Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Регенеративный воздухоподогреватель котла


8.2 Воздухоподогреватели

Для подогрева воздуха в котлах применяют два типа воздухоподогревателей: рекуперативные и регенеративные. В рекуперативном воздухоподогревателе теплота продуктов сгорания передается непрерывно воздуху через стенку, разделяющую теплообменивающиеся среды. В регенеративном воздухоподогревателе теплота передается металлической насадкой, которая периодически нагревается продуктами сгорания, а затем отдает аккумулированную в ней теплотунагреваемому воздуху. Воздухоподогреватели воспринимают 7—15 % теплоты топлива, отдаваемого продуктами сгорания в котле.

Преимущественно применяются трубчатые рекуперативные воздухоподогреватели с вертикальным расположением труб. Скорость газов обычно 10—14 м/с, воздуха 6—8 м/с. Продукты сгорания проходят внутри труб, воздух омывает их снаружи поперечным потоком (рис. 8.6). Воздухоподогреватели изготовляют из стальных труб с наружнымдиаметром 30—40 мм при толщине стенки 1,2—1,5 мм. Концы труб приваривают к трубным доскам и располагают в шахматном порядке. Для получения необходимой скорости перекрестного тока воздуха трубную систему по высоте разделяют промежуточными досками на несколько ходов. Для перепуска воздуха из одного хода в другой установлены короба. Воздухоподогреватель снаружи имеет стальнуюобшивку и опирается нижней трубной доской на раму, связанную с каркасом котла. Трубная система при нагревании расширяется вверх, и верхняя трубная доска соединяется с газоходом линзовым или набивным компенсатором, чтообеспечивает свободное термическое расширение воздухоподогревателя без присосов воздуха (рис. 8.7).Воздухоподогреватель выполняют из ряда секций, удобных для монтажа и транспортировки, которые устанавливают рядом, заполняя все сечение газохода. При сжигании многозольного топлива для предохранения верхних концов труб от абразивного износа в них устанавливают трубки длиной 150-200 мм. При температуре продуктов сгорания более 500°Сверхние трубные доски покрывают теплоизоляционной массой. Применяют однопоточную и двухпоточную схемы подвода воздуха в воздухоподогреватель. В воздухоподогревателях котлов малой и средней мощности применяют однопоточную схему подвода воздуха по его широкой стороне.В котлах большой мощности высота одного воздушного хода достигает больших размеров, число ходов воздухав каждой ступени воздухоподогревателя уменьшается. Двухпоточная схема подвода воздуха позволяет уменьшить высоту хода и увеличить число ходов при меньшем в них числе рядов трубок и соответственно уменьшить сопротивления по ходу воздуха и повысить температурный напор в воздухоподогревателе. Применение двухпоточной схемы подвода воздуха и труб малого диаметра с малым шагом позволяет создать достаточно компактные воздухоподогреватели.

Трубчатые воздухоподогреватели просты по конструкции, надежны в работе и более плотны, чем другие системы воздухоподогревателей. Недостатком трубчатых воздухоподогревателей являются относительно большие удельный расход металлаG/Qи удельный объемV/Q. Различные схемы компоновки трубчатых воздухоподогревателей показаны на рис. 8.8.

При наличии низкотемпературной и высокотемпературной ступеней воздухоподогревателя каждая ступень рассчитывается отдельно. Для регенеративных вращающихся воздухоподогревателей в расчет вводится двусторонняя поверхность нагрева набивки.

Регенеративный воздухоподогреватель представляет собой вращающийся барабан с набивкой из тонких стальных гофрированных и плоских листов, образующих каналы малого эквивалентного диаметра (dэ=4-н5 мм) для проходавоздуха и продуктов сгорания. Набивкой, которая служит поверхностью теплообмена, заполняется пустотелый ротор, разделенный сплошными перегородками на изолированные друг от друга секторы (рис. 8.9).

Ротор медленно (с частотой вращения 2—6 об/мин) вращается в неподвижном корпусе. Корпус разделен на две части секторными плитами. В одну из них через горловину поступают продукты сгорания, в другую — воздух. Движение потока газа и воздуха раздельное и непрерывное. При непрерывном вращении ротора его металлическая набивка попеременно проходит через эти потоки. Сначала теплота газов аккумулируется, а затем отдается воздуху. Этотпроцесс повторяется, и в итоге организуется непрерывный нагрев воздуха. Взаимное движение потоков продуктов сгорания и воздуха противоточное. Площадь поверхности нагрева 1 м3 набивки составляет 200—250 м2.Длительность пребывания набивки в газовом и воздушном потоках менее 30 с. Толщина листов набивки 0,6—1 мм. Мощность электродвигателя для привода ротора воздухоподогревателя3—5 кВт. Регенеративные воздухоподогреватели указанной конструкции отличаются малым значением величин V/Q, G/Q иA/Q.

Недостатками регенеративных воздухоподогревателей являются повышенный переток воздуха в газовую среду (до 10 %),что увеличивает потерю с уходящими газами, а также наличие вращающихся элементов и системы водяного охлаждения вала ротора и подшипников. Вследствие коробления набивки подогрев воздуха в регенеративных воздухоподогревателях ограничен температурой 300°С. При необходимости более высокого подогрева воздуха воздухоподогреватель выполняют комбинированным: из регенеративного воздухоподогревателя с подогревом в нем воздуха до 250—300 °С и трубчатого, в котором завершается подогрев воздуха до более высокой температуры (рис. 8.10).

Для подогрева воздуха до 400—420 °С и температурном напоре на горячем конце воздухоподогревателя Δt=40°С при отношении водяных эквивалентов газа и воздуха

=0,8 температура уходящих газов должна быть не меньше 140—150°С, что экономически невыгодно. Для ее снижения необходима двухступенчатая компоновка воздухоподогревателя, как показано на схеме рис. 8.10. Влияние подогрева воздуха на температуру уходящих газов при одноступенчатой компоновке воздухоподогревателя показанона рис. 21.11.

Рисунок 8.1- Экономайзер с параллельным включением змеевиков: 1 - входная камера; 2 - выходная камера; 3 - змеевики экономайзера

Рисунок 8.2 - Присоединение змеевиков к коллекторам экономайзера:

а-с использованием развилок;б- с разделением на два пучка; в- при двух параллельных коллекторах; гид - с использованием секционных камер

Рисунок 8.3 - Компоновки экономайзера:

а - расположение змеевиков перпендикулярно фронту; б - расположение змеевиков параллельно фронту; в иг -двусторонне-параллельное фронту расположение змеевиков; д - защита труб от износа; 1 - барабан; 2 - водоперепускные трубы; 3 - экономайзер; 4 - входные коллекторы; 5 - перекидные трубы

Рисунок 8.4-Плавниковые и с приварными ребрами трубы:

а - с приварными ребрами; б - плавниковые трубы

Рисунок 8.5 - Конструктивные характеристики экономайзера иих зависимость от диаметра труб

Рисунок 8.6 - Трубчатый воздухоподогреватель:

1 - стальные трубы 40х1,5 мм; 2 и 6 - верхняя и нижняя трубные доски толщиной 20 - 25 мм; 3 - компенсатор; 4 - воздухоперепускной короб; 5 - промежуточная трубная доска; 7 и в - опорные рамы и колонны

Рисунок 8.7 - Компенсаторы тепловых расширений воздухоподогревателя:

а - линзовый компенсатор; б - набивной компенсатор; 1 - трубная доска; 2 - компенсатор расширения труб относительно короба; 3 - компенсатор расширения короба относительно каркаса; 4 - каркас короба; 5 - камера с крошкой шамота и песка; 6 - лист уплотнения.

