморегуляторы. Последние установить намного проще. Они бывают даже вмонтированными в сами радиаторы.

Читайте также: Неисправности и методы их устранения в газовой колонке Астра

Устройство водоотвода

Устройство водоотводаРаботу байпаса обеспечивает циркуляционный насос, который нагнетает давление в системе. После достижения определенного значения давления, начинает работать клапан, перенаправляющий поток в другом направлении. При прекращении работы насоса клапан закрывается. Допустимо использовать байпас в системах с естественной или принудительной циркуляцией.

Существует два типа водоотводов:

  1. Ручной, не имеющий дополнительных устройств. Чаще всего устанавливается в квартирах.
  2. Автоматический, оснащенный обратным клапаном, обычно встречается в частных домах. Он применяется в теплых полах, разных типах отопительных контуров. Этот байпас позволяет поддерживать давление в системе без затрат на электроэнергию.

Выбор конструкции зависит от места ее установки. Варианты могут быть следующими:

  1. На радиатор устанавливается перемычка с двумя шаровыми к Использование элемента в разных типах циркуляцииранами.
  2. Если вы хотите регулировать температуру в помещении, то нужно дополнительно оснащать перемычку терморегулятором.

Этот узел относится к резервным, он может постоянно действовать или только по необходимости. Если вы хотите оснастить свою отопительную систему байпасом, то в ней также должны присутствовать: краны, насос, обратный клапан и фильтры. Последние необходимы для устранения загрязнений в жидкости, их нужно периодически чистить.

Использование элемента в разных типах циркуляции

Байпасная перемычка устанавливается для постоянной подачи теплоносителя, вне зависимости от типа магистрали. Существует несколько особенностей использования этого узла:

  1. В системе с принудительной циркуляцией байпас выполняет роль запасного узла на случай отключения электричества. Он начинает работать при остановке циркуляционного насоса. Для активизации этого процесс достаточно оградить кранами участок с насосом, а на основной трубе открыть задвижки. Желательно соблюдать горизонтальное положение узла, так как при нем воздух будет менее скапливаться у обратного клапана.
  2. Если вы хотите установить элемент для настойки количества теплоносителя, то смонтируйте его параллельно относительно регулирующей арматуры. Это позволит вам ремонтировать радиаторы по отдельности.
  3. Повысить эффективность однотрубной системы можно при помощи байпасного узла. В классической «ленинградке» обогрев большой площади получается неэффективным. Достаточно добавить в нее байпас, чтобы в комнатах стало теплее. Установите элемент на максимально удаленном расстоянии от вертикальных труб, лучше всего близко к радиатору. Обходную трубу в этой схеме нужно обязательно совместить с тройниками. Чаще всего байпас приваривают к остальным элементам, но можно использовать и резьбовое крепление. При нем обязательно установите между водоотводом и радиатором кран или терморегулятор. Благодаря устройству, вы можете регулировать поток теплоносителя.

Читайте также: Какие виды радиаторов отопления существуют для квартиры и частного дома?

После монтажа байпасного узла нужно проверить его работоспособность. Для этого подайте в систему теплоноситель под давлением выше рабочего в 1.5 раза. Выждите некоторое время и осмотрите систему: на ней не должно быть запотевших участков и протечек. Если вы не хотите приглашать для монтажа специалистов, то нужно обладать минимальными навыками работы с сантехникой. Иначе высок риск повреждения системы.

gidpopechi.ru

Что такое байпас в системе отопления

Байпасом (от англ. bypass) называют трубопровод, который располагают в обход определенного участка в системе отопления. Необходимость в нем появляется тогда, когда нужно предусмотреть возможность отключения каких-то участков отопительной системы, не выключая всю ее целиком. Также с помощью этого устройства можно регулировать температуру на разных участках сети, снижая тем самым общие расходы на отопление. Для этого на байпасе устанавливают регулирующую арматуру.

Для чего применяют байпас?

