- 8 (495) 7487600
- 8 (495) 7487600
- 8 (925) 5552040
- 8 (925) 5552040
- Напишите нам
- Обратный звонок
Интернет магазин оборудования насосной, отопительной и водонагревательной техники №1
Паровой взрыв. Взрыв парового котла
Взрыв котла - это... Что такое Взрыв котла?
Последствия взрыва котла паровоза. 1850 годВзрыв котла — форма физического взрыва, катастрофический отказ парового котла, при котором происходит его разрушение. Чаще всего взрывы котлов происходят из-за чрезмерно высокого давления пара и обусловлены дефектом конструкции, либо из-за отсутствия надлежащего периодического ремонта, либо неправильной эксплуатации (выход из строя предохранительного клапана, при понижении уровня воды в котле ниже допустимого и т. д.).
На заре эпохи паровой энергетики взрывы котлов были весьма частым явлением.
Это было обусловлено, прежде всего, недостаточным уровнем знаний в области термодинамики и сопротивления материалов, а также низким качеством материалов, применяемых для изготовления первых котлов и примитивной технологией их производства. К началу 19 века был накоплен достаточный уровень знаний в области проектирования и эксплуатации паровых котлов и взрывы стационарных котельных установок стали редкими.В XIX веке взрывы котлов были характерны, в основном, для паровозов, так как их котлы выполняются облегченной конструкции и при этом высокофорсированы, а, кроме того, испытывают еще и ударные нагрузки при движении по рельсам. В дополнение ко всему паровозный котёл жаротрубный, где давление пара действует на внешнюю поверхность труб теплообменника, что также снижает прочность. Именно по этой причине в конце XIX века были выработаны и приняты жесткие нормы на проектирование, содержание и ремонт паровозных котлов. Конструкции стационарных и судовых котлов имеют значительно больший запас прочности и взрываются гораздо реже паровозных. Официально самый первый взрыв котла на паровозе произошёл ещё в 1813 году, когда инженер Брунтон, демонстрируя свой «Механический путешественник», решил повысить его скорость путём дополнительного повышения давления пара в котле, однако котёл неожиданно взорвался, убив при этом 15 человек.
Примечательно, что один из сохранившихся до наших дней паровозов-памятников в процессе своей эксплуатации в начале XX века имел взрыв котла. Это паровоз Ов-5109, установленный у локомотивного депо Волгоград. Впоследствии отремонтированный, этот паровоз в период Сталинградской битвы доставлял на передовые позиции поезда с боеприпасами и горючим. В ноябре 1967 года паровоз был установлен в качестве памятника.
Один из наиболее мощных взрывов котла на территории СССР произошел в 50-х годах на Бийской ТЭЦ-2. Тогда погибло более 40 человек (точная цифра до сих пор не известна), а обломки котла, оборудования станции и фрагменты её здания (а оно было почти полностью разрушено) были разбросаны в радиусе порядка километра.
С середины XX века взрывы котлов стали очень редким явлением.
См. также
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 14 февраля 2012. |
brokgauz.academic.ru
Взрыв котла - Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Взрыв котла — форма физического взрыва, катастрофический отказ парового котла, при котором происходит его разрушение. Чаще всего взрывы котлов происходят из-за чрезмерно высокого давления пара и обусловлены дефектом конструкции[1], либо из-за отсутствия надлежащего периодического ремонта, либо неправильной эксплуатации (выход из строя предохранительного клапана, при понижении уровня воды в котле ниже допустимого и т. д.), либо вследствие форс-мажорных причин, ведущих к возникновению температурных напряжений на находящихся под давлением поверхностях[2] (например, при резком охлаждении корабельных котлов забортной водой).
Художественное изображение взрыва котла на пароходеНа заре эпохи паровой энергетики взрывы котлов были весьма частым явлением. Это было обусловлено, прежде всего, недостаточным уровнем знаний в области термодинамики и сопротивления материалов, а также низким качеством материалов, применяемых для изготовления первых котлов и примитивной технологией их производства: котлы изготавливались из кованых листов железа и стягивались обручами. К началу XIX века был накоплен достаточный уровень знаний в области проектирования и эксплуатации паровых котлов и взрывы стационарных котельных установок стали редкими.