Рисунок 8.8 - Схемы компоновки воздухоподогревателей:

а - двухпоточный по воздуху и двухсторонний его подвод; б - двухпоточный при одностороннем подводе воздуха; в - многопоточный по воздуху; 1 - вход холодного воздуха; 2 - выход горячего воздуха

Рисунок 8.

9 - Регенеративный воздухоподогреватель:

1 - вал ротора; 2 - подшипники; 3 - электродвигатель; 4 - набивка: 5 - наружный кожух; 6 и 7- радиальное и периферийное уплотнение; 8 - утечка воздуха

Рисунок 8.10 - Схема установки комбинированного рекуперативного и регенеративного воздухоподогревателя:

1 - топка; 2 - экраны; 3 - фестон; 4 - ширмовый пароперегреватель; 5 - конвективный пароперегреватель; 6 - экономайзер I ступени; 7 - то же II ступени; в - регенеративный воздухоподогреватель I ступени; 9 - рекуперативный трубчатый воздухоподогреватель II ступени

Рисунок 8.11 - Влияние подогрева воздуха на температуру уходящих газов при различных отношениях водяных эквивалентов Ψ

studfiles.net

Регенеративный воздухоподогреватель - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 4

Регенеративный воздухоподогреватель

Cтраница 4

Регенеративный воздухоподогреватель котла ( рис. 18.6) представляет собой медленно вращающийся ( 3 - 5 об / мин) барабан ( ротор) с набивкой ( насадкой) из гофрированных тонких стальных листов, заключенный в неподвижный корпус. Секторными плитами корпус разделен на две части - воздушную и газовую.  [46]

Горизонтальный регенеративный воздухоподогреватель диаметром 3 7 м вынесен за пределы котла. Воздух подается от вентилятора в нижнюю часть воздухоподогревателя, а также в обмуровку экономайзера, где распределяется по четырем стенкам котла и проходит к горелкам. Расход воздуха на охлаждение обмуровки составляет 20 % от необходимого для горения топлива.  [47]

Регенеративный воздухоподогреватель котла периодически промывался водой.  [48]

Регенеративные воздухоподогреватели котла оснащены схемой промывки холодной технической водой, подаваемой через многосопловые стационарные устройства.  [49]

Регенеративный воздухоподогреватель трубчатого типа обычно располагается над турбо-компрессорной группой. Воздух идет внутри трубок, а газы - между трубками, образуя перекрестный ток.  [50]

Серийный регенеративный воздухоподогреватель завода Красный котельщик имеет ротор диаметром 5 680 и высотой 2 568 мм поставляется заводом в виде двух свариваемых при монтаже транспортабельных половин. Радиальными перегородками ротор разделен на 24 сектора, каждый из которых имеет три отсека. Набивка собирается в прямоугольные и косоугольные пакеты весом до 120 кг двух типоразмеров, что упрощает монтаж и ремонт.  [51]

Сопротивление регенеративных воздухоподогревателей по воздушной стороне подсчитывают по тем же формулам, которые используются для тракта газов.  [52]

Аппараты регенеративного воздухоподогревателя изготовляются нескольких типоразмеров, имеющих значительное количество одинаковых, унифицированных элементов. Унифицированы, например, кассеты с пластинами, составляющими поверхность нагрева: так, в аппарате РВП-54 имеются три концентрических ряда таких кассет, в РВП-68 устанавливают такие же кассеты, но дополнительно ставят кассеты четвертого, наружного ряда. Этим облегчается не только изготовление новых аппаратов, но и замена кассет с разрушенными коррозией пластинами.  [54]

Насадки регенеративных воздухоподогревателей выполняют из огнеупорного ( шамотного) кирпича размером 250x125x65 мм или из специального насадочного кирпича толщиной от 40 до 100 мм и высотой от 100 до 150 мм.  [56]

Из регенеративных воздухоподогревателей в настоящее время находит применение только вращающийся воздухоподогреватель с насадкой из гофрированных стальных листов типа Юнгстрема. По сравнению с рекуперативными теплообменниками эти воздухоподогреватели значительно более компактны, имеют относительно высокий коэффициент теплоиспользования насадки, меньшую подверженность коррозии и надежны в работе.  [57]

Достоинства регенеративного воздухоподогревателя заключаются в его компактности и малом весе. Недостатком являются более высокая по сравнению с трубчатым воздухоподогревателем трудоемкость изготовления, а также трудность создания надежных уплотнений 8, препятствующих перетеканию воздуха в газовую сторону воздухоподогревателя и проходу дымовых газов помимо насадки.  [59]

Страницы:      1    2    3    4    5

www.ngpedia.ru

Воздухоподогреватели

Паровые котлы ТЭС

Воздухоподогреватели

Рис. 19.6. Компоновка экономайзера.

/ — барабан; 2 — водоперепускные трубы; 3 — экономайзер; 4 — входные коллекторы.

Воздухоподогреватели

Рис. 19.8. Мембранная конвективная поверхность на1- грева.

Условия работы и классификация воздухо­подогревателей. Воздухоподогреватель являет­ся обязательным элементом современного мощного парового котла. Роль воздухоподо­гревателя возрастает с повышением единичной мощности агрегата. Это связано с тем, что температура продуктов сгорания за экономай­зером еще значительна (350—400°С). Утили­зация этой теплоты в воздухоподогревателе снижает температуру уходящих газов до 120—160°С. Подогрев воздуха повышает КПД котла.

Вместе с тем сам воздухоподогреватель работает в зоне наиболее низких температур продуктов сгорания, и это приводит к тому, что часть его поверхности (холодная часть) приобретает температуру, равную или мень­шую температуры точки росы продуктов сгора­ния. В этих условиях холодная часть воздухо­подогревателя покрывается влажной агрес­сивной пленкой и подвергается коррозии и загрязнениям. Эти отрицательные явления усиливаются особенно при сжигании высоко­сернистых мазутов при больших избытках воз­духа. В газоплотных котлах, позволяющих сжигать топливо с малыми избытками возду­ха, скорость коррозии меньше (см. § 16.3).

По принципу действия различают рекупе­ративные и регенеративные воздухоподогрева­тели. Рекуперативные воздухоподогреватели работают с неподвижной поверхностью нагре­ва, через которую непрерывно передается теп­лота от продуктов сгорания или другого источника к воздуху. В регенеративных воз­духоподогревателях поверхность нагрева омы­вается попеременно то продуктами сгорания, нагреваясь при этом, то воздухом, отдавая ему теплоту.

Обогрев воздуха

Промежуточным теплоносителем

Продуктами драная

По способу обогрева различают воздухо­подогреватели, обогреваемые продуктами сго­рания непосредственно (рис. 19.9,а), обогре­ваемые продуктами сгорания, теплота которых переносится воздуху с помощью промежуточ­ного теплоносителя — твердой насадки (рис. 19.9,6), и воздухоподогреватели, в кото­рых источником теплоты для предварительно­го подогрева воздуха является горячая вода

(рис. 19.9,г) или пар реге­неративных отборов турбин (рис. 19.9,в, д).

