- 8 (495) 7487600
- 8 (495) 7487600
- 8 (925) 5552040
- 8 (925) 5552040
- Напишите нам
- Обратный звонок
Интернет магазин оборудования насосной, отопительной и водонагревательной техники №1
Паровой взрыв. Взрыв парового котла
Взрыв котла - это... Что такое Взрыв котла?


Взрыв котла — форма физического взрыва, катастрофический отказ парового котла, при котором происходит его разрушение. Чаще всего взрывы котлов происходят из-за чрезмерно высокого давления пара и обусловлены дефектом конструкции, либо из-за отсутствия надлежащего периодического ремонта, либо неправильной эксплуатации (выход из строя предохранительного клапана, при понижении уровня воды в котле ниже допустимого и т. д.).


На заре эпохи паровой энергетики взрывы котлов были весьма частым явлением.
Это было обусловлено, прежде всего, недостаточным уровнем знаний в области термодинамики и сопротивления материалов, а также низким качеством материалов, применяемых для изготовления первых котлов и примитивной технологией их производства. К началу 19 века был накоплен достаточный уровень знаний в области проектирования и эксплуатации паровых котлов и взрывы стационарных котельных установок стали редкими.В XIX веке взрывы котлов были характерны, в основном, для паровозов, так как их котлы выполняются облегченной конструкции и при этом высокофорсированы, а, кроме того, испытывают еще и ударные нагрузки при движении по рельсам. В дополнение ко всему паровозный котёл жаротрубный, где давление пара действует на внешнюю поверхность труб теплообменника, что также снижает прочность. Именно по этой причине в конце XIX века были выработаны и приняты жесткие нормы на проектирование, содержание и ремонт паровозных котлов. Конструкции стационарных и судовых котлов имеют значительно больший запас прочности и взрываются гораздо реже паровозных. Официально самый первый взрыв котла на паровозе произошёл ещё в 1813 году, когда инженер Брунтон, демонстрируя свой «Механический путешественник», решил повысить его скорость путём дополнительного повышения давления пара в котле, однако котёл неожиданно взорвался, убив при этом 15 человек.


Примечательно, что один из сохранившихся до наших дней паровозов-памятников в процессе своей эксплуатации в начале XX века имел взрыв котла. Это паровоз Ов-5109, установленный у локомотивного депо Волгоград. Впоследствии отремонтированный, этот паровоз в период Сталинградской битвы доставлял на передовые позиции поезда с боеприпасами и горючим. В ноябре 1967 года паровоз был установлен в качестве памятника.
Один из наиболее мощных взрывов котла на территории СССР произошел в 50-х годах на Бийской ТЭЦ-2. Тогда погибло более 40 человек (точная цифра до сих пор не известна), а обломки котла, оборудования станции и фрагменты её здания (а оно было почти полностью разрушено) были разбросаны в радиусе порядка километра.
С середины XX века взрывы котлов стали очень редким явлением.
См. также
![]() | В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 14 февраля 2012. |
brokgauz.academic.ru
Взрыв котла - Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Взрыв котла — форма физического взрыва, катастрофический отказ парового котла, при котором происходит его разрушение. Чаще всего взрывы котлов происходят из-за чрезмерно высокого давления пара и обусловлены дефектом конструкции[1], либо из-за отсутствия надлежащего периодического ремонта, либо неправильной эксплуатации (выход из строя предохранительного клапана, при понижении уровня воды в котле ниже допустимого и т. д.), либо вследствие форс-мажорных причин, ведущих к возникновению температурных напряжений на находящихся под давлением поверхностях[2] (например, при резком охлаждении корабельных котлов забортной водой).