Байпасы обычно используют для установки на них отопительных приборов:

buypas

buypas

Циркуляционные насосы помогают решить несколько проблем в системе отопления:

  • распределять температуру по всем участкам отопительной системы более равномерно, что особенно важно при большом количестве радиаторов, а также в домах с несколькими этажами;
  • эффективно удалять из системы воздух;
  • обеспечить циркуляцию воды при неправильном расположении уклонов труб;
  • увеличить КПД отопительной системы, а значит, существенно экономить на газе, угле или других видах топлива.

Установка на байпасах радиаторов отопления позволяет регулировать температуру в разных помещениях. Например, в спальне можно держать более высокую температуру, в кухне – поменьше, а в гостевой комнате в отсутствие гостей поддерживать минимальную температуру. В этом случае байпас представляет собой отрезок трубы, соединяющий две трубы радиатора: подающую воду и обратную. На этих трубах в промежутке между байпасом и радиатором устанавливаются шаровые краны. Если их закрыть, вода пойдет  из подающей трубы в обратку, минуя батарею. Таким образом и производится регулировка температуры.

bypass

bypass

Как правильно установить байпас?

Монтаж для циркуляционного насоса проводят на обратке недалеко от котла (но не слишком близко), на отрезке, где вода имеет самую низкую температуру. На основной трубе и байпасе с двух сторон от насоса устанавливают три шаровых крана. Когда на основной линии вентиль закрыт, вода двигается через байпас и насос. При необходимости отключения насоса, закрываются оба крана на байпасе и открывается на основной магистрали. Вода начинает циркулировать по основной трубе. При необходимости ставят фильтр грубой очистки, но только перед насосом, учитывая направление движения воды.

Если байпас устанавливается для регулировки температуры радиатора отопления, то диаметр его трубы должен быть на один размер меньше подающей и обратной труб радиатора. При этом он должен находиться по возможности ближе к батарее и как можно дальше от стояка.

Итак, мы убедились в необходимости такого простого, на первый взгляд, элемента в системе отопления, как байпас. Его можно купить в магазине в готовом виде или собрать самому из необходимых элементов, в число которых входят трубы с резьбой на обоих концах, вентили, уплотнительные гайки, соединительные муфты, фильтр механической очистки. Байпас поможет вам сделать отопительную систему более эффективной и экономичной.

dearhouse.ru

предназначение, разновидности, выгода от установки, правила эксплуатации, установка в старые отопительные системы

Тепло в доме — то, что необходимо каждому человеку. Благодаря современным отопительным системам можно удерживать комфортную обстановку в доме и поддерживать необходимую температуру, которая будет максимально удобной. Инженеры разработали для регулировки температуры байпас. Байпас — перемычка, сделанная в виде трубы. Ее устанавливают между обратной и прямой проводкой радиаторного отопления. Им регулируют в радиаторных батареях подачу теплоносителя в водяной системе отопления. Рассмотрим подробнее особенности и принципы работы этого устройства, а так же некоторые нюансы его эксплуатации.

Предназначение байпаса

Предназначение байпаса — возвращение лишнего теплоносителя в стояк из батарей, когда автоматическим или ручным терморегулятором измеряется количество теплоносителя. Одним словом с помощью байпаса теплоноситель параллельно транспортируется регулирующей и запорной арматуре.

Если бы байпаса не было, то невозможно было бы сделать ремонт батарей, когда система отопления находится в рабочем состоянии. Благодаря байпасу также упрощается процесс опорожнения и наполнения системы.

Кроме всего прочего, байпас обеспечивает работу отопительных систем, когда пропадает электроэнергия. В тот момент, как только электричество пропало, просто перекрываются краны, которые подают теплоносители насосу и открывается на центральной трубе кран.

Если использовать байпас с клапаном, то перекрывать краны в ручную не нужно будет, потому что все произойдет в автоматическом режиме.

Совет. Лучше всего выбирать байпас с диаметром, который будет на один калибр меньше диаметра труб.

Разновидности байпаса

Байпасы применяются в разных системах отопления, поэтому их есть два вида:

Байпасы с обратными клапанами используются для циркуляционных насосов и их используют время от времени, по мере надобности. Когда насос включается, открывается клапан и под давлением начинает пропускать носитель тепла. В тот момент, когда насос выключается, клапан закрывается автоматически. В случае если на байпас попадет окалина или ржа, то может испортиться и выйти из рабочего состояния.

