История горного и промышленного надзора в России. Подведомственные ростехнадзору котлы


Объекты котлонадзора

Объекты котлонадзора — технические устройства, подведомственные Ростехнадзору, предназначенные для выработки передачи тепловой энергии или теплоносителя: паровые и водогрейные котлы, сосуды, работающие под давлением, и трубопроводы пара и горячей воды. Перечисленное оборудование и трубопроводы представляют собой объекты повышенной опасности, разрушение которых в эксплуатации может вызвать большой материальный ущерб, а также другие тяжелые последствия.

К объектам котлонадзора относятся:

 

  • Паровые и водогрейные котлы;
  • Электрические котлы;
  • Сосуды, работающие под давлением свыше 0,07 МПа;
  • Трубопроводы пара и горячей воды с рабочим давлением пара более 0,07 МПа и температурой свыше 115°С;
  • Барокамеры.

 

Под термином «безопасность» понимается свойство объекта повышенной опасности ограничивать вредное воздействие этого объекта при нормальной эксплуатации и в случае аварии на обслуживающий персонал, население, окружающее оборудование и строительные конструкции, а также проводить к негативному воздействию на окружающую среду.

Существуют следующие классы опасности: природные, технологические, технические, организационные, индивидуально-психологические и социально-экономические. Действующая система правил Госгортехнадзора России, нормативно-технической и производственной документации должна обеспечить безопасность объектов котлонадзора по всем классам опасности.

Органы Федерального надзора обеспечивают:

 

  • контроль соблюдения правил устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов и сосудов, работающих под давлением выше 0,07 МПа, водонагревательных котлов при температуре нагрева воды более 115 °C, трубопроводов пара и горячей воды;
  • выдачу предприятиям и организациям разрешений на право изготовления объектов котлонадзора, а также периодический контроль изготовления этих объектов;
  • регистрацию объектов котлонадзора и выдачу разрешений на их эксплуатацию;
  • проведение технических освидетельствований объектов котлонадзора;
  • контроль устранения предприятиями-изготовителями и монтажными организациями выявленных недостатков в конструкции объектов котлонадзора, а также дефектов их изготовления и монтажа;
  • контроль соблюдения установленных техническими нормами сроков ППР объектов котлонадзора.

 

Согласно РД 10-49-93, лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

 

  • Проектирование объектов котлонадзора — проектирование котельных, котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды; разработка проектов по реконструкции, модернизации и модифицированию объектов котлонадзора; разработка проектов установки и компоновки объектов котлонадзора; разработка эксплуатационных документов (дубликатов) для объектов котлонадзора, находящихся в эксплуатации.
  • Изготовление объектов котлонадзора — изготовление опытных образцов объектов котлонадзора; серийное, несерийное повторяющееся и единичное производство объектов котлонадзора; изготовление мембранных предохранительных устройств для объектов котлонадзора.
  • Ремонт (реконструкция) объектов котлонадзора — реконструкция, модернизация и капитальный ремонт объектов котлонадзора; проведение восстановительной термической обработки оборудования тепловых электростанций.
  • Монтаж (пусконаладка) объектов котлонадзора — монтажные и пусконаладочные работы на объектах котлонадзора и вспомогательном оборудовании; пусконаладочные работы на системах защиты и проборах безопасности для объектов котлонадзора, в том числе при ремонте и эксплуатации.

 

Основанием для выдачи Ростехнадзором разрешения на эксплуатацию оборудования и проведение работ на этих объектах котлонадзора является Заключение о возможностях и условиях их дальнейшей эксплуатации, выданное после проведения технического диагностирования и экспертного обследования.

Лаборатория неразрушающего контроля ООО «Систем Эксперт» осуществляет диагностические обследования котлов, сосудов и трубопроводов (неразрушающий контроль объектов котлонадзора), что является частью в экспертизы котлов и сосудов.

systemex.ru

Ростехнадзор разъясняет: Еще раз про ОПО тепловые сети (снижение параметров работы трубопроводов тепловой сети)

В связи с участившимися обращениями теплоснабжающих организаций, эксплуатирующих тепловые сети, по вопросу необходимости регистрации объектов, на которых они используются, в государственном реестре опасных производственных объектов Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору разъясняет.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - ФЗ № 116)} с учетом критериев, установленных пунктом 2 приложения №1 к ФЗ № 116, регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - ОПО) в числе прочих подлежат объекты, на которых осуществляется эксплуатация (использование) трубопроводов тепловых сетей, предназначенных для транспортирования водяного пара с давлением более 0,07 МПа и горячей воды с температурой более 115°С.

При этом, если указанные объекты тепловых сетей осуществляют теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, то согласно пункту 3 статьи 2 ФЗ № 116 и подпункту 1 пункта 5 приложения 2 к ФЗ № 116 они относятся к ОПО III класса опасности, деятельность по эксплуатации которых может осуществляться организацией при условии наличия лицензии в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о лицензировании.

В качестве критериев отнесения объекта к категории ОПО в случае оборудования, работающего под избыточным давлением, в том числе трубопроводов, принимаются максимально допустимые при нормальном протекании рабочего процесса значения давления и температуры рабочей среды (пар, вода), определяемые (устанавливаемые) при разработке проекта трубопровода на основании проводимых при этом расчетов, указываемые разработчиком в проектной документации и в паспорте трубопровода, оформляемом после завершения его изготовления (сборки, монтажа).

В настоящее время требования безопасности к оборудованию, работающему под избыточным давлением (в том числе к трубопроводам), обязательные при его проектировании и изготовлении, установлены вступившим в силу с 01.02.2014 техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013) в соответствии с областью распространения, определенной пунктом 2 ТР ТС 032/2013. В частности, согласно пункту 1 приложения № 2 к ТР ТС 032/2013 при разработке (проектировании) оборудования рассчитывается его прочность с учетом прогнозируемых нагрузок, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации, и прогнозируемых отклонений от таких нагрузок, при этом в числе прочих факторов учитываются: нагрузки, действующие на внутреннюю и наружную поверхности оборудования, в том числе давление среды; температура окружающей среды и температура рабочей среды, что соответствует ранее установленным требованиям, в том числе пунктам 2.1.1 и 2.1.2 Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды (ПБ 10-573-03).