На заре эпохи паровой энергетики взрывы котлов были весьма частым явлением. Это было обусловлено, прежде всего, недостаточным уровнем знаний в области термодинамики и сопротивления материалов, а также низким качеством материалов, применяемых для изготовления первых котлов и примитивной технологией их производства: котлы изготавливались из кованых листов железа и стягивались обручами. К началу XIX века был накоплен достаточный уровень знаний в области проектирования и эксплуатации паровых котлов и взрывы стационарных котельных установок стали редкими.
В XIX веке взрывы котлов были характерны, в основном, для паровозов, так как их котлы выполняются облегченной конструкции и при этом высокофорсированы, а, кроме того, испытывают еще и переменные вибрационные и ударные нагрузки при движении по рельсам. В дополнение ко всему паровозный котёл жаротрубный, где давление пара действует на внешнюю поверхность труб теплообменника, что также снижает прочность. Именно по этой причине в конце XIX века были выработаны и приняты жесткие нормы на проектирование, содержание и ремонт паровозных котлов. Конструкции стационарных и судовых котлов имеют значительно больший запас прочности и взрываются гораздо реже паровозных. Официально самый первый взрыв котла на паровозе произошёл ещё в 1813 году, когда инженер Брунтон, демонстрируя свой «Механический путешественник», решил повысить его скорость путём дополнительного повышения давления пара в котле, однако котёл неожиданно взорвался, убив при этом 15 человек. Один из наиболее катастрофичных случаев произошёл на британском броненосце «Тандерер» в 1876 году — тогда причиной взрыва стало несовершенство конструкции котлов в сочетании с плохим техническим состоянием предохранительного клапана. Погибло, по различным данным, до 46 чел., включая командира корабля.