Прямой нагрев воздуха продуктами сгорания. Ос­новным типом рекуператив­ных воздухоподогревателей является стальной трубча­тый воздухоподогреватель (ТВП), который прост в из­готовлении, но требует большого расхода металла и занимает большой объем.

Обычно ТВП выполняют в виде вертикальной трубной си­стемы (рис. 19.10). Трубы сталь­ные наружным диаметром 30— 40 мм при толщине стенки 1,2— 1,5 мм своими концами приваре­ны к трубным доскам и располо­жены в шахматном порядке. Тол­щина нижней трубной доски 20—25 мм, верхней 15—20 мм.

Комбинированный

Воздухоподогреватели

Рис. 19.9. Классификация методов обогрева воздуха.

А —трубчатый воздухоподогреватель; б — регенеративный воздухоподогреватель; в — предварительный подогрев воздуха в калорифере; г — система экономайзер низкого дав­ления—калорифер; д — каскадный воздухоподогреватель; / — ТВП; 2 —продукты сго­рания; 3— воздух; 4— РВП; 5 — экономайзер низкого давлення; 5 — калорифер; 7 — вода; S — пар; 9 — каскадная часть ТВП; 10 — основной ТВП; 11 — смеситель.

Внутри труб проходят про­дукты сгорания (продольное омы - вание), теплота которых переда­ется воздуху, движущемуся меж­ду трубами (поперечное омы - вание). При этом образуется перекрестный ток рабо­чих сред. Известно, что наиболее компактный тепло­обменник получается при чисто противоточной схеме движения сред, однако для такого теплообменника, ка­ким является ТВП, ее реализация невозможна. При-

Воздухоподогреватели

Продукты сгорания

Горячий баздух

Западный, воздух

Уходящие газы

Рис. 19.10. Трубчатый воздухоподогреватель. I — трубы; 2 и 5 — трубные доски; 3 — компенсатор; 4 — короб; 5 — промежуточные перегородки; 7 — каркас; в —рама.

Воздухоподогреватели

Рис. 19.11. Линзовое компенсационное уплотнение.

1 — трубная доска; 2 и 3 — линзовые компенсаторы; 4 — балка ■каркаса.

Близиться к противоточной схеме можно, направив воз­дух в межтрубном пространстве с многократным пере­крестным движением. Делением воздухоподогревателя промежуточными перегородками — досками на ряд по­следовательных по воздуху ходов достигается опти­мальная по условиям теплопередачи скорость воздуха. В местах поворота воздуха из одного хода в другой установлены воздушные перепускные короба. Возду­хоподогреватель имеет наружную стальную обшивку и нижней трубной доской опирается на раму, связанную с колоннами каркаса котла. Трубная система расши­ряется кверху, причем верхнюю трубную доску соеди­няют с расположенным выше газоходом линзовым ком­пенсатором (рис. 19.11), обеспечивающим свободу тер­мического расширения с сохранением герметичности. Трубчатый воздухоподогреватель выполняют в виде от­дельных кубов (секций), удобных для транспорта и монтажа.

Воздухоподогреватели

Продукты сгорания Продукты сгорании і і і *

Рис. 19.12. Схемы компоновки трубчатых воздухоподо­гревателей с различным подводом воздуха.

І — вход холодного воздуха; 2— выход горячего воздуха.

В котлах средней мощности в ТВП при однопоточной схеме подают воздух по его ши­рокой стороне (рис. 19.10). В агрегатах боль­шой мощности этого сечения недостаточно, и при однопоточной схеме высота воздушного

Рис. 19.13. Волнистая труба.

Хода достигает больших размеров. При этом уменьшается число ходов в каждой ступени воздухоподогревателя, что приводит к сниже­нию температурного напора. Двухпоточная по воздуху схема (рис. 19.12,а) позволяет умень­шить высоту хода, увеличить число ходов и со­ответственно повысить температурный напор. Такая компоновка в совокупности с трубами малого диаметра и тесным шагом привела к созданию относительно малогабаритных ТВП. При очень большой мощности и двусто­роннего подвода воздуха может оказаться не­достаточно, тогда переходят к многоканально­му подводу (рис. 19.12,6).

При одинаковых акоростях продуктов сгорания и воздуха коэффициент теплоотдачи по газовой стороне ai (продольное обтекание) ниже коэффициента тепло­отдачи С воздушной стороны СІ2 (поперечное обтека­ние). Интенсификации теплообмена можно добиться путем увеличения коэффициента ai при продольном об­текании. Это достигается в поверхностях нагрева, вы­полненных из волнистых труб, характеризующихся по­стоянной по значению и переменной по направлению кривизной (рис. 19.13). Во избежание забивания таких труб загрязнениями из газового потока этот воздухо­подогреватель выполняют обращенным. В нем воздух движется внутри труб (продольное омывание), а про­дукты сгорания между ними (поперечное омывание).

Расчеты и первый опыт эксплуатации рекуператив­ных воздухоподогревателей обращенного типа из вол­нистых труб показывают, что их поверхность нагрева и масса меньше примерно в 2 раза по сравнению с тра­диционными ТВП. Хотя стоимость производства вол­нистых труб выше, но с учетом уменьшения их коли­чества стоимость воздухоподогревателя ниже примерно в 1,5 раза. ТВП просты по конструкции, надежны в ра­боте, значительно более плотны в сравнении с возду­хоподогревателями других систем.

Нагрев воздуха продуктами сгорания с при­менением промежуточного теплоносителя.

С точки зрения теплотехники безразлично, ка­ким образом осуществляется передача тепло­ты от продуктов сгорания к воздуху: непо­средственно через стенку или сначала про­межуточному теплоносителю, а далее от него к воздуху. В последнем случае каждый из процессов можно организовать независимо и поставить в оптимальные условия.

Для подогрева воздуха в качестве проме­жуточного теплоносителя применяются твер­дые насадки, обычно стальные листы, получаю­щие теплоту от продуктов сгорания. Этот принцип реализуется в регенеративных возду­хоподогревателях (РВП) имеющих широкое применение на электростанциях. Для уста­новок с промежуточным теплоносителем характерно отсутствие влияния коррозионных

УГ ! а)

>г$р Ч

Іу ^^

V Ч.

Воздухоподогреватели

Воздухоподогреватели

Рис. 19.14. Профили набивок РВП.

А — набивка горячей части с волнистым дистанцнонирующим листом; б — набивка холодной части.

Повреждений поверхностей нагрева воздухо­подогревателя на присосы воздуха в газовый тракт котла.

Регенеративные воздухоподогреватели. Наиболее употребительны на электростанциях вращающиеся РВП, у которых поверхностью теплообмена служит набивка из тонких гофрированных и плоских стальных листов, образующих каналы малого эквивалентного диаметра (d3=6н-9 мм) для прохода продуктов сгорания и воз­духа (рис. 19.14). Набивкой заполняют цилиндрический пустотелый ротор, разделенный глухими радиальными перегородками на изолированные друг от друга секторы. Ротор воздухоподогревателя, показанный на рис. 19.15, медленно (с частотой вращения 0,008—0,065 с~4) вра­щается на валу приводом от электродвигателя через шестеренчатую или цевочную передачу.