При этом ТР ТС 032/2013, в отличие от ПБ 10-573-03, не содержит требований промышленной безопасности к эксплуатации, которые в соответствии с ФЗ № 116 с 22.12.2014 установлены Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее - ФНП ОРПД).

Пунктом 10 ФНП ОРПД с учетом требований действующего законодательства определено, что установка, размещение и обвязка оборудования, работающего под избыточным давлением, на объектах, для применения на которых оно предназначено, должны осуществляться на основании проектной документации, разработанной специализированными проектными организациями с учетом требований законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности и законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, отклонения от проектной документации не допускаются. Кроме этого, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 ФЗ № 116 в отношении технических устройств, применяемых на ОПО, должно быть обеспечено соблюдение законодательства о техническом регулировании.

Помимо требований к трубопроводам, установленных в ТР ТС 032/2013, с учетом специфических особенностей, характерных для тепловых сетей, вытекающих из их назначения, требования, которые необходимо соблюдать при проектировании тепловых сетей (включая сооружения на них), в том числе при реконструкции, модернизации, техническом перевооружении и капитальном ремонте существующих тепловых сетей, установлены в СП 124.13330.2012 «Свод правил. Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003» (утвержден приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 280), разделы 1, 5 (пункт 5.5), 6 (пункты 6.1 - 6.10, 6.25 - 6.34), 9, 10, 12, 13, 15- 17 которого включены в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - ФЗ № 384).

При отнесении тепловых сетей к ОПО с учетом температурного графика их работы, утвержденного теплоснабжающей организацией, определение условий организации теплоснабжения потребителей, оптимальный температурный график и оценка затрат при необходимости его изменения в соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 27.07.2010№ 190-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О теплоснабжении» (далее - ФЗ № 190) в числе прочего должны содержаться в схемах теплоснабжения, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При этом учитывая, что согласно пункту 20 статьи 2 ФЗ № 190 схема теплоснабжения является документом, содержащим предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, установленные в ней условия должны первоначально приниматься в качестве исходных данных при разработке проектной документации трубопроводов тепловой сети, поскольку, например, заданные параметры рабочей среды (теплоносителя) во взаимосвязи с нормативным количеством тепловой энергии и принятым способом их регулирования в зависимости от температуры наружного воздуха, доставку которой необходимо обеспечить подключенным (подключаемым) к тепловой сети потребителям тепла, оказывают непосредственное влияние на решения, принимаемые разработчиком проекта тепловой сети, в том числе касаемо ее конструктивного исполнения (марки примененных материалов, диаметры и толщины стенок труб, производительность, напор и количество насосов, устанавливаемых в составе источника тепловой энергии и тепловой сети, и т.д.).

В связи с этим вызывает сомнение обоснованность утверждения (без выполнения технико-экономических расчетов и проектных работ с внесением изменений в существующую проектную и техническую документацию тепловой сети, а также реконструкции и наладки системы теплоснабжения) теплоснабжающей организацией температурных графиков, предусматривающих снижение параметров теплоносителя и приводящих, соответственно, к изменению режимов работы источника тепла и тепловой сети с отклонением от требований, ранее установленных при разработке проектной документации и подтвержденных соответствующими расчетами.

В отношении находящихся в эксплуатации тепловых сетей обоснованная необходимость изменения режимов ее работы, в том числе уменьшение температуры рабочей среды (теплоносителя) от ранее установленной температурным графиком на стадии ее проектирования, может возникнуть при снижении количества тепловой энергии, фактически необходимого для обеспечения подключенных к тепловой сети потребителей тепла (зданий и сооружений), например, в случаях проведения на них комплекса работ, направленных на повышение уровня энергоэффективности с применением энергосберегающих технологий, материалов и оборудования.

В числе установленных пунктом 22 постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 (ред. от 07.10.2014) «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» данных, в отношении которых схемы теплоснабжения подлежат ежегодной актуализации, предусмотрены вопросы: распределения тепловых нагрузок, изменения тепловых нагрузок в каждой зоне действия источников тепловой энергии, в том числе за счет их перераспределения; внесения изменений в схему теплоснабжения (или отказ от внесения изменений) в части включения в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системам теплоснабжения объектов капитального строительства; переключения тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии; мероприятий по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; ввода в эксплуатацию в результате строительства, реконструкции и технического перевооружения источников тепловой энергии и соответствия их обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и проектной документации; строительства и реконструкции тепловых сетей, включая их реконструкцию в связи с исчерпанием установленного и продленного ресурса, и др.

При этом указанным постановлением Правительства Российской Федерации не предусмотрена возможность изменения температурного графика работы тепловой сети со снижением параметров работы от первоначально установленных при ее проектировании в случае отсутствия каких-либо изменений в схеме теплоснабжения в отношении входящих в ее состав источников тепла, тепловых сетей и подключенных к ним зданий и сооружений потребителей тепла.

В отношении ОПО пунктом 2 статьи 8 ФЗ № 116 установлено, что отклонения от проектной документации ОПО в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию ОПО в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются. Аналогичное недопущение в отношении ОПО, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, в том числе трубопроводы, установлено в пункте 10 ФНП ОРПД.

В связи с вышеизложенным сообщаем, что снижение параметров работы трубопроводов тепловой сети без проведения необходимых расчетов и внесения изменений в проектную документацию и конструкцию тепловой сети либо отдельных ее элементов, узлов, участков (при необходимости, определяемой проектом) является нарушением требований промышленной безопасности и не может служить достаточным основанием для исключения объектов тепловых сетей из государственного реестра ОПО.

tk-servis.ru

Ростехнадзор разъясняет: Еще раз про ОПО тепловые сети (снижение параметров работы трубопроводов тепловой сети)

В связи с участившимися обращениями теплоснабжающих организаций, эксплуатирующих тепловые сети, по вопросу необходимости регистрации объектов, на которых они используются, в государственном реестре опасных производственных объектов Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору разъясняет.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - ФЗ № 116)} с учетом критериев, установленных пунктом 2 приложения №1 к ФЗ № 116, регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - ОПО) в числе прочих подлежат объекты, на которых осуществляется эксплуатация (использование) трубопроводов тепловых сетей, предназначенных для транспортирования водяного пара с давлением более 0,07 МПа и горячей воды с температурой более 115°С.