Примечательно, что один из сохранившихся до наших дней паровозов-памятников в процессе своей эксплуатации в начале XX века имел взрыв котла. Это паровоз Ов-5109, установленный у локомотивного депо Волгоград. Впоследствии отремонтированный, этот паровоз в период Сталинградской битвы доставлял на передовые позиции поезда с боеприпасами и горючим. В ноябре 1967 года паровоз был установлен в качестве памятника.
Один из наиболее мощных взрывов котла на территории СССР произошел в 50-х годах на Бийской ТЭЦ-2. Тогда погибло более 40 человек (точная цифра до сих пор не известна), а обломки котла, оборудования станции и фрагменты её здания (а оно было почти полностью разрушено) были разбросаны в радиусе порядка километра.
С середины XX века взрывы котлов стали очень редким явлением.
См. также[ | ]
Примечания[ | ]
- ↑ Появление трещины в стенке котла вызывает почти мгновенное превращение имеющейся в котле воды — которая из-за первоначального падения давления становится перегретой — в пар (с объёмом, более чем в 1000 раз превышающим объём воды) и взрывного роста давления в котле (смотри Взрыв расширяющихся паров вскипающей жидкости).
- ↑ Волский, 1944, с. 2.
Литература[ | ]
- Волский М. И. Температурные напряжения в машинах и котлах. — Речиздат, 1944. — 428 с.
encyclopaedia.bid
Паровой взрыв - это... Что такое Паровой взрыв?
Условия возникновения парового взрыва
Для возникновения и развития крупномасштабного парового взрыва необходим ряд условий:
- образование такой смеси расплава и теплоносителя ячеистой структуры, которая была бы достаточно компактной, чтобы волна давления могла распространиться внутри нее;
- смесь должна иметь достаточное количество теплоносителя для образования пара;
- должен присутствовать спусковой механизм — импульс давления, который привел бы к срыву пленки пара на каплях расплава, резкой интенсификации теплообмена.
Стадии парового взрыва
В явлении парового взрыва выделяют четыре стадии — фазы:
- («фаза задержки») — смешение теплоносителя и крупных капель расплава, образование паровой пленки на поверхности расплава;
- фаза интенсивного взаимодействия — прорыв пленки пара, фрагментация капель, возникновение ударной волны;
- фаза распространения парового взрыва — распространение фронта ударной волны, размельчение капель расплава за счет ударной волны, интенсификация перемешивания, увеличение энергии волны (2, 3 — собственно фаза парового взрыва)
- фаза затухания импульсов давления, кипения на застывших фрагментах.
Паровой взрыв на АЭС
В условиях тяжелой аварии на АЭС паровой взрыв может происходить при контакте расплавленных материалов активной зоны — кориума с теплоносителем.
Механизмы фрагментации расплава связаны с локальными тепловыми и гидродинамическими явлениями на границе расплава и теплоносителя. Периодический рост и схлопывание паровых пузырей, разница в скоростях капли и расплава приводят к силам, вызывающим дробление капель. Образующиеся ударные волны при взаимодействии с каплями расплава также приводят к дроблению капель.Силовые элементы главного циркуляционного контура АЭС работают в тяжелых условиях: высокий уровень температур и давлений; значительные термические напряжения, обусловленные большими тепловыми нагрузками и градиентами температуры; высокие скорости теплоносителя, способствующие появлению вибраций; ионизирующее излучение. Поэтому во время эксплуатации серьёзное внимание обращается на поддержание заданного безопасного теплогидравлического режима. На АЭС имеются надежные системы контроля всех основных режимных параметров и состояния оборудования. Тем не менее, даже маловероятные отказы отдельных элементов оборудования или отказы в системах контроля и регулирования, или просто случайное сочетание неблагоприятных отклонений режимных параметров от нормальных условий эксплуатации могут привести к аварийным ситуациям[2].
Безопасность АЭС базируется на комплексе мероприятий, направленных на профилактику причин аварийных ситуаций и совершенствования средств защиты. Один из главных вопросов оценки парового взрыва — знание того, как быстро отводится тепло от расплавленной частицы. Исследованию этого вопроса посвящен комплекс научных исследований, в частности механизмам фрагментации теплоносителя[3][4], эволюции паровых образований[5].
См. также
Примечания
- ↑ Кириллов П. Л., Богословская Г. П. Тепломассообмен в ядерных энергетических установках. — М.: ИздАт, 2008—256с.
- ↑ Тепломассообмен в ядерных энергетических установках. /Б. С. Петухов, Л. Г. Генин, С. А. Ковалев, С. Л. Соловьев. — М.: Издательство МЭИ, 2003. — 548с.
- ↑ Заметки о некоторых аспектах парового взрыва / Ю. А. Зейгарник, Ю. П. Ивочкин, В. С. Григорьев, А. А. Оксман. // ТВТ, 2008. — Т. 46, № 5. — С.797-800.
- ↑ Об одном возможном механизме инициирования (триггеринга) парового взрыва / В. В. Глазков и др. // ТВТ, 2006. — Т. 44, № 6. — С.913-917.
- ↑ Молекулярно-кинетическая теория
xzsad.academic.ru
Аварии и взрывы паровых котлов, причины их возникновения и меры предупреждения
Аварии и взрывы паровых котлов, причины их возникновения и меры предупреждения
Аварией котла называется длительный (не менее 20 час.) выход его из эксплуатации вследствие повреждения его частей.[ ...]
При авариях паровых котлов наиболее тяжелые последствия влечет за собой взрыв котла.[ ...]
Взрыв котла характеризуется мгновенным разрушением стенки котла, приводящим к выравниванию давления пара внутри котла с давлением атмосферы снаружи котла.[ ...]
При взрыве получается мгновенное испарение большей части воды с образованием громадного количества пара, почему и происходит страшное по своим последствиям и размерам разрушение не только самой установки, но также окружающих предметов и помещения (фиг. 7).[ ...]
Находящаяся под давлением в котле вода обладает большим запасом потенциальной энергии. По подсчету 60 кг воды, находящейся в котле при давлении в 5 ати, эквивалентны 1 кг пороха.[ ...]
Таким образом, главную опасность при взрыве котла представляет не находящийся в паровом пространстве пар, а нагретая выше температуры атмосферного кипения вода, которая при соединении водяного или парового пространства котла с атмосферой мгновенно превращается в пар. Отсюда вывод — чем больше воды в котле, тем больше парообразование при взрыве парового котла и тем серьезнее разрушения.[ ...]
Наиболее опасными по последствиям взрыва являются котлы с большим объемом воды в барабанах, например, цилиндрические и жаротрубные.[ ...]
Рассмотрим подробно каждую из этих причин.[ ...]
Изучение ряда аварий с паровыми промышленными котлами позволило установить, что эти аварии были вызваны недостатком воды в паровом котле. При понижении уровня воды ниже допустимого обнажаются стенки котла, которые под действием высокой температуры раскаляются докрасна, в результате чего прочность металла понижается.[ ...]
Под действием давления пара на стенке котла появляются огдулины (выпучины) с местным утонением стенки, что может привести к взрыву котла.[ ...]
Вернуться к оглавлениюru-safety.info