Верхней и нижней секторными плитами корпус разделен на две части. В одну из них через горло­вину в крышке поступают продукты сгорания, а в дру­гую, также через горловину, — воздух. Движение газо­вого и воздушного потоков раздельное и непрерывное, а набивка попеременно проходит эти потоки. При непре­рывном вращении ротора в металлической набивке ка­кого-либо сектора теплота аккумулируется, а затем отдается при прохождении через него воздушного пото­ка. Тот же процесс повторяется при перемещении сле­дующего сектора с набивкой. В итоге организуется не­прерывный нагрев воздуха переносом теплоты, аккуму­лированной набивкой в газовом потоке. Взаимное дви­жение потоков противоточное. Набивка укладывается в виде пакетов листов разного профиля с радиальным или тангенциальным расположением.

Основные требования, предъявляемые к набивкам: возможно большая интенсивность теплообмена и мини­мальное аэродинамическое сопротивление. Из большого многообразия наиболее эффективны набивки, показан­ные на рис. 19.14. Профиль набивки зависит от темпе­ратурных условий. Для горячей части применяют интен­сифицирующую набивку (рис. 19.14,а), состоящую из листов двух типов: волнистых и дистанционирующих, имеющих на поверхности между гофрами волны, на­клоненные под углом 30° к направлению потока. Для холодной части РВП применяют упрощенный профиль набивки (рис. 19.14,6), состоящий из чередующихся гладких дистанционирующих и прямых листов. Соответ­ствующее взаимное расположение листов набивки тур- булизирует поток и усиливает теплопередачу.

Во всех конструкциях набивки поверхность нагрева РВП состоит из системы шероховатых каналов, в кото­рых шероховатость создается высотой волн дистанцио­нирующих и волнистых листов. Следовательно, интенси­фикация конвективного теплообмена в РВП осуществ­ляется значительно проще, чем в ТВП. В отличие от последних создание набивки РВП с волнистыми канала­ми сложной формы технологически проще и выполняет­ся прокаткой или штамповкой больших листов.

Качество укладки набивки в роторе оказывает су­щественное влияние на коэффициент использования по­верхности нагрева. При плохом заполнении ротора воз­можно шунтирование части продуктов сгорания и воз­духа мимо теплообменной поверхности.

Поверхность нагрева 1 м3 набивки составляет 300— 340 м2. Длительность пребывания набивки в газовом и воздушном потоках ограничена (менее 30 с). От набив­ки требуется быстрый нагрев в газовом потоке и столь же быстрое охлаждение в воздушном потоке. При тол­щине набивочного материала всего лишь 0,6—1,2 мм пе­реносится достаточно много теплоты. Тонкие листы на­бивки удобные еще тем, что в процессе обдувки возду­хом они вибрируют и легче освобождаются от загрязнений. Эффективны также шариковые набивки из металла, керамики или стекла.

Недостатки набивки из гофрированных металличе­ских листов: тонкие листы быстро корродируют и изна­шиваются, коэффициенты теплопередачи при продольном обтекании поверхности нагрева сравнительно невелики.

Регенеративные воздухоподогреватели выполняют обычно с вертикальной осью вращения диаметром до 10 м, а в очень мощных установках — 15—17 м. Повы­шение их мощности требует изготовления сверхтяжелого упорно-радиального подшипника качения. Регенератив­ные воздухоподогреватели с горизонтальной осью позво­ляют распределить нагрузку ротора на два сферических подшипника меньших размеров; они также лучше ком-

Воздухоподогреватели

Рис. 19.15. Регенера­тивный вращающийся воздухоподогреватель. в — продольный разрез. б — ротор; в — места пе­ретока воздуха; 1 — ро­тор; 2 — неподвижный корпус; 3 — набивка; 4 — большая шестсрня (ве­нец): 5 —малая (привод­ная) шестерня; Є — ре­дуктор; 7 — электропри­вод; S, и — верхняя и нижняя секторные пли­ты, разделяющие газо­вый и воздушный пото­ки; перетоки воз­духа.

Воздухоподогреватели

Рис. 19.16. Уплотнение РВП.

' — стенка газоподводящего патрубка; 2— фланец крышки корпуса; 3 — колодка; 4— пружина; 5 — направляющая планка, привинченная к фланцу; 6 — колпачок, привинченный к флан - цу; 7 — фланец ротора; 8 — цилиндрический наружный кожух; д — зазор.

Понуются с котлом и позволяют упростить газовоздуш­ные тракты.

Воздушный и газовый потоки в элементах РВП со­здают значительный перепад давления. Этот перепад одинаков для газовоздушного тракта с уравновешенной тягой н с наддувом н составляет 7—8 кПа. При значи­тельных размерах мест сопряжения ротора с неподвиж­ными конструкциями перепад давления приводит к пе­ретоку части воздуха на сторону продуктов сгорания. Кроме того, наблюдаются присос холодного воздуха по периферии газовой части РВП и аналогичная потеря воздуха в воздушной части РВП (см. рис. 19,15,в).Сум­марные нормированные присосы в РВП составляют око­ло 20%. В эксплуатации они могут быть выше. Защита от перетоков достигается уплотнениями, устанавливае­мыми во входной и выходной частях ротора. Уплотне­ния различают; периферийное кольцевое на внешней по­верхности ротора, внутреннее кольцевое вокруг вала РВП и радиальное, разделяющее воздушный и газовый потоки. На рис. 19.16 показано периферийное уплотне­ние серийного РВП. Оно выполняется в виде разрезного уплотнительного кольца, элементы которого образуют с вращающимся фланцем ротора очень малый зазор б. Зазор регулируется натягом пружин, закрываемых гер­метичными колпачками. Аналогично выполняют внутрен­нее кольцевое и радиальное уплотнения. Заметное зна­чение составляет перенос воздуха в газовый тракт (и газов в воздушный тракт) за счет объема между пла­стинами во вращающемся роторе. Для борьбы с присо­сами иногда применяют отсос воздуха, перетекающего через уплотнения. Этот воздух возвращают в воздуш­ный тракт на всас дутьевого вентилятора.

Регенеративные воздухоподогреватели по­лучили широкое применение на крупных энер­гоблоках. Эти воздухоподогреватели конст­руктивно сложнее, но они компактны, требуют меньшего расхода металла, имеют невысо­кое аэродинамическое сопротивление, корро­зия поверхностей нагрева не приводит к уве­личению присосов воздуха. Регенеративные воздухоподогреватели имеют конструктивные и эксплуатационные недостатки: наличие вра­щающихся элементов (ротора), сложность уплотнений, разделяющих газовый и воздуш-

Рис. 19.17. Регенеративный Продукты Горячий

Г сгорания доз

Воздухоподогреватель с разде­ленными потоками подогрева воздуха.

/ — горячая набивка; 2 — холодная набивка; 3 — первичный воздух; 4 — вторичный воздух; 5 — шибер; I н Л — отсекн первичного и вторично­го воздуха.

Ный потоки, и повышен­ный переток воздуха в газовый поток. Сущест­венным недостатком РВП с гофрированной набив­кой является невозмож­ность подогрева воздуха выше 300—350° С из-за ее коробления.