При этом, если указанные объекты тепловых сетей осуществляют теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, то согласно пункту 3 статьи 2 ФЗ № 116 и подпункту 1 пункта 5 приложения 2 к ФЗ № 116 они относятся к ОПО III класса опасности, деятельность по эксплуатации которых может осуществляться организацией при условии наличия лицензии в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о лицензировании.

В качестве критериев отнесения объекта к категории ОПО в случае оборудования, работающего под избыточным давлением, в том числе трубопроводов, принимаются максимально допустимые при нормальном протекании рабочего процесса значения давления и температуры рабочей среды (пар, вода), определяемые (устанавливаемые) при разработке проекта трубопровода на основании проводимых при этом расчетов, указываемые разработчиком в проектной документации и в паспорте трубопровода, оформляемом после завершения его изготовления (сборки, монтажа).

В настоящее время требования безопасности к оборудованию, работающему под избыточным давлением (в том числе к трубопроводам), обязательные при его проектировании и изготовлении, установлены вступившим в силу с 01.02.2014 техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013) в соответствии с областью распространения, определенной пунктом 2 ТР ТС 032/2013. В частности, согласно пункту 1 приложения № 2 к ТР ТС 032/2013 при разработке (проектировании) оборудования рассчитывается его прочность с учетом прогнозируемых нагрузок, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации, и прогнозируемых отклонений от таких нагрузок, при этом в числе прочих факторов учитываются: нагрузки, действующие на внутреннюю и наружную поверхности оборудования, в том числе давление среды; температура окружающей среды и температура рабочей среды, что соответствует ранее установленным требованиям, в том числе пунктам 2.1.1 и 2.1.2 Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды (ПБ 10-573-03).

При этом ТР ТС 032/2013, в отличие от ПБ 10-573-03, не содержит требований промышленной безопасности к эксплуатации, которые в соответствии с ФЗ № 116 с 22.12.2014 установлены Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее - ФНП ОРПД).

Пунктом 10 ФНП ОРПД с учетом требований действующего законодательства определено, что установка, размещение и обвязка оборудования, работающего под избыточным давлением, на объектах, для применения на которых оно предназначено, должны осуществляться на основании проектной документации, разработанной специализированными проектными организациями с учетом требований законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности и законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, отклонения от проектной документации не допускаются. Кроме этого, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 ФЗ № 116 в отношении технических устройств, применяемых на ОПО, должно быть обеспечено соблюдение законодательства о техническом регулировании.

Помимо требований к трубопроводам, установленных в ТР ТС 032/2013, с учетом специфических особенностей, характерных для тепловых сетей, вытекающих из их назначения, требования, которые необходимо соблюдать при проектировании тепловых сетей (включая сооружения на них), в том числе при реконструкции, модернизации, техническом перевооружении и капитальном ремонте существующих тепловых сетей, установлены в СП 124.13330.2012 «Свод правил. Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003» (утвержден приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 280), разделы 1, 5 (пункт 5.5), 6 (пункты 6.1 - 6.10, 6.25 - 6.34), 9, 10, 12, 13, 15- 17 которого включены в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - ФЗ № 384).

При отнесении тепловых сетей к ОПО с учетом температурного графика их работы, утвержденного теплоснабжающей организацией, определение условий организации теплоснабжения потребителей, оптимальный температурный график и оценка затрат при необходимости его изменения в соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 27.07.2010№ 190-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О теплоснабжении» (далее - ФЗ № 190) в числе прочего должны содержаться в схемах теплоснабжения, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При этом учитывая, что согласно пункту 20 статьи 2 ФЗ № 190 схема теплоснабжения является документом, содержащим предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, установленные в ней условия должны первоначально приниматься в качестве исходных данных при разработке проектной документации трубопроводов тепловой сети, поскольку, например, заданные параметры рабочей среды (теплоносителя) во взаимосвязи с нормативным количеством тепловой энергии и принятым способом их регулирования в зависимости от температуры наружного воздуха, доставку которой необходимо обеспечить подключенным (подключаемым) к тепловой сети потребителям тепла, оказывают непосредственное влияние на решения, принимаемые разработчиком проекта тепловой сети, в том числе касаемо ее конструктивного исполнения (марки примененных материалов, диаметры и толщины стенок труб, производительность, напор и количество насосов, устанавливаемых в составе источника тепловой энергии и тепловой сети, и т.д.).

В связи с этим вызывает сомнение обоснованность утверждения (без выполнения технико-экономических расчетов и проектных работ с внесением изменений в существующую проектную и техническую документацию тепловой сети, а также реконструкции и наладки системы теплоснабжения) теплоснабжающей организацией температурных графиков, предусматривающих снижение параметров теплоносителя и приводящих, соответственно, к изменению режимов работы источника тепла и тепловой сети с отклонением от требований, ранее установленных при разработке проектной документации и подтвержденных соответствующими расчетами.

В отношении находящихся в эксплуатации тепловых сетей обоснованная необходимость изменения режимов ее работы, в том числе уменьшение температуры рабочей среды (теплоносителя) от ранее установленной температурным графиком на стадии ее проектирования, может возникнуть при снижении количества тепловой энергии, фактически необходимого для обеспечения подключенных к тепловой сети потребителей тепла (зданий и сооружений), например, в случаях проведения на них комплекса работ, направленных на повышение уровня энергоэффективности с применением энергосберегающих технологий, материалов и оборудования.

В числе установленных пунктом 22 постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 (ред. от 07.10.2014) «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» данных, в отношении которых схемы теплоснабжения подлежат ежегодной актуализации, предусмотрены вопросы: распределения тепловых нагрузок, изменения тепловых нагрузок в каждой зоне действия источников тепловой энергии, в том числе за счет их перераспределения; внесения изменений в схему теплоснабжения (или отказ от внесения изменений) в части включения в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системам теплоснабжения объектов капитального строительства; переключения тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии; мероприятий по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; ввода в эксплуатацию в результате строительства, реконструкции и технического перевооружения источников тепловой энергии и соответствия их обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и проектной документации; строительства и реконструкции тепловых сетей, включая их реконструкцию в связи с исчерпанием установленного и продленного ресурса, и др.