Байпасы без клапана позволят сделать ремонт в одной части отопительной системы, не отключая ее. С помощью бесклапанного насоса можно подключиться к системе отопления там, где не было радиатора.

Совет. Выбирать байпас необходимо под систему отопления. Автоматические — работают в автономном режиме, а без клапана — вручную.

Автоматический байпас

Выбирать автоматический байпас необходимо меньше на один размер чем размер трубы стояка, потому что в радиаторе теплоноситель просто перестанет циркулировать, поскольку в батарее гидравлическое сопротивление будет больше, чем в байпасе, если размеры будут одинаковыми.

Установка автоматического байпаса необходима вместе с циркуляционным насосом. Вместе, они работают автономно даже тогда, когда исчезает электроэнергия и продолжают работать благодаря естественной циркуляции.

Совет. Автоматический байпас следует устанавливать только в том случае, если вода хорошего качества, в противном случае он быстро придет в негодность.

Установка байпаса

Для установки байпаса необходимо пользоваться услугами специалистов, которые сделают монтаж и проверят систему на брак, дефекты и протекания.

Устанавливать байпас нужно близко к радиатору, но как можно дальше от стояка. Если возникнет необходимость, то на байпас можно установить дополнительный кран, который обеспечит полноценную циркуляцию отопительных систем при помощи радиатора, а не байпаса.

Кроме всех полезных функций, байпас будет своеобразным терморегулятором, благодаря возможности регулировать уровень горячей воды. Монтаж приборов происходит в направлении теплоносителя. Сначала устанавливается фильтр, затем обратный клапан и в конце циркуляционный насос.

Совет. Для того чтобы ввести байпас в стояк, возле насоса, нужно задействовать запорные клапаны. Устанавливать байпас лучше всего горизонтально, чтобы не было скопления воздуха.

Выбирая байпас для системы отопления, не следует на нем экономить и выбирать китайские. Для того чтобы выбрать качественный и надежный байпас, нужно чтобы:

  • товар имел все необходимые сертификаты;
  • владелец предоставил копии гигиеничного и сертификата соответствия с печатью;
  • швы в месте сварки должны быть без пор;
  • соединения с резьбой должны свободно откручиваться.

В месте отопительной системы, где диаметр сужается и уменьшается скорость потока, можно использовать лишь шаровые вентили. Их конструкция состоит из корпуса и металлического шара с отверстием определенного диаметра. Благодаря такой конструкции вентиля не будет уменьшаться просвета во время его открытия. Если шаровые вентили приходят в негодность, то ремонту они не подлежат их можно только менять.

Если шаровые вентили не используются на протяжении длительного времени, то они могут прикипеть. Для того чтобы избежать подобной ситуации их нужно периодически проворачивать.

Сокращение затрат на электричество благодаря байпасу

Устанавливать байпас нужно не только из-за того, что это необходимо, но и для того, чтобы сократить затраты на электроэнергию. Сравнивая работу проточной и замыкающей систем отопления, то замыкающая будет подавать в батарею, примерно на 30−35% меньше теплоносителя и радиаторная теплоотдача уменьшится на 10%.

Использование байпаса существенно сокращает затраты на электроэнергию и позволяет создать в доме комфортную и удобную атмосферу.

Особенности использования байпаса

Современные системы отопления в своей конструкции имеют встроенный насос, что позволяет не задумываться об установке байпаса. Такие системы имеют ряд преимуществ:

  • они эффективно распределяют по радиаторам воду и насос просто необходим в случае, если батарей очень много или трубы имеют большую длину;
  • не боятся неточностей уклона труб во время их прокладки;
  • не боятся скопления воздуха.

Старые отопительные системы, которые монтировались без насоса, после установки байпаса начинают новую жизнь и не нужно полностью все менять. Байпас очень эффективно позволит справиться со многими проблемами:

  • ошибками, допущенными во время монтажа отопительных систем;
  • отсутствием нормальной циркуляции в системе отопления.

Байпасы могут устанавливаться на радиаторы, но их применять нужно только в том случае, если они имеют однотрубную отопительную систему. Устанавливается байпас в этом случае между подводящей и обратной трубой, для регулирования нагревания радиатора. В случаи необходимости ремонта некоторого участка отопительной системы или для регулировки температуры в батареях, байпасы очень удобны и легки в использовании.