В ряде установок, например, при сжигании топлив с малым выходом летучих (типа АШ) или высоковлаж­ных топлив (типа Б) целесообразно первичный воздух нагревать до более высокой температуры, чем вторич­ный. В других установках, например пылесистемах с про­межуточным бункером, бывает существенно различное аэродинамическое сопротивление трактов первичного и вторичного воздуха. В этих случаях целесообразны РВП с разделением потоков воздуха и продуктов сгорания на секции (рис. 19.17). В аппарате предусматривают раз­делительное кольцо с соот

msd.com.ua

1.1.10 Регенеративный воздухоподогреватель (РВП). Проектирование котельного агрегата

Похожие главы из других работ:

Нелинейные колебания и синхронизация колебаний

3.2 Связанные нелинейные колебания, регенеративный приемник с привязкой по фазе и принцип синхронизации

Рассмотрим различные аспекты влияния нелинейности на процессы в резонансных системах. Интерес здесь представляет в первую очередь случай, когда благодаря нелинейности в системе могут поддерживаться незатухающие колебания...

Поверочный расчет парового котла ПК-10

1.5 Воздухоподогреватель

Воздухоподогреватель трубчатого типа, двухступенчатый 4-х ходовой по воздуху. Обе ступени состоит из 6 кубов, установленных в два яруса. Кубы собираются из стальных труб диам.51/48мм и трубных решеток, к которым сваркой крепятся трубы...

Поверочный расчет парогенератора К-35-40

Воздухоподогреватель II ступени

Поверочный расчет воздухоподогревателя II ступени Таблица 15 Экономайзер I ступени Поверочный расчет экономайзера I ступени Таблица 16 Воздухоподогреватель I ступени Поверочный расчет воздухоподогревателя I ступени Таблица...

Поверочный тепловой расчёт котельного агрегата

1.5 Регенеративный воздухоподогреватель

Рассчитываемая величина Обозначение Размерность Формула или обоснование Расчёт или данные чертежей Диаметр ротора1 D мм По рис. 1.4...

Проектирование котельного агрегата

1.1.10 Регенеративный воздухоподогреватель (РВП)

Для повышения КПД котла необходимо свести к минимуму потерю тепла с уходящим газами, для этого применяется подогрев воздуха в воздухоподогревателях...

Проектирование тепловых электрических станций

2.7 Регенеративный цикл

Регенеративный цикл -- цикл паротурбинной установки, в котором питательная вода до её поступления в котельный агрегат подвергается предварительному нагреву паром, отбираемым из промежуточной ступени паровой турбины...

Самарская ГРЭС

Воздухоподогреватель.

На котлоагрегате установлен трубчатый воздухоподогреватель. Воздухоподогреватель установлен в газоходе котлоагрегата за водяным экономайзером. Нижняя (I) ступень воздухоподогревателя выполнена с горизонтальным расположением трубок...

Тепловой расчёт котла БКЗ-420-140НГМ

8. Регенеративный воздухоподогреватель (горячая часть)

№ п.п Определяемая величина Обозначение Размерность Формула или источник определения Расчет 1 Эквивалентный диаметр dэ мм Техническое описание к/а 9...

Энергоблок с турбиной Т-180/210-130

3.3.1 Регенеративный подогреватель низкого давления П7 и смесителя СМ2

Цель расчета в определении относительного расхода греющего пара из шестого отбора турбины в П7. Параметры пара в шестом отборе (на П7) МПа, МПа, кДж/кг. Принимаем потери в трубопроводах...

fis.bobrodobro.ru

Воздухоподогреватели

КОТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ И ПАРОГЕНЕРАТОРЫ

Во принципу действия различают рекуперативные и регенератив­ные воздухоподогреватели. Рекуперативные воздухоподогреватели работа­ют с неподвижной поверхностью нагрева, через которую непрерывно пере­дается тепло от продуктов сгорания к воздуху. В регенеративных воздухопо­догревателях поверхность нагрева омывается попеременно то продуктами сгорвния, нагреваясь при этом, то воздухом, отдавая ему тепло.

Воздухоподогреватель работает в условиях отличных от условий ра­боты экономайзера и других элементов водопарового тракта. Здесь наи­меньшие температурные напоры между греющими продуктами сгорания и нагреваемым воздухом и самый низкий коэффициент теплопередачи. По­этому его поверхность нагрева превышает суммарную поверхность нагрева всех элементов водопарового тракта и для котла мощного блока достигает десятков и сотен тысяч квадратных метров.

Основным видом рекуперативных воздухоподогревателей является трубчатый воздухоподогреватель (ТВП) с вертикально расположенной трубной системой (рис. 2.13). Эти воздухоподогреватели выполняют из стальных труб наружным диаметром 30-40 мм при толщине стенки 1,2- 1,5 мм. Трубы прямые вертикальные, концами приварены к трубным доскам и расположены в шахматном порядке.

Обычно внутри труб проходят продукты сгорания (продольное омыва - ние), тепло которых передается воздуху, движущемуся между трубами (по­перечное омывание). Для образования перекрестного тока воздуха трубную систему по высоте делят на несколько ходов промежуточными перегород - 2.4. КОНВЕКТИВНЫЙ ПОВЕРХНОСТИ ЭКОНОМАЙЗЕРА 77

А-А

Воздухоподогреватели

Рис. 2 .13. Конструкция трубчатого воздухоподогревателя: сі — общий вид; б — узел 'феплеиия труб и тепловая компенсация; 1 — стальные грубы; 2,6 — верхняя и ниж­няя трубпые доски; 3 — компенсатор тепловых расширений; 4 •- воздухоперепускной короб; 5 — промежуточная трубная доска; 7, 8 — опорные колонны и горизонтальные балки.

Ками — досками; в местах поворота установлены воздушные перепускные короба. Воздухоподогреватель с боков имеет наружные стальные плотные стенки, нижняя трубная доска опирается на металлическую раму, связан­ную с каркасом котла.

Трубная система расширяется при нагревании кверху, при этом верхняя трубная доска имеет возможность перемещений и в то же время обеспечи­вает плотность газохода за счет установки линзового компенсатора по все­му ее периметру (рис. 2.13,6). Трубчатый воздухоподогреватель выполняют в виде отдельных кубов (секций), удобных для монтажа и транспорта, ко­торые заполняют все сечение газохода. Трубные доски секций между собой также уплотняют линзовыми компенсаторами.

Воздухоподогреватели

Рис. 2.14. Компоновки трубчатых воздухоподогревателей с различным подводом воз­духа: а — двухпоточная; б — четырехпоточпая; в — двухпоточная и двухступенчатая; 1 — вход холодного воздуха; 2 — выход горячего воздуха; 3,4 — первая и вторая ступени экономайзера.

В котлах средней мощности воздух в воздухоподогреватель подают по его широкой стороне (см. рис. 2.13, а) Такая схема называется однопо - точной. В паровых котлах большой мощности этого сечения недостаточ­но, и при однопоточной схеме высота воздушного хода достигает боль­ших размеров. При этом уменьшается число ходов, что приводит к сни­жению расчетного температурного напора. Двухпоточная по воздуху схема (рис. 2.14,а) позволяет уменьшить высоту хода, увеличить число ходов и со-

Оіветственно повысить температурный напор. При очень большой мощно­сти котла переходят к многопоточной схеме движения воздуха (рис. 2.14, б).