При этом указанным постановлением Правительства Российской Федерации не предусмотрена возможность изменения температурного графика работы тепловой сети со снижением параметров работы от первоначально установленных при ее проектировании в случае отсутствия каких-либо изменений в схеме теплоснабжения в отношении входящих в ее состав источников тепла, тепловых сетей и подключенных к ним зданий и сооружений потребителей тепла.

В отношении ОПО пунктом 2 статьи 8 ФЗ № 116 установлено, что отклонения от проектной документации ОПО в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию ОПО в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются. Аналогичное недопущение в отношении ОПО, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, в том числе трубопроводы, установлено в пункте 10 ФНП ОРПД.

В связи с вышеизложенным сообщаем, что снижение параметров работы трубопроводов тепловой сети без проведения необходимых расчетов и внесения изменений в проектную документацию и конструкцию тепловой сети либо отдельных ее элементов, узлов, участков (при необходимости, определяемой проектом) является нарушением требований промышленной безопасности и не может служить достаточным основанием для исключения объектов тепловых сетей из государственного реестра ОПО.

krantest.ru

ОБЪЕКТЫ КОТЛОНАДЗОРА - это... Что такое ОБЪЕКТЫ КОТЛОНАДЗОРА?

 ОБЪЕКТЫ КОТЛОНАДЗОРА

ОБЪЕКТЫ КОТЛОНАДЗОРА — технические устройства, подведомственные Ростехнадзору, предназначенные для выработки передачи тепловой энергии или теплоносителя; являются опасными объектами. К О. к. относятся: котлы паровые, трубопроводы пара, сосуды, работающие под давлением более 0,07 МПа; котлы водогрейные, трубопроводы, работающие при температуре нагрева воды более 115°C.

Российская энциклопедия по охране труда. — М.: НЦ ЭНАС. Под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова. 2007.

  • ОБЪЕКТ
  • ОБЪЕКТЫ ПОВЫШЕННОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ

Смотреть что такое "ОБЪЕКТЫ КОТЛОНАДЗОРА" в других словарях:

  • Капитальный ремонт — ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые ( Положение о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на… …   Право Белоруссии: Понятия, термины, определения

  • Экспериментально-наладочные работы — это комплекс работ, по проведению наладки и испытаний оборудования с целью разработки мероприятий по повышению экономичности, надежности, а также совершенствования технологии и эксплуатации оборудования ( Положение о порядке выдачи специальных… …   Право Белоруссии: Понятия, термины, определения

  • Эксплуатация — использование объекта (изделия) по назначению, включающее транспортирование, хранение, техническое обслуживание, техническое диагностирование, текущий ремонт (группа технологически и (или) организационно связанных видов деятельности) ( Положение… …   Право Белоруссии: Понятия, термины, определения

  • Электрическая сеть — совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций, распределительных устройств, токопроводов, воздушных (ВЛ) и кабельных линий электропередачи, работающих на определенной территории (… …   Право Белоруссии: Понятия, термины, определения

  • Средний срок службы — 6.18. Средний срок службы Mean lifetime Математическое ожидание срока службы. Примечание к терминам 6.15 6.18. При использовании показателей долговечности следует указывать начало отсчета и вид действий после наступления предельного состояния… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Новомосковский институт повышения квалификации — (НИПК) …   Википедия

  • Грузоподъёмный кран — У этого термина существуют и другие значения, см. Кран. Выставка Bauma 2007 Кран грузоподъёмный  общее название для подкласса грузоподъёмных маши …   Википедия

  • модернизация — 3.97 модернизация (upgrading/uprating): Улучшение функций ГТУ, за исключением мощности, путем замены элементов существующей установки на элементы улучшенной конструкции или действие по увеличению выработки энергии и/или эффективности имеющейся… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Предельное — 15. Предельное содержание токсичных соединений в промышленных отходах в накопителях, расположенных вне территории предприятия (организации). М., 1985. Источник: П 89 2001: Рекомендации по диагностическому контролю фильтрационного и… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Предельное состояние — 2.5. Предельное состояние Limiting state Состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно Источник: ГОСТ 27.002 89:… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

labor_protection.academic.ru

Должностная инструкция специалиста ответственного за безопасную эксплуатацию опо (газовой котельной, мрпб, участка наружного газопровода к котельной) обьекта, расположенного по адресу: 1

«УТВЕРЖДАЮ»

__________________

____________________

«___»_ ________ 201__г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Специалиста ответственного за безопасную эксплуатацию ОПО (газовой котельной, мрпб, участка наружного газопровода к котельной) обьекта, расположенного по адресу:

- 1 -

I. Общие положения

1. В соответствии с ФНП "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденными Госгортехнадзором РФ, ответственность за безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов систем газопотребления за каждый участок возлагается приказом по предприятию на инженерно-технического работника соответствующей квалификации, прошедшего проверку знаний требований промышленной безопасности, «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления» и других нормативных правовых актов и документов в комиссии с участием представителя органов Ростехнадзора..

2. Первичная проверка знаний проводится комиссией при участии инспектора местного органа Ростехнадзор РФ.

3. Повторная проверка знаний должна проводиться:

а) периодически не реже одного раза в три года;

б) при переходе на другую работу, отличающуюся от предыдущей по условиям и характеру;

в) по требованию инспектора Ростехнадзора, если установлено недостаточное знание и инструкций;

Результаты экзаменов оформляются протоколом с указанием вида работ, которые может выполнять лицо, прошедшее аттестацию, в том числе в качестве членов АК.

На основании протокола успешной первичной проверки знаний выдаётся удостоверение за подписью председателя комиссии и представителя органов Ростехнадзора.

Лица, не сдавшие экзамены, должны в месячный срок пройти повторную проверку знаний.

Вопрос о соответствии занимаемой должности лиц, не сдавших экзамены, решается в порядке, установленном трудовым законодательством.