В XIX веке взрывы котлов были характерны, в основном, для паровозов, так как их котлы выполняются облегченной конструкции и при этом высокофорсированы, а, кроме того, испытывают еще и переменные вибрационные и ударные нагрузки при движении по рельсам. В дополнение ко всему паровозный котёл жаротрубный, где давление пара действует на внешнюю поверхность труб теплообменника, что также снижает прочность. Именно по этой причине в конце XIX века были выработаны и приняты жесткие нормы на проектирование, содержание и ремонт паровозных котлов. Конструкции стационарных и судовых котлов имеют значительно больший запас прочности и взрываются гораздо реже паровозных. Официально самый первый взрыв котла на паровозе произошёл ещё в 1813 году, когда инженер Брунтон, демонстрируя свой «Механический путешественник», решил повысить его скорость путём дополнительного повышения давления пара в котле, однако котёл неожиданно взорвался, убив при этом 15 человек. Один из наиболее катастрофичных случаев произошёл на британском броненосце «Тандерер» в 1876 году — тогда причиной взрыва стало несовершенство конструкции котлов в сочетании с плохим техническим состоянием предохранительного клапана. Погибло, по различным данным, до 46 чел., включая командира корабля.
Примечательно, что один из сохранившихся до наших дней паровозов-памятников в процессе своей эксплуатации в начале XX века имел взрыв котла. Это паровоз Ов-5109, установленный у локомотивного депо Волгоград. Впоследствии отремонтированный, этот паровоз в период Сталинградской битвы доставлял на передовые позиции поезда с боеприпасами и горючим. В ноябре 1967 года паровоз был установлен в качестве памятника.
Один из наиболее мощных взрывов котла на территории СССР произошел в 50-х годах на Бийской ТЭЦ-2. Тогда погибло более 40 человек (точная цифра до сих пор не известна), а обломки котла, оборудования станции и фрагменты её здания (а оно было почти полностью разрушено) были разбросаны в радиусе порядка километра.
С середины XX века взрывы котлов стали очень редким явлением.
См. также[ | ]
Примечания[ | ]
- ↑ Появление трещины в стенке котла вызывает почти мгновенное превращение имеющейся в котле воды — которая из-за первоначального падения давления становится перегретой — в пар (с объёмом, более чем в 1000 раз превышающим объём воды) и взрывного роста давления в котле (смотри Взрыв расширяющихся паров вскипающей жидкости).
- ↑ Волский, 1944, с. 2.
Литература[ | ]
- Волский М. И. Температурные напряжения в машинах и котлах. — Речиздат, 1944. — 428 с.
encyclopaedia.bid
Паровой взрыв - это... Что такое Паровой взрыв?
Условия возникновения парового взрыва
Для возникновения и развития крупномасштабного парового взрыва необходим ряд условий:
- образование такой смеси расплава и теплоносителя ячеистой структуры, которая была бы достаточно компактной, чтобы волна давления могла распространиться внутри нее;
- смесь должна иметь достаточное количество теплоносителя для образования пара;
- должен присутствовать спусковой механизм — импульс давления, который привел бы к срыву пленки пара на каплях расплава, резкой интенсификации теплообмена.
Стадии парового взрыва
В явлении парового взрыва выделяют четыре стадии — фазы:
- («фаза задержки») — смешение теплоносителя и крупных капель расплава, образование паровой пленки на поверхности расплава;
- фаза интенсивного взаимодействия — прорыв пленки пара, фрагментация капель, возникновение ударной волны;
- фаза распространения парового взрыва — распространение фронта ударной волны, размельчение капель расплава за счет ударной волны, интенсификация перемешивания, увеличение энергии волны (2, 3 — собственно фаза парового взрыва)
- фаза затухания импульсов давления, кипения на застывших фрагментах.
Паровой взрыв на АЭС
В условиях тяжелой аварии на АЭС паровой взрыв может происходить при контакте расплавленных материалов активной зоны — кориума с теплоносителем.