Из-за весьма невысокого значения коэффициента теплопередачи в ТВП (15 -20 Вт/м2К) и низкого температурного напора между газами и нагревае­мым воздухом (50-80°С) обычно этот элемент имеет большую теплообмен - ную поверхность и габариты, особенно при большой тепловой мощности котла.

При последовательном размещении вдоль газового тракта экономайзе­ра и воздухоподогревателя, называемым одноступенчатой компоновкой по­верхностей в конвективной шахте, возникает ограничение температуры по­догрева воздуха. Поскольку масса и теплоемкость воздуха меньше, чем эти же показатели в газовом потоке повышение температуры воздуха происхо­дит в большей мере, чем снижение температуры газов и перепад температур между газами и воздухом по мере нагрева последнего снижается. Предель­ная температура подогрева воздуха в одноступенчатом воздухоподогревате­ле соответствует достижению минимального перепада температур газ-воз­дух At = 30°С и составляет 250-320°С (значения 300~320°С относятся к газоплотным котлам и топливам, имеющим А£вх = вух — t'm > 100°С).

Для подогрева воздуха до более высокой температуры (350-450°С) ТВП выполняют двухступенчатым, располагая вторую ступень ТВП вы­ше поверхности экономайзера в зоне более высоких температур газов (рис. 2.14, в). Этим достигается значительное увеличение начального пере­пада температур газ-воздух, что обеспечивает дальнейший нагрев воздуха и способствует снижению габаритов второй ступени.

ТВП выполняют из углеродистой стали, для которой максимально до­пустимая температура металла не превышает 500°С, что при температуре подогрева воздуха до 400°С соответствует температуре продуктов сгорания не более 600°С. Обычно температура продуктов сгорания за пароперегре­вателем высокого давления выше, а потому для защиты металла второй ступени воздухоподогревателя, если в схеме котла нет промежуточного пе­регревателя, располагают вторую ступень экономайзера.

Трубчатые воздухоподогреватели просты по конструкции, надежны в работе, значительно более плотны в сравнении с воздухоподогревателями Других систем. Однако они в большей мере подвергаются коррозии, при конденсации влаги и паров h3SO4 если температура стенки будет ниже 90- Ю0°С, результате чего в трубах образуются сквозные отверстия и воздух перетекает на газовую сторону, увеличивая потери теплоты с уходящими газами и затраты на перекачку увеличенного объема продуктов сгорания. Защита труб от коррозии чаще всего достигается подогревом поступаю­щего холодного воздуха в паровых калориферах (при подогреве воздуха свыше 50°С), либо путем рециркуляции части горячего воздуха на вход в ТВП (при нагреве до 50°С). Однако при этом снижается экономичность работы котла, так как одновременно происходит повышение температуры уходящих газов и рост потери теплоты с ними.

В последнем случае ограничиваются частичными мерами снижения скорости коррозии (обеспечением так называемой допустимой скорости коррозии), а первый ход воздуха отделяют от других, чтобы в случае кор­розии нижнего трубного пакета иметь минимальную замену металла ТВП.

Основным типом регенеративного воздухоподогревателя электростан­ций является вращающийся регенеративный воздухоподогреватель (РВП), у которого поверхность теплообмена во вращающемся корпусе (роторе) попеременно находится в газовом потоке, нагреваясь от высокотемпера­турных газов, а затем поступает в холодный воздушный поток и гре­ет воздух, отдавая ему избыточное тепло (рис. 2.15, а). В отличие от ТВП регенеративный воздухоподогреватель располагают вне пределов кон­вективной шахты и соединяют его с котлом газо - и воздухопровода­ми (рис. 2.15, в).

Поверхностью теплообмена служит плотная набивка из тонких гофри­рованных и плоских стальных листов, образующих каналы малого эквива­лентного диаметра (d3 = 8-1-9 мм) для прохода продуктов сгорания и воздуха (рис. 2.15,6). Набивка в виде секций заполняет цилиндрический пустоте­лый ротор, который по сечению разделен глухими радиальными перегород­ками на изолированные друг от друга секторы. Ротор воздухоподогревателя медленно вращается (с частотой 1,5-2,2 об/мин), его вал имеет привод от электродвигателя через шестеренчатую передачу. Диаметр ротора РВП в зависимости от типоразмера составляет от 5,4 до 9,8 м, а высота его — от 1,4 до 2,4 м. В итоге организуется непрерывный нагрев за счет теплоты, ак­кумулированной набивкой в газовом потоке. Взаимное движение потоков — противоточное.

Применение волнистых (гофрированных) листов обеспечивает интен­сификацию конвективного теплообмена и тем самым более быстрый на­грев набивки. Поверхность нагрева 1 м3 набивки составляет 300-340 м2, в то время как в ТВП этот показатель составляет около 50 м2/м3 объ­ема. При значительном перепаде давлений между - воздушным и газовым потоками и невозможности полной их герметизации в условиях враща­ющегося ротора имеют место перетоки воздуха по радиусу ротора на границе раздела воздушной и газовой сторон, а также по периферии ротора.

Суммарные нормированные перетоки воздуха в РВП составляют до 20% при номинальной нагрузке и заметно возрастают при снижении ее. Перетоки воздуха приводят к перегрузке дымососов и дутьевых вентилято­ров (на входе в РВП расход воздуха больше, чем необходимый для котла), снижается тепловая эффективность работы РВП и несколько увеличивается температура газов на выходе из него.

Воздухоподогреватели

/ X J^V / / / / S / У / SS/////S/SS / Г Г / S V S / / / ]г / / S / S

Рис. 2.15. Схема конструктивного выполнения РВП: а — общий вид аппарата; б — пластины теплообменной поверхности; в — соединение корпуса РВП с кот - л°м; ДГ — дымовые газы; ХВ — холодный воздух; ГВ — горячий воздух; 1 — вал;

— нижняя и верхняя опоры; 4 — секция ротора; 5 — верхнее периферийное Уплотнение; 6 — зубья привода; 7 — наружная металлическая обшивка (кожух).

Защита от перетоков достигает­ся уплотнениями. Уплотнения раз­личают: периферийное кольцевое на внешней поверхности ротора, вну­треннее кольцевое вокруг вала РВП и радиальное, разделяющее воздуш­ный и газовый потоки. Для умень­шения отрицательного эффекта при - сосов и утечки воздуха на круп­ных РВП применяют отсос воздуха из общего корпуса РВП. При этом в корпусе устанавливается понижен­ное давление и доля присоса воз­духа в продукты сгорания может быть сведена к минимуму. Для ис­ключения перегрузки дутьевого вен­тилятора отсос из корпуса направ­ляют в короб воздуха после РВП (рис. 2.16).

• Регенеративные воздухоподо­греватели подучили широкое приме­нение на крупных энергоблоках. 'Зти воздухоподогреватели конструктивно сложнее, но они компактны, требуют меньшего расхода металла, имеют невысокое аэродинамическое сопротивление, коррозия набивки поверхно­сти нагрева не приводит к увеличению присосов воздуха. Предварительный подогрев воздуха до 70-100°С перед его поступлением в воздухоподогре­ватель котла (трубчатый или регенеративный) обеспечивают в паровом ка­лорифере, который выполняется в виде трубчатого теплообменника. Вну­три вертикальных труб движется слабоперегретый пар с температурой око­ло 120°С. Пар конденсируется на стенках труб и отдает теплоту конденса­ции потоку холодного воздуха, омывающему трубы снаружи перекрестным током.