4. Ответственный за безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов газопотребления обязан в своей работе руководствоваться «Правилами безопасности систем газораспределения и газопотребления», знаниями требований промышленной безопасности, инструкциями по эксплуатации оборудования и информационными письмами Ростехнадзора РФ.

2. Обязанности лица, ответственного за безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов газопотребления.Лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов газопотребления обязано:

- 2 -

1. Участвовать в рассмотрении проектов газоснабжения и в работе

комиссий по приёмке газифицируемых объектов в эксплуатацию.

2.Принимать участие в комиссии по аттестации (проверке знаний) персонала в области промышленной безопасности.

3. Обеспечить содержание газового хозяйства котельной, его ремонт и эксплуатацию в полном соответствии с требованиями «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления».

4. Допускать к обслуживанию газового оборудования котельной только обученный и аттестованный персонал, допущенный к эксплуатации приказом по предприятию (начальник котельной, мастер, оператор котельной, слесарь КИПиА) и имеющий удостоверение установленной формы.

5 Следить за своевременной проверкой знаний обслуживающего персонала.

6. Знать действующие «Правила…» и инструкции по эксплуатации газового хозяйства, схемы и следить за их выполнением.

7. Регулярно проводить тренировочные занятия с персоналом, обслуживающим газоиспользующие установки, не реже 2-х раз в месяц: один раз по действиям в аварийных ситуациях ( по противоаварийным картам),

второй – по безопасным приемам розжига котлов - это одна из основных обязанностей ответственного лица.

8. Принимать меры к поддержанию газопроводов и их арматуры в исправном состоянии, следить за своевременной проверкой контрольно-

измерительных приборов и предохранительных устройств.

9. Осуществлять производственный контроль за соблюдением требований безаварийной и безопасной эксплуатации опасного производственного объекта, следить за выполнением планов ремонта газопроводов и газового оборудования.

10. Вести и хранить техническую документацию по газовому хозяйству котельной в строгом соответствии с информационными письмами Ростехнадзора.

11. Контролировать ведение сменного журнала (ежедневно знакомясь с записями в нем), журнала профобслуживания и ремонта газового оборудования, другой документации, ведущейся по газовому хозяйству в котельной.

12. Выполнять, проверять и обеспечивать выполнение предписаний треста газового хозяйства, газотехнической инспекции Ростехнадзора, администрации предприятия и других контролирующих организаций.

13. Лично присутствовать при проведении проверки срабатывания параметров автоматики безопасности совместно со службой КИПиА, контролировать строгое выполнение графика проведения проверок технического обслуживания и ремонта автоматики безопасности и регулирования.

- 3 -14 Составлять, пересматривать, уточнять инструкции по безопасной эксплуатации опасного производственного объекта газопотребления , карты противоаварийных тренировок с учетом изменений в устройстве и состоянии газового оборудования.

15. Участвовать в рассмотрении проектов газоснабжения и в работе комиссии по приёмке газифицируемых объектов в эксплуатацию. Вести технический надзор за проектированием, строительством, расширением и реконструкцией газового оборудования котельных.

16. Ставить в известность вышестоящего руководителя о невыходе на работу, вследствии болезни, отгулов или отпуска для назначения на свое место работника, временно исполняющего обязанности ответственного, данное назначение оформляется приказом по предприятию.

17. Не допускать ввода в эксплуатацию газоиспользующих установок, не отвечающих требованиям настоящих Правил.

18. Приостанавливать работу неисправных газопроводов и газового оборудования, а также введённых в работу и не принятых в установленном порядке.

19. Контролировать и оказывать помощь ответственным лицам за эксплуатацию опасных производственных объектов газопотребления, разрабатывать мероприятия и планы по замене и модернизации газового оборудования.

20. Ежегодно представлять на переутверждение Главному инженеру «План локализации аварий в газовом хозяйстве котельной».

21. Обеспечивать котельную схемами, инструкциями, плакатами по рациональному и безопасному распределению и использованию газового топлива и мазута, предупредительными табличками, обеспечивать персонал инструкциями, картами противоаварийных тренировок.

22. Вести учет утечек газа, неполадок и аварий, уведомлять Ростехнадзор о несчастных случаях, а также принимать участие в расследованиях последних (руководствоваться «Инструкцией о расследовании несчастных случаев на объ ектах, подведомственных Ростехнадзору».

21. Вести регулярный учет расхода газа котельной.

22. На основании анализа причин утечек газа, аварий и несчастных случаев принимать меры к предотвращению их повторения.

23. Следить за работой котлов и котельной, согласно утвержденных режимных карт (соотношения "газ-воздух", по водно-химическому режиму и т.д.)

24. Принимать участие в обследовании газового хозяйства предприятия инспекциями Ростехнадзора.

25. Обеспечить исправную работу в соответствии с установленными требованиями и ежедневную проверку приборов коммерческого учета расхода газа.

- 4 -

Права лица, ответственного за безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов газопотребления.

Лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов газопотребления имеет право:

1. Допустить газовое хозяйство котельной к эксплуатации при отсутствии дефектов, препятствующих дальнейшей работе.

2. Приостановить работу газового оборудования, имеющего значительный износ и опасность для дальнейшей эксплуатации.

3. Отстранять от обслуживания газового оборудования, газопотребляющих агрегатов ИТР и рабочих, не имеющих удостоверений, не прошедших в комиссии предприятия проверку знаний по безопасным методам работы и не допущенных приказом по предприятию к работе.

4. Делать представление администрации предприятия о дисциплинарном взыскании и об отстранении от эксплуатации опасных производственных объектов газопотребления ИТР и рабочих, не прошедших проверку знаний Правил безопасности или допускающих систематические нарушения Правил, норм и инструкций должностных и по технике безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов газопотребления .

5. Принимать участие в проведении «Дней охраны труда».

6. Требовать от соответствующих служб предприятия своевременного принятия мер по устранению выявленных в процессе эксплуатации недостатков и по выполнению работ, отмеченных в актах Ростехнгадзора.

7. Давать распоряжение на розжиг котлов.

8. Требовать от администрации принятия мер по созданию нормальных условий для работы персонала.