Совет. Для того чтобы теплоноситель попадал в нижнюю часть быстро и с пользой, диаметр байпаса должен быть такой же, как и у стояка.

Реанимация старых отопительных систем

Для того чтобы старая отопительная система начала нормально работать можно установить циркуляционный насос и байпас. Для установки понадобится:

  • циркуляционный насос;
  • байпас;
  • два шаровых крана или обратный клапан.

Процесс установки достаточно прост, но его лучше всего доверить специалистам. Сначала устанавливается параллельно к трубе байпас, циркуляционный насос устанавливается на байпас, а с двух сторон монтируют два крана. Если в монтаже использовать шаровые краны, то они не снижают скорость теплоносителя в трубах, хотя в случае поломки, их придется менять.

Шаровые краны считаются более надежными, чем обратный клапан, но его можно установить для автоматизации системы отопления, чтобы она работала самостоятельно. Если качество воды очень плохое, то обратный клапан быстро придет в негодность и будет плохо и некорректно работать.

Совет. Если качество воды очень плохое, то лучше всего выбрать специальный насос, который будет предохранять от накипи и твердых частиц.

Байпас хотя и имеет немного примитивную конструкцию, но благодаря ему дом обеспечивается теплом, комфортом и уютом, а небольшие затраты электроэнергии позволят существенно сэкономить деньги.

Байпас в системе отопления (видео)

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

teplo.guru

Байпас в системе отопления - что это такое, для чего нужен, установка

Ваш котел тратит слишком много топлива? Ваша система построена по устаревшей еще при «советах» одноконтурной схеме? Вы не можете отрегулировать температуру батареи? Знакомая ситуация? Тогда вам нужен байпас, который поможет устранить все упомянутые недостатки.  

Байпас

Байпас в системе отопления дома

Байпас в системе отопления — что это такое?

Байпас – это обычная перемычка, которую врезают в основной трубопровод или монтируют между напорной и обратной ветвью разводки. Причем диаметр перемычки должен быть меньше габаритов поперечного сечения арматуры в разводке отопления.

Куда ставят байпас?

  • Между верхним и нижним штуцером/патрубком батареи.
  • Между напорным и обратным патрубком/штуцером котла отопления.
  • Над основной ветвью трубопровода.

Для чего нужен байпас в системе отопления?

Установив вертикальную перемычку в обвязку батареи, вы можете рассчитывать на следующие выгоды:

  • Быстрый демонтаж радиатора, осуществляемый без нарушения циркуляции теплоносителя в системе. Проще говоря: вы сможете снять батарею, не сливая воду из труб.
  • Возможность дозирования подачи теплоносителя в радиатор. Причем с помощью байпаса вы сможете регулировать температуру батареи даже в одноконтурной системе отопления.
  • Равномерный прогрев всех батарей в системе, объясняемый притоком в радиатор дозированной порции теплоносителя со стабильной температурой.

Вмонтировав байпас в обвязку котла, вы получите следующие преимущества:

  • Увеличение КПД системы, объясняемое выравниванием температуры теплоносителя в напорной и обратной трубе.
  • Экономию на топливе – в обратный патрубок поступает смесь разогретого и охлажденного теплоносителя, поэтому котел тратит меньше энергии на разогрев остывшей воды.

Врезав перемычку в основную ветвь, вы получите площадку для монтажа напорного оборудования.

Отопительная система с насосом

Схема отопительной системы с байпасом

Причем, установив насос для отопления с байпасом, вы получите следующие выгоды:

  • Возможность настроить циркуляцию как принудительным, так и естественным путем.
  • Увеличение скорости прогрева радиаторов за счет повышения напора теплоносителя.

Словом, даже ординарная перемычка, врезанная в нужном месте, дает колоссальный рост характеристик системы отопления.

Как сделать байпас для отопления?