Воздухоподогреватели

Воздухоподогреватели

Рис. 2.16. Организация отсоса воздуха из корпуса РВП: 1 — ротор; 2 — наружный корпус; 3 — дутьевой вентилятор; 4 — ды­мосос; 5 — вентилятор отсоса воздуха; 6 — греющие газы; 7 — горячий воздух; 8 —паровой калорифер; 9 — радиальные уплотнения; 10 — периферийные уплот-

Для усиления теплообмена с воздухом трубы с воздушной стороны имеют оребрение (кольцевое или прутковое). По принципу работы паровой калорифер близок к трубчатому воздухоподогревателю, в котором газовая теплоотдающая среда заменена конденсирующимся паром.

Одной из альтернатив газовым отопительным агрегатам являются твердотопливные котлы. Их популярность среди владельцев частных домов, не имеющих подключения к магистральным сетям, растет с каждым днем.

Сервисное обслуживание котельных наравне с правильной эксплуатацией считается невероятно важным фактором. Наша компания предлагает высококачественные услуги в данном направлении. Полный комплекс услуг позволит привести котельную в полный порядок, обеспечить ее …

Каждый человек мечтает о комфортном жилье, одним из элементов которого является тепло. Если ваш дом отапливается централизовано, то вопрос становится проще. Но не все жилые здания имеют данные блага цивилизации. …

msd.com.ua

Воздухоподогреватели

Воздухоподогреватели

Для подогрева воздуха в котлах применяют воздухоподогреватели: рекуперативные и регенеративные. В рекуперативном воздухоподогревателе теплота продуктов сгорания передается непрерывно воздуху через стенку, разделяющую теплообменивающиеся среды. В регенеративном воздухоподогревателе теплота передается металлической насадкой, которая периодически нагревается продуктами сгорания, а затем отдает аккумулированную в ней теплоту нагреваемому воздуху. Воздухоподогреватели воспринимают 7-15% теплоты топлива, отдаваемого продуктами сгорания в котле.

 

Преимущественно применяются трубчатые рекуперативные воздухоподогреватели с вертикальным расположением труб. Скорость газов обычно 10-14 м/с, воздуха 6-8 м/с. Продукты сгорания проходят внутри труб, воздух омывает их снаружи поперечным потоком (рис. 21.6). Воздухоподогреватели изготовляют из стальных труб с наружным диаметром 30-40 мм при толщине стенки 1,2-1,5 мм. Концы труб приваривают к трубным доскам и располагают в шахматном порядке. Для получения необходимой скорости перекрестного тока воздуха трубную систему по высоте разделяют промежуточными досками на несколько ходов. Для перепуска воздуха из одного хода в другой установлены короба. Воздухоподогреватели снаружи имеют стальную обшивку и опираются нижней трубной доской на раму, связанную с каркасом котла. Трубная система при нагревании расширяется вверх, и верхняя трубная доска соединяется с газоходом линзовым или набивным компенсатором, что обеспечивает свободное термическое расширение воздухоподогревателя без присосов воздуха (рис. 21.7).

 

Воздухоподогреватели выполняют из ряда секций, удобных для монтажа и транспортировки, которые устанавливают рядом, заполняя все сечение газохода. При сжигании многозольного топлива для предохранения верхних концов труб от абразивного износа в них устанавливают трубки длиной 150- 200 мм. При температуре продуктов сгорания более 500 СС верхние трубные доски покрывают теплоизоляционной массой. Применяют однопоточную и двухпоточную схемы подвода воздуха в воздухоподогреватель. В воздухоподогревателях котлов малой и средней мощности применяют однопоточную схему подвода воздуха по его широкой стороне В котлах большой мощности высота одного воздушного хода достигает больших размеров, число ходов воздуха в каждой ступени воздухоподогревателя уменьшается. Двухпоточная схема подвода воздуха позволяет уменьшить высоту хода и увеличить число ходов при меньшем в них числе рядов трубок и соответственно уменьшить сопротивления по ходу воздуха и повысить температурный напор в воздухоподогревателе. Применение двухпоточной схемы подвода воздуха и труб малого диаметра с малым шагом позволяет создать достаточно компактные воздухоподогреватели.

Трубчатые воздухоподогреватели просты по конструкции, надежны в работе и более плотны, чем другие системы воздухоподогревателей. Недостатком трубчатых воздухоподогревателей являются относительно большие удельный расход металла G/Q и удельный объем V/Q. Различные схемы компоновки трубчатых воздухоподогревателей показаны на рис. 21.8.

 

Необходимая площадь поверхности нагрева воздухоподогревателя определяется с учетом (21.3). При наличии низкотемпературной и высокотемпературной ступеней воздухоподогревателя каждая ступень рассчитывается отдельно для регенеративных вращающихся воздухоподогревателей в расчет вводится двусторонняя поверхность нагрева набивки.

Регенеративные воздухоподогреватели представляют собой вращающийся барабан с набивкой из тонких стальных гофрированных и плоских листов, образующих каналы малого эквивалентного диаметра ( 4х5 ММ) для прохода воздуха и продуктов сгорания. Набивкой, которая служит поверхностью теплообмена, заполняется пустотелый ротор, разделенный сплошными перегородками на изолированные друг от друга секторы (рис. 21.9).

 

Ротор медленно (с частотой вращения 2-6 об/мин) вращается в неподвижном корпусе. Корпус разделен на две части секторными плитами. В одну из них через горловину поступают продукты сгорания, в другую - воздух. Движение потока газа и воздуха раздельное и непрерывное. При непрерывном вращении ротора его металлическая набивка попеременно проходит через эги потоки. Сначала теплота газов аккумулируется, а затем отдается воздуху. Этот процесс повторяется, и в итоге организуется непрерывный нагрев воздуха. Взаимное движение потоков продуктов сгорания и воздуха противоточное. Площадь поверхности нагрева 1 м3 набивки составляет 200-250 м2. Длительность пребывания набивки в газовом и воздушном потоках менее 30 с. Толщина листов набивки 0,6-1 мм. Мощность электродвигателя для привода ротора воздухоподогревателя 3-5 кВт. Регенеративные воздухоподогреватели указанной конструкции отличаются малым значением величин V/Q, G/Q и A/Q.

Недостатками регенеративных воздухоподогревателей являются повышенный переток воздуха в газовую среду (до 10 %), что увеличивает потерю с уходящими газами, а также наличие вращающихся элементов и системы водяного охлаждения вала ротора и подшипников. Вследствие коробления набивки подогрев воздуха в регенеративных воздухоподогревателях ограничен температурой 300 °С. При необходимости более высокого подогрева воздуха воздухоподогреватели выполняют комбинированными: из регенеративного воздухоподогревателя с подогревом в нем воздуха до 250-300 °С и трубчатого, в котором завершается подогрев воздуха до более высокой температуры (рис. 21.10).