9.Осуществлять связь с газоснабжающей (газораспределительной) организацией, а также с организациями, выполняющими по договору работы по техническому обслуживанию и ремонту.

10.Требовать помощи служб предприятия в решении срочных и неотложных вопросов по обеспечению безопасной эксплуатации газового оборудования.

11.Осуществлять технический надзор при реконструкции и техническом перевооружении опасных производственных объектов газопотребления.

- 5 -

Ответственность.

Лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов газопотребления несёт все виды персональной ответственнсти за:

1. Качественную и безаварийную работу газового оборудования котельной, его ремонт.2. Своевременное и качественное выполнение актов предписаний инспекции Ростехнадзора, замечаний комиссий по охране труда и т/б.

3. Поддержание оборудования в соответствии с требованиями «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления», норм, информационных писем и инструкций по технике безопасности.

4. Правильное и своевременное ведение технической документации.

5. За выполнение требований «Правил...», норм и инструкций подчиненным персоналом.

6. За соблюдение требований данной инструкции.

В соответствии со ст.17 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997г. № 116-ФЗ лица, виновные в нарушениях указанного Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

инженер ________________ _________________

rykovodstvo.ru

История горного и промышленного надзора в России

Пётр I своим Указом от 10 декабря 1719 года учредил Берг-Коллегию с целью обеспечить развитие горного дела в России, а также руководство и надзор за горнозаводской промышленностью. До этого «рудосыскные», как и все другие «дела по горной части», находились в ведении местных властей. С этого времени началось формирование отечественной горной администрации с её собственными местными органами, которые управляли казёнными заводами и осуществляли надзор за частновладельческими.

Первоначально предметом этого надзора на протяжении почти двух веков была не безопасность горных работ и условия труда горнорабочих, а соблюдение права собственности на недра и связанных с этим правом узаконение, уплаты горной подати, обязательная поставка золота и серебра в казну, позднее – порядок разработки и т.п.

В самом начале своей деятельности горная администрация, представлявшая государство как инициатора развития горного дела и одновременно крупнейшего горнозаводчика, одновременно являлась одной их функцией центральных и местных органов горного управления, столкнувшись с серьёзными трудностями в решении вопросов об улучшении условий и оплаты труда, организации быта в населённых пунктах, медицинском и социальном обеспечении заболевших и получивших увечья на производстве, открытии школ, училищ и тому подобное.

Согласно проекту преобразования местного горного управления и в связи с увеличением объёмов горных работ в 1804 году Российская империя была поделена на пять горных округов – административных районов, в пределах которых концентрировались горные предприятия и во главе которых стояли берг-инспекторы. В соответствии с Горным положением, утверждённым в 1806 году, первый горный округ с правлением в Перми включал в себя горные районы «хребта Уральского», второй с правлением в Москве – «замосковные».

Выдающуюся роль в развитие горного надзора внёс знаменитый русский историк, горный инженер, администратор и продолжатель петровских реформ В.Н. Татищев. В 1734 году он подготовил Горный устав и Наказ шахтмейстеру (руководство по надзору за частновладельческими предприятиями). Хотя они не были утверждены в Санкт-Петербурге, действовали практически на Урале вплоть до XIX века и были узаконены 7 января 1818 года. На горных начальников Уральского хребта (так назывался горный округ) был возложен надзор за работами на частных рудниках и заводах.

После 1861 года долго существовала так называемая «горная полиция» от немецкого Bergpolizei . Горную полицию как систему мер по надзору за безопасностью в горной промышленности необходимо от горной полиции – института горных исправников, обеспечивавших «охранение общественного порядка и спокойствия на частных золотых промыслах» и подчинённые тем же самым органам горного управления. Мы говорим о «горной полиции» как о первом русском названии специального горного надзора за безопасностью. В 1893 году это понятие раскрывалось следующим образом:

«Во всех современных законодательствах имеются постановления, направленные к предупреждению хищнической разработки ископаемых, но главная задача современной горной полиции – безопасность горных работ и промыслов. Вследствие опасностей, сопряжённых с горными работами, последние подвергаются особенно детальному надзору, и нигде осуществление полицейских задач не связанно с такими чрезвычайными, часто миллионными издержками, как в горном деле. Законом 13 мая 1880 г. установлены у нас основные правила о порядке производства горнопромышленных работ. Правила эти обязательны для горных промыслов на каких бы то ни было землях, за исключением казачьих. О предполагаемом начале, возобновлении или прекращении горных работ, о предвидимой при разработке опасности или о происшедшем уже несчастном случае горнопромышленники обязаны уведомлять членов местного горного управления, а также представлять планы предположенных работ и указывать лицо, ответственное за ведение разработки. Работы должны производиться так, чтобы они не представляли опасности для жизни и здоровья рабочих и соседних жителей, равно для строений и другого имущества их, для путей сообщения, для источников минеральных, равно как и тех, которые необходимы для снабжения водою населённых мест. Подобное указание необходимых для этого государственных имуществ, который публикует во всеобщее сведение особую обязательную для горнопромышленников инструкцию… Ныне действует обширная инструкция от 2 июля 1888 г. по надзору за производством горных работ вместе с инструкцией от 24 июня 1888 г. по производству маркшейдерских работ (т.е. по надзору за ведением плана разработки). Инструкция от 2 июля 1888 г. пополнена правилами от 16 января 1892 г. для производства работ на золотых промыслах, которые впервые подвергнуты правильному техническому надзору в видах их безопасности. Инструкции эти между прочим содержат в себе наставления о креплении выработок, о закладке выработанных пространств пустою породою, о сигналах, о выходах из рудников, о спуске и подъёме рабочих и материалов, об употреблении взрывчатых веществ, паровых котлов и машин, об ограждении людей и животных от падения, о предотвращении пожаров и вредного воздействия скопляющегося в рудниках газов и воды, о вентиляции и т.п. Горнопромышленник, не использовавший в определённый ему срок указаний должностных лиц на средства к исправлению недостатков работ, привлекается к судебной ответственности. Если двукратное, по приговору судебного места, наложение наказания не побудило горнопромышленника к исполнению предписанных мер, то последние приводятся в исполнение на его счёт местным горным управлением, которое, под своей ответственностью, может это сделать и до привлечения виновного к суду. Если для ограждения безопасности необходима окончательная или временная остановка горных работ, то об этом составляется на месте письменный акт в присутствии горнопромышленника и двух свидетелей…»1.