Механизмы фрагментации расплава связаны с локальными тепловыми и гидродинамическими явлениями на границе расплава и теплоносителя. Периодический рост и схлопывание паровых пузырей, разница в скоростях капли и расплава приводят к силам, вызывающим дробление капель. Образующиеся ударные волны при взаимодействии с каплями расплава также приводят к дроблению капель.Силовые элементы главного циркуляционного контура АЭС работают в тяжелых условиях: высокий уровень температур и давлений; значительные термические напряжения, обусловленные большими тепловыми нагрузками и градиентами температуры; высокие скорости теплоносителя, способствующие появлению вибраций; ионизирующее излучение. Поэтому во время эксплуатации серьёзное внимание обращается на поддержание заданного безопасного теплогидравлического режима. На АЭС имеются надежные системы контроля всех основных режимных параметров и состояния оборудования. Тем не менее, даже маловероятные отказы отдельных элементов оборудования или отказы в системах контроля и регулирования, или просто случайное сочетание неблагоприятных отклонений режимных параметров от нормальных условий эксплуатации могут привести к аварийным ситуациям[2].
Безопасность АЭС базируется на комплексе мероприятий, направленных на профилактику причин аварийных ситуаций и совершенствования средств защиты. Один из главных вопросов оценки парового взрыва — знание того, как быстро отводится тепло от расплавленной частицы. Исследованию этого вопроса посвящен комплекс научных исследований, в частности механизмам фрагментации теплоносителя[3][4], эволюции паровых образований[5].
См. также
Примечания
- ↑ Кириллов П. Л., Богословская Г. П. Тепломассообмен в ядерных энергетических установках. — М.: ИздАт, 2008—256с.
- ↑ Тепломассообмен в ядерных энергетических установках. /Б. С. Петухов, Л. Г. Генин, С. А. Ковалев, С. Л. Соловьев. — М.: Издательство МЭИ, 2003. — 548с.
- ↑ Заметки о некоторых аспектах парового взрыва / Ю. А. Зейгарник, Ю. П. Ивочкин, В. С. Григорьев, А. А. Оксман. // ТВТ, 2008. — Т. 46, № 5. — С.797-800.
- ↑ Об одном возможном механизме инициирования (триггеринга) парового взрыва / В. В. Глазков и др. // ТВТ, 2006. — Т. 44, № 6. — С.913-917.
- ↑ Молекулярно-кинетическая теория
xzsad.academic.ru
Аварии и взрывы паровых котлов, причины их возникновения и меры предупреждения
Аварии и взрывы паровых котлов, причины их возникновения и меры предупреждения
Аварией котла называется длительный (не менее 20 час.) выход его из эксплуатации вследствие повреждения его частей.[ ...]
При авариях паровых котлов наиболее тяжелые последствия влечет за собой взрыв котла.[ ...]
Взрыв котла характеризуется мгновенным разрушением стенки котла, приводящим к выравниванию давления пара внутри котла с давлением атмосферы снаружи котла.[ ...]
При взрыве получается мгновенное испарение большей части воды с образованием громадного количества пара, почему и происходит страшное по своим последствиям и размерам разрушение не только самой установки, но также окружающих предметов и помещения (фиг. 7).[ ...]
Находящаяся под давлением в котле вода обладает большим запасом потенциальной энергии. По подсчету 60 кг воды, находящейся в котле при давлении в 5 ати, эквивалентны 1 кг пороха.[ ...]
Таким образом, главную опасность при взрыве котла представляет не находящийся в паровом пространстве пар, а нагретая выше температуры атмосферного кипения вода, которая при соединении водяного или парового пространства котла с атмосферой мгновенно превращается в пар. Отсюда вывод — чем больше воды в котле, тем больше парообразование при взрыве парового котла и тем серьезнее разрушения.[ ...]
Наиболее опасными по последствиям взрыва являются котлы с большим объемом воды в барабанах, например, цилиндрические и жаротрубные.[ ...]
Рассмотрим подробно каждую из этих причин.[ ...]
Изучение ряда аварий с паровыми промышленными котлами позволило установить, что эти аварии были вызваны недостатком воды в паровом котле. При понижении уровня воды ниже допустимого обнажаются стенки котла, которые под действием высокой температуры раскаляются докрасна, в результате чего прочность металла понижается.[ ...]
Под действием давления пара на стенке котла появляются огдулины (выпучины) с местным утонением стенки, что может привести к взрыву котла.[ ...]
Вернуться к оглавлениюru-safety.info