 

Теплота, передаваемая воздуху в воздухоподогревателе, рекуперативном или регенеративном, кДж/кг, определяете по формуле

 

где рнп - отношение количества воздуха за воздухоподогревателем к теоретически необходимому; ррц - доля рециркулирующего воздуха в воздухоподогревателе; Нп и Н°вп - энтальпии воздуха, теоретически необходимого для сжигания топлива, на выходе из воздухоподогревателя и на входе в него, кДж/кг; Δавп - присос воздуха в воздухоподогреватели. Для подогрева воздуха до 400-420 °С и температурном напоре на горячем конце воздухоподогревателя Л=40°С при отношении водяных эквивалентов газа и воздуха XF= 0,8 температура уходящих газов должна быть не меньше 140-150 °С, что экономически невыгодно. Для ее снижения необходима двухступенчатая компоновка воздухоподогревателя, как показано на схеме рис. 21.10. Влияние подогрева воздуха на температуру уходящих газов при одноступенчатой компоновке воздухоподогревателя показано на рис. 21.11.

 

kotel-m.ru

Воздухоподогреватели

Воздухоподогреватели

Для подогрева воздуха в котлах применяют воздухоподогреватели: рекуперативные и регенеративные. В рекуперативном воздухоподогревателе теплота продуктов сгорания передается непрерывно воздуху через стенку, разделяющую теплообменивающиеся среды. В регенеративном воздухоподогревателе теплота передается металлической насадкой, которая периодически нагревается продуктами сгорания, а затем отдает аккумулированную в ней теплоту нагреваемому воздуху. Воздухоподогреватели воспринимают 7-15% теплоты топлива, отдаваемого продуктами сгорания в котле.

Преимущественно применяются трубчатые рекуперативные воздухоподогреватели с вертикальным расположением труб. Скорость газов обычно 10-14 м/с, воздуха 6-8 м/с. Продукты сгорания проходят внутри труб, воздух омывает их снаружи поперечным потоком (рис. 21.6). Воздухоподогреватели изготовляют из стальных труб с наружным диаметром 30-40 мм при толщине стенки 1,2-1,5 мм. Концы труб приваривают к трубным доскам и располагают в шахматном порядке. Для получения необходимой скорости перекрестного тока воздуха трубную систему по высоте разделяют промежуточными досками на несколько ходов. Для перепуска воздуха из одного хода в другой установлены короба. Воздухоподогреватели снаружи имеют стальную обшивку и опираются нижней трубной доской на раму, связанную с каркасом котла. Трубная система при нагревании расширяется вверх, и верхняя трубная доска соединяется с газоходом линзовым или набивным компенсатором, что обеспечивает свободное термическое расширение воздухоподогревателя без присосов воздуха (рис. 21.7).

Воздухоподогреватели выполняют из ряда секций, удобных для монтажа и транспортировки, которые устанавливают рядом, заполняя все сечение газохода. При сжигании многозольного топлива для предохранения верхних концов труб от абразивного износа в них устанавливают трубки длиной 150- 200 мм. При температуре продуктов сгорания более 500 СС верхние трубные доски покрывают теплоизоляционной массой. Применяют однопоточную и двухпоточную схемы подвода воздуха в воздухоподогреватель. В воздухоподогревателях котлов малой и средней мощности применяют однопоточную схему подвода воздуха по его широкой стороне В котлах большой мощности высота одного воздушного хода достигает больших размеров, число ходов воздуха в каждой ступени воздухоподогревателя уменьшается. Двухпоточная схема подвода воздуха позволяет уменьшить высоту хода и увеличить число ходов при меньшем в них числе рядов трубок и соответственно уменьшить сопротивления по ходу воздуха и повысить температурный напор в воздухоподогревателе. Применение двухпоточной схемы подвода воздуха и труб малого диаметра с малым шагом позволяет создать достаточно компактные воздухоподогреватели.

Трубчатые воздухоподогреватели просты по конструкции, надежны в работе и более плотны, чем другие системы воздухоподогревателей. Недостатком трубчатых воздухоподогревателей являются относительно большие удельный расход металла G/Q и удельный объем V/Q. Различные схемы компоновки трубчатых воздухоподогревателей показаны на рис. 21.8.

Необходимая площадь поверхности нагрева воздухоподогревателя определяется с учетом (21.3). При наличии низкотемпературной и высокотемпературной ступеней воздухоподогревателя каждая ступень рассчитывается отдельно для регенеративных вращающихся воздухоподогревателей в расчет вводится двусторонняя поверхность нагрева набивки.

Регенеративные воздухоподогреватели представляют собой вращающийся барабан с набивкой из тонких стальных гофрированных и плоских листов, образующих каналы малого эквивалентного диаметра ( 4х5 ММ) для прохода воздуха и продуктов сгорания. Набивкой, которая служит поверхностью теплообмена, заполняется пустотелый ротор, разделенный сплошными перегородками на изолированные друг от друга секторы (рис. 21.9).

Ротор медленно (с частотой вращения 2-6 об/мин) вращается в неподвижном корпусе. Корпус разделен на две части секторными плитами. В одну из них через горловину поступают продукты сгорания, в другую - воздух. Движение потока газа и воздуха раздельное и непрерывное. При непрерывном вращении ротора его металлическая набивка попеременно проходит через эги потоки. Сначала теплота газов аккумулируется, а затем отдается воздуху. Этот процесс повторяется, и в итоге организуется непрерывный нагрев воздуха. Взаимное движение потоков продуктов сгорания и воздуха противоточное. Площадь поверхности нагрева 1 м3 набивки составляет 200-250 м2. Длительность пребывания набивки в газовом и воздушном потоках менее 30 с. Толщина листов набивки 0,6-1 мм. Мощность электродвигателя для привода ротора воздухоподогревателя 3-5 кВт. Регенеративные воздухоподогреватели указанной конструкции отличаются малым значением величин V/Q, G/Q и A/Q.

Недостатками регенеративных воздухоподогревателей являются повышенный переток воздуха в газовую среду (до 10 %), что увеличивает потерю с уходящими газами, а также наличие вращающихся элементов и системы водяного охлаждения вала ротора и подшипников. Вследствие коробления набивки подогрев воздуха в регенеративных воздухоподогревателях ограничен температурой 300 °С. При необходимости более высокого подогрева воздуха воздухоподогреватели выполняют комбинированными: из регенеративного воздухоподогревателя с подогревом в нем воздуха до 250-300 °С и трубчатого, в котором завершается подогрев воздуха до более высокой температуры (рис. 21.10).

Теплота, передаваемая воздуху в воздухоподогревателе, рекуперативном или регенеративном, кДж/кг, определяете по формуле

где рнп - отношение количества воздуха за воздухоподогревателем к теоретически необходимому; ррц - доля рециркулирующего воздуха в воздухоподогревателе; Нп и Н°вп - энтальпии воздуха, теоретически необходимого для сжигания топлива, на выходе из воздухоподогревателя и на входе в него, кДж/кг; Δавп - присос воздуха в воздухоподогреватели. Для подогрева воздуха до 400-420 °С и температурном напоре на горячем конце воздухоподогревателя Л=40°С при отношении водяных эквивалентов газа и воздуха XF= 0,8 температура уходящих газов должна быть не меньше 140-150 °С, что экономически невыгодно. Для ее снижения необходима двухступенчатая компоновка воздухоподогревателя, как показано на схеме рис. 21.10. Влияние подогрева воздуха на температуру уходящих газов при одноступенчатой компоновке воздухоподогревателя показано на рис. 21.11.

kotel-kv.com


Смотрите также