Законом от 9 марта 1892 года была учреждена особая горнозаводская инспекция, состоящая из окружных инспекторов и их помощников и вновь учреждённых при местных горных управлениях присутствий по горнозаводским делам. Так безопасность ведения горных работ стала предметом специального, организованно оформившегося надзора. Именно эти присутствия по горнозаводским делам были объединены в 1899 году с присуствиями по фабричным делам.

Первоначально надзор за условиями и безопасностью труда не была для Фабричной инспекции первостепенной задачей. Она контролировала прежде всего соответствие законам о работе малолетних и женщин, соблюдение владельцами предприятий договоров о найме и правил штрафования рабочих, выступая в качестве третейского судьи в случае конфликта предпринимателя с рабочими. На фабричных инспекторов были возложены обязанности по ведению фабричной статистики. Контроль за условиями и безопасностью труда были недостаточно дифференцированной функцией Фабричной инспекции и осуществлялась лишь в связи с вышеназванными задачами. К проблемам безопасности неизбежно обращался горный надзор, поскольку специфика горной промышленности включат в себя постоянное присутствие естественных опасностей. Фабричные же инспектора имели дело непосредственно с безопасностью, лишь выполняя функции котлонадзора. Но для надзора за безопасностью труда не существовало законодательной основы, хотя объективная необходимость вычленения этой специальной надзорной функции становилась всё более очевидной в процессе социального и промышленного развития.

Именно по этой причине законом 1886 г. предусматривалось право присутствий по фабричным делам издавать обязательные постановления «о мерах, которые должны быть соблюдаемы для охранения жизни, здоровья и нравственности рабочих во время работы, а также в отношении врачебной помощи рабочим». Но дело в том, что таким правом уже обладали земства и городские думы. Разнообразия условий на территории империи привело к тому, что многие постановления такого рода противоречили друг другу, а присутствие по фабричным делам вступили в конфликт с местными органами власти. Показательно, что этот конфликт был обусловлен конкретными недостатками фабричного законодательства, которым ещё не была определена и не поручалась кому-либо функция надзора за условиями и безопасностью труда, лишь эпизодически выполняемая Фабричной инспекцией. Это был конфликт из-за отсутствия специального надзора, соответствующих полномочий и их разграничения. Таким образом и дала знать о себе объективная необходимость организации специального надзора за безопасностью труда.

В частности и этот конфликт послужил причиной реорганизации Фабричной инспекции в 1899 году. В соответствии с законом от 7 июня издание обязательных постановлений по охране жизни и здоровья работающих стало исключительным правом Главного по фабричным и горнозаводским делам присутствия. Это ещё не открывало возможностей для организации эффективного надзора за безопасностью труда. Тем не менее закон от 7 июня 1899 года явился вехой в развитии надзора: в нём была впервые определена и отнесена к компетенции надзорных органов одна из основных составных задач надзора – создание подзаконных нормативных документов. Обязанностью главного присутствия стало издание «инструкций и правил по всем предметам надзора, издание общих правил по охране жизни, здоровья и нравственности рабочих». Отсюда естественно вытекала и вторая задача: контроль за выполнением требований указанных документов.

Старейший специальный надзор – котлонадзор, как самостоятельная функция, выделенная из общего надзора за промышленной безопасностью, начал свою деятельность в XIX веке. С развитием котлостроения участившиеся взрывы и, как следствие, травмирование и смерть рабочих вызывали необходимость установления надзора за содержанием и правильной эксплуатации котлов. В России безопасность эксплуатации котлов контролировалась с 1843 года губернскими инженерами. В 1894 году этот котлонадзор был передан Фабричной инспекции Министерства торговли и промышленности. В это же время были разработаны правила по устройству и эксплуатации котлов, согласно которым в целях предупреждения взрывов котлы подвергались один раз в два года наружному и один раз в шесть лет внутреннему осмотру. Надзор за котлами носил государственный характер, однако с образованием в 1901 году Отдела котлов и двигателей при собрании техников в Варшаве и в 1902 году Московского союза владельцев паровых котлов, машин и электрических аппаратов надзор за паровыми котлами стал носить частный характер. В 1910 году функции надзора были переданы обществам котловладельцев с предоставлением прав проведения освидетельствования и осмотра паровых котлов наравне с фабрично-заводской инспекцией. Кроме основных функций, общества создавали специальные школы по обучению кочегаров (операторов), принимали участие в разработке надёжных конструкций котлов и контрольных приборов к ним.

Советский период истории надзора начался 17 мая 1918 года, когда Советом Народных Комиссаров был принят Декрет об учреждении инспекции труда, подчинённой Наркомату труда. Инспектора труда должны были избираться профсоюзными организациями и утверждаться областными комиссарами труда. На Инспекцию труда возлагалось «наблюдение, контроль за проведением в жизнь декретов, постановлений и т.п. актов советской власти в области охраны интересов трудящихся масс, а равно и непосредственное принятие необходимых мер по охране безопасности, жизни и здоровья рабочих и работниц». Тем же директором на Наркомат труда было возложено и «принятие неотложных мер к организации технического надзора и наблюдения за паровыми котлами». Преемственность по структуре функций с дореволюционной Фабричной инспекцией здесь не вызывает сомнений.

Для квалифицированного надзора за безопасностью предупреждения несчастных случаев и выполнения функций котлонадзора в августе 1918 года в развитие идей Декрета об инспекции труда была создана Техническая инспекция из специалистов инженеров. Технические инспектора работали в сотрудничестве с инспекторами труда, но проводили и самостоятельные проверки.

30 января 1922 года Декретом Совнаркома в составе Главного управления горной промышленности ВСНХ было создано Центральное управление горного надзора (ЦУГН), задачи которого определялись необходимостью скорейшего восстановления после гражданской войны горнодобывающей промышленности. Они включали в себя наблюдение за выполнением горными предприятиями законов и распоряжений правительства в области горного дела, контроль за соблюдением правил безопасности ведения горных работ, технический надзор, в том числе за паровыми котлами с их освидетельствованием, учёт и анализ производственного травматизма, расследования аварий, надзор за маркшейдерскими работами и руководства горноспасательными и испытательными станциями. И для этой службы функция надзора за безопасностью ведения работ оставалась не первом плане.