Для «строительства» байпаса-перемычки, врезаемой между напорной и обратной трубами, нам понадобится следующий набор:

  • Тройник, диаметр которого совпадает с габаритами трубы разводки.
  • Отрезок арматуры диаметром ½ дюйма (или на один калибр меньше, чем у разводки). Длина отрезка равна расстоянию между напорным и обратным штуцером котла или батареи.
  • Два шаровых вентиля, пропускной диметр которых совпадает с габаритами тройника.

Сборка байпаса-перемычки осуществляется по следующей схеме:

  • На торцах трубы нарезают резьбовые сгоны, пользуясь плашкой или услугами токаря.
  • На сгоны трубы накручивают тройники, используя в качестве уплотнителя термостойкий силикон или ФУМ. Причем труба вкручивается в боковой штуцер тройника.
  • На прямоточный штуцер тройников, с одной стороны, накручивается вентиль. Стык герметизируют силиконом или ФУМ.

В итоге цена байпаса для отопления складывается из расходов на приобретение двух тройников и вентилей и стоимости полуметрового (максимум 60- или 70-сантиметрового) отрезка трубы на ½ дюйма.

Схема байпаса

1 – циркуляционный насос; 2 – фильтр грубой очистки; 3 – запорные краны; 4 – запорный кран на байпасе

Для врезаемого в основную ветвь трубопровода байпаса под насос нам понадобятся следующие детали:

  • Два Г-образных отвода (уголка на 90°), согнутые из полудюймовых труб.
  • Один шаровой вентиль под диаметр основной ветви трубы.
  • Два шаровых вентиля диаметром ½ дюйма.
  • Грубый (проволочный) фильтр.
  • Полуметровый отрезок трубы, диаметр которой совпадает с габаритами трубопровода, куда врезают байпас.

Сборка байпаса под насос осуществляется по следующей схеме:

  • Режем трубу большого диаметра на два отрезка по 25 сантиметров.
  • Нарезаем на торцах 25-сантиметровых отрезков резьбовые сгоны.
  • Вкручиваем сгоны в патрубки «большого» вентиля, используя термостойкий уплотнитель резьбового соединения и поджав стык предварительно навинченными контргайками.
  • Высверливаем в теле основной трубы два отверстия диаметром 12-15 миллиметров.
  • Привариваем над отверстиями Г-образные отводы (уголки).
  • Нарезаем на свободном отводе уголка резьбу.
  • Накручиваем на резьбовой сгон уголка вентиль на полдюйма.
  • Накручиваем на один из вентилей грубый фильтр.

Напорное оборудование (насос) монтируется в зазор между фильтром и вентилем диаметром ½ дюйма.

Установка байпаса в систему отопления – как это делается?

Установка байпаса между двумя ветвями осуществляется по следующей схеме:

Монтаж байпаса

Схема монтажа байпаса

  • В свободные патрубки тройников вкручивают резьбовые сгоны, поджимая их контргайками.
  • Такие же сгоны вкручивают в патрубки батареи.
  • На все сгоны накручивают по контргайке.
  • На резьбовые отводы напорной трубы и вкрученные в батареи сгоны накручивают муфты (всего 4 штуки).
  • Резьбовые выпуски (сгоны) из тройников совмещают с муфтами.
  • Вращая муфту в нужном направлении, накручивают этот фитинг на сгоны тройников.
  • В финале место стыка поджимается контргайкой.

Установка байпаса под насос осуществляется по аналогичной схеме:

  • В месте монтажа напорного оборудования вырезают участок трубы, длина которого совпадает с аналогичным габаритом байпаса.
  • На свободных отрезках трубопровода нарезают резьбовые сгоны.
  • На образованные сгоны накручивают контргайки и муфты.
  • Резьбовые торцы байпаса совмещаются с муфтами на сгонах трубопровода.
  • Вращая муфту в нудном направлении, вы смещаете фитинг в сторону байпаса, перекрывая стык между резьбовыми торцами.
  • В конце муфта фиксируется с помощью контргаек.

Впрочем, если вы не желаете возиться со сгонами и муфтами, то в качестве альтернативного способа стыковки тройника и трубы или байпаса и трубы можно выбрать сварочное соединение. В этом случае вы формируете кольцевой шов, передвигая электрод вдоль линии стыка.

Также советуем посмотреть:

climanova.ru