В этом же году в составе Наркомата труда СССР и наркоматов союзных республик была образована государственная горнотехническая инспекция, а на местах окружные, губернский, районные и участковые инспекции, которые выполняли функцию котлонадзора.

В эти годы развитие надзорной службы значительно усложнилось из-за ведомственной нерзбирихи, в виду чего предприятия не имели общих правил безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, т.е. повторялись те же ошибки, что и до 1899 года, так было вплоть до 1954 года.

Постановлением Совета Министров СССР № 3582 от 17.10.1947 было образовано Главное управление горного надзора при Совете Министров СССР.

В 1954 году горный надзор получил статус государственного, начался процесс организованного объединения различных видов надзора на базе исторической и территориальной совместимости.

Для объединения функций Постановлением Совета Министров СССР № 1316 от 1 июля 1954 года был образован Комитет по надзору при Совете Министров СССР (Госгортехнадзор СССР) на базе главного управления горного надзора министерства геологии и охраны недр, Главной государственной инспекции котлонадзора Министерства электростанций и Государственной технической инспекции Министерства нефтяной промышленности СССР, на который были возложены обязанности: надзор за соблюдением правил техники безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых на предприятиях горнодобывающей промышленности, а также горных и буровых работах в геологических партиях; горно-геологический контроль за правильной эксплуатацией месторождений полезных ископаемых и применением наиболее эффективных систем их разработки в части полноты выемки разведанных запасов и т.д.

В том же 1954 году Постановлением Совета Министров СССР №1747 от 20.08. для преодоления ведомственной подчинённости Госгортехнадзору СССР были переданы управления горных округов. Согласно Постановлению Совета Министров № 1263 от 13 июля 1955 года в подчинение Госгортехнадзора СССР были переданы горнотехнические инспекции министерств и ведомств союза. Таким образом, Госгортехнадзор СССР стал единственным органом в стране, координирующим надзор за соблюдением правил безопасности при ведении работ на опасных производствах.

Система управления народным хозяйством претерпевала многочисленные реорганизации, не оставляя в стороне и надзор за соблюдением безопасности на опасных производствах.

В 1958 году Госгортехнадзор СССР был ликвидирован, а его функции были переданы республиканским комитетам и инспекциям. Однако через 10 лет Госгортехнадзор СССР был возрождён, а в 1989 году его объединили с Госатомнадзором СССР, и меньше двух лет он функционировал как Госгоратомнадзор СССР.

Это слияние оказалось не состоятельным, и в ноябре 1990 года Госгортехнадзор РСФСР вновь стал самостоятельным. В последующие годы наряду с реорганизацией исполнительной власти система Госгортехнадзора претерпела ряд изменений. Указом президента Российской Федерации от 12.11.92 № 1355 он стал именоваться «Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России)». «Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России» было утверждено Указом президента России от 18.02.1993 г.

9 марта 2004 г. Указом Президента Российской Федерации Федеральный горный и промышленный надзор России преобразован в Федеральную службу по технологическому надзору с передачей ей функций по контролю и надзору упраздненного Министерства энергетики Российской Федерации и преобразованного Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

___________________ 1 Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, т. IX , С-Пб., 1893, с. 236.

www.gosnadzor.ru

Ростехнадзор разъясняет: Подтверждение соответствия требованиям ТР ТС 032/2013

Вопрос: Организация проектирует и изготавливает водогрейные, паровые и комбинированные блочно-модульные котельные на газообразном, жидком и твердом топливе. Имеются Свидетельства СРО на проектирование и изготовление, а также сертификаты соответствия на изготовление по ТУ водогрейных, паровых и комбинированных котельных (серийный выпуск). При изготовлении котельной применяются только материалы и оборудование, имеющие сертификаты соответствия и другую разрешительную документацию (котлы, трубопроводная арматура, насосы, фланцы, отводы, переходы, трубы).

Паропроводы в котельной производятся из труб, которые подходят для этих целей (по рабочему давлению пара, температуре) и имеют сертификаты качества на соответствие ГОСТ 8732-78/В8731-74. Сварные стыки паропроводов в котельной проходят испытания в соответствии с ПБ 10-573-03 (ультразвуковые исследования, механические испытания аттестованной лабораторией). Необходимо ли при изготовлении паропроводов в котельной (давление пара до 1,6 МПа) получать дополнительные сертификаты соответствия Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013) на паропроводы внутри блочно-модульной котельной?

Ответ: Единые обязательные для применения и исполнения требования безопасности к оборудованию, работающему под избыточным давлением, впервые выпускаемому в обращение и предназначенному для применения на таможенной территории Таможенного союза, при разработке (проектировании), производстве (изготовлении) такого оборудования, а также требования к маркировке оборудования в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, установлены техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013), принятым Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 02.07.2013 № 41 и вступившим в силу 01.02.2014.

Требования ТР ТС 032/2013 распространяются на оборудование, работающее под избыточным давлением, перечисленное в пункте 2 ТР ТС 032/2013, за исключением оборудования, перечисленного в пункте 3 ТР ТС 032/2013.

В соответствии с пунктами 37, 40 ТР ТС 032/2013 оборудование, выпускаемое в обращение на таможенной территории Таможенного союза, подлежит подтверждению соответствия требованиям ТР ТС 032/2013 в форме сертификации или декларирования соответствия.

В случае изготовления трубопроводов пара и горячей воды, на которые распространяются требования ТР ТС 032/2013, организация-изготовитель обязана подтверждать их соответствие требованиям ТР ТС 032/2013 в форме сертификации или декларирования соответствия.

Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды (ПБ 10-573-03) с 22.12.2014 признаны не подлежащими применению в качестве обязательного для исполнения нормативного правового акта в связи со вступлением в силу Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 (зарегистрирован в Минюсте России 19.05.2014, регистрационный № 32326).

tk-servis.ru


Смотрите также